Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теперь процесс познания реального объекта завершен. Необходимо сравнение с культурно-историческим аналогом



На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхож дении мира из книг Ригведа, Библия, Древнегреческие мифы, Русские ведь и др. Дети зарисовывают наиболее яркие сюжеты, сравнивают их со своими отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образователь ный результат по данной теме не является единым для всех. Каждый ученик письменно излагает свои результаты в форме рефлексивного минисочинения. Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творчес кую работу, в которой можно будет более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель и представить ее на защиту в конце учебной четверти.

Приведем основные этапы эвристической образовательной ситуации:

  1. образовательная напряженность (фор мулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения),
  2. уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, поня тия, предмета),
  3. конкретизация задания (формулирование учебного зада ния в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каж дым учеником),
  4. решение ситуации (личное решение образователь ной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуаль ная, парная и групповая дея тельности учеников),
  5. демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дис куссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переоп ределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников),
  6. систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта),
  7. работа с культурно-историческими аналогами (введение культурно-историчес ких аналогов созданным учени ками образовательным продук там),
  8. рефлексия учащегося (обозначение и оцен ка достигнутых результатов. Осознание методологии деятель ности отдельных учеников и всех вместе. Формулировали оконча тельного или открытого решения образовательной ситуации).

Началу эвристической ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна обра зовательная напряженность:

· целенаправленное создание образовательной напряженнос ти учителем;

· возникновение проблемы или вопроса;

· непредвиденное противоречие;

· несоответствие полученных результатов ожидаемым;

· затруднение решения задачи или выполнения задания;

· нарушение привычных норм образовательной деятельности;

· введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

· многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образователь ной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.

Внимание!

Наиболее «сильной» является та эвристическая ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Включен ность учителя в решение проблем типа: Откуда произошел мир? Что такое точка? Каковы причины грозы? – позволяет учителю всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы.

Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать эвристическую ситуацию, но и продви гать собственное образование в направлении преподаваемого пред мета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют огромную обучаюшую роль для учеников и перенимаются ими.

Технологические этапы создания и развития обра зовательной ситуации на примере проведенного нами урока на тему «Коляда» (5 класс)

Цели урока: 1) постижение детьми смысла славянского мифа о передаче богом Колядой Звездной Книги людям; 2) изучение взаимосвязи славянской и христианской культур на примере сочетания «святки – колядки», отыска ние общего культурного первосмысла этих двух традиций; 3) создание у учащихся осмысленных предпосылок для последующего колядования в канун Старого Нового года.

Ход занятия

На школьной доске до занятия делаются записи: Святки, Колядки – что общего? Зимнее солнцестояние, Новый год, Рождество – что общего?

Обращение к реальности. Учитель: «Как называются дни, которые сейчас идут?» Ответы учеников: «Святки, колядки – так называется период от Рождества до Крещения».

Выявление личного опыта учеников, известной им информации. Учитель: «Что делают во время святок-колядок, какие обряды, гадания? Что такое святки? Почему их так называют?» Ребята отвечают, что «это святые дни», «в честь святых названы», «в честь Христа – Святого».

1. Создание образовательной напряженности

Учитель:«Что такое колядки?» Ученики: «То же самое, что и святки» «происходит от слова "кол"». Учитель: «Обратите внимание на сходство: кол коловращение, колесо, колдование...»

Учитель: «Что общего у дня зимнего солнцестояния, Нового года и Рождества?» Ученики: «Они происходят почти одновременно», «Они все что-то.начинают», «Это граница заката старого и рождения нового».

2. Уточнение образовательного объекта

Учитель: «Кто такой Коляда? Коляда – бог зимнего солнцеворота (коле со) у древних славян, сын Дажьбога и Майи-Златогорки».

Образовательная среда создается с помощью чтения учителем отрывка из мифа о рождении Коляды.

Ученикам во время чтения предлагается выполнить задание на выбор:

а) сформулировать и записать вопросы, которые возникнут при прослушивании мифа;

б) определить смысловые особенности данного мифа;

в) записать встречающиеся в мифе старинные и колоритные слова;

г) нарисовать иллюстрации к мифу.

Креативная деятельность учеников происходит одновременно с внешней деятельностью учителя – чтением мифа. Созданные детьми образовательные продукты затем кратко обсуждаются. Ученики обращают внимание на следую щие элементы:

· Рождение Коляды воспето: Сварогом, Хорсом, Зарей, звездами, Месяцем, зверьми, людьми;

· Сварог послал Семаргла с поклоном Коляде-младенцу;

· Коляда должен передать людям Звездную книгу Вед.

Вопросы, которые задают ученики после чтения мифа: Почему Майя Златогорка для рождения Коляды должна была остаться между царствами Яви и Нави? Почему Сварог сам не пришел к Коляде? Почему Книга была звездами украшена? Зачем Коляда должен был дать людям книгу?

3. Конкретизация задания

Чтение мифа закончено перед тем местом, где Коляда должен передать людям Звездную Книгу. «Как первые люди получили Звездную Книгу?» – Ответить на этот вопрос предложено каждому ученику письменно. Готового ответа ни у кого нет. Мотив выполнения данного задания практически у каждого ученика, поскольку ребята «разогрелись» на предварительном обсуж дении.

Для выполнения задания ученикам предлагаются алгоритмические реко мендации:

Придумайте ситуацию, при которой была передана Книга, т.е. опишите.

· как это происходило,

· кто участвовал,

· чем сопровождалось действо,

· напишите кратко, что содержалось в Книге,

· зачем она была дана людям.

4. Решение ситуации

Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в течение 15 минут. Дополнительное задание для желающих: составить и записать к своему тексту 1–2 вопроса, аналогично тому, как задавались вопросы к тексту прочитанного учителем мифа.

5. Демонстрация образовательной продукции

Образовательные продукты, т.е. результаты учеников, имеют два вида: внешние (тексты) и внутренние (усвоенные смыслы и конструкции, которые применены ими при составлении текстов). Внешние продукты демонстриру ются при чтении, внутренние – осознаются при рефлексии (текущей – во время обсуждений и итоговой – в конце занятия).

Определяются ученики, желающие первыми прочитать свои мифы-сочи нения. Остальным ученикам задается вопрос: «На что Вы будете обращать внимание во время чтения автором своего текста?» Каждый из учеников определяет для себя критерии: «Буду искать старинные слова и обороты», «Буду находить то интересное, что мне потом пригодится», «Буду придумы вать вопросы автору», «Выясню, какие идеи он применит». Обозначенные позиции позволяют вызвать отношение учеников к чужим продуктам, сфор мулировать критерии их оценки.

6. Систематизация полученной продукции

На данном занятии зачитываются и обсуждаются только два текста, составленные учениками. Все остальные учащиеся свои сочинения сдают учителю. Наиболее оригинальные из них входят в сборник ученических работ.

7. Работа с культурно-историческими аналогами

Учитель зачитывает продолжение мифа о том, как Коляда передал Книгу людям. Ученики с большим интересом воспринимают миф на ту же тему, на которую они только что писали сочинение. В прочитанном изложении узна ется христианский сюжет, когда к Христу в пещеру с дарами пришли волхвы. Каждый из учеников сопоставляет свой текст с текстом из журнала, отыски вает сходства и различия. Ситуация имеет тенденцию к продолжению. Не смотря на несходство текстов, практически все ученики довольны своими работами. Они знают не только свой вариант, но и варианты одноклассни ков, а также культурный аналог. Во время обсуждения выясняется, что многие элементы в разных ученических текстах получились одни и те же: троекратные повторения, кражи богами друг друга, использование особых свойств воды. Это рождает у учеников версии о существовании единых культурологических первооснов, что также является результатом образова тельной ситуации.

8. Рефлексия

Цель рефлексии – осознание учениками своей культурологической дея тельности, использованных и усвоенных способов, полученных результатов, возникших трудностей и проблем. Вопросы учителя: Что каждый из нас делал сегодня на занятиях? Что было главным? Каковы основные результаты? Чего удалось достигнуть? Что каждый понял, чему научился? Ученики кратко формулируют свои ответы. Называют то, что они делали самостоятельно: составляли текст, придумывали вопросы, что узнали про Коляду, про его Рождение. Дети не просто отчитываются о проделанном, а уточняют и достра ивают свои образовательные продукты.

===





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1109 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...