Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Призрите, напойте, накормите, сохраните



И на свой двор пригоните”

(Селижаровский р-н, д. Раменье)

Необходимым элементом
обряда является также исполнение так называемых
христосовок” (тропарь Пасхи “Христос
воскресе”, распетый в народной
календарно-обрядовой манере). Здесь значимость
произнесённого слова усиливается благодаря
интонационно-ладовым, темброво-тесситурным
характеристикам (высокий регистр исполнения,
кличевые интонации).

Музыкальные инструменты
являлись одной из важных и необходимых
составляющих в общей системе традиций
пастушества. На данной территории наиболее
распространёнными были рожок и труба — духовые
сигнальные инструменты. Их возникновение
непосредственно связано с назначением: усиление
голоса с помощью раструба — возможность подачи
более громкого сигнала, необходимого
при пастьбе.


Венецианов А.Г. Пастушок с рожком. 1820-е г.

ñ Пастухи играли на рожках: дудка из ольхи,
раструб из бересты, наворачивали на дудку
(Селижаровский р-н, д. Дубровки)

ñ Труба — загнутая, берестой обвита. Делал из
вереса, долбил 2 половинки. Носил через плечо
(Сандовский р-н, д. Холм)

В целом, можно отметить сходный
характер функционирования трубы и рожка.

1) сигналы на сбор
стада утром, днём и вечером:

ñ Пастух играл на рожке — будил хозяек. Дудка из
липы, накручена береста.Коровы собирались
(Селижаровский р-н, д. Оковцы)

ñ На рожке играли на улице и в поле — коровы
собираются; играл “потоньше” и “потолще”
(Селижаровский р-н, д. Б. Выжлятниково)

ñ Дед играл: “Полтораста-ста, выгоняй скота” -
на 4 дырочки (Мошенской р-н, д. Броди)

ñ Рожок — сигналы подавали. Дудочку выворачивали
из бредины, из черемхи. Настройка — нужно, чтобы
на два голоса получалось” (Сандовский р-н, д.
Пожарьё)

2) переклички
пастухов на большом расстоянии:

ñ Играют в рог уторм и вечером (сзывают скотину).
С утра пастухи перекликаются — в рожки играют.
(Лесной р-н, д. Ручей)

ñ Играл в поле — забирался на берёзу, чтобы
далеко слышно было, “чтобы все сударушки
слышали” (Пестовский р-н, д. Ново-Муравьёво)

3) исполнение
плясовых наигрышей на рожке (вторичная функция):

ñ “ Бирулку” выворачивали из бредины, язычок, 4
дырочки, рог из бересты. Играл на выгон, под
пляску (Удомельский р-н, д. Сидорово)

ñ Играли на трубе. Коровы сами собирались. Играл
и под пляску (Сандовский р-н, д. Холм)

Вторичность исполнения на
рожках плясовых наигрышей обусловлена в данном
случае конструктивными особенностями
инструмента: раструб из бересты или ольховой
коры, который требует большого расхода дыхания
при игре, не даёт возможности для сопровождения
пляски (так как для плясового наигрыша
необходима постоянная, непрерывная ритмическая
основа).

Для сигнальных наигрышей
данной традиции характерны следующие
закономерности: композиция из неограниченного
числа ритмических звеньев, величина которой
связана с протяжённостью дыхания; в
интонационно-ладовой и метроритмической сфере -
заклинательно-магическая направленность,
выраженная через главенство верхнего опорного
тона и чередование основных тонов в ритме FACE=»Petrucci»>e e \
q e e
\ q (утверждение,
заклинание). Данные особенности напрямую связаны
с функциональной стороной (подача сигнала). Темп
исполнения также соотносится с функцией
наигрыша:

ñ Были наигрыши “почаще” и “пореже”, и под
пляску. Для коров играли “пореже”
(Хвойнинский р-н, д. Звягино)

Наиболее показательным
примером исполнения пастушьих сигнальных
наигрышей данной традиции могут служить записи
из фондов Фольклорно-этнографического Центра,
опубликованные на пластинке “Напевы родины
Мусоргского” (С 20 28761 001; 1989).

Изучение традиций
пастушества, как важной составной части народной
традиционной культуры Новгородской и Тверской
областей, дополняет и расширяет наши знания о
системе представлений и верований,
распространённых на данной территории;
позволяет проследить связи между данными
представлениями и их конкретными проявлениями в
обрядовой сфере; даёт возможность определить
функциональное значение каждого из элементов
структуры пастушеских обрядов.


Венецианов А.Г. Спящий пастушок. 1823-1826

Автор статьи К.А. Мехнецова.

http://www.ruplace.ru/etnologiya/pastushji-traditsii-novgorodskoy-i-tverskoy-oblastey.-mehnetsova-k.a.html





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...