Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Астушьи традиции новгородской и тверской областей



Опубликовано в 04.04.2013 автором admin

На территории Новгородской и Тверской областей был зафиксирован развёрнутый комплекс традиций пастушества, включающий в себя как производственно-бытовой цикл, так и обрядовую практику. Как правило, отмечается особый социальный статус пастуха, имевший значение для всей общины.

Такое значение
усиливалось благодаря особым знаниям пастуха:
умение сохранить стадо (пастуший “обход”) -
пастух — знахарь, колдун”:

ñ Обход — на кнут, на корову, на рожок
(Удомельский р-н, д. Филиппково)

ñ Пастух умел делать — лечил “от скуки”
(Бологовский р-н, д. Маслово)

ñ Колдун “обход” на рог делал (Лесной р-н, д.
Страйково)

ñ У колдуна были “худенькие” (нечистая сила),
пасли ему коров. Он свистнет — “худенькие”
скотину заворотят, чтобы не уходила (Лесной
р-н, д. Семёново)


Я.Мальчевский Ангел и пастушок 1902 г.

Пастух воспринимался как
существо на грани двух миров: мира людей и мира
природы, его функцией было установление
взаимодействия между этими мирами. Способом
установления такого взаимодействия в народной
традиционной культуре является обряд: в нём,
как правило, концентрируются все возможные
средства воздействия на окружающий мир (см.
статью Толстых Н.И. и С.М. “О вторичной функции
обрядового символа” — “коды” обряда:
локативный, темпоральный, акциональный,
вербальный и др.).

В структуре обрядов,
связанных с пастушеством, особо выделены начало
и конец пастьбы, совпадающие с границами летнего
периода земледельческого календаря — от Егорьева
дня до Покрова.

ñ Пастухи нанимались с Егорьева дня до Покрова.
Если пастух сохранит весь скот — ему барашка дают
(сверх уговора) (Мошенской р-н, д. Броди)

ñ Пастухов нанимали за деньги от Егорьева дня до
снега или заморозков (Селижаровский р-н, д. Б.
Выжлятниково)

Как правило, обе эти границы
отмечены обрядовыми действиями с
непосредственным участием пастуха. Наиболее
важное значение придаётся началу цикла, о чём
свидетельствует развитая система обрядов Егорьева
дня
:

ñ Обход скота на дворе (икона,
свеча, яйцо, хлеб, верба)

ñ Вербой прогоняют скот в поле,
ставят вербу в рожь

ñ Идут по улице с иконой, поют
Христа”

ñ В поле пастух обходит скот (3
раза по солнцу), женщины поют “Христа”; стреляют
из ружья в воздух

ñ После обхода икону ставят,
молятся, все подходят с выносом (пироги, яйца)

ñ Обходят деревню с пением
Христа” (от пожара) (Селижаровский р-н, д.
Гора)

Рассмотрим наиболее важные
в структурном и содержательном отношении
элементы Егорьевских обрядов. Акциональный
код” представлен, в первую очередь, обходом
стада: обход — очерчивание, установление границы
двух миров.

Особое внимание при
рассмотрении обряда обхода вызывает предметно-символический
ряд. Его составные элементы отражают комплекс
представлений о мире, о составляющих его стихиях
и силах:

1. икона — хлеб-соль -
неразделимый комплекс, связанный с обрядами
благословления (свадебный обряд — благословление
жениха и невесты, проводы рекрута);

2. предметы,
символизирующие собой различные стихии:

вода — жизненная сила
вообще;

r - святая вода, которой окропляли скот;

r - аналогия “вода — молоко”:

ñ Чтобы у коров было много молока: “берёшь
картовину, отрезаешь горбочек хлеба не от
початого”, нужно обвести сук на столе 3 раза. В
поле (не при народе) обходили 3 раза: раз обойдут -
полведра выливают на стадо.

ñ “ Как ведёрка полны были,

ñ Так и с молочком полно будет”

ñ Хлеб нужно убрать — в реку под камень, или в
колодец, которым не пользуются (привязать на
ниточке, чтобы потом можно было достать).

ñ “ Как в колодце воды полно,

ñ Так и молочка полно” (Хвойнинский р-н,
д. Звягино)

растения — чаще всего верба
(также символ жизненной силы природы);

камни — обязательная
составная часть пастушьего “обхода” (символ
огня; вероятно, во время обхода происходило
высекание искр, поскольку для обхода выбирали
белый” камень, т.е. кремень):

ñ 2 пастуха обходили навстречу друг другу 3 раза;
брали икону, хлеб, у каждого по камню — при встрече
стукались камнями 3 раза.

ñ (Фировский р-н, д. Мартюшино)

ñ Знахари в Великий Четверг на реке собирают
камни для обхода. У знахаря есть 12 обходов, из них
— 3 хороших, кому какой попадётся. На обход дают
камни, волос из головы, заворачивают в тряпочку,
зарывают в сырое место.

ñ (Лесной р-н, д. Ручей)

3. атрибуты пастуха,
присутствие которых являлось залогом удачной
пастьбы — кнут, рожок, топор:

ñ Обход — на кнут, на корову, на
рожок (Удомельский р-н, д. Филиппково)

ñ Пастух берет ружье, подпоясывается ремнем,
затыкает топор; после приговора стреляют из
ружья, втыкают топор в землю (Селижаровский
р-н, д. Б.Выжлятниково)

ñ Пастух кидает топор, чтобы волк, медведь не
ходил (Селижаровский р-н, д. Малое Кашино)

Вербальный “код” Егорьевских
обрядов составляют заговоры — чаще всего, краткие
заклинательные формулы, обращённые к святым или
природным “помощникам”:

Ягорий Победоносец, царица Ляксандра!





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...