Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЯНВАРЯ (Устройство жизни)



Л. Н. Толстой

Круг чтения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мысли, собранные здесь, взяты мною из очень большого количества сочинений и сборников мыслей.

Мысли без подписи или взяты мною из сборников, в ко­торых не обозначены их авторы, или принадлежат мне.

Остальные мысли подписаны их авторами, но, к сожале­нию, когда я выписывал их, я не обозначал точно, из какого именно сочинения они взяты.

Часто я переводил мысли авторов не с подлинников, а с переводов на другие языки, и потому переводы мои могут оказаться не вполне верны подлинникам. Другая причина, по которой мысли эти могут не вполне соответствовать подлин­никам, в том, что, выбирая часто отдельные мысли из длин­ного рассуждения, я должен был, для ясности и цельности впечатления, выпускать некоторые слова и предложения и иногда не только заменять одни слова другими, но и выра­жать мысль вполне своими словами, так как цель моей книги состоит не в том, чтобы дать точные словесные переводы писателей, а в том, чтобы, воспользовавшись великими, плодо­творными мыслями разных писателей, дать большому числу чи­тателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждаю­щего лучшие мысли и чувства.

Я желал бы, чтоб читатели испытали при ежедневном чте­нии этой книги то же благотворное, возвышающее чувство, которое я испытал принес составлении и продолжаю испытывать теперь как при ежедневном чтении ее, так и при работе над улучшением ее второго издания.

Лев Толстой Март 1908 г. Ясная Поляна.

ЯНВАРЬ

ЯНВАРЯ (Знание)

Лучше знать немного истинно хорошего и нужного, чем очень много посредственного и ненужного.

Какое огромное богатство может быть в маленькой из­бранной библиотеке. Общество мудрейших и достойнейших людей, избранное из всех цивилизованных стран мира на протяжении тысяч лет, предоставило нам здесь в лучшем по­рядке результаты своего изучения и своей мудрости. Сами люди скрыты и недоступны, они, может быть, были бы нетер­пеливы, если бы мы нарушили их уединение и прервали их занятия, может быть, общественные условия сделали бы не­возможным общение с ними, но мысль, которую они не от­крывали даже лучшим своим друзьям, написана здесь ясны­ми словами для нас, посторонних людей иного века. Да, мы обязаны хорошим книгам самыми главными духовными бла­годеяниями в нашей жизни.

Эмерсон

Мы из породы жвачных, и нам недостаточно только наби­вать себя множеством книг: если только мы не пережуем и не переварим хорошенько всего, что проглотили, книги нам не дадут силы и питания.

Локк

Опасайся того, чтобы чтение многих писателей и всякого рода книг не произвело смутности и неопределенности в твоей голове. Следует питать свой ум только писателями не­сомненного достоинства, если желаешь извлечь что-нибудь полезное. Слишком много книг развлекает ум. Поэтому чи­тай только книги, признанные бесспорно хорошими. Если когда-нибудь явится желание перейти на время к другого рода сочинениям, не забывай никогда возвращаться опять к прежним.

Сенека

Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и совсем не успеете прочесть их.

Торо

Читать следует только тогда, когда иссяк источник соб­ственных мыслей, что нередко случается и с самым умным человеком. Но спугнуть, ради книги, собственную неокрепшую мысль — это значит совершить преступление против духа.

Шопенгауэр

В литературе повторяется то же, что и в жизни. Куда ни обернешься, наталкиваешься на неисправимую чернь челове­чества — имя же ей легион, — всюду кишащую и все загажи­вающую, словно летние мухи. Отсюда такое размножение плохих книг, такой необычайный урожай литературных плевел, заглушающих хорошее зерно. Такие книги крадут у публики время, деньги и внимание, которые по-настоящему должны бы доставаться только на долю отборных произведений. Плохие книги не только бесполезны, но положительно вредны. Ведь девять десятых текущей литературы только затем и печатаются, чтобы выманить из кармана доверчивой публики пару лишних талеров; ради этого же авторы, издате­ли и типографщики умышленно утолщают книжки. Еще более вредный, наглый и бессовестный обман совер­шают построчные писаки: взимая по грошу за строчку своей стряпни, эти поденщики извращают вкус читателя и уничто­жают истинное просвещение. В противовес этой пагубе необходимо отвыкать читать, т.е., выражаясь другими словами, не следует вовсе читать книг, которые занимают общественное внимание или производят шум. Нужно, попросту говоря, отплевываться от всех тех изданий, первый год существования которых будет и пос­ледним их годом.

Нельзя, впрочем, не оговориться, что, кто пишет для глупцов, тот всегда найдет обширный круг читателей; а между тем человечеству следовало бы употреблять коротко и скупо отмеренные существования на ознакомление с первокласс­ными мастерами всех веков и народов, с богато одаренными творцами, поднимающимися, словно башни, над множест­вом плохих писателей. Только писатели этого сорта способны образовывать и поучать.

Плохих книг никогда не прочтешь слишком мало, а хоро­ших никогда не удастся прочесть слишком много. Плохие книги — нравственный яд, притупляющий ум.

Вследствие того что толпа упорствует читать не лучшие книги всех времен, но лишь новейшие произведения совре­менной литературы, теперешние писаки вертятся в тесном круге все тех же повторяемых идей, все твердят одно и то же, и наш век не вылезает из собственной грязи.

Шопенгауэр

————————

Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастию, часто привлекательны.

ЯНВАРЯ (Вера)

Одно из самых грубых суеверий есть суеверие большинст­ва так называемых ученых нашего времени о том, что человек может жить без веры.

Всегда, во все века люди жаждали знать или иметь по крайней мере какое-нибудь понятие о начале или конечной цели своего земного существования, и религия являлась, чтобы удовлетворить этому требованию их и чтобы осветить ту связь, которая соединяет всех людей, как братьев, имею­щих один общий источник происхождения, одну общую за­дачу жизни и одну общую конечную цель.

Иосиф Мадзини

Истинная религия есть такое установленное человеком отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этою бесконечностью и руководит его поступками.

Сущность всякой религии состоит только в ответе на во­прос, зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру. Нет ни одной религии, от самой возвышенной и до самой грубой, которая не имела бы в осно­ве своей этого установления отношения человека к окружаю­щему его миру.

Религия есть высший и благороднейший деятель в воспи­тании человека, величайшая сила просвещения, между тем как внешние проявления веры и политическая своекорыст­ная деятельность суть главные препятствия движению вперед человечества. Деятельность и духовенства и государства про­тивоположны религии. Сущность религии, вечная и божест­венная, одинаково наполняет сердце человека везде, где только оно чувствует и бьется. Все наши исследования указы­вают нам на единую основу всех великих религий, на единое учение, развивающееся с самого начала жизни человечества до настоящего дня.

В глубине всех вер течет поток единой вечной истины.

Пускай парсы носят свои таовиды, евреи свои филактерии, Христиане свой крест, мусульмане свой полумесяц, но пусть все они помнят, что это только внешние знаки, но основная сущность всех религий — любовь к ближнему — одинаково требуется Ману, Зороастром, Буддой, Моисеем, Сократом, Гиллелем, Иисусом, Павлом, Магометом.

Морис Флюгель

Не содержание известных учений как божественных откро­вений (ибо это называется богословием), но содержание всех наших обязанностей вообще, как Божьих заповедей, составля­ет сущность всякой религии.

По Канту

————————

Жизнь человека без веры — жизнь животного.

ЯНВАРЯ (Устройство жизни)

«Пища моя в том, чтобы творить волю Пославшего меня и совершить дело Его», — сказал Христос. У каждого из нас это дело Его. Мы не можем знать, в чем состоит все то дело, кото­рое Бог делает через нас, но не можем не знать, в чем должно состоять наше участие в нем.

Не всякий, говорящий Мне Господи! — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного.

Мф. гл. 7, cm. 21

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Тот, кто знает правила здравого разума, ниже того, кто их любит. Тот, кто их любит, ниже того, кто их исполняет.

Китайская мудрость

Главный вопрос жизни нашей только в том, то ли мы де­лаем в этот короткий, данный нам срок жизни, чего хочет от нас Тот, Кто послал нас в жизнь.

То ли мы делаем?

Мне тяжело, я прошу Бога помочь мне. Да ведь мое дело слу­жить Богу, а не Ему служить мне. Стоит вспомнить это, и тяжесть облегчится.

Нет пропасти между землей и небом, и было бы кощунст­вом думать, что та обитель, которую Бог нам дал, должна вечно находиться во власти зла, своекорыстия и угнетения. Земля не место искупления, а наше жилище, в котором мы должны трудиться для достижения правды и справедливости, стремление к которым таится в душе каждого человека.

Мадзини

Предназначенный нам труд мы должны выполнять чест­но и безукоризненно, все равно — надеемся ли мы со време­нем стать ангелами или верим в то, что когда-то были слизня­ками.

Джон Рёскин

————————

Вообрази себе, что цель жизни — твое счастие, — и жизнь жестокая бессмыслица. Признай то, что говорит тебе и муд­рость людская, и твой разум, и твое сердце: что жизнь есть служение Тому, Кто послал тебя в мир, и жизнь становится постоянной радостью.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...