Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роман А.Белого «Петербург» как модернистский роман



Андрей Белый (Бугаев), 1880-1934. Книги стихов: «Пепел» (тема России), «Золото в лазури», «Стихи о прекрасной даме». Начинал с прозы (симфония «Кубок метелей»).

Был философом модернизма, оставил много статей о символизме, «Кризис культуры», литературоведческие работы (о Гоголе).

Проза: «Петербург», «Серебряный голубь», «Котик Летаев», «Крещеный китаец» (автобиографичные).

Мемуары: «На рубеже веков», «Начало века», «Между двух революций».

Роман «Петербург»

Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ — это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Первый роман трилогии – «Серебряный голуб», про интеллигента, пытавшегося понять народ, попадает в секту голубей и этот таинственный мир народной жизни убивает его. Написан классическим, простым, понятным языком. А в «Петербурге» сразу бросаются в глаза повторы, главки, обрывки без названий – открытый модернизм. Роман не сразу взялись печатать, да и первая мировая война началась, в общем до читателя «Петербург» дошел только в 1916 году в альманахе «Сирин» (Сиринское издание «Петербурга»).

В 1922 Белый в Германии переделывает роман (Берлинская редакция). Сейчас можно найти и ту и другую.

Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели.

Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.

Аполлон Аполлонович не любил острова, которые не хотели вписываться в строгие перпендикуляры Петербурга. Он хотел «пригвоздить острова стрелой моста». А.А. – олицетворяет бюрократию, идею порядка, все подчинено должно быть его циркуляру. А.А. доводит идею порядка до абсурда (все ящики в шкафах по частям света и по номерам –бюрократия по-русски).

Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину –типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного встадника». О том, что Петр основал город, обреченный на наводнения, что правители не властны над стихией – конфликт города (государства) и личности. Петербург – это город-фантом. Невский пр-т превращает людей в тени. Город извращает живую жизнь, отец и сын становятся врагами, сын должен использовать против отца сардинницу ужасного содержания – потому что в таком туманном городе-фантоме террористическим идеям уютней всего. И Николай Аполлонович даже не задумываясь говорит: "да, я готов совершить акцию". А потом окажется, что эта акция – убийство собственного отца. Город соединяет в себе черты Запада и Востока. Провокатор Липанченко – «у него были черты не то семита, не то монгола». Софья Петровна Лихутина, знаменитая петербургская дама, свой дом устроила – очень было много элементов Японии, и она сама ходила в кимоно. Т.е. такие нелепости, соединение несоединимого.

Если по постулатам модернизма то:

  1. Отказ от отражения реальности
  2. Жизненный факт, не данность, а проблема. Питер не город, а мифологема.
  3. Немозможность конечных истин в искусстве
  4. Стремление к хаосу, абсурду

Герой модернизма – человек несчастного сознания

Народный характер в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

Лиро-эпическая поэму «Василий Теркин» написана в годы ВОВ. Эта «книга про бойца», воссоздавшая достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Выделяется особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта.

Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ, он – национальный характер, его существенные черты и качества. Сам образ появился на страницах «комиксов» про Васю Теркина – удачливого бойца финской кампании задолго до Великой отечественной. Летом 1940-го, Твардовский решил соединить юмор Теркина с серьезностью и лиризмом.

Главная тема: Родина и народ, народ на войне.

Теркин перестал быть лубочной фигурой, он стал проще, конкретней, и в то же время – обобщенней, типичней, олицетворяя собою весь воюющий народ.

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

…..

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда

Да и в каждом взводе.

Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастеровитость русского человека - труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. В его изображении естественно сочетаются классические и фольклорные, народно-поэтические традиции.

В «Книге про бойца» война изображена, как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. Прежде всего поэма сильна правдой о войне как суровом и трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

Являясь воплощением русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизодических персонажей, он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1768 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...