Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этология: повеление и социальная организация животных



Г

Этология — естественнонаучная дисциплина, изучающая законо­мерности поведения животных.

Этология — сравнительно молодая наука. Большой вклад в ее созда-J ние внес Ч. Дарвин, но основные достижения этологии относятся к XX в. Этологические исследования вызывают большой общсст-1 венный интерес и испытывают заметное идеологическое давление,! поскольку выводы о поведении животных довольно прозрачно про-] ецируются на поведение человека. Однако эти выводы являются} объективными, несмотря на то что этологи пользуются терминами,] отражающими субъективные переживания, эмоции и этические ка-] тегории: страх, гнев, агрессивность, любовь, мораль, зло... Объек-1 тивность результатов этологических исследований обеспечивается1 строгим следованием научному методу: внимательное наблюдение — j эмпирическое обобщение — гипотеза — теория — обязательные про-.] верочные эксперименты и т. д.

Основные представления современной этологии можно очень') кратко сформулировать следующим образом.

5.8.1. Врожденные программы поведения

♦> Основой поведения животных служит набор врожденных (инстинктив­ных) стандартных программ, сформировавшихся под действием есте­ственного отбора.


Существуют универсальные программы поведения, свойственные почти всем видам, обладающим психикой. Эти программы весьма сложны и не сводятся к примитивным безусловным рефлексам. На­пример, программа замещающего поведения: если отношения с други­ми особями складываются неудачно (например, один петух уступает другому в напоре и задиристости), животное начинает вести себя так, как полагается вести совершенно в другой ситуации (петушок вдруг начинает клевать несуществующие зерна).

Множество ритуалов в поведении животных порождает врожден­ная программа консерватизма: без особых причин не изменяй пове-. дение, даже в мелочах. Животные предпочитают ходить по одной и той же дороге, осматривать одни и те же кормные места, отдыхать в одном и том же месте, останавливаться у одних и тех же предме­тов. У человека также известна навязчивая склонность к излишне­му порядку и скрупулезному соблюдению ритуала — она особенно характерна для дебилов и детей 2—4 лет. Объяснение смысла этой программы принадлежит великому этологу Конраду Лоренцу: если интеллектуальные способности ограниченны, то безопасней не раз­бираться, где причина, а где следствие (слишком велика может быть цена ошибки), а просто запомнить те комбинации предметов, усло­вий, событий, которые оказались благоприятными или успешными, и стремиться их повторять. Естественный отбор поощряет такую ли­нию поведения.

Еще одна универсальная поведенческая программа — неприязнен­ное отношение к особям близких видов. Дело в том, что для расхож­дения предкового вида на два новых требуется та или иная форма изо­ляции (с. 129), препятствующая скрещиванию носителей новых при­знаков. Одна из форм изоляции — этологическая, когда группы, еще не потерявшие биологическую способность к скрещиванию, тем не менее не обмениваются генами, поскольку обладают несовместимы­ми, вызывающими взаимное отторжение нормами и ритуалами пове­дения. По-видимому, именно этим объясняется столь острая и нега­тивная реакция на открытие общности происхождения человека и обезьян. Происходить от волка, муравья, орла или змеи не так обид­но, и многие племена себя от этих животных выводили. Но от обезья­ны... Вспомните, как у Киплинга описаны Бандар-Логи! Еще один пример на эту тему приводит В. И. Дольник: существует достаточно правдоподобная гипотеза, что за расизм ответственна врожденная программа этологической изоляции, ошибочно принимающая людей других рас за представителей иного, но близкого вида и потому оттор-


248 Глава 5. Естественная история природы и человека


5.8. Этология: поведение и социальная организация животных 249



гающая их (Дольник, 1994). Человек, правда, отличается от ных заметно большей свободой контроля врожденных программ, этому эта гипотеза ни в коей мере расизм не извиняет.

5.8.2. Соотношение между инстинктивным
и осознанным повелением

Тот факт, что поведение животных основано на врожденных пр<| граммах, не означает, что животных можно рассматривать как npi-митивные биохимические автоматы.

Во-первых, врожденных программ множество и животные умек] их комбинировать. В результате их поведение выглядит разнообрая] но и разумно. Во-вторых, даже полностью инстинктивные програи мы не являются абсолютно неизменными — иначе они в свое врем| не смогли бы возникнуть. В. И. Дольник приводит такие примерь Аисты изначально вили гнезда на высоких сломанных деревьях. Кс гда появились кирпичные трубы, аисты начали гнездиться и на них -^ сначала по ошибке, а потом уже осознанно. Программа включил; в себя образ трубы как подходящего места для гнездовья. В XX аисты «освоили» опоры ЛЭП. Большие синицы в Англии как-то иы| яснили, что если выковырять картонную затычку из бутылки, та! оказывается вкусное молоко. И с тех пор они очень быстро осваива ют все виды упаковки молока: крышечки из фольги, картонные ко| робки, пластиковые пакеты. Сейчас уже ни цвет, ни материал упакоЕ ки не важны: синицы усвоили, что молоко «хитрое», маскируется прячется не хуже насекомых, однако врожденные приемы поиски и извлечения, которыми синиц снабдил естественный отбор, оказа| лись достаточно многочисленными, разнообразными и гибкими.

Таким образом, в целом поведение животных определяется coeoj купностью врожденных программ и осознанных действий. Пропорций первых и вторых у разных видов может сильно отличаться.

5.8.3. Мораль в мире животных

Этологи открыли у животных, как высших, так и низших, большое набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных им в обще^ нии с сородичами. Конрад Лоренц охарактеризовал эту систему ка* «мораль в мире животных». К наиболее распространенным запрета\ относятся следующие.

♦ Не убивай своих. «Свои» — особи своего вида либо члены «сво| ей» группы.


При нападении на своих соблюдай ритуал. Ритуал запрещает на­
падать сзади, без предупреждения и без попытки мирного разре­
шения конфликта. У хорошо вооруженных животных запрещает­
ся применять смертоносное орудие или прием. Самцы ядовитых
змей конфликтуют, но не кусают друг друга. Лев, прыгая на анти­
лопу сбоку, одним ударом лапы ломает позвоночник, а когтями
может пропороть огромную рану на боку. Однако львы, дерущие­
ся между собой, этот прием не применяют, ограничиваясь удара­
ми когтями по ушам, — чувствительно, но не смертельно. Кот в
схватке с собакой старается выцарапать ей глаза — часто успеш­
но. Однако среди бродячих котов-драчунов почти нет одногла­
зых, зато уши изодраны в клочья.

Не бей того, кто принял позу покорности. Волк, лев, олень, чув­
ствующие, что проигрывают в схватке с сородичем, вдруг прыж­
ком отскакивают и принимают позу, наиболее удобную для нане­
сения соперником последнего, смертельного удара. Однако тот не
в состоянии нанести этот удар — врожденный запрет не дает уби­
вать сдавшегося. Предки человека никогда не были хищниками,
поэтому у него нет такого абсолютного запрета, однако этот при­
ем часто срабатывает. Вспомните евангельский совет: «Ударят по
одной щеке — подставь другую». Второго удара, вероятнее всего,
не последует.

Победа с тем, кто прав. Животное, защищающее свой дом, своих
детенышей, обычно побеждает даже более сильного. Агрессив­
ность нападающего ослаблена врожденным запретом посягатель­
ства на чужую собственность. При ссоре, например, двух птиц на
границе их участков поочередно проигрывает тот, кто оказывает­
ся на чужой территории.

♦ Не нападай на детенышей. Этот запрет часто распространяется и
на животных других видов, благо детеныши, как правило, имеют
универсальные отличительные признаки: пухлые щеки, круглые
глаза, короткий нос. Конструкторы игрушек специально придают
эти черты игрушкам, изображающим животных, — детям нравит­
ся играть не с лисой, зайцем или слоном, а с лисенком, зайчонком,
слоненком.

Приспособительное значение перечисленных норм поведения очевидно. Очевидно и сходство этих норм с нормами общечеловече­ской морали. Можно предполагать, что в некоторых случаях это чис­то внешнее сходство между инстинктами животных и разумным пове-


250 Глава 5. Естественная история природы и человека


5.8. Этология: поведение и социальная организация животных 251



дением человека. Но количество сходных правил общежития и | важность для благополучия популяции настолько велики, что тр> но отрицать наличие генетической связи между моралью, этикой^ ловека и врожденными запретами, ограничивавшими действия Щ ших предков, в том числе весьма отдаленных.

5.8.4. Агрессия

Одно из важнейших открытий этологии — установление того обстоя тельства, что агрессивность является не просто дурной чертой хара^ тера, не рефлексом на внешние опасности, а врожденной и одной наиболее важных программ поведения животных. Суть агрессивней сти в том, что при общении особь стремится занять по отношени] к другим более высокое, доминантное положение.

В обыденном понимании агрессия — это нападение, причем прс извольное, несправедливое, ничем не спровоцированное.

Г

В этологии под агрессией понимают направленные на окружа-юшее активные отрицательные эмоции: злость, злобу, ненависть, ярость.

Используемое в этом смысле слово «агрессия» — научный термий и потому само по себе не несет эмоциональной окраски. Агрессия ме жет проявляться в нападении, а может и не проявляться. Возможно на падение без агрессии — например, охотящегося хищника на жертв!

Приспособительное значение агрессии заключается в том, что он! позволяет заменить физические стычки «психическими» соревнова| ниями. Животные начинают угрожать друг другу: принимают устра шающие позы (как правило, это позы, преувеличивающие разме| животного), демонстрируют свои когти, зубы, рога, смотрят на при! тивника в упор (при нормальных1 обстоятельствах это запрещен! этическими нормами, ибо может быть воспринято как провокаций как оценка расстояния для прыжка или удара), рычат, шипят, реву? В конце концов у кого-то психика не выдерживает, он сдается и прй| нимает позу подчинения. Победитель при этом умиротворяется может заменить действительное избиение ритуальным — похлопат! лапой, толкнуть, щипнуть, обгадить.

Положительный смысл подобных схваток в том, что отношени! выясняются без потери численности популяции. Однако в таких со| ревнованиях побеждает не более сильный или умный, а более агрес сивный — тот, кто легко приходит в ярость, может долго и часто угре жать, а сам невосприимчив к чужим угрозам.


Этологи экспериментально показали, что при отсутствии поводов разрядить свою агрессивность потребность совершить агрессивный поступок все время возрастает, как бы накапливаясь. В конце концов агрессия может вырваться безо всякого повода. Именно поэтому так остро стоит проблема психологической совместимости в коллекти­вах полярников и космонавтов: в условиях маленькой группы не на ком разрядить свою агрессивность. В результате ее накапливается столько, что достаточно самого пустякового повода, чтобы возник большой скандал. В обычной жизни агрессивность ежедневно разря­жается через массу незначительных конфликтов с окружающими или переадресуется на более безопасный объект.

5.8.5. Формирование социальной иерархии у животных

Агрессия — весьма распространенная в животном мире программа поведения: она, как правило, имеется у птиц и млекопитающих, обычна у рыб, земноводных и пресмыкающихся, встречается у мно­гих беспозвоночных. Поэтому столь же широко распространено важ­нейшее следствие этой программы: иерархическая организация груп­пы животных.

Стычки, вызванные агрессивностью, приводят к выделению в группе доминантной (самой агрессивной) особи, которая подавляет других, навязывая конфликты и угнетая их психику. Окружающим приходится подавлять свою агрессивность по отношению к доминан­ту. Но агрессивность требует разрядки — и они находят ее, подчиняя себе более слабых, те — еще более слабых и т. д. Образуется четкая, жесткая и весьма эффективная организация группы, в которой каж­дый знает свое место и роль.

Приспособительное значение социально-иерархической структу­ры заключается в том, что она позволяет резко уменьшить количест­во конфликтов в группе, борьбу каждого с каждым. Кроме того, при наличии такой структуры гораздо легче организовать сложные со­вместные действия. От того, насколько группа нуждается в них, зави­сит сложность ее иерархической организации.

Например, гориллы живут в достаточно безопасной среде (лес), питаются простой растительной пищей, обладают большой физиче­ской силой и хорошим вооружением — могучими клыками. Естест­венных врагов они практически не имеют. В результате у них сфор­мировалась довольно простая и немногочисленная группа. Во главе


252 Глава 5. Естественная история природы и человека


5.8. Этология: поведение и социальная организация животных 253



стоит самый старший самец, более молодые самцы образуют просту: лестницу соподчинения. Дружественных союзов, позволяющих дат! коллективный отпор доминанту, между ними не возникает, и потому устойчивость иерархии в группе поддерживается легко. До драк деле не доходит — доминанту достаточно продемонстрировать угрозу ми­микой и жестами.

У обезьян открытых пространств — павианов, бабуинов, гамадри­лов — условия жизни гораздо сложнее. Саванна почти не предостав-1^ ляет естественных укрытий от хищников, каждая из этих обезьян слабее леопарда, льва или гиеновой собаки и бегает медленнее их.;| Низкая плодовитость не позволяет обезьянам не обращать внимания ■ на потери от нападений хищников. В результате у них формируется; большое, сложно организованное и хорошо управляемое стадо. Оно'] насчитывает несколько десятков обезьян, занимает определенную', территорию и требует определенного расположения членов стада как! на отдыхе, так и в походе. Влияние места обитания на социальную \ структуру хорошо прослеживается у шимпанзе: их популяции, насе­ляющие границу саванны, в отличие от лесных сородичей образую i, сплоченные и многочисленные сообщества, реже разбиваются на мел­кие группки в поисках добычи1.

У павианов имеется важное усложнение в социальной организа­ции стада: они умеют образовывать союзы между особями. Несколько \ самцов низкого ранга могут объединиться с целью свержения павиана, занимающего более высокую ступень иерархии. Эти союзы непроч­ны, недолговременны, особенно когда дело доходит непосредственно до драки, но иногда все же достигают своей цели. Из тех же сообра­жений стадо возглавляет не один доминант, как у горилл, а группа старых самцов. Отношения между ними далеки от дружеских, но они нужны друг другу для отпора возможной агрессии со стороны субдо-минантов, особенно когда те объединяются в союз.

Вожаков павианьего стада заботят прежде всего сохранение и при­ращение территории стада, удержание самок от посягательств других5 самцов и власть, выражением которой служат позы покорности окру­жающих и их готовность по первому требованию отдать любой вкус­ный или интересный предмет. Однако в функции старых самцов вхо­дит еще и обучение детенышей, которым они занимаются с явным удовольствием: показывают, как рыться в земле, раздирать гнилые'

1 Бутовская М. Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998 №9.


пни, переворачивать камни, раскалывать орехи, докапываться до во­ды и т. д. Этологи выяснили, что у детенышей павианов есть врож­денная программа, заставляющая учиться у стариков. В эксперимен­тах старого павиана стригли, так что он начинал выглядеть молодо (у павианов длина гривы увеличивается с возрастом) — и обучаемые тут же начинали учиться хуже. Зато если сравнительно молодому па­виану приклеивали косматый парик, успехи его учеников сразу за­метно улучшались.

У макак стадо многочисленней, но организовано проще, чем у па­вианов. Их доминанты не нуждаются в союзе, потому что у макак есть одна врожденная программа поведения, характерная для стайных животных (в том числе для собак). Стоит доминанту начать наказы­вать одного из своих подчиненных, как окружающие принимаются с энтузиазмом помогать ему: кричат, кидаются в наказуемого, старают­ся ткнуть его чем-нибудь.. Таким образом «подонки», занимающие место в самом низу социальной пирамиды, дают выход своей накоп­ленной агрессивности, которую до того не на кого было излить.

Несмотря на сложную иерархическую структуру павианьего ста­да, согласованные коллективные действия начинаются лишь в осо­бых случаях: при нападении хищника и преследовании его, если он унес одного из членов стада, а также при защите территории от дру­гого стада. В остальном обезьяны коллективизма не проявляют; забо­левший или раненый павиан практически обречен отстать от стада и погибнуть.

5.8.6. Альтруистические программы повеления

Программы, основанные на агрессивности, — не единственные врож­денные программы общения, сформированные естественным отбо­ром. Зоологам и этологам известны многочисленные примеры аль­труизма живых существ, когда они, не получая немедленной и ощутимой выгоды от своих действий, оказывают помощь сородичам и даже представителям других видов.

Простейшим примером альтруистического поведения служит симбиоз разных организмов. Конечно, его трудно назвать проявлени­ем альтруизма в обыденном понимании этого слова, но вряд ли рак-отшельник, водружая на свою раковину актинию, предвидит в этот момент выгоду от своих действий. Еще более убедительный при­мер — симбиоз рыб-чистильщиков с более крупными рыбами. Чис­тильщики питаются паразитами, живущими на поверхности тела, на зубах и в жаберных щелях крупных рыб. Последние спокойно позво-


254 Глава 5. Естественная история природы и человека


5.9. Антропогенез 255



ляют чистильщикам кормиться не только на себе, но и внутри себ4§
При этом крупная рыба не только никогда не глотает заплывшего е^
в пасть чистильщика, получая немедленную и несомненную выгод;
но даже стоически переносит нападение рыб, маскирующихся
чистильщиков, которые, подобравшись поближе, начинают откусы|
вать кусочки от ее плавников. *

Способность к альтруистическому поведению необходима павиг ну, задумавшему вступить в союз с другим павианом. Развитымр программами альтруизма обладают шимпанзе: они могут делиться пищей, сопереживать чужим неудачам и страданиям, обучать д^ друга. У дельфинов имеется программа помощи больному: стая подJ нимает его к поверхности воды, чтобы он мог дышать. Известно, чте действие этой программы распространяется и на тонущих людей.

Современное понимание альтруизма животных основано на кон| цепции эволюционно стабильной стратегии1, согласно которой алья труистическое поведение в конечном счете повышает шансы попу* ляции в целом выжить и шансы каждого индивидуума оставит| потомство. Однако выгода может быть весьма отдаленной и, кроме того, требующей такой же линии поведения от всех остальных чл нов популяции. Поэтому альтруистические стратегии возникают результате длительного естественного отбора, когда постепенно вы* мирают носители узкоэгоистических программ поведения. В теории доказано, что стратегия добровольного сотрудничества оказываете^ стабильной: популяция, пришедшая к ней, не возвращается к эг^ стическому поведению своих членов. Обратное неверно: при накоп-3 лении достаточного количества особей с альтруистичным поведен^ ем носители эгоистической программы стремительно вымирают.

Сравнение альтруистических программ поведения с агрессивны ми позволяет сделать вывод, что первые более сложны, более эволю^ ционно зрелы, чем вторые, т. е. относятся к более высокому уровни развития материального мира.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...