Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная и политическая проблематика в «Деревне» Бунина



В 1909 году Бунин пишет образец социально-философской повести – «Деревня». Это очень серьезное произведение и очень глубокое. Повесть имела большой резонанс, это было политизированное время, реакция после первой русской революции. А повесть говорила о развале русской жизни, о страшном положении русской деревни. Поэтому ее оценили левые (Горький) с точки зрения социальной критики, считая, что Бунин блестяще показал крушение единого патриархального Мира (Толстой), т.е. мира как крестьянской общины, ядра русской жизни.

Но в повести не только это, есть кое что более важное и глубокое – понимание русской жизни, которое вряд ли было у кого-нибудь из современников Бунина на тот момент.

Россия – она вся – деревня.

Произведение не имеет строго сюжета, но полно густотой жизненного материала времен первой русской революции, крестьяне наделены такой индивидуальностью, что забываешь, что это не реальные люди, а плот авторской фантазии.

Деревня предстает очень бедной, нищета бьет в глаза. И эта бедность опасна на фоне богатства малой группы людей: помещиков, кулаков. Среди картины изобильной ярмарки писатель рассуждает о том, что край богатейший, чернозем прекрасный на полтора аршина. А пяти лет не проходит без голода. Город славится на всю Россию хлебной торговлей, а досыта этот хлеб едят сто человек во всем городе. На ярмарке видимо-невидимо калек и нищих. Но ведь не может порядок в стране держаться только на силе в интересах богатых слоев! Вот и не удержался...

В центре повести Тихон и Кузьма, два родных брата. Это не только разные люди, но и два разных характерных явления в русской жизни того времени. Тихон Ильич всегда много работал. Благодаря упорству, везению и умению зашибать деньгу торговлей разбогател, но к пятидесяти годам стал ощущать пустоту своего существования: детей нет, жене “чужд на редкость”, не удосужился понять, что она за человек. “Каторга!” — так определяет теперь он свою жизнь — “клетка золотая”. А когда заполыхала революция, пошли слухи, что землю отберут, начался бунт, думает он все нажитое продать и уехать в город, потому что деревню презирал и ненавидел всей душой. Нужда заставила его помириться с братом, которому передает он в управление Дурновку.

Кузьма представлял из себя тип русского самоучки. Он долго считал, что “кто умен да не учен, в том и без ученья много света”, что может быть и “без наук просвещение”. Он о многом говорит правильно, но сам мало что делает. За душой ничего нет, практического дела не имеет, цели нет, зато судит всех строго. Деревню так же, как брат, не любит, заявляя, что нигде не видел скучнее и ленивее типов. Итак, по мысли автора, все наиболее энергичное и умное стремится из этой дикости бежать. “Поживи-ка у деревни, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!” — неоднократно говорит Тихон в ответ на мысли о несуразности жизни.

В повести бунт кончается ничем, а Тихон Ильич с издевкой думает, что и бояться не следовало. Но мы-то знаем, чем позже дело обернулось. И благодаря повести лучше понимаем истоки послеоктябрьской трагедии России.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 859 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...