Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 10. Понятие, сущность и социальное назначение права



Вопрос. Проблемы правопонимания в современной юридической науке

Право – явление сложное и многоплановое. По мере развития общества и государства у людей менялось представление о праве. Появлялось множество различных правовых идей о том, что такое право, о его назначении и сущности.


Естественно-правовая концепция правопонимания. В ее основе лежат идеи разумности (способности к осознанию, пониманию человеком) и идеи соответствия природе человека.

Что «естественно» для природы человека? Деннис Ллойд, изучив труды ранних греческих философов, указывает, что по их мнению, «не существует никаких правил в отношении поведения человека, которые были бы естественны для него, поскольку эти правила различны в разных обществах. Следовательно, законы, - всего лишь соглашения, заключаемые для удобства. Природа человека – не более, чем инстинкт, и значительная часть законов направлена не на то, чтобы предоставить свободу действий этим инстинктам, а на то, чтобы их обуздать»[1].

Греческие философы Платон и Аристотель стали представителями двух различных подходов к понятию «природы» и, соотвественно, естественного права. С одной стороны, природа – это идеальный стандарт. Тогда естественное право – это идеал, а не буквальное явление. Другой подход более прагматичен. Он основан на том, что природа отражает поведение человека. Здесь естественными будут те нормы, которые являются общими для всего человечества.

Естественное право – это нормы, соблюдаемые всеми народами в силу их разумности, соответствия природе человека и совершенно независимо от официального установления (Аристотель).

Дж.Локк, развивая доктрину естественного права, утверждал, «что по условиям общественного договора власть в государстве основывается исключительно на доверии народа по отношению к своим правителям. Поэтому нарушение последними основных естественных прав человека (право на жизнь, свободу, равноправие, собственность) уничтожает это доверие и дает народу право взять власть в свои руки и изменить правительство»[2].

Современные теории естественного права подразделяются на 3 категории: католитическую, философскую и социологическую.

Католитическая категория естественного права развивалась Ф.Аквинским. Во-первых, естественное право, отличное от Божественного, рационально, и любой разумный человек может его понять. Во-вторых, естественное право - это система норм, действующих в сферах человеческой деятельности, имеющих значение с точки зрения морали.

Философская категория естественного права представлена И.Кантом. Основным законом является категорический императив. Согласно этому понятию индивид во всех своих поступках всегда должен руководствоваться правилом «поступай так, как хочешь, чтобы в отношении тебя поступали другие».

Социологическая категория естественного права. Кечекьян, А.А.Пионтковский понимают право как единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (как результата реализации нормы права). Недействующая норма права – не право.

Пашуканис указывал, что норма как таковая, т.е. ее логическое содержание или прямо выводится из существующих уже отношений или, если она издана государством как закон, представляет собой симптом, по которому можно судить с долей вероятности о возникновении в будущем соответствующих отношений. Чтобы утверждать объективное существование права, недостаточно знать его нормативное содержание, но нужно знать, что оно осуществляется в жизни, в общественных отношениях.

Значение доктрины естественного права. В частности, благодаря идее естественного права произошло включение «Билля о правах человека» в американскую конституцию, в результате чего эти права получили не только конкретное содержание, но и юридическое признание. К области естественного права относят случаи, когда правовые нормы оперируют такими понятиями, как разумное, справедливое, честное, сделанное с добрыми намерениями, поскольку эти понятия основаны на естественно-правовых постулатах.

Марксистская концепция права. Содержащаяся в любом нормативном правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. Иными словами, воля, если она господствующая, должна быть выражена как закон, установленный властью.

Недостаток этой концепции видится в том, что упускаются из виду воля и интересы других социальных общностей. При этом не учитывалось, что в определенные периоды истории у власти могли находиться не классы, а определенные слои людей со своими взглядами и интересами, отраженными в праве. Также упускается тот факт, что в любом обществе наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоев право естественно отражает интересы всего общества.

Юридический позитивизм (Юм, И.Бентам, Д.Остин). Существует две области человеческого познания. Одна – в сфере фактов: они либо есть, либо их нет. Другая – в сфере должного, когда констатируются не факты, а утверждается, что «должно» быть сделано. Суждения о должном – это нормы, стандарты поведения.

Система таких правил поведения в обществе, которые должны регулярно соблюдаться и есть право. Позитивизм отождествляет право и закон. Действительность закона не зависит от его соответствия требованиям морали. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу закрепления их в нормативных правовых актах.

Либертарно-юридический подход к пониманию права. Он был предложен В.С.Нерсесянцем. Он выделяет всего два подхода к правопониманию: легистский (от лат. слова «lex» - закон) и юридический (от лат. слова «jus»- право).

Согласно легистскому подходу под правом понимается продукт государства, право и закон отождествляются. Это соответствует нормативному подходу к праву.

Юридический подход различает право и закон. Под правом понимается нечто объективное, не зависящее от воли или усмотрения государственной власти. В рамках юридического подхода различаются две концепции: естственно-правовую и либертарно-юридическую. Последняя так же, как естственно-правовая, различает право и закон, но под правом понимает не естественное право, а нормативное выражение формального равенства, всеобщей и необходимой формы свободы в общественных отношениях людей, всеобщей справедливости. Правила поведения, обладающие такими признаками, общезначимы, а потому общеобязательны. Общеобязательность – следствие права, а не право – следствие официально-властной общеобязательности.

Вопрос. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права

Термин «регулирование» означает определять поведение людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные регуляторы.


мораль

     
 
 
 
 
 


Нормативный регулятор общественных отношений - система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений. К таким регуляторам можно отнести право, мораль, обычаи, традиции, религию.

Регулирование может осуществляться тремя способами:

1) Побуждение – воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию.

2) Понуждение – социально необходимое поведение достигается через стимулирование.

3) Принуждение – социально необходимое поведение достигается возможностью применения насилия, физического или морального страдания.

Ненормативные регуляторы – ценностный, директивный, информационный.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в культуре общества и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах его развития.

Директивный регулятор – это способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, направленных на решение какой-либо задачи.

Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью СМИ.

Право – это нормативный регулятор общественных отношений, который обладает следующими признаками.


1. Нормативность. Право представляет собой систему норм – правил поведения в обществе. Норма - это модель типичного (наиболее устойчивого), повторяемого и всеобщего общественного отношения. Норма распространяется на заранее неопределенный круг лиц (отсутствие индивидуализации) и действует неограниченное количество раз.

В отличие от морали и других социальных норм нормы права носят предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что если право предоставляет одному человеку возможность поступать определенным образом, то одновременно у других лиц возникает соответствующая обязанность. В этом смысле право предоставляет одному меру свободы, а у другого свободу ограничивает.

2. Системность права. Право – упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Нормы выполняют регулятивную роль только во взаимосвязи друг с другом.

3. Общеобязательность права. Она означает, что правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве.

4. Государственная обеспеченность. Право создается или санкционируется (разрешается) государством. Государство закрепляет нормы в законе, нормативном договоре или признает иным способом. В случае нарушения правовых норм государство может применять меры принуждения.

5. Формальная определенность. Она означает следующее: а) нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем и содержание прав и обязанностей; б) нормы права имеют документальную или иную внешнюю форму выражения.

Таким образом, право – это система формально-определенных норм (правил поведения), созданная или санкционированная государством, обеспеченная мерами государственного принуждения.

Вопрос. Сущность и социальное назначение права

В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.

 
 


1) Право выражает волю отдельных классов (социальных групп).

2) Право – это средство достижения компромисса, средство согласия, взаимных уступок, это механизм управления делами всего общества. В интересах всего общества право обеспечивает внешний и внутренний мир, создает условия для развития культуры, экономики, науки и т.п.

Оба подхода по отдельности однобоки, поскольку не учитывают объективной реальности. В праве присутствует одновременно и классовое и общесоциальное. Так, с самого начала социальной дифференциации, т.е. с разделения общества на классы всегда обозначался класс, занятый хозяйственной, производительной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Следовательно, условием существования общества является создание и сохранение условий для хозяйственной деятельности производящих классов. Такие условия закрепляются правом, действующим одновременно и в интересах определенной социальной группы и в интересах всего общества. В то же время для обеспечения согласия и отсутствия конфликтов между разными социальными группами (классами) праву надлежит найти и закрепить компромисс.

С учетом этого Р.З.Лившиц определил сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, и согласии и снятии общественных противоречий. Иными словами, сущность права отождествляется с правопорядком.

В.И. Червонюк, основываясь на высказываниях Ж.Ж.Руссо о том, что право заключает в себе общую волю, определил сущность права следующим образом. Сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов и отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженную в законе или иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.

Н.М. Коркунов писал: «Где нет общения людей, где человек является обособленным, там нет места праву…потребность в праве и самая возможность его образования дается только общежитием»[3].

Право определяет меру свободы и разграничивает интересы субъектов общественных отношений через определение их прав и обязанностей. Через это право организовывает совместное проживание людей, разрешает конфликты, предотвращает массовое убийство человека человеком.

Появление права связано с объективной потребностью в урегулировании совместной жизни людей. Это было естественной реакцией на «войну всех против всех» (Гоббс), на состояние войны «между отдельными лицами» и «между нациями» (Монтескье).

Цель права есть мир.

Основные понятия, которые надо знать

Регулировать - определять поведения людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать.

Нормативный регулятор общественных отношений - система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений.

Право – это система формально-определенных норм (правил поведения), созданная или санкционированная государством, обеспеченная мерами государственного принуждения.

Сущность права – общая воля людей как результат согласования частных и специфических интересов, выраженная в законе или иным способом признаваемая государством, и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...