Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое диалектика?



Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития (их источник, механизм и др.). Существует три базовых закона диалектики:

1) закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое и т. д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме и т. д. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе);

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество (специфика) той или иной вещи или явления. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок» – сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход количества в новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно;

3) закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития.

По вопросу о направленности развития сущего в философии существует три точки зрения:

· развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, – то есть восходящее развитие;

· развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

· развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая (например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие) или исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на более высоком уровне.

К основным категориям диалектики относятся:

· единичное – объект, имеющий совокупность свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определенность;

· общее – единое во многом, своего рода «душа», суть единичного, закон его существования;

· особенное – конкретное единство единичного и общего;

· содержание – единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций;

· форма – способ выражения и существования содержания;

· структура – способ расположения элементов объекта в пространстве и строение (последовательность и ритм) определенного процесса во времени;

· причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, а второе – как следствие. Причина является первичной по отношению к следствию;

· необходимость – такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних свойств явлений;

· случайность – непредвиденное, непредполагаемое событие или непредусмотренное совпадение с другими событиями;

· сущность – главное, основное и определяющее в предмете (внутренние, связи, противоречия и тенденции);

· явление – внешнее обнаружение сущности предмета, форма ее проявления.

Основными принципами диалектики являются:

· принцип всеобщей связи, которыйозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы;

· принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;

· принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;

· принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;

· принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

В системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.

Тем не менее, не следует думать, что диалектика является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 675 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...