Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древне индийские философские школы



1. Разновидность ведантской ортодоксии: познание мира и природы через самопознание.

2. Анимизм- вещественно-предметная теория, когда все живое и не живое имеет душу.

3. Брахманизм Внешний мир посюсторонний, есть лишь химера, фикция, тень, она лишь кажется реальностью Центральное понятие «МАЙЯ». Душа (АТМАНА) бессмертна, тело –временная оболочка. В основе мира лежит безличный Мировой Дух (БРАХМАНА). Привязанность «Атмана» к телу принуждает ее переселяться в иное тело по закону КАРМЫ. После определенного круга превращений душа может заслужить освобождение («МОКША») и слиться с Брахмой. Позднее появляется понятие «АНУ» - притягивающее будущее, индивидуализация природы человека и специфика человеческого бытия.

4. Пурва-миманса- Поиск субстрата-элемента строения мира.Учение о двух началах мира, позже 4-х, 5-ти и 9-ти началах.

5. Йога – учение о единстве и взаимовлиянии материального и психического, но при руководящей роли духа (психического) начала в жизни человека.

Буддизм- появился в Индии, затем в Китае. 300 лет распространялся устно, затем был записан. Из философского учения переросло в религию. Основные идеи: человек рожден не для счастья, а для покоя. Чтобы доcтичь покоя –надо избавиться от страданий, чтобы избавится от страданий –надо избавится от желаний. Мир –Един, но это единое,которое есть многое. Высшее блаженство(«нирвана») –место или состояние, которое одновременно и существует и не существует, там вечный покой. Познание мира происходит через познание единичного, через самопознание. Диалектические идеи- взаимопереход элементов, стихий и веществ.

Древнекитайская философия. Большинство философских учений Китая - этико-политические. Основные школы:

1. Даосизм 700-600лет до нашей эры. Дао –закон, букв. –ПУТЬ,дновременно и космический закон мироустройства и нравственный закон.«Дао то сокращается, то расширяется до бесконечности». Отрицательные определения Дао –бестелестный, безликий, повсюду. Основатель Лао-Цзы считал, что все человеческие представления плохи, надо подражать природе, идти в горы, познавать природу, заниматься естевознанием. Эта линия была продолжена в школе инь и янь (народная философия) и современной концепции «пульсирующей Вселенной».

2. Конфуцианство, центральное понятие «Долг». 6 видов долга: перед государством, страной, народом, правителем, семьей, перед самим собой. (по убыванию). Плохое в жизни людей - результат их необразованности, главное - просвещение и нравственное воспитание, главные чувства долга и самоконтроля. Конфуций: «Не может управлять государством. людьми человек, который не может владеть самим собой.». Этика разумного эгоизма: «Делай другому то, что ты хотел бы делали тебе»(позже у фр. Просветителей и Н.Чернышевского). Золотое правило нравственности.

3. Моистская (основатель Мо-цзы- 5-3 ст. до н.эры. Трактат Мао-цзы (ученики) с разделами «Похвала мудрости», «Прославление единства», «Всеобщая любовь», «Против нападения», «Про экономию в расходах», «Воля неба». Критиковал конфуцианство. Считал главным в отношениях между людьми- взаимопомошь, уважение талантов, экономию, ненасилие, всеобщую любовь. Учил,что небо карает тех, кто не проявляет любви к ближнему. Не разделял фаталистических взглядов, что небо определяет судьбу человека. Судьба зависит от действий человека. Был противником иерархичной этики, агрессивных войн, борьбы аристократичных кланов. Первым ввел категорию «причины и рода», анализировал процесс познания. Истиною считал то, что основано на положительном опыте прошлого и полезно для народа. Знания не врожденны, а приобретаются в ходе практики жизни.

4. Легитская – гл.тема- Закон и устройство мироздания как общества. Закон выше правителей (обуздание произвола). Этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и державой.

5. Школа имен (близкие идеи софистам Др.Греции)- сомнения в возможности человека познать мир, многозначность смыслов, ускользание Истины.

Общие идеи, характерные как национальная особенность философии, вошли в современный буддизм и кришнаитскую модель: Мироздание-арена борьбы противоположностей. Главные Инь и Янь (м и ж начала) (знак).Они конкретизируются в других противоположностях: свет/тьма, тепло/холод, добро/зло и т.д. Взаимодействие Инь и янь порождает 5 основных элементов: вода, огонь,дерево, металл, земля. Из этих начал возникает все сущее. Позднее появляются идеи первобытной субстанции, состояниями которой являются инь и янь и безликом мировом законе Дао.

Древнееврейская философия. 600-500 лет до нашей эры одновременно с греческой. На основе иудаизм. Основные черты и идеи: религиозность (монотеизм), историзм (направленность развития). Р. Аккива, Мудрецы Талмуда, Рашби.

1. Единство мира обосновывается Единством Бога, невидимого,Вездесущего, Веченого. Миров много, а Бог один. Качества Бога они же качества и строение мира, они же свойства человека.

2. Мир был сотворен Богом из ничего (концепция цим-цум (сжатия), разбиения сосудов и эманации- нисхождния внжние миры). Идея развития мира по Божьему Замыслу. Всевышний создавал наш мир и смотрел в Книгу.

3. Идея творения Человека (мужчину и женщину) из праха, но по образу и подобию - Божественная душа. Особая миссия человека в этом мире. Идея свободы воли (выбора) и личной ответственности человека перед Всевышним. Идея Союза Б-га и человека. Высшая ценность-это жизнь. Равноценность всех пред Творцом. Гл. задача человека – строить Вс-нему Дом в этом мире, исправляя его своими добрыми делами, одухотворяя материальную повседневную жизнь, выполняя Заповеди и постигая Волю Всевышнего. Внесение духовного в материальное –миссия людей в нашем мире.

4. Идея исправления мира человеком и искупления первородного греха. Идея активности человека и Суда после смерти. Идея милосердия и прощения. Основные заповеди общечеловеческой этики. (10 заповедей). Главная - Возлюби ближнего как самого себя – (Гилель). Человек изначально ни добр и ни зол, ни грешен, ни праведен. Хорошое или плохое зависит от оценки, от последствий его деяний. В нем есть и Божественная душа и га-норци (дурные намерения и склонности).

5. Идея общественной жизни человека. Идея связи поколений и коллективной ответственности.

6. Познание Бога через познание мира. Единство и равнозначность мысли, слово и действия. Разум и сердце выполняют разные функции, главное слушать глас Божий.

7. Диалектика. Мир состоит из противоположностей. это закрепилось в языке: «УРИМ» и «ТУММИМ» противоположности. «Урим» -светлое, позитивное, утверждение и принятие (ДА). «Туммим» -темное, омраченное гибелью мира.

8. Древне греческая философия. Оказала огромное влияние на европейскую и мировую философию. Делится на периоды: досократовский, классический и поздний.

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ

1. Ионийская школа. Материалистическая. Представители Фалес (все из воды), Анаксимен (воздух),Анаксимандр (айперон-беспредельное).

2. Гераклит Эфесский и Кратил. Диалектика и релятивизм - две концепции развития мира. Гераклит «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»(идея изменчивости всего сущего). Кратил «И один раз нельзя войти»(отрицание движения как такового). В основе бытия мира у Гераклита «Огонь мерами потухающий.мерами возгоряющийся». Принцип разнообразия и единства мира

3. Пифогорейцы. Гармония чисел - закон Космоса, числа выражают нравственные и духовные понятия. Единственная реальность –и субстанция –это Число

4. Элиаты ( Парменид –принцип тождества бытия и мышления, Апории Зенона –идея бесконечного деления времени и пространства.)

Классический период. Переход от устной традиции к письменности.

5. Милетская школа. Материалистическая. Демокрит поделил мир на атомы (неделимые, но разнородные) и пустоту. Закон –имеет всеобщее значение, превым отделил индивидуальное от общего. Двойственное качество вещей существует только в ощущении.

6. Софисты и Сократ. Основная тема-Человек, а не Космос. Протагор «Человек мера всех вещей. Микрокосм. содержащий в себе макрокосм.» Сократ: «Познай самого себя». «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают даже этого», «В споре рождается истина. Только диалог помогает что-то познать». Истинное богатство -внутри.

7. Платон и платоники. (неоплатонизм в греческой и раннесредневековой философии). Основатель идеализма. Мир идей предшествует миру вещей. Наш мир - лишь тени, отражение идеального мира идей.Главные ценности Благо (всеобщее) Красота, Истина. Работы в форме диалога. Считал себя учеником Сократа. Разработал Диалектику развития, диалектику мышления.Модель идеального государства (иерархического и тоталитарного).

8. Академия Аристотеля. Система наук. Разработал методы познания. Ученики и Учитель. Учитель А. Македонского. Мир разделен на активное начало ДУХ= Движение и косную пассивную материю. ДУХ и МАТЕРИЯ раскрываются через диалектику ФОРМЫ и СОДЕРЖАНИЯ. Б-г как первопричина. Учение о сущем и существовании, о возможностях и действительности. Анализ причин. Полис (город-государство) – природное образование, а люди по природе своей «общественные животные, которые только в обществе и могут общаться». Основатель формальной логики.

Древнеримская философия (продолжение греческой, их часто объединяют – под названием Античная философия). 200лет до нашей эры по 2 век нашей эры (падение Рима).

Основные школы:

1. Эпикурейцы. Основатель Эпикур, ученик Лукреций Кар (Поэма о природе вещей). Атомистическая модель мира, материализм, натурализм, плюс этико-эстетическая концепция смысла жизни человека в наслаждении (эпикурейство). Различия внутреннего и внешнего существования в человеке (в ХХ веке - экзистенциализм). Идея свободы как случайности = отклонение от необходимости уже на уровне атома создает все многообразие мира.

2. Стоики. 3 ст. до н.эры. Сенека, Марк Аврелий, Эпиклет. Продолжили тему свободы и необходимости в жизни. Понятие РОК, ФАТУМ, Судьба (в античных трагедиях, в эпосах). Гл.задача – самовоспитание. Свобода- познанная необходимость, смирение перед неизбежным, покорность судьбе (героическая, с достоинством). Мудрость в равнодушии, полном отсутствии эмоций никаких привязанностей (философский взгляд широко распространенный и сегодня). Стойко переносить трудности, испытания и удары Судьбы, с достоинством встретить смерть; главные свойства, которые надо в себе воспитывать: рассудительность, неприхотливость, справедливость, мужественность

Эпиклет «Мое тело можно заковать в кандалы, мою волю - нет». «Мир-космос – живое сферическое тело, разумное существо, упорядочено целевым образом организованное.» Начала мира- безликое вещество или субстанция(пассивное) и Логос или Бог (активное).Цикличность развития мира.

3. Скептики и киники(циники). 1-2 столетие н.э. Аркесилий, Агриппа. Мы не можем знать каковы предметы на самом деле. Разграничение внутреннего (духовного) мира и внешнего(природного).

4. Неоплатонизм. Плотин, Порфирий. Мир - един, высшее его качество и ценность - БЛАГО, трактуемое как «переполненность», Абсолютная полнота бытия (ВСЕОБЩЕЕ), отсюда переливание через край «самого себя»=эманация в менее совершенные формы (состояния) бытия - УМ, который в свою очередь порождает -ДУШУ(мировую) и постепенное снижение степени полноты до индивидуальной души, которая охватывается небытием (материальным телом). В христианстве это нашло воплощение в ликах ТРОИЦЫ, как в ипостасях Единого Бога. А у Гегеля - как ступени самореализации и самопознания Абсолютной идеи.

5. Эклектизм не представляет собой оригинального учения,а берет ряд положений философии Эпикура, неоплатоников и Аристотеля смешивая их. Наиболее известен Цицерон: разработка теории права, государства и форм и методов управления народом. Роль философии,религии и государства в общественном развитии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...