Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомеровский эпос 6 страница



Основная тема - жизнь и быт углекопов (шахтеров), описание забастовки на угольных шахтах, которая явилась следствием тяжелых условий жизни. Чудовищная эксплуатация шахтеров - залог огромных прибылей компании, владеющей шахтами, а сами шахты становятся чудовищами, пожирающими людей.

В центре повествования - типичная шахтерская семья Маэ - пьянство, грубость, грязь. В семье все работают - от старика-деда до подростков Жаклена и Катерины, но всё равно не могут свести концы с концами. По контрасту изображается семья Гренгуаров с сытой и праздной жизнью, основанной на акциях шахты и чужом труде.

После того, как хозяева в очередной раз снижают плату, начинается забастовка шахтеров, несколько месяцев лишений, холода и голода, демонстрация толпы голодающих женщин, смерть от голода дочери Маэ, Альзиры, к сожалению, не дали никаких результатов. Экономические требования руководителя забастовки Этьена Лантье не были удовлетворены, на шахту ввели войска, что означало поражение шахтеров.

За участие в деле Дрейфуса Золя был выслан в Англию на год (знаменитый очерк «Я обвиняю!»).

Символизм в поэзии как преодоление романтического и реалистического влияния.

Шарль Бодлер (1821-1867) - самый известный сборник стихотворений «Цветы зла» (1857) - от романтических образов к миру реальности. Стихотворение «Альбатрос» о судьбе поэта в буржуазном обществе.

Артюр Рембо (1854-1891) -обличение буржуазного мира, бунтарская и метафорическая поэзия («Пьяный корабль»).

Поль Верлен (1844-1896) - «Гласные», «Песня без слов» - стремление передать настроение;

- использование образа природы как средства характеристики внутреннего мира человека;

- форма поэтического иносказания;

- изменение формы классического александрийского стиха, широкое использование элементов разговорной речи, эмоционального и музыкального начала;

- искусство - единственный выход для творческой активности личности, максимальная концентрация образа, недоступной стороны явления.

Эмиль Верхарн (1855-1916) - создал образ города-спрута, народная масса - улица как единый поток.

Настроение декаданса (упадка) - отвращение к буржуазному миру через отказ от борьбы с ним (Морис Метерлинк), кризис буржуазной культуры на рубеже веков.

Дадаизм и сюрреализм - Франция; экспрессионизм - Германия, футуризм - Италия; школа «потока сознания» - Пруст - Франция, Джойс - Англия; экзистенциализм - Сартр, Камю; «новый роман» - Роб Грийе, Натали Саррот.

Судьба реализма в конце 19 века:

- критичность, утрата иллюзий, стремление идти до конца, сатира становится преобладающим жанром и методом, особенно популярен жанр сатирического романа (Марк Твен, сатирические драмы Шоу);

- обновленный и углубленный психологизм, главный предмет рассмотрения - диалектика души человеческой, проблема «маленького» человека;

- кризисный период идей отражается и в литературе. отсюда скепсис, неверие в будущее;

- продолжение тенденции к объективности и безоценочности;

- детерминирующая роль среды в отношении к человеку и человеческой личности, личность пассивна, а акцент сделан на влияние социальной среды, вещей, общественного положения, человек становится антигероем;

- большое внимание уделяется описанию среды, вещи заслоняют человека, расширение сферы изображения, новые пласты.

Представители: Мопассан, Франс, Марк Твен, Джек Лондон.

Марк Твен - Самюэль Ленгхорн Клеменс (1835-1910) - псевдоним (отметка два) - от детской мечты стать лоцманом на Миссисипи - глубина фарватера для парохода. Родился в поселке Флорида, штат Миссури, на диком западе. Отец - юрист, мечтал обогатиться, перевез семью в Ганнибал на Миссисипи. Будущий писатель начал работать в 12 лет (после смерти отца) учеником в типографии газеты и до 30 лет мечтал о лоцманстве.

В 1865 г. - первый рассказ «Зеленая скачущая лягушка из Калавераса», в котором проявился его талант бытописателя и юмориста, а также реализм, лаконизм, выразительность стиля. Затем последовали «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали губернатором», в которых можно увидеть обличение буржуазного общества и идеи буржуазной демократии.

Повести 70-80 годов - «Приключения Тома Сойера»(76), «Приключения Геккельбери Финна» (84) - противопоставление нетронутого грязью буржуазных отношений детского сознания быту и идеологии «взрослой» буржуазии;

- поэтизация детства и юности, детской психологии своих героев, «гимн детству, переложенный в прозе»;

- протест против социальной несправедливости, буржуазного лицемерия, религиозного ханжества, чопорности мещанской жизни, любовь и поиски свободы - демократические низы Америки представлены Геком Финном и Джимом.

«Принц и нищий» (1882) - принц Эдуард и Том Кенти меняются местами, в результате монарх увидел лицо улицы и понял, что законы Тюдоров очень жестоки.

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) - рассказ о рядовом, практически мыслящем американце, оружейном мастере из штата Коннектикут, который после ранения в голову «очнулся, сидя под дубом на траве», в обществе рыцаря 6 века, сэра Кея, молочного брата короля Артура, то есть перенесся из 1879 в 21.06.538 года. Марк Твен ставит перед собой задачу: - определить своё отношение к средневековью;

- оценить преимущества буржуазной цивилизации 19 века.

Писатель приходит к выводу, что с развитием науки и техники не так уж изменилась сама человеческая природа. Наивность рыцарей и их повествования о бесчисленных подвигах он называет фабрикой вранья, с добавлением сказки религии.

Янки приходится сражаться в основном с Мерлином («чародей и великий лжец» имеет власть над душами людей, а это выше королевской власти). Попытка насадить буржуазную цивилизацию под самым носом средневековья: издать газету (первоначально приняли за попону), электричество, освобождение народа терпит поражение. Но янки все же остается во власти религиозных представлений и церкви. Мерлин его усыпил, и он проспал до наступления 19 века.

Одновременная сатира и на средневековье с властью короля, и на буржуазную Америку, где место зловредного Мерлина заняли короли денежного мешка.

Джек Лондон (1876-1916). Биография: родился в семье разорившегося фермера в Сан-Франциско, нужда, труд, с 14 лет - самостоятельная жизнь без семьи, служил матросом, сидел в тюрьме, участвовал в золотой лихорадке.

С 1900 года появляются сборники рассказов о золотоискателях и индейцах, приключениях в южных морях, привлекающие к себе жизнеутверждающим пафосом, любовью к жизни, показом воли человека в борьбе с природой («Сын волка», «Дети мороза», «Сказки южных морей»).

Основные идеи произведений:

- протест Лондона против социальной несправедливости, пошлости и изменения человеческой личности в буржуазном обществе;

- в противовес - суровая природа и люди, ушедшие от цивилизации и нецивилизованные народы. Твен романтизирует их за цельность характера, отвагу и закаленность, борьбу за жизнь и силу чувств («Северная Одиссея», «Сказание о Кише», «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»);

- герой - крайний индивидуалист, стоящий выше других по человеческим качествам, подчиняет себе других.

Джек Лондон вступает в коммунистическую партию, и после революции 1905 года в России появляется его роман «Железная пята» (1907) - воспоминания жены революционера Эрнста Эвергарда, рукопись издается уже в социалистическом обществе и рассказывает о событиях пролетарской революции, покончившей с железной пятой, то есть с властью буржуазии.

«Мартин Иден» (1909) - автобиографическое повествование о писателе из народа в буржуазном обществе. Сильный и талантливый матрос, его мечта стать знаменитым и богатым ради любви к образованной девушке из буржуазной среды Руфи Морз. Предел мечтаний - добиться её, а когда герой всего достигает, то видит, что умение делать деньги - основное, и его любимая его не понимает: предает бедняка, но готова вернуться к богачу.

В результате, когда он случайно становится своим в буржуазном обществе, то не испытывает ничего, кроме опустошенности и безразличия, поэтому выбирает вечный покой смерти.

Зарубежная литература периода между двумя мировыми войнами

Историческая обстановка после Первой мировой войны:

- революционные движения во многих странах Европы (Россия, Германия, Франция, Венгрия);

- экономический кризис;

- широкий размах национально-освободительного движения в колониях;

- возникновение и наступление фашизма.

Новые черты критического реализма в западноевропейской литературе:

- направленность против войны, империализма, фашизма, колониализма.

Представители: Хемингуэй. Роллан, Брехт, Сент-Экзюпери, Голсуорси, Шоу, Манн, Драйзер, Мориак, Олдингтон, Ремарк, Фейхтвангер, Фолкнер, Льюис и др.

Все они - представители реализма абстрактного гуманизма, для которых характерны:

- критика современного буржуазного общества. В общественной жизни Европы и Америки они видят жестокость и моральный распад, страдания людей. Постепенно расширяется круг проблем и появляется интерес к борьбе масс;

- главное - боль о человеке;

- развитие антивоенного романа (Ремарк, Хемингуэй, Олдингтон);

- возникает литература «потерянного поколения» - интерес не к показу военных событий, а к нравственным переживаниям героев после них, отвращение к бойне, осуждение войны и одновременно неумение найти себе место в обычной человеческой жизни.

Художественные особенности:

- в центр внимания ставится внутренний мир человека - реалистическое изображение эмоционального мира героя;

- драматическая, лирическая настроенность произведения рождает другое направление - интеллектуальную прозу (Т.Манн);

- философская проза также развивается как одно из направлений;

- психологическая проза (Фолкнер, Андерсон, Экзюпери);

- изобретен и успешно применяется «принцип монтажа», или фрагментарная композиция (Хемингуэй);

- принцип пересечения разных временных планов (Фолкнер);

- принцип использования документов в художественном тексте;

- метафоризация картин, отображающих действительность.

Самым мощным было течение «потерянного поколения».

Их творчество определяло то, что они стали взрослыми в годы Первой мировой войны (то есть это война их такими сделала). Типична особая для этого поколения ситуация - на войну со школьной скамьи с уверенностью, что их правительство ведет справедливую войну.

Позднее они прозревают и переживают мысль о том, что война - это не защита идей гуманизма, но они замкнуты и отгорожены в своем братстве от народа.

Трагическое прозрение великого обмана никуда не ведет, нет никакого нового пути и идеала, а отсюда - потеря смысла жизни (по возвращении в мирную жизнь разочарование ещё больше усиливается).

Настоящий смысл жизни для них остается в личных взаимоотношениях, фронтовом братстве, товариществе, любви, но даже это не помогает, так как не вечно, а преходяще.

Художественные особенности:

- произведения лиричны и монологичны по строению;

- монолог героя, как правило, сопровождает монолог автора, дополняющий и создающий фон (как правило, едкий и сатирический).

Творчество Эрнеста Хэмингуэя (1899 - 1961) - тип писателя 20 века, так как в его жизни произошло соединение стиля в творчестве со стилем поведения в жизни, биография тесно связана с творчеством, его работы - прямой результат личных переживаний и жизненного опыта.

Родился в Оук-Парке, около Чикаго, отец - врач, мать - человек с тяжелым характером (его рассказ о том, как она изрубила топором снасти, чтобы они с отцом не убегали вдвоем на рыбалку). Первый журнальный опыт - в газете в Мичигане, но при этом мечтает попасть в Европу. В 22 года послан туда в качестве корреспондента (Париж), участвует в войне, ездит в «горячие точки», побывал на греко-турецкой малой войне (снарядил сам санитарные машины и некоторое время работал на них), Испания (выступает против фашизма), участвует в работе автоколонны Красного Креста и получает тяжелое ранение на итало-австрийском фронте.

После ранения возвращается в Париж, в литературный салон Гертруды Стайн (модернизм с элементами потока сознания), кафе «Ротонда», стремление к обновлению литературы и эксперименту, первые сборники рассказов. 1926 - первый роман - «Фиеста, или И восходит солнце», 1929 - «Прощай, оружие!»

С это время вырабатывается особая эстетическая программа:

- писать как можно правдивее, честную прозу о человеке, «без вранья, прикрас, громких фраз»;

- пройдя через войну, он ненавидит фашизм;

- способность сочувствовать и сопереживать, высокая чувствительность к чужой боли, низкий болевой порог;

- протест против понятия «мирное» время, судьба молодых людей из «потерянного» поколения в центре изображения;

- стыковка временных планов, принцип монтажа, осколочность восприятия мира, «телеграфный стиль».

«Прощай, оружие!» (1929) - самое страшное и больное, сама война, завершает цикл романов о потерянном поколении. Доброволец лейтенант Фред Генри, разочаровавшийся в идеалах войны, после ранения дезертирует в Швейцарию вместе с медсестрой Кэтрин Баркли в надежде на долгую жизнь и счастливую любовь, но она умирает при родах, а он опять остается один.

Роман автобиографичен, разница только во фронте и в степени разочарованности. После ранения Хэмингуэй отправляется обратно на фронт, а Генри убегает в Швейцарию.

Понимание бессмысленности войны приводит его к тому, что любовь становится основным смыслом его жизни. Чтобы утвердить ценности любви, надо бросить оружие. Но любовь, Швейцария, слишком хрупки и утопичны, получается островок в одиночестве, потому что жизнь - биологический процесс, сначала надо достойно жить, а потом - умереть.

Художественные особенности - метод «айсберга» (особый характер психологизма), через внешние проявления показать внутренний мир человека. Косвенное изображение внутренней жизни человека требует внимания к деталям и подробностям;

- стремление избегать громких слов, молчать о самом главном;

- использовать ключевое слово, передающее внутреннюю опустошенность героя (Фред: «Как хорошо нам было бы вместе, но этого никогда не будет!»; Кэтрин: «Но я очень боюсь!»).

Роман «Иметь и не иметь» написан после окончания экономического кризиса, посвящен жизни и смерти флоридского контрабандиста и лодочника Гарри Моргана - критика богатой Америки и любование нищим рыбаком Эдди.

«По ком звонит колокол» (1940) - роман о 3 днях в тылу противника (испанских фашистов) американца Роберта Джордана. Он побывал и в партизанском отряде, и в штабе армии. Бесперспективность борьбы испанцев против фашистов не должна мешать честно выполнить долг. «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». И один человек не должен стоять в такие минуты в стороне (идеи гуманизма, справедливости, человечности).

«Старик и море» (1952)- 84-дневное соревнование кубинца Сантьяго с огромной меч-рыбой, поймал, но сохранить не смог, так как акулы сожрали её ещё до берега. Мальчик помогает старику и учится у него жизни и мужеству. Монологи - мотив человеческой солидарности и взаимопомощи, единения.

Ромен Роллан (!866-1944) - француз, наследник традиций буржуазной культуры прошлого, друг Советского Союза, участник антифашистского движения.

Родился в г. Кламси, в Бургундии, в семье нотариуса, получил хорошее образование, поддерживал традиции гуманистической культуры, верность идеалам гуманистического и реалистического искусства, выступал против модернизма, называл себя учеником Л.Толстого.

Начало творчества - два цикла драм - «Драмы революции» - события Великой Французской революции, «Героические жизни» - цикл биографий великих деятелей искусства.

Роман «Жан Кристоф» (1904 - 1912), состоит из 10 книг, написан в форме биографии Жана-Кристофа Крафта (немецкий композитор, вымышленный, но похож на Бетховена). Первый 4 книги - детство Жана-Кристофа, его формирование как человека и музыканта. Он родился в семье придворного музыканта в провинциальном немецком городке. Мать, служанка Луиза, дядя - бедный торговец - заложили в нем симпатии к простому народу. Современная Германия - имперская, мещанская, сентиментальная, заставляет героя задыхаться и чувствовать одиночество. В 4 книге происходит бунт героя, он порывает с Германией и уезжает в Париж. 5-ая книга - критика французской буржуазной культуры, «чистого» искусства. Но есть во Франции и хорошие, подобные Жану-Кристофу люди: французский поэт Оливье Жаннен, итальянка Грация. Бунтарство Жана-Кристофа заканчивается в конце книги примирением с действительностью, отказом от активной борьбы с обществом.

Художественные особенности:

- напрямую обращается к читателю, дает авторские оценки в лирических отступлениях;

- приподнятой, романтическое описание переживаний героя;

- публицистичность высказываний.

«Кола Брюньон» (1914 написано, издано в 1919), так как написано в канун войны.

Повесть описывает события эпохи позднего французского возрождения (17 век), борьба между королевской властью и феодалами тяжелым бременем ложится на крестьян и ремесленников.

Действие происходит в г. Кламси в Бургундии. Повествование представляет собой дневник резчика по дереву, скульптора-ремесленника, который явился свидетелем и очевидцем многих событий: солдаты феодала соседа нападают на город и грабят его, потом начинается эпидемия чумы, гибнет жена, соседи сожгли во время эпидемии его дом, но герой не теряет оптимизма.

Образ главного героя - обаятельного простого человека, любящего жизнь и труд, свободомыслящего и независимого. Его образ отражает веру Роллана в народ, который сохранил любовь к радостям жизни (шутке, вину, еде, пирушкам, книгам, Плутарху), но более всего - к труду и своему ремеслу (больше всего он скорбит об сгоревших деревянных скульптурах). Кола ненавидит аристократов и проявляет стихийное политическое и религиозное вольнодумство, непочтение к земным и небесным властям.

Художественные особенности: очень своеобразный язык, дневник стилизован под речь человека 18 века, сохранены особенности разговорной речи крестьянина-ремесленника, ощущается влияние Франсуа Рабле и близость к французскому фольклору.

«Очарованная душа» (1922-33)- Аннет Ривьер и её сын Марк находят выход из противоречий современной буржуазной действительности в участии в антифашистском движении.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) - писатель, сказавший «Откуда я? Я из моего детства!». Наиболее непосредственный и безыскусный рассказ о судьбе своего поколения, так и остался летчиком, рассказавшим о себе и о мире.

Биография: сын графа, чей род восходит к рыцарям святого Грааля, отец был страховым агентом. В 4 года мальчик после смерти отца уехал с матерью в родовой замок на побережье Средиземного моря, окончил иезуитский коллеж, приехал в Париж. Вместо военно-морского училища поступил в Академию художеств (19 лет) на архитектурное отделение. В 21 году поступил в истребительную авиацию, права военного летчика получил в Марокко. С 22 года работал в авиационной компании, первая публикация - в 26 году. Один за другим появляются романы-репортажи: «Южный почтовый»(1929), «Ночной полет» (1931), «Планета людей» (19з9), «Маленький принц» (1943), неоконченным остался роман «Цитадель». Участвовал в войне в Испании, пережил авиакатастрофы в Северной Африке, после демобилизации во Франции воевал в рядах Сопротивления в Африке, пропал без вести за 3 недели до освобождения Франции.

Основные идеи творчества:

- духовные ценности предпочтительней материальных;

- нельзя мерить мир рамками буржуазного общества;

- нужно уважать в человеке жажду свободы, раскрепощения, чтить понятия человеческого братства, дружбы, товарищества.

- помнить об ответственности человека за судьбу общества («мы в ответе за тех, кого приручили»).

Художественные особенности:

- сюжет не имеет значения (роман-репортаж);

- мир глазами летчика имеет другие масштабы (он один, а не раздираем противоречиями).

«Маленький принц» (1943) - поэтическое выражение идей творчества, философская сказка.

Основное содержание: маленький обитатель планеты-астероида В-612 и летчик во время аварии в песках Сахары ведут беседы. Принц - это друг, избавивший от одиночества и оказавший поддержку. За неделю для починки самолета он внушает веру в жизнь погибающему от жажды человеку.

Образ Маленького принца - символ частицы вечно живой человеческой души, олицетворение тех человеческих качеств, которые придают смысл и содержание человеческой жизни.

Основная идея - призвание человека - любить детей и зверей, в бескорыстной любви к тем, кому ты нужен и кто хочет, чтобы ты их приручил (Лис).

Мотив смерти - смерть неизбежна, нужно примириться с её неизбежностью, а душа бессмертна.

Бертольд Брехт (1898-1956) - немецкий драматург, служил в армии во время Первой мировой войны, участвовал в Баварской революции 19 года. Именно в это время написал «Легенду о мертвом солдате», который уже один раз пожертвовал Родине свою жизнь, но его извлекают из могилы и снова ставят в строй, чтобы он снова погиб. Антивоенная тема становится центральной в творчестве Брехта.

Создатель теории эпического театра. Основные положения:

- революционное мировоззрение;

- поставить искусство на службу революционным преобразованиям;

- искусство должно быть связано с максимально ясным освещением истинного положения вещей;

- обновление театра предполагает создание нового реалистического искусства, то есть вместо романтически-натуралистических конфликтов надо переходить к незамаскированной политической тенденции;

- в идеале - получить политический интеллектуальный театр.

Эпический театр предлагался Брехтом в противоположность традиционному «драматическому» (система Станиславского).

Задача театра не в том, чтобы создать полную иллюзию жизни на сцене, спектакль не должен переносить зрителя в ту эпоху и в ту обстановку, которая изображена в пьесе, а актеру не следует перевоплощаться в героя. Актеру нужно играть роль и посредством этой игры рассказывать зрителю, что представляет собой герой, заставлять зрителей не столько волноваться за судьбу героя, сколько задумываться над ней (активизация зрителя и соучастие его в действии).

Актеру надо добиваться не катарсиса, не эффекта «четвертой стены» и не иллюзии жизни. Традиционный театр взывал к чувствам зрителей, в брехтовском театре главное - воздействие на разум. Поэтому надо ввести в пьесу то, что разрушает иллюзию жизни на сцене. Например, песни - зонги - монологи, прямое обращение к зрителю, не всегда мотивированные содержанием и обстоятельствами действия.

Герой становится просто рупором идей, подводит итоги событий, размышляет над их смыслом и в обобщенном виде представляет их зрителю. Брехт именно потому и противопоставляет свою систему системе Станиславского, чтобы иметь право на отчуждение от образа, право на условность, соблюдение дистанции между героем и исполнителем его роли на сцене.

Наибольший интерес Брехт проявлял к писателям 18 века. Просветительские идеи относительно утверждения разума и искусства как орудия пропаганды и воспитания были ему близки, поэтому он заимствовал идеи и ситуации у Свифта, Шиллера.

Зрителю заранее должен быть известен сюжет пьесы, это облегчит осмысление идейного содержания («Мать» в 1932 году на сюжет М.Горького). Но известный сюжет надо использовать применительно к современности, в результате образуется философская притча для зрителя. «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и её дети» (38), «Жизнь Галилея» (38-46), «Добрый человек из Сечуани» (41-53), «Кавказский меловой круг» (45) - самые известные сюжеты и произведения.

С 1933 года, после прихода к власти фашизма в Германии, эмигрирует из страны (Дания, Финляндия, Швеция, США). Вернется на родину (в ГДР) только в 1948 году. В Восточной Германии руководил театром «Берлинский Ансамбль».

Драма «Мамаша Кураж и её дети» - события происходят в Германии 17 века в эпоху Тридцатилетней войны (1618 - 1648).

Главная героиня - Анна Фирлинг - маркитантка - по прозвищу Мамаша Кураж. Чем больше хаоса в стране - тем выгоднее для неё, война приносит ей доход, но это ерунда по сравнению с тем доходом, что получают от войны те, кто выше неё.

Её ремесло отняло у неё детей: погибают её сыновья, которые могли в таких условиях стать только солдатами, погибает дочь (немая Катрин бьет в барабан на крыше во время осады г. Галле, и хотя её убивают, она успевает предупредить жителей об опасности - «камень заговорил»). Но даже оставшись одна, она продолжает тащить свой фургон, она ничему не научилась.

Основные идеи пьесы: - против несправедливых войн в интересах корыстной верхушки; - за ответственность за судьбу страны, за осознание собственного долга.

Пьеса «Жизнь Галилея» (1938-46) поднимает проблему судьбы науки и ответственности ученых перед народом и историей.

Эпоха возрождения, Галилей - участник мощного движения к истине, вслед за Коперником провозглашает: «Земля вертится вокруг Солнца!». По легенде, Галилей по требованию инквизиции отрекся от научного знания, но потом все-таки воскликнул: «И все-таки она вертится!». По Брехту, Галилей отрекся из-за страха перед пытками, а момент отречения показан через восприятие дочери и учеников.

Брехт пытается показать нам силы прогресса и их борьбу с католической церковью. Эта притча не стремится передать колорит эпохи, особенности психологии людей. Важнее взглянуть на события глазами человека, стоящего на уровне передовой мысли 20 века, рассуждающего с позиций трудового народа, какой большой долг лежит на каждом ученом.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...