Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Условия проведения экспериментирования



Существуют следующие условия проведения экспериментирования:

- учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей;

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;

- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;

- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

-в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Требования к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

1. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

2. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей;

3. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины.

4. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.

5. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

Требования к воспитательно-образовательному процессу.

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности воспитателю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки воспитательно-образовательного процесса. В последние годы группа исследователей под руководством С.Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. На сегодняшний день эти рекомендации считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом сообществе:

• Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы дети были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими — детьми, воспитателем. Их не должно тревожить, будут ли приняты, или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

• Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

• Воздерживаться от оценок. Благодаря этому дети смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.

• Показывать детям возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии.

• Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность детям освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).

• Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но ее очевидность — кажущаяся. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебно-воспитательного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в любой обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления.

• «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, воспитатель вместе с детьми помнит, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

• Устранять внутренние препятствия для мышления. Воспитатель создает такую обстановку, чтобы дети чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.

• Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству. Однако она может решаться воспитателем и попутно, например, в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.

• Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.

• Помогать детям видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще одна их черта — личностная включенность детей, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого воспитателя.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...