Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(лат. exsistentia – существование), философское и литературное течение в Западной Европе. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия.
Время: конец 19-нач. 20 в – складывается как философия (труды Хайдеггера, Ясперса, Бердяева), отголоски ф. в произведениях отдельных писателей (Кафка).
Вторая Мировая война – э. формируется как литературное направление (А. Камю, Сартр, а также У. Голдинг,А. Мердок, М. Фриш)
Факторы влияния: флософия э., фашизм (разочарование в возможностях личности, человечество не смогло ему противостоять)
Особенности литературного направления:
- анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. (Посторонний)
- Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной.(Повелитель мух)
- Одна из главных тем– утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. (Тошнота)
- Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. П. Сартр и А. Камю. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. де Бовуар, Н. Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х. Э. Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. А. Бердяев, С. Кьеркегор. Во второй пол. 1950-х гг. экзистенциализм постепенно утрачивает своё влияние и популярность, но основные мотивы его унаследовали «новый роман», «театр абсурда» и др.
Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (Романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльевмодернизма.
Факторы влияния: Романтизм (начало 19 в), философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы.
Время: конец 19-начало 20 века
Место: наиб. Развитие в Англии, но и в др. странах
Особенности:
- Возрождение принципов романтизма: пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике
- воспевали мужество, подвиг и героику приключений
- герой яркий, необычный, мужественный сверхчеловек, часто на пороге морального кризиса, серьезного выбора (Шерлок Холмс)
- острый напряженный сюжет, борьба, опасности
Отличие от романтизма:
- множественность и относительность моральных критериев
- на смену двоемирию приходит множество миров одного человека (не две души, а тысячи – трактат о степном волке)
Представители: Англия – Дж. Конрад, Р. Киплинг, А. Конан-Дойль, Франция: Э. Ростан, Германия: Гессе, США: А. Бирс, Дж. Лондон
НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura – природа), литературное направление, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. Натурализм исследовал человека и его жизнь в обществе, стремясь показать её с максимальной реалистичностью и уделяя особое внимание взаимодействию человека и той среды, в которой он существует.
Время: конец 19 века- первая четверть 20 века
Место: Последняя треть 19 века – Франция, кроме Франции в отдельную школу сложился в США (1890-е – 1920-е гг) и в Италии
Истоки: теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, марксизм
Особенности:
-Стремятся к объективному, научному отображению фактов. Роман = документ о состоянии общества, фотографирование действительности
- Человек = физический объект, управляемый законами среды и биологическими импульсами (в отличие от реализма герой не несет ответственности за свою жизнь).
- авторы отказались от выведения морали в пользу протоколирования действительности
Типичный конфликт: Людьми движет инстинкт, удовлетворить который мешают социально-экономические реалии
Ключевые темы: выживание, предопределенность, насилие, запреты и табу, «первобытное» начало в человеке, конфликт с собой, своей природой.
Представители:
Основателем натурализма был Э. Золя, А. Хольц и Г. Гауптман в Германии, в США – Драйзер, Стейнбек, Онил, Дос Пассос
Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основы: теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание.
Представители: А. Бретон, Л. Арагон, Ф. Лорка
пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам.
основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. (через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации.)
Стремится разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность.
фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
Постмодернизм Постмодернизм родился из критики модернизма и представляет собой реакцию на искусство предшествующей эпохи, знаменует переоценку ценностей. Основной акцент смещен с проблем художественной формы на проблему интерпретации художественного явления. Искусство постмодернизма отрицает художественное качество, для него не существует единых правил. Произведения постмодернизма отличаются очевидным эклектизмом, возвращением к традиционным художественным формам. Большое значение имеют заимствования из искусства далекого и недавнего прошлого, цитирования. При этом постмодернизм стремится преодолеть элитарный характер модернистских течений, используя так называемую систему двойного кода, когда язык образов и форм, понятный массовому потребителю культуры, имеет одновременно и второй смысл - для подготовленного зрителя.
Теория постмодернизма была создана на основе концепции одного из самых влиятельных современных философов Жака Деррида. Согласно Деррида, «мир – это текст», «текст – единственно возможная модель реальности». Постмодернизм рассматривает человека и его сознание как продукт языка, как своего рода повествование. Говорю – значит, существую. Самосознание личности равно некоей сумме текстов, и все, что его окружает воспринимается как бесконечный текст.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 794 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!