Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип программного управления



7. Программа, выполняемая компьютером, представляет собой последовательность команд. Для того чтобы обеспечить последовательное выполнение команд выполняется следующее:

8. К адресу первой команды прибавляется её длина (в байтах), таким образом определяется адрес второй команды. После выполнения второй команды к её адресу прибавляется её длина и определяется адрес третей команды и.т.д. Если процесс нарушается, выполняется процесс условного перехода.

9.

10. Код операции – код, находящийся в оперативной части; определяет какая именно операция выполняется. занимает 8 бит

11. Микрооперация – элементарное действие внутри Вычислительной Машины.

12. Адресная часть – часть, где хранятся адреса.
команды бывают одно-, двух-, трехадресные и безадресные(испольщуются для уменьшения числа обращений к оперативной памяти)

13. Регистр команд – регистр, после помещения в который, тело команды начнет выполняться.

14. Команды дробятся на микрокоманды. Микрокоманды и микрооперации находяятся в постоянной памяти.
Каждой микрокоманде может соответствовать одна или несколько микроопераций

15. Принцип программного управления заключается в том, что после сообщения машине адреса первой команды программы и занесения тела этой команды в регистр команд, программа управляет сама собой. Далее никакого внешнего управления не требуется. Этот принцип выполняется как на уровне команд, так и на уровне микрокоманд. Архитектура фон Неймана — широко известный принцип совместного хранения программ и данных в памяти компьютера.Вычислительные системы такого рода часто обозначают термином «машина фон Неймана», однако соответствие этих понятий не всегда однозначно. В общем случае, когда говорят об архитектуре фон Неймана, подразумевают физическое отделение процессорного модуля от устройств хранения программ и данных.

ЗАПОМИНАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА. ИХ ИЕРАРХИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Персональные компьютеры имеют четыре иерархических уровня памяти:
  • микропроцессорная память;
  • основная память;
  • регистровая кэш-память;
  • внешняя память.
Микропроцессорная память рассмотрена выше. Основная память предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с другими устройствами компьютера. Функции памяти:
  • прием информации от других устройств;
  • запоминание информации;
  • выдача информации по запросу в другие устройства машины.
Основная память содержит два вида запоминающих устройств:
  • ПЗУ — постоянное запоминающее устройство;
  • ОЗУ — оперативное запоминающее устройство.
ПЗУ предназначено для хранения постоянной программной и справочной информации. Данные в ПЗУ заносятся при изготовлении. Информацию, хранящуюся в ПЗУ, можно только считывать, но не изменять. В ПЗУ находятся:
  • программа управления работой процессора;
  • программа запуска и останова компьютера;
  • программы тестирования устройств, проверяющие при каждом включении компьютера правильность работы его блоков;
  • программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью;
  • информация о том, где на диске находится операционная система.
ПЗУ является энергонезависимой памятью, при отключении питания информация в нем сохраняется. ОЗУ предназначено для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующей в информационно-вычислительном процессе, выполняемом компьютером в текущий период времени. Устройство ввода-вывода [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Устройство ввода-вы́вода — компонент типовой архитектуры ЭВМ, предоставляющий компьютеру возможность взаимодействия с внешним миром и, в частности, с пользователямии другими компьютерами. Подразделяются на: § Устройство ввода § Устройство вывода Устройства ввода-вывода — компоненты ЭВМ с переносными носителями (дисководы), двунаправленные интерфейсы (различные порты компьютера, различные сетевыеинтерфейсы) Устройства ввода — приборы для занесения (ввода) данных в компьютер либо другое электронное устройство во время его работы. Устройства вывода — периферийные устройства, преобразующие результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления. Устройства ввода § Клавиатура § Мышь и трекбол § Планшет § Джойстик § Сканер § Цифровые фото и видеокамеры предназначены для ввода графической (фотографий и видеофильмов) § Микрофон — для ввода звуковой информации [править]Устройства вывода § Монитор § Принтер [править]Устройства ввода/вывода § Стример § Дисковод § Компьютерная клавиатура — одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер. Стандартная компьютерная клавиатура, также называемая клавиатурой PC/AT или AT-клавиатурой (поскольку она начала поставляться вместе с компьютерами серииIBM PC/AT), имеет 101 или 102 клавиши. Клавиатуры, которые поставлялись вместе с предыдущими сериями — IBM PC и IBM PC/XT, — имели 86 клавиш[ источник не указан 1184 дня ]. Расположение клавиш на AT-клавиатуре подчиняется единой общепринятой схеме, спроектированной в расчёте на английский алфавит. Манипуля́тор «мышь» (просто «мышь» или «мышка») — механический манипулятор, преобразующий механические движения в движение курсора на экране.Трекбол (англ. trackball, произносится /ˈtrækˌbɔːl/) — указательное устройство ввода информации об относительном перемещении длякомпьютера. Аналогично мыши по принципу действия и по функциям. Трекбол функционально представляет собой перевернутую механическую (шариковую) мышь. Шар находится сверху или сбоку и пользователь может вращать его ладонью или пальцами, при этом не перемещая корпус устройства. Несмотря на внешние различия, трекбол и мышь конструктивно похожи — при движении шар приводит во вращение пару валиков или, в более современном варианте, его сканируют оптические датчики перемещения (как в оптической мыши).Графи́ческий планше́т (от англ. graphics tablet или graphics pad, drawing tablet, digitizing tablet, digitizer - дигитайзер, диджитайзер) — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.Джо́йстик (англ. joystick — «ручка управления самолётом») — устройство ввода информации, которое представляет собой качающуюся в двух плоскостях ручку. Наклоняя ручку вперёд, назад, влево и вправо, пользователь может передвигать что-либо по экрану. На ручке, а также в платформе, на которой она крепится, обычно располагаются кнопки и переключатели различного назначения. Помимо координатных осей X и Y, возможно также изменение координаты Z, за счет вращения рукояти вокруг оси, наличия второй ручки, дополнительного колёсика и т. п.Ска́нер (англ. scanner) — устройство, выполняющее преобразование изображений в цифровой формат — цифровую копию изображения объекта. Процесс получения этой копии называется сканированием. Цифровой фотоаппарат — это фотоаппарат, в котором для получения изображения используется массив полупроводниковых светочувствительных элементов, называемый матрицей, на которую изображение фокусируется с помощью системы линз объектива. Полученное изображение, в электронном виде сохраняется в виде файлов в памяти фотоаппарата или дополнительном носителе, вставляемом в фотоаппарат.Видеока́мера — первоначальное значение — комбинация телевизионной передающей камеры и устройства для видеозаписи. Впоследствии, слово «видеокамера» практически вытеснило слова «телевизионная камера» и «телекамера» (ТВ-камера), заменив их. Микрофо́н (от греч. μικρός — маленький, φωνη — звук) — электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания вколебания электрического тока, устройство ввода. Служит первичным звеном в цепочке звукозаписывающего тракта или звукоусиления. Микрофоны используются во многих устройствах, таких как телефоны и магнитофоны, в звукозаписи и видеозаписи, на радио и телевидении, для радиосвязи, а также для ультразвукового контроля и измерения. Основы алгебры логики Алгебра – это раздел математики, предназначенный для описания действий над переменными величинами, которые принято обозначать строчными буквами латинского алфавита – а, b, x, y и т.д. Действия над переменными величинами записываются в виде математических выражений. Термин «логика» происходит от древнегреческого “logos”, означающего «слово, мысль, понятие, рассуждение, закон». Алгеброй логики называется аппарат, который позволяет выполнять действия над высказываниями. Алгебру логику называют также алгеброй Буля, или булевой алгеброй, по имени английского математика Джорджа Буля, разработавшего в XIX веке ее основные положения. В булевой алгебре высказывания принято обозначать прописными латинскими буквами: A, B, X, Y. В алгебре Буля введены три основные логические операции с высказываниями? Сложение, умножение, отрицание. Определены аксиомы (законы) алгебры логики для выполнения этих операций. Действия, которые производятся над высказываниями, записываются в виде логических выражений. Логические выражения могут быть простыми и сложными. Основными функциональными характеристиками ПК являются:
  • Производительность, быстродействие, тактовая частота;
  • Тип и базовые характеристики МП;
  • Тип и базовые характеристики набора системных микросхем;
  • Типы системного, локального и периферийных интерфейсов;
  • Тип и емкость оперативной памяти;
  • Тип и емкость накопителей на магнитных дисках;
  • Наличие, виды и емкость кэш-памяти;
  • Тип видеомонитора (дисплея) и видеоадаптера;
  • Наличие и типы накопителей CD и DVD;
  • Наличие и тип модема или сетевой карты;
  • Наличие и виды мультимедийных аудио-видео средств;
  • Имеющееся программное обеспечение и вид операционной системы;
  • Аппаратная и программная совместимость с другими типами компьютеров;
  • Возможность работать в вычислительной сети;
  • Возможность работать в многозадачном режиме;
  • Надежность;
  • Стоимость;
  • Габариты и вес.
ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА. ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Внешние (периферийные) устройства персонального компьютера составляют важнейшую часть любого вычислительного комплекса. Стоимость внешних устройств в среднем составляет около 80-85% стоимости нашего комплекса. Внешние устройства обеспечивают взаимодействие компьютера с окружающей средой — пользователями, объектами управления и другими компьютерами. Внешние устройства подключаются к компьютеру через специальные разъемы-порты ввода-вывода. Порты ввода-вывода бывают следующих типов:
  • параллельные (обозначаемые LPT1 — LPT4) — обычно используются для подключения принтеров;
  • последовательные (обозначаемые СОМ1 — COM4) — обычно к ним подключаются мышь, модем и другие устройства.
К внешним устройствам относятся:
  • устройства ввода информации;
  • устройства вывода информации;
  • диалоговые средства пользователя;
  • средства связи и телекоммуникации.
К устройствам ввода информации относятся:
  • клавиатура
  • — устройство для ручного ввода в компьютер числовой, текстовой и управляющей информации;
  • графические планшеты (дигитайзеры) — для ручного ввода графической информации, изображений путем перемещения по планшету специального указателя (пера); при перемещении пера автоматически выполняется считывание координат его местоположения и ввод этих координат в компьютер;
  • сканеры (читающие автоматы) — для автоматического считывания с бумажных носителей и ввода в компьютер машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей;
  • устройства указания (графические манипуляторы) — для ввода графической информации на экран монитора путем управления движением курсора по экрану с последующим кодированием координат курсора и вводом их в компьютер (джойстик, мышь, трекбол, световое перо);
  • сенсорные экраны — для ввода отдельных элементов изображения, программ или команд с полиэкрана дисплея в компьютер).
К устройствам вывода информации относятся:
  • графопостроители (плоттеры) — для вывода графической информации на бумажный носитель;
принтеры — печатающие устройства для вывода информации на бумажный носитель. Структура программного обеспечения ПК   Программное обеспечение Совокупность программ, предназначенная для решения задач на ПК, называется программным обеспечением. Состав программного обеспечения ПК называют программной конфигурацией. Программное обеспечение, можно условно разделить на три категории:  системное ПО (программы общего пользования), выполняющие различные вспомогательные функции, например создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.д.  прикладное ПО, обеспечивающее выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, обработка информационных массивов и т.д.  инструментальное ПО (системы программирования), обеспечивающее разработку новых программ для компьютера на языке программирования.  К системному ПО относятся:  операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)  программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)  операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.  Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)  утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг) К утилитам относятся:  диспетчеры файлов или файловые менеджеры  средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)  средства просмотра и воспроизведения  средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков  средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами  средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО). Необходимо отметить, что часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует автономно. Большая часть общего (системного) ПО входит в состав ОС. Часть общего ПО входит в состав самого компьютера (часть программ ОС и контролирующих тестов записана в ПЗУ или ППЗУ, установленных на системной плате). Часть общего ПО относится к автономными программам и поставляется отдельно.   Понятие и структура информационного процесса Под информационным процессом понимается процесс взаимодействия между двумя объектами материального мира, в результате которого возникает информация. Сообщение, отображающее информацию, всегда представляется в виде сигнала. Под сигналом понимается изменение состояния некоторого объекта. В зависимости от среды объекта сигналы могут быть механические, электрические, световые и т. д. Можно считать, что сигналы являются отображением сообщений. Но возможен и обратный процесс. От материального объекта поступает сигнал, который далее становится источником сообщения. От объекта управления могут поступать статические и динамические сигналы. Статические сигналы отображают устойчивое состояние объекта - это положение элементов в системе, состояние прибора, текст в документе. Эти сигналы участвуют в процессах подготовки, хранении, накоплении информации. Динамические сигналы характеризуют быстрое изменение во времени, они могут отображать изменения электрических параметров системы. Они участвуют в процессах передачи информации и в управлении. На логическом уровне сигналы разделяются на непрерывные и дискретные. Непрерывный сигнал отображается непрерывной функцией. Физически он представляет собой непрерывно изменяющееся значение колебаний. Дискретный сигнал определяется конечным множеством значений, которое отражает определенное состояние физического объекта. При формализацииреальные сигналы представляются следующими видами функций:
  • Непрерывная функция непрерывного аргумента. Функция f(t) непрерывна на всем отрезке ее рассмотрения. Она описывает реальный сигнал в любой момент времени своим мгновенным значением, при этом никаких ограничений на выбор значений функция в момент времени не накладывается.
  • Непрерывная функция дискретного аргумента. Функция f(ti) непрерывна, но определяется лишь для дискретных моментов времени ti, которое выбирается с шагом квантования по времени ∆t. Шаг квантования задается исходя из свойств исходного физического процесса. Такая функция применяется при переходе от непрерывного представления сигнала к дискретному на основе теоремы Котельникова. Это процесс квантования непрерывной величины по времени.
  • Дискретная функция непрерывного аргумента. Функция fi(t) определяется набором конечных дискретных значений на всем интервале времени t для любого его момента. Дискретизация функции происходит за счет выбора определенной шкалы квантования по уровню. Реальный физический процесс переводится в непрерывный дискретизированный процесс с заданным шагом квантования по амплитуде. При этом шаг может быть равномерным и неравномерным. Функция fi характеризуется набором дискретных отсчетов. При этом кодирование осуществляется с помощью специальных кодов.
  • Дискретная функция дискретного аргумента. Функция fi(ti) может принимать дискретные значения бесконечного множества и определяется лишь в моменты времени ti. В этом случае осуществляется квантование по времени и квантование по уровню. Физический процесс преобразуется в дискретизированный непрерывный процесс с определенным шагом квантования.
Исходный сигнал, снимаемый с реального объекта, по своей природе имеет непрерывный характер. Для повышения точности измерения он превращается в набор дискретных значений. Как непрерывный, так и дискретный сигналы, далее преобразуются в сообщения. Это начало информационного процесса. Последующая процедура, связанная с передачей - это обратная преобразование сообщения в сигналы. Мы уже неоднократно упоминали назначение информационных процессов - сбор, подготовка, передача, хранение, накопление, обработка, представление информации. Информация, переданная в систему ИТ, превращается в данные, а данные отображаются в виде некоторого носителя - сигнала, то есть непрерывная цепь преобразований: материальный объект → сигнал → информация → данные → сигнал. Сигнал, возникающий как переносчик данных, должен обладать свойствами, соответствующими рассматриваемому информационному процессу. При подготовке данных сигнал, отображающий данные - это символы, соответствующие принятой системе классификации и кодирования. При передаче в качестве сигнала выступает переносчик. Воздействуя на параметры переносчик (модулируя) можно осуществить передачу данных на требуемое расстояние по выбранному каналу. При хранении данные отображаются сигналом, фиксируемым в виде состояния физической среды (ячеек памяти) вычислительных средств. Основные устройства ПК, их назначения и характеристики: 1. микропроцессор 2. внутренняя память 3. контороллеры и адаптеры 4. системная шина 5. монитор 6. клавиатура В состав материнской платы входят такие основные компоненты: -микропроцессор; - оперативная память (ОЗУ); - ПЗУ; - видеокарта – для работы с графикой; - звуковая карта; - сетевая карта; - контроллеры (адаптеры); - порты; Порт – средство для подключения периферийных устройств к материальной плате. Порты бывают параллельные – LPT 1 и последовательные – COM 1. Последнее время приобрел популярность портUSB – универсальный порт, его контроллер обеспечивает большую скорость передачи данных – до 480 Мбит/сек. 1. микропроцессор Микропроцессор (МП) – сверхбольшая интегральная схема (СБИС), реализованная в едином при кристалле (Si илиGe) площади меньше 0,1 см2.   Степень интеграции определен размером кристалла и количеством реализованных в нем транзисторов (10 – ки млн.). Микропроцессоры различаются рядом важных характеристик:  - тактовой частотой – влияет на быстродействие так, один из первых МП, фирмы Intel, выпущенный в 1976г. 8080 имел тактовую частоту 2МГц, в настоящее время модель Pentium – и достигла отметки 3,6ГГц. Аналогичными характеристиками обладает модель Alton 64 Fix 55 фирмы АМД;  один из способов повышения быстродействия – использование кэш – памяти, которая предназначена для согласования скорости работы устройств с процессором;  разрядность процессора – число одновременно обрабатываемых бит современного микропроцессора – важнейший фактор производительности(8,16,32,64 - разрядные).   2. внутренняя память (Как уже отмечалось, работа компьютера имитирует (моделирует) информационную деятельность человека). Это оказалось возможным благодаря наличию в составе компьютера памяти. Существует несколько типов памяти, отличающиеся по своему функциональному назначению, и, как следствие, по способам хранения информации. В памяти хранятся данные и обрабатываемая информация. Память подразделяется на внутреннюю (основную) и внешнюю. (Внешняя память реализована на носителях, используется для долговременного хранения информации). Внутренняя память реализуется в виде электронных микросхем и располагается на материнской плате. К ее видам относят – ПЗУ, ROM – память только для чтения. Служит для хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов. Энергонезависима - не изменяется после выключения компьютера. Существует перепрограммируемая постоянная память – ОЗУ, RAM – предназначена для хранения информации, изменяющейся в ходе выполнения операций по ее обработке. Энергозависима (RAM – память с произвольным доступом - информация, вводимая в контроллер возникающая в ходе его работы храниться пока ПК включен. Структурно ОП можно представить как совокупность ячеек памяти, разделенных на разряды, для хранения в каждом из них бита информации. Физически, для построения запоминающего устройства типа RAM используют микросхемы динамической и статической памяти, для которых сохранение бита информации означает сохранение электрического заряда. (RAM – память с произвольным доступом.) Этим названием подчеркивается тот факт, что процессор может обращаться к ячейкам памяти в произвольном порядке, при этом время чтения (записи информации одинакового для всех ячеек (мкс.)). ОЗУ – быстрая полупроводниковая энергозависимая память. В ОЗУ хранятся исполняемая в данный момент программа и данные, с которыми она непосредственно работает. ОЗУ – память для чтения и записи информации. Память характеризуется емкостью (объемом) – например, 512 МБ.   3. контроллеры и адаптеры Контроллеры (адаптеры) – электронные микро – схемы для управления устройствами компьютера (выполнение обмена данными между процессором и внешними устройствами через системную магистраль передачи данных). Например: видеоадаптер (монитора), адаптер портов для подключения принтера, мыши, контроллеры дополнительных устройств, для подключения модема, сканера. Т. о. контроллеры на физическом уровне осуществляют подключение отдельных модулей МЭВМ к процессору и ОЗУ. На программном уровне подключение и управление устройствами осуществляют специальные программы драйверы, которые входят в состав ОС.   4. системная шина Магистраль – (системная шина) – это набор электронных линий, связывающих ЦП, основную память и периферийные устройства воедино, относительно передачи данных, служебных сигналов и адресации памяти. Благодаря модульному принципу потребитель может комплектовать компьютер нужной ему конфигурации. Например: P4 – 2,8/512DDR (PC3200)/ 50Gb/GeForce FX 128/Combo.   5. монитор Чтобы увидеть, отображаемую на экране, информацию в любой момент времени, используют устройства вывода (схема) – самые главные из них – монитор и принтер. Как указывалось выше, в состав материнской платы входит видеокарта – контроллер монитора или видеоадаптер – набор электронных микросхем обеспечивающих качество изображения на экране монитора с некоторой разрешающей способностью. Основная его характеристика – объем видеопамяти: 64 – 128 Мб. Карты на основе микросхем Nvideo считается лучшим выбором для любителей игр. Именно они доминируют сейчас на рынке (GeForce/GeForce Fx). Самой важной частью ПК можно смело назвать многие детали компьютера, но монитор, пожалуй, самый подходящий кандидат на этот почетный титул. С экраном мы постоянно контактируем во время работы. От его качества зависит насколько комфортно будет нашим глазам. И поэтому именно к монитору предъявляются едва ли не самыестрогие требования в области эргономики, безопасности, удобства работы. Так какие же параметры, характеризующие работу монитора можно и нужно учитывать при покупке? Типы мониторов:  самый распространенный тип монитора на основе ЭЛТ. Недостатки – большие потребления энергии, вредное воздействие;  альтернатива – ЖК-мониторы – компактны и легки, безопасны, потребляют мало энергии, цифровой метод передачи информации. Недостатки – высокая цена, по контрастности и зернистости отстают от лучших ЭЛТ-мониторов. Характеристики мониторов:  размер по диагонали от 14 до 21 дюйма;  величина экранного зерна (точки) 0,28-0,25мм;  разрешающая способность – число точек на экране: 800х600. Стандартный режим для 15-дюймового монитора; 1024х768 – 17//; 1152х864 – 19//; 1280х1024 20//; 1600х1200 – 21//;  максимальная частота развертки (сигнала частоты обновления кадров, минимальная величина для комфортной работы 85Гц). Иначе – мерцание и утомляемость глаз (для ЭЛТ-мониторов). Цена 17//, 19// от 2000$ до 500$(ЭЛТ). 6. клавиатура     Клавиатура – основное устройство ручного ввода информации – команд и данных. Представляет собой совокупность механических датчиков, воспринимающих давление на клавиши и замыкающих тем или иным способом определенную электрическую цепь. Внутри любого корпуса клавиатуры помимо датчиков, клавиши расположены электронные схемы дешифрации и микроконтроллер клавиатуры. Стандартная клавиатура IBM PC имеет не менее 101 клавиш (104-105), с помощью которых могут быть сгенерированы 256 различных символов и знаков. Выделяют следующие основные группы клавиш:  функциональные(их назначение определяется программой);  алфавитно–цифровые клавиши (символьные);  управляющие (управляют положением курсора на экране);  служебные или специальные, которые изменяют значения других клавиш, к ним относятся и клавиши – переключатели;  дополнительная цифровая клавиатура;  индикаторы режимов;  дополнительные клавиши;  

1. Экзаменационный билет № 4

2. Решить задачу в программе Pascal: Вычислить сумму элементов матрицы А(5,5), расположенных выше главной диагонали.

3. Program 4;

4. Var a:array[1..5,1..5] of integer;

5. S,I,j:intger

6. Begin

7. Randomize;

8. For i:=1 to 5 do

9. Begin

10. For j:=1 to 5 do

11. Begin

12. A[I,j]:=random(10)-5;

13. End;

14. End;

15. For i:=1 to 5 do

16. Begin

17. For j:=1 to 5 do

18. Begin

19. If i<j then

20. S:=s+a[I,j];

21. End;

22. End;

23. Writeln(s);

24. End.

25. Экзаменационный билет № 5  

26. Решить задачу в программе Pascal: Вычислить сумму отрицательных элементов матрицы А(5,5), расположенных выше главной диагонали.

27. Program 5;

28. Var a:array[1..5,1..5] of integer;

29. S,I,j:intger

30. Begin

31. Randomize;

32. For i:=1 to 5 do

33. Begin

34. For j:=1 to 5 do

35. Begin

36. A[I,j]:=random(10)-5;

37. End;

38. End;

39. For i:=1 to 5 do

40. Begin

41. For j:=1 to 5 do

42. Begin

43. If (i<j) and (a[I,j]<0) then

44. S:=s+a[I,j];

45. End;

46. End;

47. Writeln(s);

48. End.

49. Экзаменационный билет № 6

50. Решить задачу в программе Pascal: Найти количество нулевых элементов матрицы В(4,4), расположенных ниже главной диагонали.

51. Program 6;

52. Var a:array[1..4,1..4] of integer;

53. S,I,j:intger

54. Begin

55. Randomize;

56. For i:=1 to 4 do

57. Begin

58. For j:=1 to 4 do

59. Begin

60. A[I,j]:=random(10)-5;

61. End;

62. End;

63. For i:=1 to 4 do

64. Begin

65. For j:=1 to 4 do

66. Begin

67. If (i>j) and (a[I,j]=0) then

68. S:=s+1;

69. End;

70. End;

71. Writeln(s);

72. End.

73. Экзаменационный билет № 7

74. Решить задачу в программе Pascal: Найти сумму элементов каждого столбца матрицы А(5,5). Результат записать в вектор S(5).

75. Program 7;

76. Var a:array[1..5,1..5] of integer;

77. S:array[1..5] of integer;

78. I,j:intger

79. Begin

80. Randomize;

81. For i:=1 to 5 do

82. Begin

83. For j:=1 to 5 do

84. Begin

85. A[I,j]:=random(10)-5;

86. End;

87. End;

88. For j:=1 to 5 do

89. Begin

90. For i:=1 to 5 do

91. Begin

92. S[i]:=s[i]+a[I,j];

93. End;

94. End;

95. For i:=1 to 5 do

96. Begin

97. Write(s[I],’ ‘);

98. End;

99. End.

100. Экзаменационный билет № 101. 14

102. Program 14;

103. Var a:array[1..6,1..5] of integer;

104. k:array[1..6] of integer;

105. I,j:intger

106. Begin

107. Randomize;

108. For i:=1 to 6 do

109. Begin

110. For j:=1 to 5 do

111. Begin

112. A[I,j]:=random(10)-5;

113. End;

114. End;

115. For i:=1 to 6 do

116. Begin

117. For j:=1 to 5 do

118. Begin

119. If a[I,j]=0 then

120. K[i]:=k[i]+1;

121. End;

122. End;

123. For i:=1 to 6 do

124. Begin

125. Write(k[I],’ ‘);

126. End;

127. End.

128. Экзаменационный билет № 129. 15

130. Program 15;

131. Var a:array[1..3,1..4] of integer;

132. SA:array[1..4] of real;

133. I,j:intger

134. Begin

135. Randomize;

136. For i:=1 to 6 do

137. Begin

138. For j:=1 to 5 do

139. Begin

140. A[I,j]:=random(10)-5;

141. End;

142. End;

143. For j:=1 to 4 do

144. Begin

145. For i:=1 to 3 do

146. Begin

147. SA[j]:=a[I,j]+SA[j];

148. End;

149. End;

150. For i:=1 to 4 do

151. Begin

152. SA[i]:=SA[i]/3;

153. Write(SA[I],’ ‘);

154. End;

155. End.

156. Экзаменационный билет № 157. 16

158. Решить задачу в программе Pascal: Вычислить сумму отрицательных элементов матрицы Х(6,6), расположенных выше главной диагонали

159. Program 16;

160. Var a:array[1..6,1..6] of integer;

161. S,I,j:intger

162. Begin

163. Randomize;

164. For i:=1 to 6 do

165. Begin

166. For j:=1 to 6 do

167. Begin

168. A[I,j]:=random(10)-5;

169. End;

170. End;

171. For i:=1 to 6 do

172. Begin

173. For j:=1 to 6 do

174. Begin

175. If (i<j) and (a[I,j]<0) then

176. S:=s+a[I,j];

177. End;

178. End;

179. Writeln(s);

180. End.

181. Экзаменационный билет № 182. 17

183. Решить задачу в программе Pascal: Поменять местами наибольший и наименьший элементы вектора А(10).

184. Program 17;

185. Var a:array [1..10] of integer;

186. I,min,max,k,l:integer;

187. Begin

188. Randomize;

189. For i:=1 to 10 do

190. Begin

191. A[i]:=random(100)-50;

192. End;

193. Max:=a[1];

194. Min:=a[1];

195. K:=1;

196. L:=1;

197. For i:=1 to 10 do

198. Begin

199. If a[i]>max then

200. Begin

201. Max:=a[i];

202. K:=I;

203. End;

204. If a[i]<min then

205. Min:=a[i];

206. L:=I;

207. End;

208. End;

209. For i:=1 to 10 do

210. Begin

211. If i=k then

212. A[i]:=min;

213. If i=l then

214. A[i]:=max;

215. End;

216. For i:=1 to 10 do

217. Begin

218. Write(a[i],’ ‘);

219. End;

220. End.

221. Экзаменационный билет № 222. 18

223. Решить задачу в программе Pascal: В одномерном массиве С(20) просуммировать первый элемент с последним, второй с предпоследним и т.д. Результат записать в массив В(10) и в нем найти наибольший элемент.

224. Program 18;

225. Var c:array [1..20] of integer;

226. B:array [1..10] of integer;

227. I,j,max:integer;

228. Begin

229. Randomize;

230. For i:=1 to 20 do

231. Begin

232. C[i]:=random(100)-50;

233. End;

234. For i:=1 to 10 do

235. Begin

236. For j:=10 downto 1 do

237. Begin

238. B[i]:=c[i]+c[j];

239. End;

240. Max:=b[1];

241. For i:=1 to 10 do

242. Begin

243. If max<b[i] then

244. Max:=b[i];

245. End;

246. For i:=1 to 10 do

247. Begin

248. Write(b[i],’ ‘);

249. End;

250. Write(max);

251. End.

252. Экзаменационный билет № 253. 20

254. Решить задачу в программе Pascal: Найти наименьшее значение функции Y=sin(х2+5x)´cos(3x2-x) в интервале изменения аргумента x от 0 до 8 с шагом 0.4. Значение функции записать в массив А.

255. Program 20;

256. Var x:real;

257. A:array [1..21] of real;

258. I:integer;

259. Begin

260. X:=0;

261. I:=1;

262. While x<=8 do

263. Begin

264. A[i]:=sin(sqr(x)+5*x)*cos(3*sqr(x)-x);

265. X:=x+0.4;

266. I:=i+1;

267. End;

268. For i:=1 to 21 do

269. Begin;

270. Write(a[i],’ ‘);

271. End;

272. End.

273. Экзаменационный билет № 274. 22

275. Решить задачу в программе Pascal: Даны два вектора А(10) и В(10). Вычислить произведение соответствующих элементов массивов. Результат поместить в вектор X(10).

276. Program 22;

277. Var a,b,x:array [1..10] of integer;

278. I:integer;

279. Begin

280. Randomize;

281. For i:=1 to 10 do

282. Begin

283. A[i]:=random(100)-50;

284. B[i]:=random(100)-50;

285. End;

286. For i:=1 to 10 do

287. Begin

288. X[i]:=a[i]*b[i];

289. Write(x[i],’ ‘);

290. End;

291. END.

292. Экзаменационный билет № 293. 23

294. Решить задачу в программе Pascal: Даны массивы А(4) и С(6). Найти суммы положительных элементов каждого массива, запомнить их в массиве Х и найти среди них наименьшую.

295. Program 23;

296. Var a:array [1..4] of integer;

297. C:array [1..6] of integer;

298. X:array[1..2] of integer;

299. I:integer;

300. Begin

301. Randomize;

302. For i:=1 to 4 do

303. Begin

304. A[i]:=random(100)-50;

305. End;

306. For i:=1 to 6 do

307. Begin

308. C[i]:=random(100)-50;

309. End;

310. For i:=1 to 4 do

311. Begin

312. If a[i]>0 then

313. X[1]:=x[1]+a[i];

314. End;

315. For i:=1 to 6 do

316. Begin

317. If c[i]>0 then

318. X[2]:=x[2]+c[i];

319. End;

320. If x[1]>x[2] then

321. Write(x[1],x[2],’ min ‘,x[2])

322. Else

323. Write(x[1],x[2],’ min ‘,x[1]);

324. END.

325. Экзаменационный билет № 326. 24

327. Решить задачу в программе Pascal: Удвоить все элементы целочисленного вектора А(10), являющиеся четными числами и утроить все оставшиеся.

328. program 24;

329. var a:array [1..10] of integer;

330. i:integer;

331. begin

332. randomize;

333. for i:=1 to 10 do

334. begin

335. a[i]:=random(100);

336. end;

337. for i:=1 to 10 do

338. begin

339. if a[i] mod 2=0 then

340. a[i]:=a[i]*2

341. else a[i]:=3*a[i];

342. end;

343. for i:=1 to 10 do

344. begin

345. write(a[i],’ ‘);

346. end;

347. end.

348. Экзаменационный билет № 349. 25

350. Решить задачу в программе Pascal: Вычислить среднее арифметическое элементов, расположенных на главной диагонали, для каждой из матриц А(4,4) и С(5,5).

351. Var a:array [1..4,1..4] of integer;

352. C:array [1..5,1..5] of integer;

353. I,j,s,s1:integer;

354. Begin

355. Randomize;

356. For i:=1 to 4 do

357. Begin

358. For j:=1 to 4 do

359. Begin

360. A[I,j]:=random(100)-50;

361. Write(a[I,j],’ ‘);

362. End;

363. Writeln;

364. End;

365. For i:=1 to 5 do

366. Begin

367. For j:=1 to 5 do

368. Begin

369. c[I,j]:=random(100)-50;

370. Write(c[I,j],’ ‘);

371. End;

372. Writeln;

373. End;

374. For i:=1 to 4 do

375. Begin

376. For j:=1 to 4 do

377. Begin

378. If i=j then

379. S:=s+a[I,j];

380. End;

381. For i:=1 to 5 do

382. Begin

383. For j:=1 to 5 do

384. Begin

385. If i=j then

386. S1:=s1+c[I,j];

387. End;

388. Writeln(‘srednearefm massiva A’,s/4);

389. Writeln(‘srednearefm massiva C’,s1/5);

390. End.

391. Экзаменационный билет №  

392. Решить задачу в программе Pascal: Вычислить среднее арифметическое элементов, расположенных ниже главной диагонали, для каждой из матриц А(4,4) и С(5,5).

393. Var a:array [1..4,1..4] of integer;

394. C:array [1..5,1..5] of integer;

395. I,j,s,s1:integer;

396. Begin

397. Randomize;

398. For i:=1 to 4 do

399. Begin

400. For j:=1 to 4 do

401. Begin

402. A[I,j]:=random(100)-50;

403. Write(a[I,j],’ ‘);

404. End;

405. Writeln;

406. End;

407. For i:=1 to 5 do

408. Begin

409. For j:=1 to 5 do

410. Begin

411. c[I,j]:=random(100)-50;

412. Write(c[I,j],’ ‘);

413. End;

414. Writeln;

415. End;

416. For i:=1 to 4 do

417. Begin

418. For j:=1 to 4 do

419. Begin

420. If i>j then

421. S:=s+a[I,j];

422. End;

423. For i:=1 to 5 do

424. Begin

425. For j:=1 to 5 do

426. Begin

427. If i>j then

428. S1:=s1+c[I,j];

429. End;

430. Writeln(‘srednearefm massiva A’,s/8);

431. Writeln(‘srednearefm massiva C’,s1/12.5);

432. End.

Экзаменационный билет №  

433. Решить задачу в программе Pascal: Определить порядковые номера максимальных элементов массивов Z(10) и X(15).

434. Var x:array[1..15] of integer;

435. Z:array[1..10] of integer;

436. I,k,l,max:integer;

437. Begin

438. Randomize;

439. For i:=1 to 15 do

440. Begin

441. X[i]:=random(100)-50;

442. End;

443. For i:=1 to 10 do

444. Begin

445. z[i]:=random(100)-50;

446. End;

447. Max:=x[1];

448. For i:=1 to 15 do

449. Begin

450. If max<x[i] then

451. Begin

452. Max:=x[i];

453. K:=I;

454. End;

455. End;

456. Max:=z[1];

457. For i:=1 to 10 do

458. Begin

459. If max<z[i] then

460. Begin

461. Max:=z[i];

462. l:=I;

463. End;

464. End;

465. Writeln(k);

466. Writeln(l);

467. End.

Экзаменационный билет №  

468. Решить задачу в программе Pascal: Найти произведение положительных и сумму отрицательных элементов для матриц В(3,5) и С(3,4).

469. Var b:array [1..3,1..5] of integer;

470. C:array [1..3,1..4] of integer;

471. I,j,p,s:integer;

472. Begin

473. Randomize;

474. For i:=1 to 3 do

475. Begin

476. For j:=1 to 5 do

477. Begin

478. B[I,j]:=random(100)-50;

479. Write(b[I,j]);

480. End;

481. Writeln;

482. End;

483. For i:=1 to 3 do

484. Begin

485. For j:=1 to 4 do

486. Begin

487. c[I,j]:=random(100)-50;

488. Write(c[I,j]);

489. End;

490. Writeln;

491. End;

492. P:=1;

493. For i:=1 to 3 do

494. Begin

495. For j:=1 to 5 do

496. Begin

497. If b[I,j]>0 then

498. P:=p*b[I,j]

499. Else

500. S:=s+b[I,j];

501. End;

502. End;

503. Writeln(p,’ ‘,s);

504. For i:=1 to 3 do

505. Begin

506. For j:=1 to 4 do

507. Begin

508. If c[I,j]>0 then

509. P:=p*c[I,j]

510. Else

511. S:=s+c[I,j];

512. End;

513. End;

514. Writeln(p,’ ‘,s);

515. End.

Экзаменационный билет №  

516. Решить задачу в программе Pascal: Найти количество элементов, больших 5, меньших 5 и равных 5 для двух массивов А(3,5) и В(4,4).

517. Var a:array[1..3,1..5] of integer;

518. B:array[1..4,1..4] of integer;

519. I,j,k,k1,k2:integer;

520. Begin

521. Randomize;

522. For i:=1 to 3 do

523. Begin

524. Forj:=1 to 5 do

525. Begin

526. A[I,j]:=random(10);

527. Write(a[I,j],’ ‘);

528. End;

529. Writeln;

530. End;

531. For i:=1 to 4 do

532. Begin

533. Forj:=1 to 4 do

534. Begin

535. b[I,j]:=random(10);

536. Write(b[I,j],’ ‘);

537. End;

538. Writeln;

539. End;

540. For i:=1 to 3 do

541. Begin

542. Forj:=1 to 5 do

543. Begin

544. Case a[I,j] of

545. 1..4:k:=k+1;

546. 5: k1:=k1+1;

547. 5..9: k2:=k2+1;

548. End;

549. End;

550. End;

551. Writeln(‘kol-vo <5 ‘,k,’ =5 ‘,k1,’ >5 ‘, k2);

552. For i:=1 to 4 do

553. Begin

554. Forj:=1 to 4 do

555. Begin

556. Case b[I,j] of

557. 1..4:k:=k+1;

558. 5: k1:=k1+1;

559. 5..9: k2:=k2+1;

560. End;

561. End;

562. End;

563. Writeln(‘kol-vo <5 ‘,k,’ =5 ‘,k1,’ >5 ‘, k2);

564. End.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 965 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.141 с)...