Икона – «образ», «лик» а также особая техника изображения на доске красками на яичном желтке, на тканевом основании – паволоке, загрунтованной левкасом. Использовались приемы – плавь – плавный переход от темных к светлым частям, пробел а, светлые блики для выделения выпуклых частей, о хрение и др. Сверху покрывались олифой, но из-за нее со временем темнели и часто записывались.
Основные типы (изводы) изображений:
- Образы Спаса -
· Спас Нерукотворный
· Спас Вседержитель – мозаика, но впоследствии распространились фреска и икона (на доске).
· Спас на престоле
· Спас в силах
- Образы Богородицы. Повторение образов – список, не копия, а перенесение не только внешнего, но внутреннего содержания.
- Элеус (Владимирская, Донская)
- Одигитрия
- Оранта
- Великая панагия (отд. извод)
- Образы святых – часто «житийные иконы», иконы с клеймами, расцвет («предвозрождение» – в новгородской школе, затем московской, творчество Феофана, Рублева, Дионисия)
· Дмитрий Солунский - мозаика
· Св. Георгий -
· Сергий Радонежский
· Борис и Глеб
· Флор и Лавр
· Троица – Феофан, Рублев
- Другие - изображения праздников, библейских повествований, сцен из жизни Христа и т.д. – распятие, воскресение, Жизненные сюжеты (в летописных миниатюоах – Лицевых сводах, напр. Битва суздальцев с новгородцами.)
- Иконостас – высокий в отличие от небольшой алтарной преграды в византийских храмах. Деисусный чин (от деисус- моление)- центр. ряд в иконостасе, изображающий Христа в центре («среднике»), справ- Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, молящие Иисуса за людей. «Царские врата» - вход в алтарь, обязательны сцены благовещения и изображения евангелистов.
- В XVI-XVII вв. в связи с «обмирщением» культуры появляется парсуна. Формируется «строгановский» стиль – больше декоративности, меньшая каноничность, которая явл. выражением кризиса эпохи.