Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как бороться с антипатией?



· постарайся грамотно проанализировать, что именно тебя отталкивает в человеке. Определи вид своей антипатии, найди ей логическое объяснение. Иногда оно бывает настолько смешным, что ассоциативная цепь разрывается автоматически;

· проанализируй человека, найди в нем положительные черты;

· один из способов побороть неприязнь, как ни парадоксально это звучит, – заботиться о человеке. Мы ценим то, во что вкладываем свой труд;

· людям верующим можно посоветовать упоминать неприятного себе человека в молитвах, прося Бога освободить сердце от негативных эмоций.

С другой стороны, ты должна понимать, что антипатия – это вполне здоровое чувство, которое свойственно практически всем людям. Если она не мешает тебе (например, ты видишься с неприятным объектом крайне редко), то не стоит винить себя за негативные эмоции. Сосредоточься на приятных моментах и окружай себя теми людьми, общение с которыми приносит тебе радость!

3.СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ,

ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

СТИЛЬ общения. Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Данное понятие имеет несколько трактовок:

· индивидуально - типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся,

· особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога (В.А. Кан-Калик),

· совокупность устойчиво применяемых педагогом способов воздействия на учащихся (В.С.Грехнев).

В стиле педагогического общения находят выражение:

Ø особенности коммуникативных взаимоотношений педагога и воспитанников,

Ø сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников,

Ø творческая индивидуальность педагога,

Ø особенности коллектива обучающихся.

Стиль общения педагога с учащимися - это категория социальная и нравственная. Он зависит и формируется под воздействием многих факторов:

- от психического склада человека,

- его ценностных ориентаций,

- уровня образования и общей культуры,

- влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья…),

- авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть «плюсы» и «минусы» его общения с обучающимися.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

-взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как равноправного партнера по общению,

-стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения,

-все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в «своих руках»,

- отсутствие веры, гибкости в возможности гуманной педагогики,

-предпочитает такие методы воздействия как: приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: обучающиеся постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствие доверительности. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

-такой учитель слабо адаптируется к педагогическому труду,

-неорганизованность, неуверенность в принятии и отказ от волевых решений,

- почти полное невмешательство педагога в организацию воспитательного процесса,

- ограничивается убеждениями, отсутствие должной требовательности.

Следствие: в классе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствие сплоченности в ученическом коллективе, эмоциональной удовлетворенности от общения.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

- наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса в школе,

-высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность),

-интерес к познанию ребенка (изучение его склонностей, способностей)

-умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников,

-отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствие: учащиеся приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.

Педагог в процессе учебной деятельности всегда вырабатывает свой индивидуальный стиль общения с учащимися. Представители «чистых» стилей встречаются крайне редко. В зависимости от ситуации педагог может менять стилевой рисунок своего поведения, но в целом он сохраняет тот стиль, который формировался у него на протяжении ряда лет педагогической деятельности.


Вопросы для размышления.???

Существует такая точка зрения, что стиль общения - это личное дело самого педагога. Он также имеет право выражать свои эмоции, как это свойственно всем людям. Согласны ли Вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.


Существуют и менее распространенные классификации стилей общения педагога с учащимися. Наиболее интересной нам представляется классификация, В.А. Кан-Калика, в основе которой содержится социально - психологическое различие в способе распределения субъективных функций развертывающегося в общении взаимодействия. В приведенных стиляхобщения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.

Стиль «СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО». Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально - этических установок педагога. На таком уровне общения педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельности.

Стиль «ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ». Продуктивен и данный вид общения. В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.

Стиль «ЗАИГРЫВАНИЕ». Крайняя форма «дружеского расположения», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики.

Стиль «ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ». Во взаимоотношениях «учитель-ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении «вы (ученики) не знаете - я (учитель) знаю», в воспитании - «слушайте меня (педагога) - я старше, имеют опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая «дистанцированность» во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально - психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы.

Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц начинающих педагогическую деятельность).

Стиль «МЕНТОРСКИЙ, стиль «УСТРАШЕНИЕ». Негативные формы общения, назидательность, нравоучения, страх - разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и не желанию участвовать в диалоговых формах общения.


Вопросы для размышления.???

Ниже приведены другие классификации стилей общения и поведенческого рисунка педагога в аудитории. Проанализируйте данные варианты. Найдите общие и отличительные черты в указанных стилях педагогической деятельности


Автор классификации Стиль и его характерные особенности
Н.А. Березовин, Я.Л.Коломинский Активно-положительный (эмоционально-положительная направленность к ученикам, реализуется в манере поведения, речевых высказываниях), Ситуативный(эмоциональная нестабильность личности, чередования дружелюбия и враждебности), Пассивно-положительный(общая положительная направ-ленность в манере поведения и речевых высказываниях, но присуща некоторая замкнутость, сухость, категоричность, официальность), Активно-отрицательный (явно выраженная эмоционально-негативная направленность, часто делает замечания, наказывает, резок, раздражителен), Пассивно-отрицательный (не столь явно проявляет нега-тивное отношение к воспитанникам, эмоционально вял, безучастен, равнодушен к успехам и неудачам воспитанников).
М.М.Рыбакова Диктат (строгая дисциплина, требования порядка и учебных успехов), Нейтралитет(невмешательство) – свободное общение с учениками на интеллектуально-познавательном уровне, увлеченность педагогом своим предметом, эрудированность, Опека (забота о воспитанниках, доходящая до навяз-чивости, боязнь дать ученикам любую самостоятельность, постоянный контакт с родителями), Конфронтация(скрытая неприязнь к воспитанникам. постоянное недовольство работой по предмету; в общении – пренебрежительно – деловой тон), Сотрудничество(соучастие во всех делах, интерес педагога к воспитанникам, оптимизм и взаимное доверие в общении)
Т.Антонова, Н.Сироткина Л.Тихонова Вдохновляющий(подстили: завораживающий, артистический, располагающий), Социализирующий (подстили: дипломатический, абстрактно-теоретизирующий), Теоретизирующий (подстили: теоретико-прикладной, распорядительно-регулирующий), Дисциплинирующий (подстили: распорядительно-регулирующий, волевой)

При длительном контакте с учениками трудно принять сотрудничество как универсальную форму отношений с учениками. По разному складываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а кому-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования к его поведению, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отношений в процессе общения к одному стилю, как наиболее желаемому невозможно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно - образовательном процессе с учетом профессиональной этики педагога.

Виды стиля педагогической деятельности (Н. А. Ложникова, Н.В. Иванец ):

Ø репродуктивный стиль – слабое представление о стиле педагогической деятельности, сравнение своего стиля педагогической деятельности с чужими стилями; необдуманное принятие решений на уровне репродукции, выбор не осознается, копирование чужих способов и приемов; отсутствие индивидуального подхода; точное следование инструкции. Отсутствие импровизации; преподаватель копирует наиболее понравившейся ему стиль управления и стиль общения(авторитарный, демократический или либеральный). Нет заинтересованности в обратной связи, отсутствие способности к стабильному и объективному отношению к себе и другим, что обусловлено неадекватной (часто завышенной) самооценкой,

Ø ситуативный стиль – попытки анализа своего стиля педагогической деятельности; обдуманное принятие решений, стремление действовать в зависимости от ситуации или обучающихся, индивидуальный подход. Частичное следование инструкциям, импровизация; относительно устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации, обучающихся применить соответствующий стиль управления. Стремление понять обучающихся, узнать их мнение, но нет постоянной заинтересованности в обратной связи; способность к стабильной и почти всегда адекватной самооценке,

Ø репродуктивно- творческий стиль – постоянный анализ своего стиля педагогической деятельности; устойчивое умение модифицировать свой стиль педагогической деятельности в соответствии с ситуацией; индивидуальный подход, частичное следование инструкциям, импровизация. Устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации в коллективе с обучающимися применить соответствующий стиль управления и стиль общения. Постоянная заинтересованность в обратной связи, умение считать информацию, анализ и коррекция педагогической деятельности, способность к стабильной и адекватной самооценке, проявляющейся в уверенности в себе,

Ø творческий стиль – постоянный анализ своего стиля педагогической деятельности; устойчивое умение быстро модифицировать свой стиль педагогической деятельности в соответствии с ситуацией; индивидуальный подход, отказ от инструкций, стремление привнести что – свое, авторское. Устойчивое умение преподавателя в зависимости от ситуации, применить соответствующий стиль управления и стиль общения, постоянная заинтересованность в обратной связи (считывание информации), анализ и коррекция педагогической деятельности; способность к стабильной и адекватной самооценке, проявляется как индивидуальность педагога.

Стиль «подбирается» как личный гардероб: чтобы было, во-первых, «удобно», а. во- вторых, – соответствовало ситуации. Но то, что «удобно» и «привычно» педагогу, вовсе не обязательно является таковым для его воспитанников. Вот здесь то и возникают психологические проблемы, которые могут существенно затруднить педагогическое общение в системе «учитель-ученик». Овладение основами профессионально- педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Все компоненты профессионально-педагогического общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого педагога, поэтому возникает необходимость поиска индивидуального стиля общения с аудиторией. Рекомендуется следующая система формирования этого стиля:

· изучение своих личностных особенностей,

· установление недостатков в личностном общении,

· работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения,

· овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.

· овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем педагогического общения.

· реальная педагогическая деятельность общения с воспитанниками –индивидуальный стиль общения.

Барьеры восприятия в общении

· Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по – настоящему понять человека: «Она отличница и такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить дурной поступок».

· Эффект первого впечатления - обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нем, которое может оказаться ошибочным.

· Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс, как вы согласились в нем работать».

· Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

· Эффект проекции – приписывание своих достоинств «приятным» воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – «неприятным».

· Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...