Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционно-религиозное право



Обычно-традиционная правовая система сегодня охватывает страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и некоторые другие.

В странах этих регионов сегодня традиционное право является не самостоятельной правовой системой, а лишь подсистемой национального права. Здесь традиционное право и европейские правовые модели в определенных сферах действуют параллельно. Структуру самого традиционного права характеризует дуализм норм (юридический и религиозно-нравственный характер). Основные характеристики обычного традиционного права: 1)Это незавершенное право или предправо с точки зрения системности. 2)Правопонимание еще слитно с космическим миропониманием. 3)Юриспруденция еще неизвестна как сфера профессиональной деятельности.4)Единственный источник права – обычай; отсутствует вертикальная соподчиненность норм. 5)Крайне слабая роль государства в формировании и реализации права. 6)Обычное право – право личное, а не территориальное. 7)Обычное право характерно для обществ с застойным характером развития, со слабо развитой государственностью. 8)Обычное право – одна из форм консервации прошлого, препятствие для централизации государства в силу локальной замкнутости и противоречивости. 9)Обычное право нерукотворно, т.к. является элементом» мирового порядка». 10) Правотворчество как таковое отсутствует.11) Обычное право носит устный характер, имеет форму мифов, пословиц, поговорок и т.д.

Индусское прав о – это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.

Свое название индусское право получило от факта применения его к индусам. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно – кастовой основе, в том числе и вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизации. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной степени доминирует религиозная доктрина – индуизм.

Черты обычного индусского права: 1)право присутствует здесь в зародышевой форме; 2)слитность с религией и моралью; 3)многозначность понятий, присущая начальному этапу становления права; 4)власть короля носит подчиненный характер; 5)закрепляется неравенство индусов перед Богом и законом.

Мусульманское право как система норм в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII- X вв. в Арабском Халифате и основано на религии – исламе.

Источники мусульманского права:

1)Коран – откровения бога Аллаха, ниспосланные пророку Мухаммеду и обращенные к правоверным мусульманам; 2)Сунна – предания, рассказы о жизнедеятельности Пророка, столь важные для интерпретации и пояснения Корана; 3)Иджма – согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного; 4)Кияс – аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной или иджмой.

Именно нормы, содержащиеся в Коране и сунне, составляют божественное право ислама, или шариат.

Характерные черты мусульманского права: 1)Главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридических начал. 2)Мусульманское право, как любое традиционное право, возникает как право личное, а не территориальное. Оно отличается казуистичностью, противоречивостью, пренебрежением к абстрактным формулам. 3)Нет четкого деления на отрасли права, в том числе, на публичное и частное право. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина. Мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти. 4)Мусульманское право возникает не «снизу», из практики, а «сверху», из доктрины. Роль государства здесь лишь косвенная. 5)Акты правителя исламского государства играют подчиненную роль в системе источников мусульманского права (законы уже содержаться в Коране и сунне). 6)Со второй половины XIX в. мусульманское право подверглось вестернизации. Следствием этого процесса явилось восприятие им ряда европейских правовых институтов, использование европейских форм права, кодификации и т.д. Однако в конце XIX в. в ряде стран происходит резкий поворот в сторону исламизации. 7)Степень влияния мусульманского права на законодательство стран мусульманского Востока различается в зависимости от сфер общественной жизни. Наибольшее влияние мусульманского права – в сфере так называемого личного статуса (семейное право, наследственное право). В меньшей степени – в конституционном, уголовном праве.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...