Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цели воспитания – личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом



Любая деятельность предваряется осознанием цели. В педагогической науке цель воспитания - это ключевая категория, а ее разработка является центральным моментом создания педагогической концепции.

Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Она задает импульс деятельности, мобилизует творческие силы человека. И ее достижения порождают глубокое удовлетворение, составляющие основу человеческого счастья, в том числе и профессионального.

Цель объективна, так как отражает реальность, порождается обстоятельствами. И субъективна, потому что является продуктом сознания человека и несет в себе все его особенности. Цель должна нести общий характер. Это позволяет ей быть реализованной при самых разнообразных обстоятельствах. Как идеальный продукт цель обладает подвижностью и динамичностью, отражая изменчивость мира и самого человека.

Цель является исходным моментом, определяя систему педагогического процесса, его содержание и результат. Она же является критерием оценки, как профессиональной деятельности педагога, так и в целом систему образования.

Необходимо отметить, что цель образования и воспитания подрастающего поколения прежде всего прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формирует ее как главный компонент педагогической политики.

Современная трактовка цели воспитания – это «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека». Такая постановка цели воспитания приобретает гуманистическое направление, «предотвращая педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности».

Интериоризация или присвоение личностью системы ценностей осуществляется в процессе оценочной деятельности учащихся, что позволяет ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе саморазвития и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью. При этом, осознание системы ценностей происходит не только на когнитивном уровне, но еще и, на эмоциональном. Таким образом, интериоризация ценностей происходит в единстве когнитивного и чувственного, социального и индивидуального, рационального и практического.

Содержание нравственного воспитания старшеклассников

Наиболее актуальным направлением воспитательной деятельности является нравственное воспитание учащихся.

В литературе последних лет доминирует представление о нравственном воспитании как совокупности процессов взаимодействия его и общества, как стихийных, так и сознательных, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества. Наличие сознательно поставленной цели выделяет нравственное воспитание из общего процесса формирования человека.

Содержание понятия «нравственное воспитание» включает в себя не только знание индивидом определенного набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии. Под термином «нравственное воспитание» нами подразумевается целенаправленно организованный процесс интериоризации личностью общечеловеческих ценностей общества, результатом чего является формирование ее положительной нравственной активности.

Анализ литературы показал, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Но тем не менее позволил нам выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;

- процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления.

Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении[9].

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф. и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П., Поддасый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

- процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;

- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;

- процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

- формирование навыков и привычек поведения;

- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека[10].

В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой). Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

Учитывая значимость выявленных нами подходов к организации нравственного воспитания, мы выстраиваем наше исследование в русле подхода, избранного нами в качестве приоритетного. Это социально-педагогический подход, активно разрабатываемый в современной педагогической науке, подчеркивающий необходимость гармонического сочетания социализации и личностного развития учащихся как субъекта жизнедеятельности, протекающей в постоянно изменяющемся социуме.

Авторы концептуальных идей социально-педагогического подхода (Бочарова В. Г., Василькова Ю. В., Галагузова М. А., Журкина А. Я., Запшинский В. И., Литвак Р. А., Мардахаев Л. В., Мудрик А. В., Никитин В. А., Панкова Т. А., Попова В. И., Сапьцева С. В., Ругкевич М. Н., Холостова Е. И. и др.) подчеркивают необходимость реализации следующих требований в образовании и воспитании школьников:

- социально обусловленное целеполагание (современность и своевременность);

- социальное прогнозирование в проектировании и моделировании нравственного воспитания школьников;

- социально адекватная стратегия и тактика реализации обоснованных моделей и программ нравственного воспитания в общеобразовательных школах;

- социально-педагогический мониторинг с комплексом диагностических мер в процессе решения общих и частных проблем нравственного воспитания в школе;

- выполнение комплекса социально-коррекционных мероприятий по ходу реализации программ нравственного воспитания школьников.

Таким образом, в общей системе всестороннего развитии «я» человека нравственное воспитание является основным стержнем.

Заключение

Хотелось бы сделать следующие выводы по результатам проделанной работы.

Идеи духовности, свободы личности заставляют обращаться к началам гуманистической педагогики, которые осуществлялись в нашей стране в системе образования и воспитания в первые послереволюционные годы. В результате социально-экономических и политических реформ в современной России, крушения прежних ценностных ориентиров и недостаточной определенности новых, снижения нравственной культуры общества образовался духовный вакуум. Эгоизм, отсутствие моральных устоев, жестокость становятся принципами жизни молодых людей. В условиях модернизации российского общества формирование у школьников ценностных ориентаций является одной из наиболее важных задач образования. Обращение к богатейшему наследию мировой педагогической мысли поможет найти пути наиболее успешного решения данной проблемы.

Нравственное воспитание можно рассматривать как процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагающего становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. И как следствие этого цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс взаимоотношений школьника и педагога. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию. При этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Воспитание, как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, не должно ограничиваться исключительно предъявлением формальных требований. Главной целью воспитания должно стать формирование внутренних устремлений, т.е. собственную нравственную работу воспитуемого.

Литература

1. Архангельский Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания // Коллектив как фактор нравственного воспитания. – М.: Знание, 1983. – 14 с.

2. Выготский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956;

3. Дюркгейм Э., Социология и теория познания // Избранные труды по психологии. М., 2003.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону, 2000.

5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1987. – 84 с.

6. Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. – М.: Республика, 1994.

7. Налбандьян М.А. Развитие ценностных ориентаций молодежи в процессе социально-эстетического воспитания // Пятигорск, 2001.

8. Огаркова И.В. Проблема ценностей в образовании (исторический аспект) // Страницы истории педагогики (выпуск 19). – Пятигорск: ПГЛУ, 2002.

9. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5

10. Чижакова Г.И. Ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации как категории педагогической аксиологии. М.: ИТОиП РАО, 2002.


[1] Дюркгейм Э., Социология и теория познания // Избранные труды по психологии. М., 2003. С. 327.

[2] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 2006. С. 409.

[3] Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. – М. – Ростов-на-Дону, 2000. С. 129.

[4] Айрапетова В.В. Проблема ценностей в современной педагогике. С. 22.

[5] Налбандьян М.А. Развитие ценностных ориентаций молодежи в процессе социально-эстетического воспитания. Пятигорск, 2001. С. 196.

[6] Чижакова Г.И. Ценностное отношение, ценностная установка, ценностные ориентации как категории педагогической аксиологии. М., 2002. С. 21.

[7] Огаркова И.В. Проблема ценностей в образовании (исторический аспект) // Страницы истории педагогики (выпуск 19). – Пятигорск: ПГЛУ, 2002. С. 27.

[8] Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. – М.: Республика, 1994. С. 250.

[9] Архангельский Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания // Коллектив как фактор нравственного воспитания. М.: Знание, 1983. С. 14.

[10] Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1987. С. 65.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1284 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...