Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема ценностей в современной педагогике



Содержание

Введение  
1. Проблема ценностей в современной педагогике  
2. Цели воспитания – личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом  
3. Содержание нравственного воспитания школьников  
Заключение  
Литература  

Введение

Актуальность темы. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

В педагогику данное понятие пришло из психологии. А в психологию понятые интериоризация вошло после работ представителей французской социологической школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы обществестных представлений[1]. Принципиальное значение получило в культурно-исторической теории Выготского. Одно из основных положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида[2]. Стадии интериоризации подробно прослежены в работах, посвящённых умственным действиям, где показано, что интериоризация есть не простой переход к действию в плане представлений (Пиаже), а формирование внутреннего плана сознания.

Интериоризация человеческих ценностей – необычайно сложный процесс, поэтому в педагогике ему отводится важное место. Ценности, по определению современных исследователей, – это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека. Таким образом, утверждают ученые, ценностная основа образования должна быть в равной мере ориентирована на чувства и смысл[3].

Воспитание, как социально контролируемый процесс, направлено на развитие духовно-ценностных ориентаций, возможностей человека (его знаний, способностей, моделей поведения, отношений) для его успешного вхождения в социум. Ценностные ориентации являются глобальной психологической характеристикой личности, они проявляются в определенной направленности сознания и поведения, являются их ориентиром, определяя структуру мотивационной сферы человека. Поэтому ориентации подрастающего поколения на общечеловеческие, гражданские, нравственные ценности необходимо уделять особое внимание. Этим, на мой взгляд, и обусловлена актуальность темы исследования.

Цель работы: рассмотреть проблему воспитания как социально организованный процесс интериоризации человеческих ценностей.

Задачи работы:

- изучить проблему ценностей в современной педагогике;

- определить цели современного воспитания;

- раскрыть содержание нравственного воспитания школьников, проанализировав различные подходы современных ученых.

Проблема ценностей в современной педагогике

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед отечественной педагогической наукой, является подготовка молодежи к полноценной жизни в обществе, выполнению социально полезной деятельности. Решение данной проблемы связано с формированием готовности молодого поколения к профессиональному, социальному и личностному самоопределению, усвоением социальных ценностей и становлением личностно значимых ценностных ориентаций. Поиск ценностных ориентаций личности как проблема философии образования включает нахождение подрастающим поколением основных современных научных взглядов на мир и общество, выработку соответствующих убеждений и определение на этом фундаменте жизненного пути. В этой философии жизненно важной проблемой является выработка у молодежи системы этических ценностей, которые накоплены человечеством в ходе развития цивилизации[4].

Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления. В философии ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, а человек – как носитель ценностного отношения. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов[5].

Ценности личности и ценности общественного сознания не всегда совпадают. Для того чтобы общественные ценности стали стимулами и побуждениями, необходимо, чтобы они осознавались и принимались человеком, были его личными ценностями. Ценность должна иметь побудительную силу мотива деятельности, быть внутренне необходимой, интериоризированной, в этом случае она будет способствовать саморазвитию, самосовершенствованию, активности личности[6]. В связи с этим возникает необходимость социального воспитания как организованного процесса интериоризации ценностей общества, превращающего социальные ценности в высшие психические функции человека и формирующего тем самым его мировоззрение, гражданскую позицию, нравственную культуру.

Как показали исследования И.В.Огарковой, проблема ценностей актуальна на протяжении всей истории развития человеческого общества. Ценностная проблематика встречается в трудах античных философов Сократа, Платона, Аристотеля. В Древней Греции были разработаны представления о триаде ценностей, составляющих основание культуры и духовности: добро, истина, красота. В эпоху Возрождения сформировалось понятие о гармоничной раскрепощенной творческой личности как высшем начале бытия (Петрарка, Н.Кузанский, Дж.Бруно). Таким образом, в один ряд с истиной, добром и красотой был поставлен человек и его внутренний мир. Деятели эпохи Просвещения (Д.Дидро, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.) высшей ценностью провозгласили истинное знание, преодоление заблуждения. Необходимыми компонентами достойного существования человека становятся равенство, свобода личности, справедливость[7].

В конце ХIХ – начале XX в. проблема ценностей была предметом исследования видных отечественных философов Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского и других представителей так называемого Российского Зарубежья. Органической составной частью этого историко-культурного феномена является не только его культурно-образовательное пространство – школьные и внешкольные учреждения, высшая школа и наука, которые осуществляли важную функцию социализации детей, молодежи и взрослого населения российской диаспоры, но и ценностные ориентации в их воспитании и образовании.

Исследователь творчества Н.О.Лосского философ А.Титаренко с полным правом называет его учение классической этикой Абсолюта. Этика Н.О.Лосского делает упор на иерархию ценностей в системе нравственных отношений. В этой иерархии Бог – самая высшая ценность. Затем идет «тварная личность» – неповторимый индивидуум, который не заменим никакой иной ценностью. После этого следуют такие безличные ценности, как истина, нравственная добродетель, свобода, красота. Они являются составными частями абсолютного блага полноты жизни. Если деятель направляет свою любовь на какую-нибудь ценность без учета ее иерархии, то это – выражение себялюбия, поскольку прежде всего он должен любить Бога и других существ, в том числе и себя самого. Нарушение этой иерархии приводит к грехопадению. В мире нет ничего, что было бы лишь средством, все ценности абсолютны и объективны, общезначимы, т. к. нет изолированного, обособившегося бытия. Осуществление ценностей, по Н.О.Лосскому, обусловливается свободной волей деятелей.

В труде «История русской философии» и ряде других своих работ Н.О.Лосский отмечал: деятель становится реальной личностью лишь тогда, когда он достаточно развит, чтобы понимать абсолютные ценности, в особенности моральные, и видеть свой долг в достижении их в своем поведении. Провозглашая Бога абсолютной полнотой бытия, первоначальной, всеобъемлющей внутренней ценностью, он утверждал, что всякая сотворенная Богом личность наделена качествами, которые при правильном их использовании дают возможность достичь абсолютной полноты жизни.

По определению Н.О.Лосского, нравственная ценность, как и всякая другая, есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка[8]. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы то ни было деятелем, имеет ценностную сторону и предпринимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них.

Все то, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия, Н.О.Лосский определял как отрицательные ценности. Как добро оправданно само в себе, так и зло есть нечто само в себе недостойное, заслуживающее осуждения; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия как абсолютному добру. Ученый дал несколько отличительных признаков зла: оно не первично и не самостоятельно; существует только в тварном мире как свободный акт воли субстанциальных деятелей и как следствие этого акта; злые акты воли совершаются под видом добра и через использование сил добра.

Философ утверждал, что свобода воли есть непременное условие нравственного совершенствования человека и человечества, подлинного роста личности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 789 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...