Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 6 этические основы профессионального общения



ЗАДАНИЯ: 1. Подготовиться к устной работе по данной теме, используя предложенные вопросы (см. материал ниже).

2. Прочитать и законспектировать статью Овчаренко Елена Рудольфовна РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА (см. ниже)

Вопросы к теме

1.Дайте общую характеристику понятиям «общение», «педагогическое общение».

2.Какие вы знаете этические функции общения, как они реализуются в обращении педагога с учеником?

3.Раскройте выше приведенные этические принципы педагогического общения. По возможности проиллюстрируйте данные принципы педагогическими ситуациями, в которых соблюдаются (или нарушаются) этические нормы общения.

4.Как вы понимаете данные понятия: «эмпатия», «симпатия», «антипатия»? Какую роль играет эмпатия и симпатия в установлении межличностных контактов между учителем и учениками?

5.Какое влияние оказывает стиль общения педагога с учащимися на учебный процесс, на воспитание личности ребенка? Есть ли возможность с уверенностью сказать, что данный стиль общения является самым оптимальным для реализации продуктивного общения? Аргументируйте свой ответ.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ЕГО

ФУНКЦИИ ИЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.

Отношения «учитель» - ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты в школе, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения…) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности…). Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные миры.

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент – Экзюпери.  


ОБЩЕНИЕ. Данное понятие психологи определяют как:

· «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» (Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского),

· «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» (Н.И. Конюхов),

· «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого» (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко).

· «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей к друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания» (Педагогическое речеведенье / словарь-справочник).

Вступая в общение человек несет в себе (В.И. Смирнов):

§ сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально - нравственную позицию,

§ стиль поведения в общении,

§ стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться,

§ намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания,

§ сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, внушение, подражание.

Педагогическое общение - это «…многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» (Педагогика:Уч. пособие / В.А.Сластенин).

Педагогическое общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту. Это означает:

Ø уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем,

Ø интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху,

Ø восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

«Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания». Ш. А. Амонашвили.  


Основные функции педагогического общения (Л.М.Митина):

§ информационная,

§ социально-перцептивная,

§ самопрезентативная,

§ интерактивная,

§ аффективная.

Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Социально - перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно - перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень)

Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника.

Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями, и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий.

Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, симпатии, благодарности.

В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности.

С точки зрения этической стороны общения акцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировани этики человеческих отношении. Это (Н.Е.Щуркова) такие функции, как:

Ø «открытие» ребенка на общение - пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его в свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя,

Ø «соучастие» ребенку в процессе общения – данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я»,

Ø «возвышение» ребенка в процессе общения. Функция «возвышения»- такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и, благодаря духовным и физическим усилиям, совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению – значить формировать нравственные качества личности школьника (стремление стать добрее, смелее, решительнее…).

Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н.Э.Щурковой (см. Практикум по педагогической технологии, М.,1998).

Чтобы педагогическое общение было эффективным педагогу необходимо знать:

” закономерности общения,

- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения,

- методику изучения общения и межличностных отношений,

- основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.

Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В данных принципах выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками (Л.Л.Шевченко):

Ø принцип ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),

Ø принцип паритетности взаимоотношений,

Ø принцип уважения труда познания ученика,

Ø принцип уважения неудач и слез ребенка,

Ø принцип уважения тяжелой работы роста,

Ø принцип уважения самобытности ученика,

Ø принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику,

Ø принцип оптимальной требовательности и уважения,

Ø принцип опоры на положительное в ребенке,

Ø принцип компромиссности спорных решений.

Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

2. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНТАКТОВ. ЭМПАТИЯ И СИМПАТИЯ

В ОБЩЕНИИ.

В процессе общения с учащимися педагог расширяет свои знания о личности ребенка. Он, неоднозначно воспринимает и оценивает воспитанников в той или иной ситуации, что откладывает определенный отпечаток на формирование эмоционально- межличностных отношений учащихся с учителем.

Немаловажную роль в процессе общения играют человеческие отношения, основанные на чувствах симпатии, антипатии, эмпатии. Симпатия, эмпатия и человеческое познание есть явления, представляющие собой единый процесс, характеризующийся постепенным углублением проникновения одного человека в психологию другого.

Эмпатия -понимание другого человека без помощи слов через ощущения, чувства, эмоции с последующим их осознанием (М.И. Станкин).

Эмпатия -сопереживание, умение поставить себя на место другого, способность человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными (Юсупов И.М., 125). Основоположник гуманистической психологии К.Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира другого человека и увидеть правильно ли мое понимание партнера».

Проявление эмпатии в общении – это общая установка на понимание педагогом своего ученика, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы учитель правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ученика, понять его истинные намерения, переживания.

Эмпатия обычно дополняет рефлексию. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, ученик - учителю, о многих вещах вообще не принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийному учителю по невидимым каналам передается страх учащегося перед экзаменом радость воспитанника от успешноного решения задачи, которая ранее не решалась; обида получившего плохую оценку самолюбивого подростка; даже удовлетворенность от удавшегося обмана старшего.

«Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Увидеть другого как себя и себя как другого». И. С. Кон.  


В эмпатии можно различить две ступени: «сочувствие» и «сопереживание». Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.

Эмпатия – сопереживание - более свойственна учащимся младшего школьного возраста, а эмпатия - сочувствие - более характерна для подростков, именно эту особенность и следует учитывать учителю в работе с детьми (Мнацаканян Л.И.).

Наибольший успех в общении имеют педагоги с развитой эмпатией, это одно из важных профессиональных качеств учителя, которое необходимо развивать, используя различные методики (см. пособие О.Бочаровой).

«Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего - с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков». В.А. Сухомлинский.  


Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов:

· это умение слышать ученика (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано),

· положительная установка на воспитанника,

· развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении).

Симпатия. Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

Симпатия (от греч. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому - или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

Симпатию можно трактовать как определенную чувственную фиксированную установку. Как эмоциональная установка симпатия требует ответных эмоционально - положительных реакций – взаимности, взаимопонимания. Чувство симпатии сближает людей, создает условия для их взаимного познания и уважения. В процессе непосредственных отношений порождается склонность к предпочтению, привязанности к определенному человеку.


??? Вопросы для размышления. ???

Существуют различные типы симпатии, которые учащиеся проявляют по отношению к учителю: интеллектуальная и эмоциональная, осознанная и неосознанная, бескорыстная и утилитарная, спонтанная (импульсивная) и медленно созревающая (Л.И.Мнацаканян). С точки зрения педагогической этики имеет ли моральное право учитель проявлять чувство симпатии к одним ученикам в ущерб другим? Может ли это зависит от типа симпатии? Аргументируйте свой ответ.


Симпатия порождает повышенный интерес к людям, в ходе его удовлетворения создаются необходимые эмоционально-психологические условия, благоприятная атмосфера для формирования и развития у человека способности адекватно воспринимать, понимать и оценивать окружающих.

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции ( В терминах психологии понятие аттракция определяется как умение личности вызывать к себе эмоционально положительное отношение, т.е. расположить, это означает сформировать аттракцию (вызвать к себе симпатию, чувство расположения, приязни). Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому.) По Л. Я. Гозману, (1987) ими являются:

— свойства объекта аттракции;

— свойства субъекта аттракции;

— соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

— особенности взаимодействия;

— особенности ситуации общения;

— культурный и социальный контекст;

— время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

В общении учителя с разными коллективами классов и с каждым отдельным учеником часто возникает ситуация, когда, казалось бы, совершенно независимо от учителя складывается его стереотип отношений к тому или иному классу или ученику. Появляются симпатии к одним классам и антипатии к другим, появляются «любимчики» и «нелюбимые» ученики.

Иногда в возникновении симпатии решающую роль играет ситуация. Преподаватель может теплее, чем к другим относиться к сыну друзей, который обучается в его классе; к ученику - шахматисту (если сам увлекается этой игрой); к ученице, которая хорошо поет (если учитель любит данный вид искусства или сам поет) и т.п. Такой подход нередко приписывает воспитаннику чаще положительные качества, а отрицательные практически не замечаются. И наоборот, если учитель проявляет к ученику антипатию, то может относиться к воспитаннику более критично, предвзято, не замечая его положительные стороны.

«Чтобы симпатизировать, следует выйти из своего «Я», следует познать субъективные переживания у других, найти с ними унисон (созвучие)». А. Валлон.    


Симпатия пробуждает в человеке не только моральные и эстетические переживания, но и стремление к познанию объекта симпатии. Питая симпатию к определенному ученику, человеческие качества которого оцениваются, педагог приобретает и усваивает определенную сумму знаний о нем.


Вопросы для размышления.???

«Погоня за детской любовью и за детскими симпатиями - педагогический порок. Надо дозарезу нравиться детям и делать вид, что тебе на их симпатии наплевать». Как вы понимаете данное высказывание А.С.Макаренко? Нет ли здесь какого-либо противоречия?


АНТИПАТИЯ (греч. от anti — «против», и patos — «страсть») — неприязнь, нерасположение, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо: отдельных черт характера и вкусов человека, его голоса и т.п. Антипатия может быть осознанной и неосознанной. Неприязнь по отношению к кому-либо может возникать как на основе принципиальных, например мировоззренческих расхождений, так и при восприятии внешнего вида, манеры поведения, привычек других людей. Усвоенная градация ценностей жизни, понимание объективной значимости деятельности и личности воспринимаемого человека может предотвратить возникновение к нему антипатии. Антипатия в противоположность симпатии затрудняет процесс взаимопонимания и сплочения, мешает внутри коллективному взаимодействию. Антипатии или симпатии педагога не должны влиять на его деятельность, требовательность, объективное отношение к ученикам и оценку их успеваемости





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 8508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...