Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура труда и управления Гастева



20-е годы представляют собой, пожалуй, самую яр­кую страницу в истории отечественной науки управ­ления. Этот период поражает воображение современ­ников не только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов и теорий, ожесточенностью иде­ологических дискуссий, но и грандиозностью личностей, которых дал Отечеству «серебряный век».

1 Жизнедеятельность Д.Гастева ______________________

Несомненно, лидером отечественной науки управ­ления и НОТ в 20-е годы был А.К.Гастев. Несколько слов о его биографии.

Алексей Капитонович Гастев (1882— 1941), эконо­мист, социолог, был активным деятелем революцион­ного и рабочего движения в России, неоднократно под­вергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Кастроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производствен­ный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где окончил Высшую школу социальных наук), а после Октября — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В.Маяковский и А.В.Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева зак­лючается в разработке теоретических и эксперимен-


Цньщз гда» щтет Шт

тальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предпри­ятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовле­но более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем. Разработки Гастева получили мировое призна­ние, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

1 Концепция культурных установок ______________

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концеп­ция трудового воспитания и культурных установок пред­полагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, пра­вильного питания, отдыха и движения, затем закрепля­ется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимо­отношениях, а результируется в подъеме общей культу­ры производства. Трудовая культура начинается с по­степенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо оттого, приятно ему или нет. Искусство коллективной работы, по Гастеву, основы­вается на умении приспосабливать личные цели к об­щим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организа­ционного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и


Глава 15

строится у Гастева новая наука — «педагогика тре­нировки». Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация рабо­ты и, наконец, настоящая работа» [13, с. 55]. Если гим­настика выступает в качестве «чистой техники движе­ния», то задача имитационного упражнения приучить человека к нагрузке. На завершающей стадии обучаю­щийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма. Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандида­том на выдвижение проводились бы тщательные соци­ально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник. Авторитет в коллективе, основанный на высокой лич­ной культуре труда и профессиональной компетентно­сти, представляет собой фундамент искусства управ­ления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собствен­ном коллективе.

1 Трудовое обучение _____________________

Исходная ступень трудового обучения руководите­ля — исполнительская работа, простое «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен чело­век». Исполнительская работа дается труднее распо­рядительской и требует большего времени, усилий и воли. В ней воспитывается скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед буду­щим руководителем следует ставить задачи «на быст­рую распланировку стола, обставление комнаты, ро­зыск телефонов, нахождение адресов... ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений» [13, с. 57]. Лишь после прохождения школы организа­ционно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим фун-ZuO кциям.


Культура трдда» управлении гастева

Гастев был убежден, что труднее и дольше осваива­ется самое простое и элементарное, нежели самое слож­ное и непонятное. Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распо­рядительской, начинать с организации труда и перехо­дить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой куль­туры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственно­го механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, каран­дашу. На производстве важна не сама машина, а уста­новка на нее, т. е. нацеленность на постоянное, каж­додневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изоб­ретательства» необходимо разработать и внедрить эф­фективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное вни­мание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет ра­зобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учит­ся у станка, впитывая логику его движений, а не заучи­вает правила по книгам. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка» [13, с. 172]. Надо начинать с простого ухода и налажи­вания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и эко­номии движений. Метод — бытовая и производствен­ная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — прохо­дит по трем линиям: режим, труд и организация. Дви­гательная культура человека должна отрабатываться до


Глава 15

автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элементаторможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими мо­ментами своей работы, высвобождая время на творче­ство. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, ду­ховных движений человека.

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хроно-карта, т. е. сво­еобразный учетный документ для записи бюджета времени. Статистическая обработка собранных у на­селения учетных карт, по замыслу Гастева, поможет установить степень его социализации, а их система­тизация — основные социальные группы («рабочий, директор, студент, крестьянин, красный воин») по ха­рактеру и способу использования своего времени. Предлагались следующие этапы использования вре­мени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание [13, с.74]. Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру чело­века. Для науки его польза в том, что он вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятель­ности людей.

Щ Культура труда __________________ _____

Культура труда имеет также экономическое изме­рение: так, при правильном расположении инстру­ментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева — это еще и культура рабо­чего места. Культура движений органически перехо­дит в культуру поведения, личная культура — в кол­лективную. Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определен­ной «культурной условности», которая смягчает наше общежитие. Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязан­ность и право каждого человека. Эти качества, наря­ду с дисциплинированностью, способностью подчи­няться общей задаче (иначе — исполнительством),





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...