Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура средневековой Руси



1-й этап. (X-XII вв.) Основные принципы арх-ры взяты из Византии: крестово-купольный тип храма, с востока – апсиды, с запада – нартекс и хоры. Материал – плинфа (кирпичные плитки) на известковом растворе с цемянкой (толченым кирпичом). Первая каменная церковь – Десятинная в Киеве (начата в 989 г.)

Софийский собор в Киеве (1037 г.) – 13-главый в отличие от византийских храмов с наружной и внутренней галереями.

Софийский собор в Новгороде (1050г.)- пятиглавый, пятинефный.

Со 2- й половины XI в. Храмы становятся в основном 3-хнефными, одноглавыми, галереи исчезают, хоры только на западе. Фасады членятся на части – прясла, разделяющими их пилястрами, прясла завершаются полукруглыми или килевидными закомарами.

2-й этап (XII-XV вв.). В период раздробленности формируются местные школы. Крупнейшая – владимиро-суздальская, княжеско-придворный стиль – торжественность, грандиозность, стремление превзойти величие Киева – Золотые ворота во Владимире. Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор, церковь покрова на Нерли. Особенности: часто одноглавость, использование каменной резьбы и/или рельефов на библейские сюжеты, колончато-аркатурный пояс, осн. материал – камень, туф. Новгородская школа ( XIV-XV вв.) - тип одноглавого небольшого храма с двускатной крышей вместо сводчатого перекрытия, кладка из грубо отесанного камня, с почти гладкими внешними стенами без украшений – складывается уличанский стиль (строится для жителей одной улицы) с присущей новгородцам практичностью. Церковь Федора Стратилата (1361 г.), Спаса на Нередице, Спаса на Ильине улице (XIV в.).

Московская школа (собор Спасо-Андронникова монастыря).

С возвышением Москвы начинается активно каменное строительство в новой столице, складывается ансамбль Московского Кремля (первый белокаменный Кремль построен в XIV в. при Дмитрии Донском). Успенский собор (по образцу владимирского), но больше по размерам создан Аристотелем Фиораванти в 1475-79 гг. Благовещенский собор (псковские мастера). Грановитая палата (Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), Архангельский собор (Алевиз Новый) – влияние итальянского Возрождения.

3-й этап (XVI-XVII вв.). Формируется шатровый стиль (ц. Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного, ц. Ильи Пророка в Ярославле) – ярусность, дробность. Нарышкинский стиль (нарышкинское барокко)– декоративность, нарядность, «обмирщенность» (ц. Покрова в Филях)





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 999 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...