Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модернизм. Авангардное искусство



Лекция №1.

Модернизм (от фр. modern[1]) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве конца XIX – 1-ой половины ХХ вв.: от импресионизма до неоавангарда 50-60-х гг. (“нового романа” и “антидрамы”). Модернизм базируется на идеалистической философии (сознание – первично), в частности – философии экзистенциализма, т.е. исходит из того, что мир изначально трагичен и абсурден (мир – абсурд), единственное, что может обеспечить выход – это достижение определенной духовной инстанции – Абсолюта (преодоление абсурда – достижение Абсолюта). Модернизм отвергает рационалистические способы освоения мира, отказывается от материалистических позитивистских теорий, от жизнеподобного отражения действительности, отрицает все стереотипные идеологии общественного сознания. Взамен ищет особые новые пути в объяснении действительности. Главная ценность – личность с ее сложными душевными переживаниями. Модернизм психологичен, причем он обращается как к сфере сознания, так и к сфере бессознательного, и крайне трагичен, модернистов в значительной степени интересуют пограничные душевные состояния человека, проблемы болезненного расщепленного сознания.

Существуют разные точки зрения на модернизм как явление искусства ХХ века:

1) модернизм – это только один из многочисленных –измов, возникших на Западе после 1880 г.;

2) модернизм как определенное историческое направление в литературе и искусстве со своими принципами и установками;

3) модернизм иногда рассматривают как продолжение романтизма – неоромантизм;

4) модернизм познается не посредством определений, а на основе интуитивного чувства.

Впервые модернизм проявился во Франции. Теодор Адорно относит начало модерна еще к 1850 г. (Шарль Бодлер «Цветы зла»). Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Гонкурами для обозначения новой литературной формы. первым модернистом в мировой литературе они назвали Гюстава Флобера, а также сторонника «чистого искусства» Теофиля Готье. В модернизме выделяют несколько этапов развития: 1) «ранний» - Пруст, Вулф («Волны»); 2) «высокий»; 3) «поздний» (на границе с постмодернизмом) - Джойс, Кафка, Беккет, Роб-Грийе, Х. Кортасар, Филипп Соллерс, Витольд Гомбрович.

Первая мировая война. Первое десятилетие ХХ века ознаменовалось кризисом рационалистической культуры (первая мировая война). Кризис религиозного морализма обнажил глубочайшую ложь, лежавшую в основе индивидуалистического мировоззрения. В борьбе личности с этой ложью родился сверхчеловек – одно из ключевых понятий начала ХХ в., во многом изменившее лицо мира.

Ницше: «Все Боги умерли… остался человек». Отсюда: 1) нет Бога – нет человека; 2) «все дозволено»; 3) мы создадим «нового Бога». Этот «новый Бог» - искусство - «новая религия»; 4) личность как «Сверхличность». В литературе ХХ века появляется «комплекс Сверхчеловека».

Определяющее влияние на искусство ХХ века также оказали:

Анри Бергсон (интуитивизм), Эдмунд Гуссерль («философия символических форм»), Мартин Хайдеггер и в целом философия экзистенциализма (Ж.П. Сартр и А. Камю).

Психоанализ Зигмунда Фрейда и теория коллективного бессознательного и архетипов К.Г. Юнга. Основные положения учения Фрейда:

1) Фрейд закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное. Он выделил три сферы психики: «Сверх-Я», «Я», «Оно»;

2) применение сновидений для изучения области бессознательного;

3) значение детской сексуальности;

4) учение о вытеснении и сопротивлении;

5) либидо – сексуальная энергия, двигатель творчества.

Бессознательное («Оно») – недоступная человеку и его влиянию область – «психическая преисподняя», «сверхреальность». Бессознательное - это глубочайший слой человеческой психики, нечто природно-необходимое, темное и принципиально непознаваемое, вытесненное сознанием – «моральным цензором». Во время сна «Оно» проявляется в материале сновидения в виде символических образов, за которыми угадываются мифологические фигуры («Толкование сновидений», 1900) и которые могут быть дешифрованы с помощью метода свободных ассоциаций.

В человеке есть все: от возвышенного до низменного. Познать свои высоты («стать на место Бога») и спуститься в свои глубины (расшифровать свой внутренний голос из «психической преисподней»), найти «нового Бога» (идеал) и подчинить дьявола себе – это метафизическое, художественное и социологическое освобождение человека. Свободная личность воспринимается как личность с измененным сознанием. Различные философские системы предлагают и различные способы достижения идеала и свободы личности. Положенные в основу литературных школ и направлений, они определяют их лицо.

Карл Маркс и социалистические идеи революции;

восточная философия, особенно буддизм.

Поколения модернистов:

Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вúнсент Ван Гог, французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг.

· Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу, которые подчеркивали иррациональное начало в человеке.

· Поколение 1905 г. – время авангарда (кубизм, футуризм, экспрессионизм и др.): Гертруда Стайн, Томас Манн, Марсель Пруст, Рильке, Музиль, Аполлинер, Вирджиния Вулф, Джойс, Кафка, Эзра Паунд, Дэвид Герберт Лоуренс.

· Поколение 1914 г. – первое подлинно модернистское поколение, ощутившее ограниченность модернизма: Корбюзье, Шагал, Т.С. Элиот, Ч. Чаплин, Пастернак, Селин, Дос Пассос, Фолкнер, Брехт, Хемингуэй, Эйзенштейн.

Особенности организации модернистского текста:

По отношению к модернистскому произведению границ трактовки принципиально не существует. Двойственность восприятия произведения и его оценка – от полного отрицания до полного приятия, и даже допущение этих обеих взаимоисключающих позиций одновременно. Произведение может само по себе как бы не иметь «содержания» и представлять собой «пустоту», которую читателю нужно заполнить самим собой («пустые страницы» Малларме, «новые романы» Н. Саррот и др.). Отсюда возможность безграничного количества равноправных трактовок этих текстов.

Принцип построения модернистского романа резко отличается от классического. Напр., нарушается граница между автором и читателем. Автор = герою = читателю и может отличаться от них только тем, что умеет увидеть и записать увиденное. Принцип полифонии: каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправленную взглядами автора. Модернистское произведение, как правило, демонстрирует невозможность обыденного профанного, стереотипного сознания проникнуть в «герметичную» структуру текста, насыщенного аллюзиями, реминисценциями, цитатами, т.е. элементами интертекста. Установка на «поиск истоков» - без знания классического искусства модернистского искусства не существует.

Модернистский, и особенно авангардистский текст – это своего рода «антипроизведение», как, напр., тексты, относящиеся к абстракционизму в изобразительном искусстве (основы этого искусства заложил Казимир Малевич) и дадаизму в литературе (анархическое разрушение смысла и образности). Модернистский текст также связан с поисками разнообразных средств воздействия на подсознание читателя:

· сюрреализм делает установку на изначально природное начало в человеке (детство разума). «Сверхреальность» как бессознательное. Фиксация галлюцинаций, образов воображения. «Автоматическое письмо», или «психологический автоматизм» - неосознанное скоростное записывание всего, что приходит в голову;

· экспрессионизм обращается к фиксации чувства, которое ничему не подвластно;

· школа «потока сознания» разрушает традиционный сюжет, заменяя его особой техникой письма для передачи форм подсознания.

К модернистским направлениям в литературе ХХ века относят символизм (стадия декаданса), акмеизм, футуризм, дадаизм (стадия авангарда), экспрессионизм, имажизм (Т.С. Элиот), школу «потока сознания» (Д. Джойс), неоавангард 50-60-х гг. – «новый роман» и «антидраму».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...