Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомеровский эпос 2 страница



Зарубежная литература эпохи Возрождения

Появление литературы эпохи Возрождения обусловлено рядом социальных и экономических причин, связанных развитием общества:

- феодальная сословная иерархия перестала служить идейно-нравственным стимулом жизни для рыцарско-дворянской передовой части общества;

- развивавшиеся городские и торгово-ремесленные слои общества видели преграду для своей личной инициативы и производственно-профессиональной, гражданско-политической деятельности в старой сословной иерархии;

- в обществе нарастало недовольство старыми сословными традициями и поддерживающим их церковным миропониманием с его идеями дуализма и аскетическим идеалом.

Благодаря этому появляются новые взгляды человека, высоко оценивающего независимость личности и её раскрепощение от старых религиозно-нравственных норм. Возникает новая нравственная философия, ищущая основу жизни не в божественном промысле, а в человеческой мысли и воле, то есть гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный).

Все это вызывает возрождение интереса к греко-римской античности, языческой духовной культуре, литературе и искусству, поэтому и период был назван Возрождение или Ренессанс.

Но в разных странах в зависимости от их общественно-политического и экономического развития это проявлялось по-разному, с различной степенью идейно-художественной активности и хронологически в разное время.

Первая страна классического Возрождения – Италия, так как здесь раньше начала развиваться буржуазная культура, появились свободные торговые итальянские города, сложилось личное самопознание человека и самостоятельные идейно-культурные интересы в искусстве, литературе, культуре. Италия 13-14 века благодаря торговым путям из Европы в Азию, проходившим через эту страну, развитию торговли, промышленности, городов-коммун с самоуправлением активнее всех возрождала античные идеи и традиции.

Первым итальянским поэтом эпохи Возрождения стал Данте Алигьери. «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Энгельс).

Родиной Данте стал самый передовой город Италии – Флоренция, который переживал в это время не только борьбу с феодальными традициями, но и некоторые буржуазные противоречия, вылившиеся в борьбу между «жирным» народом и «тощим».

Данте Алигьери (1265-1321) происходил из обедневшей дворянской семьи, получил богословское образование, с юности увлекался античной литературой (любимый поэт – Вергилий), был влюблен в юную соседку Беатриче (Биче) Портинари, но ему не суждено было связать с ней свою судьбу. Её рано выдали замуж за другого человека, она умерла молодой, а в центре творчества Данте навсегда остался предельно идеализированный образ его возлюбленной.

По традиции семьи Данте состоял в политической партии гвельфов (противников гибеллинов), поле раскола своей партии он примкнул к белым гвельфам, выступавшим против политики папы Бонифация Восьмого. После поражения белых гвельфов в 1302 году поэт был изгнан из родного города, до конца жизни скитался по разным городам северной Италии.

Своё самое известное произведение – «Божественную комедию» - поэт закончил незадолго до смерти, нарисовав в ней широчайшую картину своих представлений о жизни, о реальной действительности того времени.

Сюжет и жанр произведения Данте выбирает традиционный, то есть пишет средневековое видение – рассказ о путешествии по загробному миру. Использует поэт и средневековые символы: «земную жизнь пройдя до половины», он «очутился в сумрачном лесу», то есть был окружен грехами. В этом лесу ему преграждают дорогу животные - лев, пантера, вол – символы грехов властолюбия, честолюбия, алчности. А на помощь приходит дух его любимого римского поэта Вергилия (символизирующий светскую культуру), чтобы указать путь к спасению души. Вергилий проводит Данте через Ад и Чистилище, по Раю поэта ведет дух его возлюбленной Беатриче (символ богословской и религиозной веры). Из Рая поэт снова возвращается на землю.

Сложная концепция «Божественной комедии» напоминает ещё церковно-авторитарную литературу, отсюда происходят три её части на основании средневекового учения католической церкви о существовании в потустороннем мире трех сфер: Ада для тяжких грешников, Чистилища – места, где легкие грешники очищаются от грехов (в православной церковной традиции отсутствует), Рая для праведников.

Название «Комедия» также происходит от той же традиции называть так любое произведение с печальным началом (Ад) и веселым концом (Рай). Эпитет «Божественная» не был придуман Данте, он достался комедии от её почитателей.

Загробный мир рисуется поэтом в полном соответствии со средневековой схоластической традицией: в его неподвижном центре находятся врата, ведущие в Ад, на которых начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Ад представляет собой гигантскую воронку, состоящую из 9 кругов, каждый их них предназначен для своего греха. Чем ниже круг, тем тяжелее грех, совершенный человеком, душа которого теперь мучается. В первом круге (лимбе) тоскуют души некрещеных людей, так как согласно учению церкви некрещеный не может попасть в Рай. Именно сюда помещает Данте души всех своих любимых античных поэтов и героев. Пять величайших античных поэтов даже принимают его в свой поэтический круг. Во втором круге в вечном вихре кружатся души людей, испытавших при жизни греховную любовь, в 8 круге содержатся обманщики, в 9-ом изменники. Наказание грешников – символ совершенного ими греха (например, тираны – в реке крови, изменники – в ледяном болоте). В низшей точке Ада восседает Люцифер, падший ангел, который в трех своих пастях вечно дробит Иуду, Брута и Кассия, так как измена богу и императору – самый страшный грех.

Чистилище расположено на высокой горе и имеет 7 кругов, где находятся души людей, обреченных на временную кару за совершение какого-либо легкого греха.

Рай расположен на 9 сферах неба, где находятся души праведников в зависимости от заслуг.

В этих трех местах расположил Данте души умерших: своих родственников, знакомых, общественных и политических деятелей, литературных героев. Встречи их с поэтом, беседы его с душами умерших дают богатый жизненный материал, так как они высказывают свое мнение, отношение к прошлому и настоящему.

Величие таланта Данте проявляется в том, что сквозь абстрактно-религиозную проблематику проявляется уже новое гуманистическое миросозерцание поэта. Поэма становится энциклопедией итальянской жизни на рубеже нового времени, отражает острые противоречия, возникающие между старым феодальным и новым буржуазным укладом жизни. Данте как человек верующий строит повествование в виде проповеди, но выражает в ней новые передовые идеи.

Основные идеи. Прежде всего, это идея ниспровержения высшего авторитета феодалов и церкви и одновременно ненависть к буржуазному стяжательству и хитрости. Отражение политической жизни современной Данте Италии можно увидеть в «Божественной комедии»: императору Генриху приготовлен трон в Раю, а в Аду ждут папу Бонифация (В 19 песне Ада папа Николай Третий, находящийся в специальном рву вниз головой в скале за обман симонии, то есть продажу за деньги церковных должностей, слышит шаги и испытывает радость, потому что ему на смену идет папа Бонифаций). Гневная обличительная речь о прегрешениях пап – первый шаг в европейской литературе к разрушению духовного диктата католической церкви.

В 10 песне «Ада» Форината Уголино – вождь гибеллинов - беседует с Данте, и мы узнаем, что его и в Аду волнуют интересы политической борьбы, судьба его сторонников, изгнанных из Флоренции, ему горше, чем ложе его мук. А в 32-33 песнях Данте рассказывает о земных муках Уголино, и мы понимаем, что поэт сострадает политическому врагу, заключенному при жизни своим врагом Ружьери вместе со всей семьей в башню голода, где Форината медленно гибнет вместе с детьми.

Так выражается ещё одна идея эпохи Возрождения – идея гуманизма, интереса и любви к человеку, сострадания его чувствам, борьбы за его свободу, счастье, всестороннее развитие. Противоречивое изображение некоторых грешников в комедии объясняется тем, что Данте понимает, за что грешники осуждены на муки, но одновременно и сострадает им.

В 5 песне «Ада» он рассказывает читателям историю Франчески да Римини, выданной замуж обманом за хромого урода и влюбившейся в его брата Паоло. Оба они были убиты ревнивым мужем и теперь их души кружатся в вечном вихре, стремясь догнать друг друга. Данте сочувствует влюбленным, там самым выдвигая идею нового отношения к любви как к свободному влечению.

Идея любознательности и личной инициативы, характерная для эпохи Возрождения, отражается в «Божественной комедии» в истории Улисса, то есть Одиссея. Он находится в 8 кругу Ада, так как опять не смог спокойно жить на своей родной Итаке и отправился в путешествие до огромной горы на западе, где находится Чистилище. Улисс погиб в море, наказанный за свою любознательность, но, попав в Ад, он не раскаивается. Данте видит в его характере новый тип человека эпохи Возрождения, смелого, предприимчивого, который, обращаясь к людям, произносит:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

Художественные особенности поэмы заключаются в том, что это первое реалистическое произведение эпохи Возрождения. Сквозь фантастику религиозного жанра и богословскую символику мы видим живые человеческие характеры, нравы той эпохи. Произведение написано не на латыни, а живым народным языком – тосканским наречием Флоренции, родины Данте. Это наречие потом станет основой нового итальянского литературного языка. Оценивая значение этого произведения, В.Г.Белинский называл «Божественную комедию» «истинною «Илиадой» средних веков».

К 15 веку Италия стала страной классического Возрождения и стремление авторов изобразить личное самосознание человека, отстоять самостоятельные идейно-культурные интересы в искусстве, литературе, культуре проявились в творчестве ещё одного великого поэта итальянского Возрождения. Им стал Франческо Петрарка, прославившийся, прежде всего, своими «Канцоньере», то есть сонетами, обращенными к его возлюбленной Лауре.

Его сонеты характеризуются романтикой личных переживаний. Любовь в них изображается как чувство одухотворенное, целомудренное, чувствительное и грустное, преклонение издалека перед прекрасной дамой, и при жизни, и после её смерти. Возлюбленная представляется мечтой, поэты стыдятся своих чувственных влечений, подавляют их в себе. Отсюда рождается новый стиль любовной лирики, названный «dolce stil nuovo» - новый сладостный стиль.

Поэты позднего итальянского Возрождения (вторая половина 15 - 16 вв.) - М. Боярдо и Л. Ариосто - создают пародийно-рыцарские поэмы, уже свободные от религиозных идеалов, более трезвые по умонастроениям, представляющие собой пародию на выспреннюю, романтическую любовь к женщине и идеалы рыцарства.

М.Боярдо в поэме «Влюбленный Роланд» показывает, как известный уже читателям герой-рыцарь совершает все свои подвиги, невероятные и волшебные, вовсе не из патриотизма и любви к государю, а ради любви к девушке Анжелике. абсолютно равнодушной к нему.

Л.Ариосто продолжает эту тему в поэме «Неистовый Роланд», в которой главный герой теряет голову от любви и превращается в несамостоятельное существо, которое преследует Анжелику и её возлюбленного юношу-сарацина.

Поэт Торкватто Тассо в поэме «Освобожденный Иерусалим», напротив, пытается дать религиозное обоснование завоевательской борьбы христианского рыцарства против турок. На этом фоне он показывает нам любовные истории рыцарей, изображенные иронически и вплетенные в основной воинский конфликт сюжета.

Разительный идейно-художественный контраст лирике составило творчество прозаиков-новеллистов того периода Франко Сакетти и Джованни Боккаччо.

Особый интерес представляет собой известный на весь мир сборник новелл (т.е. коротких рассказов) Д.Бокаччо «Декамерон». Он состоит из 100 новелл, различных по содержанию, но общих по идейной направленности, которые рассказывают в течение 10 дней 10 юношей и девушек, ушедших из города, чтобы переждать бушующую там эпидемию чумы.

Основные идеи произведения:

1.острая критика дурных нравов старого феодального общества (семейного деспотизма в феодальной аристократической среде или развращенности монахов, изображаемых с насмешкой);

2.вохваление куртуазной рыцарской любви и утверждение права женщины на свободу её сердечных привязанностей;

3.сочувственное изображение невероятных приключений на суше и на море, проделок гуляк и шутников, разрушающих старые моральные представления.

В новеллах Боккаччо всегда найдется доля натурализма, но в основном - это реалистические произведения.

Испанское Возрождение, возникшее позднее итальянского, выразилось в произведениях романтического эпоса и в различных жанрах драматургии.

Позднее испанское Возрождение (начало 17 века) представлено творчеством Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616 гг.), написавшего роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» в 2-х томах (1т. - 1605г., 2т. - 1615г.). Биография Сервантеса весьма примечательна. Его отец был обедневшим дворянином, то есть «гидальго», ставшим лекарем. Сам он окончил Университет и поступил на военную службу во флот. Во время сражения был ранен, лишился левой руки, был захвачен корсарами и пять лет провел в плену в Алжире. После освобождения он решил заняться литературой, но чтобы прокормиться, устроился на службу чиновником по сбору налогов. Он жалел тех, с кого должен был брать налог, и вскоре очутился в тюрьме, за то, что плохо выполнял свою службу.

Роман Сервантеса представляет собой пародию на устаревшие рыцарские романы. Автор с прогрессивно-демократическими взглядами высмеивает героя-рыцаря, совершающего в честь своей «дамы» невероятные и очень смешные подвиги.

Но в обстановке реакционно-бюрократической Испании попытки Дон Кихота возродить идеалы чести, благородства и мужества, хоть и комические, превращаются в вызов всему низменному состоянию общества, а его нравственная сила вызывает сочувствие к герою. Поэтому первоначальная пародия воспринимается как очень противоречивый, но верно осознанный литературный тип.

Реальная широкая картина жизни современной Сервантесу Испании позволяет автору выразить ряд прогрессивных идей:

- гуманистические идеи, протест против гнета, нищеты, бесправия народа. Гротескно благородный идальго создает контраст его представлений и реальной действительности. Безумие Дон Кихота используется как средство сатирического изображения обветшалых феодальных ценностей, но одновременно выражает и высшие идеи эпохи Возрождения. Дон Кихот выступает в защиту слабых и обездоленных, высказывает демократические идеи, произносить пламенную речь о свободе, отстаивает принципы защиты Родины, жизни, семьи, имущества;

- ум и красота души людей «третьего» сословия проявляются в характере верного слуги и оруженосца Дон Кихота Санчо Панса. Он по-своему понимает идеи гуманизма в наставлениях своего хозяина. Со свойственным человеку из народа прагматизмом и здравым смыслом он вовсе не стыдится своего неблагородного происхождения, а когда становится губернатором из-за злой шутки аристократов, то в деле губернаторства руководствуется идеями справедливости и милосердия, а не личным произволом. Мы понимает, что для Сервантеса Санчо Панса самый настоящий положительный герой - человек трезвый, сочетающий материальные интересы и мечты о богатстве с мудростью и человечностью, а также с бескорыстной привязанностью к хозяину.

В драматургии испанское Возрождение представлено творчеством Лопе де Вега, сочетавшего стихийный демократизм с идеей признания национального значения королевской власти. Так, создавая пьесы на исторические сюжеты, он пишет социальную драму «Фуенте овехуна» (Овечий источник), с которой бесчинства и насилие командора Гомеса над крестьянами приводят с восстанию крестьян во главе с оскорбленной Лауренсией. После убийства ненавистного командора крестьяне дружно и смело ведут себя на следствии и под пыткой, поэтому удостаиваются вмешательства короля, берущего крестьян под свою защиту.

С одной стороны, пьеса раскрывает огромные нравственные силы народного движения, с другой - создает иллюзию, что королевская власть стоит и над народом, и над угнетателями.

Лопе де Вега создал также пьесы на современную тематику, так называемые «комедии плаща и шпаги», в которых с большим сочувствием изображает частную жизнь испанского дворянства. Острые конфликты любви, ревности, соперничества, интриг со счастливой развязкой гуманистически показывают и раскрывают полноту и силу чувств человеческих личностей («Собака на сене» «Валенсианская вдова»).

Французская литература эпохи Возрождения начала развиваться с первой половине 16 веке. Особенно ярко она проявилась в творчестве Франсуа Рабле, создававшего в течение 16 лет сатирический роман в 5 книгах под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Франсуа Рабле родился в провинциальном городе Шиноне, его дед был крестьянином, отец выучился на адвоката и купил поместье. Сам Рабле сначала вступил монастырь, потом покинул его, окончил медицинский факультет, первоначально служил врачом в Монпелье, а потом стал домашним врачом епископа, с которым дважды ездил в Рим, когда того приглашали на конклав выбирать нового папу.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет собой грандиозную сатиру на королевскую власть и её особенности (феодальные войны, схоластику церкви), так как героями этой книги стали отец и сын короли, существа огромные, тучные, неуклюжие, наивные и нестрашные, в полном соответствии с устной народной французской фольклорной традицией.

Основные идеи произведения:

1. Идея реабилитации плоти, материальной природы человека - гиперболизированное, веселое, грубоватое сатирическое повествование о дурачествах королей.

2. Воспитательные идеи. Педагогические проблемы в романе представлены контрастом между воспитанием Гаргантюа его первым учителем - Гюбалом Олоферном и вторым воспитателем - Панократом. Первый учитель представляет собой злую сатиру на схоластическую педагогику, которая отупляет ребенка, убивает его активность через постоянную зубрежку. Второй учитель будущего короля представляет собой новую гуманистическую педагогику, старается связать теорию с практикой в обучении, использовать собственные наблюдения и опыт учащегося. Эти же идеи выражены в письмах Гаргантюа к Пантагрюэлю, в которых он призывает сына изучать науки, восхваляет культуру, сменяющую средневековое невежество. Педагогический идеал Рабле - индивидуальное воспитание и идеальное общежитие.

3. Идея осмеяния захватнических войн. Отец Гаргантюа Грангузье вел войны против Пикрошоля из-за ничтожного повода - драки между виноградарями и пекарями из-за лепешки. Всё это вылилось в результате в мечты о мировом господстве с подачи министров, превратилось как любая междуусобная война в разбойничий грабеж народа захватчиками. Именно это заставляет героя романа выступать против феодальных воззрений на войну и высказывать мечту о справедливом монархе.

4. Идея осмеяния католической церкви ярче всего проявилась в последних двух книгах романа о символическом путешествии Пантагрюэля и его друзей к «Оракулу божественной бутылки» с вопросом: «Стоит ли Панургу жениться?» Во время своего плавания друзья попадают на разные диковинные острова, представляющие собой сатиру на важнейшие явления французского государства: феодально-церковный гнет, перешедший в войны католиков против кальвинистов, при этом протестантство, так же как и католицизм, выступает против гуманистических идей. Все это сатирически изображено как религиозные войны папефигов и папеманов. Паразитизм духовенства высмеивается также в показе посещения путешественниками острова, населенного птицами, питающимися данью со всех концов света. Есть ещё остров Застенка, на котором живут грозные пушистые коты, из лап которых можно выбраться только с помощью золота (намек на средневековые суды).

5. Идея счастливого общества. Рабле создает свою собственную утопию - Телемскую обитель, построенную Гаргантюа для монаха брата Жана в награду за военные подвиги, когда он один из монахов отправился на войну. В этой обители, название которой происходит от греческого слова «телема», что означает «свободное желание», нет никаких законов и правил. Здесь живут здоровые и красивые мужчины и женщины в полном согласии гармонии интересов.

Художественные особенности:

1.роман, т.е. большая эпическая форма;

2.сатира с использованием аллегории и гротеска;

3.связь с традициями устного народного творчества.

Английская литература эпохи Возрождения формируется в последней четверти 16 века, проявляется в основном в драматургии (К.Марло, Р.Грин, В.Шекспир). Например, трагедия Кристофера Марло «Тамерлан Великий» - главный герой которой представлен обладателем титанического характера, воли, веры в силу разума, враждебности к деспотизму, церкви и религии (сжигает «Коран»).

Вильям Шекспир, великий драматург эпохи Возрождения, в пьесах о частной жизни утверждает в характерах своих героев свободу, благородство переживаний вопреки предрассудкам старого мира («Ромео и Джульетта» - любовь выше долга перед семьями и кровной вражды; «Отелло» - Дездемона, патрицианка, полюбившая черного наемника).

В пьесах об общественной жизни Шекспир рассматривает проблемы общенациональной деятельности королевской власти. Но только в одной их них («Генрих 5») монарх действует у него в национальных интересах, во всех других - монархи честолюбцы, интриганы, борющиеся только за собственную власть («Генрих 4», «Генрих 8», «Макбет») или неспособные благодаря личной слабости управлять государством («Ричард 2», «Генрих 6», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра»).

Шекспир выражал в пьесах гуманистическую направленность своих взглядов, которая проявлялась в большой глубине психологического раскрытия характеров даже отрицательных персонажей, внутренней противоречивости их переживаний. эмоциональной непосредственности и гиперболичности семантически-интонационного строя их речи.

Биография Шекспира (1564 - 1616) - Ш. родился в Стратфорде-на-Эвоне, отец - перчаточник, окончил грамматическую школу, в 18 лет женился, переехал в Лондон и поступил в труппу Бербеджа, с 1599 года становится хозяином и автором пьес для театра «Глобус», в 1612 году возвращается домой1 в родной город.

Шекспировский вопрос в литературе - авторство текстов не установлено, о самом Шекспире очень мало биографических сведений, поэтому то и дело возникают различные гипотезы о происхождении поэта или его подлинном имени, так как самая распространенная версия его появления - аристократ заплатил за право пользоваться именем Шекспира (Бэкон, Ретленд, Мальборо).

Значение творчества Шекспира - запечатлел гибель феодального общества и рождение буржуазного, при этом критиковал и то, и другое.

Этапы творчества Шекспира. Исследователи выделяют 3 периода творчества: 1 - 90-е годы 16 века - комедии, исторические хроники, «Ромео и Джульетта», сонеты, 2 - 90 - 1608 - трагедии, 3 - 1608-1616 - фантастические комедии.

Первый период творчества. Характеризуется поэтическим изображением образов людей, прекрасных, добивающихся счастья. Критика Ш. - против феодальных устоев, ставших преградой для счастья людей. Именно об этом его самая светлая трагедия этого периода - «Ромео и Джульетта», в которой свободе в выборе любви мешают две знатные семьи Вероны Монтекки и Капулетти, а гуманистическая идея пьесы выражается устами монаха Лоренцо.

Сонеты представляют собой образцы лирической поэзии эпохи Возрождения, в который Ш. касается множества проблем, не толь любви (дружбы, философских размышлений, вопросов художественного творчества). Он передает тончайшие переживания человека в красочных и неожиданных образах, выступает против традиции идеализировать женщину.

Комедии Ш. - проблема любви и счастья разрешается с большой легкостью и весельем («Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой»).

Исторические хроники - сюжеты из английской истории 15 века, в них показан процесс распада старой феодальной аристократии и укрепления сильной монархии. Шекспир в своем патриотизме верит в мудрого монарха, но при этом создает самый выразительный образ короля-злодея («Ричард 3» - урод, убивающий вокруг себя всех, кто может претендовать на трон, даже свою возлюбленную - леди Анну).

Второй период творчества. Характеризуется в биографии Ш. кризисом гуманизма, что было связано с сильнейшими противоречиями в общественной жизни Англии. Английская монархия становится оплотом реакционной аристократии и католицизма. Пуританство выступает против гуманистической культуры (английские пуританские купцы против театра). Трагедию гуманизма Ш. видит в том, что его идеалы неосуществимы в ту эпоху, в которую он живет, именно это он и изображает в своих трагедиях этого периода.

«Гамлет» (1601) - в этой трагедии Ш. создает образ гуманиста, столкнувшегося с миром, который живет по старым традициям. Его мысль отомстить за отца не обычная кровная месть, а общественный долг борьбы за правое дело, м превращается в историческую задачу гуманизации общества. Гамлет закончил Виттенбергский Университет, пишет стихи, рассуждает с актерами о принципах реализма, благороден, умеет дружить, обладает большой силой воли, находчив. Он не спешит вершить месть, медлит, размышляет о ценности самой жизни, то есть его поведение обнажает конфликт между гуманизмом и монархией. Этот конфликт прежде всего раскрывается через изображение короля и королевского двора (король - злодей Клавдий). Гамлет - Лаэрт - Фортинбрасс - все трое мстят за смерть отцов, то есть Гамлет сталкивается с целым обществом, враждебным ему.

«Отелло» - опять тема гибели лучших людей из-за их внутреннего разлада с собой. Мавр - полководец республики Венеция, на пути которого встает титанический злодей Яго. Но при всей трагичности истории моральная победа на стороне Отелло, когда он узнает правду и освобождается от Яго хотя бы ценой своей жизни.

«Король Лир» - образ человека и трагедия человека, ослепленного феодальными привычками и традицией произвола. За нежелание льстить он изгоняет от себя единственную любящую его дочь. Лир погибает, но ценой тяжкого жизненного опыта приходит к идеям гуманизма - о тяжелом положении народа, его бесправии, власти богатства, несправедливости.

«Макбет» - единственная трагедия Ш., в которой благородный человек превращается в злодея. Макбет - храбрый воин и верный вассал короля Дункана, но под влиянием жажды власти и зла (жены и ведьм) обращается в кровавого тирана, поэтому гибель его неизбежна.

Третий период творчества. Мрачные реалистические конфликты в произведениях Ш. получают сказочное разрешение. Главная мысль - показать победу добра в мире мечты, если в реальности она невозможна. В пьесе «Буря» герцог Просперо попадает на необитаемый остров, там встречает повелителя духов и видит торжество справедливости.

Художественные особенности творчества В. Шекспира. Его реализм можно определить как просветительский реализм, который включает в себя стремление:

- изобразить судьбу отдельных людей на фоне общественной жизни;

- изобразить широкую картину окружающей жизни, общественной обстановки;

- изобразить все жизненные явления и человеческие характеры с разных сторон, не застывшими, а меняющимися;

- показать жизнь в контрастах (возвышенное с низменным, трагическое с комическим).

Литература эпохи классицизма (17 – начало 18 века)

Эпоха началась в 17 – начале 18 века во Франции и проявилась в литературе социально развитых народов Европы, так как их передовое естественнонаучное философское и политическое мышление достигло больших успехов. В это время господствуют рассудочные принципы классификации накапливающихся знаний и метафизическое понимание жизни и природы.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...