Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика. 3 страница



В. 21. Идейно-художественное своеобразие творчества Ф.И. Достоевского. В творчестве Д. чел. взятый в настоящем, в современных жизненных положениях, предстает как целый, универсальный человек. «Бедные люди» - после публикации заговорили о нем как о крупнейшем писателе натуральной школы. Продолжает традиции Пушкина, Гоголя. Новаторство - впервые «маленький человек» заговорил, герои обсуждают литературные произведения «Станционный смотритель и Шинель». Худ. особенности: 1. психологизм, 2. трагическое несовпадение стремлений, переживаний и реального хода событий. 3. система сходных персонажей (поведение и облик Девушкина повторяются в других героях напр. в Горшкове). 4. ёмким оказывается смыл заглавия: бедность материальная, за названием скрывается обманчивое смирение, бедные люди взыскательны, они требовательны, скрывается гамма чувств переживаний. «преступление и наказание» говорящие фамилии: Раскольников – внутреннее раздвоение главного героя и раскалывает родину. В центре внимания – нравственно-философские искания одержимого идеей героя. Бахтин назвал роман идеологическим (чел. одержим идеей). Особенности повествовательной манеры: свое отношение к идее героя нигде в романе прямо не выражает, он последовательно воссоздает социальные и философские истоки преступления Раскольникова, а отношение других персонажей к раскольников показывает, он специально сталкивает героев с другими людьми, чтобы тот задумался над своим поступком. В романе прослеживается система двойников Рускольникову (Свидригайлов – нравственный циник, а Р. – идейный циник, Лужин, Соню родник с Р. то, что она тоже преступила нормы человеческой морали). Антиподы (Парферий Петрович, Разумихин). В романе Достоевскому важно показать, что испытывает человек, совершивший преступление: 1 – о преступлении, 2-6 – о наказании. В романе прослеживается образ Петербурга. Соня, с которой знакомиться Раскольников, является для Достоевского идеалом христианского смирения, простоты и человеколюбия. Худ-ые особенности романа: 1. Достоевский смешивает жанровые признаки разных произведений: а) черты детектива явно прослеживаются (преступник, следователь). б). психологический роман, в) элементы милодрамы (чтение Евангелие убийцей и блудницей, изображение смерти Мармеладова), г) философский роман. 2. динамичность развития действия, кот-е достигается особым делением на главы, кот. заканчив. На самом интереснои напряженном моменте. 3. отсутствие экспозиции (нет предыстории) 4. тесная взаимосвязь сюжетных линий. 5. насыщенность событиями 6. внутренняя композиция строится по принципу антитезы (противопоставляется двойникам и антиподам). 7. психологизм, кот. сильно отличается от Тургенева и Толстого – Достоевский стремиться показать столкновение сознания и подсознания. 8 Достоевский выступил как мастер портретной хар-ки героя. Принцип двоекратного портретирования. 9. важным средством раскрытия внутреннего мира является диалог. 10 особые принципы типизации (убийство старухи).

В. 22 Нравственные искания героев романа Л.Н. Толстого. Отличительной чертой творчества Т. является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его с т.зр. морали. Источник зла видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека. Т. наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, использует психологический прием – изображение внутреннего мира героя в его развитии. Т. показывает сложность чел.хар-ов, их неоднозначность, путь очищения души человеческой, раскрытию духовного состояния героя способствуют внутренние монологи. «В.и М.» приникновение в диалектику души обыкновенных людей было единственным средством освоить историю. Узел книги – увлечение Наташи Анатолием Курагиным. Обновляющие возможности взаимоотношения, взаимодействия людей выразили себя с энергией небывалой чрезвычайной. Живое подлинное общение людей бесконечно шире, богаче действенней одной лишь связи словами (мимика, жест, диалог глаза). «Анна Каренина» роман Толстой, погружаясь во внутреннее состояние Анны как будто бы полностью улавливал её улыбку, волновавшуюся м/у губами и глазами. Анна не в состоянии остановиться в устремленности своей к Вронскому. В Анне – при искусственности многого в её жизни с Карениным уцелела, не пропала живая сила чувств. Толстой последовательно ведет рядом истории Анны и Левин. В самый момент полной готовности уйти в крестьянский мир Левин снова встречает Кити и обнаруживается, что как ни хороша эта жизнь (простая и трудовая) уйти в ней он не может, т.е. противоположность устремлений. Толстой стремясь к полноте воссоздания жизни как бы входит в каждого из героев. «Воскресение» Катюшу Маслову ведут в суд – судить будут за преступление, кот. она не совершила. В числе её судей барин Нехлюдов, повинный во всем горьком и страшном что с ней стряслось. Отношения м/у Катюшей и людьми разворачиваются в границах установившейся нравственности и общественной системы и сами того не желая они обрекут её на катаргу и Сибирь. Встречает обманутую когда-то Катюшу – решительно переломил свою жизнь, отказался от владения землей, взял на себя отвественность за дальнейшую судьбу Масловой, окунулся в хлопоты многих и многих арестантов. А Катюше появление перед нею Нехлюдова вернуло давнюю чистую любовь её к нему, заставило и её думать и помнить уже не о себе, но и других людях: снова любя Нехлюдова, она не разрешает себе воспользоваться своим чувством вины перед нею и уходит с другим человеком, которому она нужна. Мотив воскресения – воскресают в романе и Катюша и Нехлюдов, воскресают после всего, что с каждым из них произошло для новых отношений друг к другу. В конце романа мы застаем Нехлюдова за чтением Евангелие – общество, кот. предстоит сложиться, полагал Толстой д. объединить теперь всех на той же нравственной основе, на какой все для человечества когда-то начиналось.

В. 23. Реализм на рубеже 19-20 веков. Черты эпохи. Стилевое многообразие (Гаршин, Чехов, Андреев). Реализм – худ-ый метод в искусстве и лит-ре, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явления самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. начало формирования реализма принято связывать с эпохой возрождения. Для Р. этого времени хар-на масштабность образов, поэтизация чел-ой личности. Следующий этап просветительский. Выступает демократический реалистический герой. Просветители все поступки людей оценивали как разумные или неразумные. Новые типы Р. появл. в 19 в.: 1. фантастический. 2. гротескный, 3. критический реализм связанный с деятельностью натуральной школы. Человеческий хар-р раскрывался в органической связи с социальными обстоятельствами. Требования Р.: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в её развитии. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация хар-ов. Новые типы героев: тип маленького человека (Самсон Вырин), тип лишнего человека (Чатский), тип нового героя (Базаров). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной лирической драмы выступает Чехов. В 20-м в. писатели-реалисты не всегда стремились к внешнему правдоподобию изображения. Искусство объективного повествования с тщательной психологической прорисовкой персонажей сохраняет и продолжает развиваться, подчас сочетаясь с элементами символики (Шолохов). Не отказывались писатели от мифа-символа, гротеска, аллегории (Гаршин, Андреев), подчиненных реалистическим принципам творчества, познанию человека в его многомерных связях с миром. 20-й век выразился в том, что писатели стали показывать частную жизнь героев в тесном переплетении с историческими событиями. Налицо и другие тенденции: многие писатели тяготели к фантастике и иносказанию (Булгаков). Всеволод Михайлович Гаршин – всего 3 книги. Из всех военных рассказов хотел составить книгу «Люди и война». В его произведениях – герой чуткой совести. Для рассказов характерна натуралистичность (распухающий на жаре турок). Его рассказы очень откровенны. Рассказ «4 дня» - пишет в госпитале, реальный случай с солдатом, которого забыли на поле боя. В Гаршине увидели последователя Льва Толстого. Его рассказы отличаются психологизмом. Это размышления о войне. Вывод – «война противоестественна, она м. сломать чел.душу».Успех его в том, что ему удалось сконцентрировать все человеческие страдания (отчаяние, надежда, ужас, отвращение, чувства вины). «Трус» - герой скептик, он не видит смыла в войне. «Очень короткий рома» - о студенте, кот. отправляется на войну и теряет ногу. После войны обращается к жанру притчи и аллегорическому рассказу. Герои – растения (военная тематика). «Красный цветок» - лучшее произведение, пытается выразить душевную драму поколения 70-х годов. Красный цветок – символ мирового зла. В рассказе сочетаются черты психологической новеллы и аллегорической сказки. Красный цветок – это олицетворение всего плохого, что есть в жизни. Короленко отметил, что Гаршину удалось передать все самые страшные проблемы современности и красоту человеческого духа. «Надежда Николаевна» - тема проституции. Пытается подробно описать человеческие страдания и изломанные человеческие души. Антон Павлович Чехов – по своей структуре ранние чеховские рассказы (80-е г.) близки к жанру анекдота. Фабулы их анекдотичны, они динамичные, смешные, юморески создают обобщенные образы, лишенные конкретных индивидуальных черт. Человек здесь равен своему социальному положению определенной типологической категории (лавочник, папаша. «Хамелион»). Чехову близка щедринская тема премудрых пескарей и благонамеренных зайцев. Его социальная сатира открывает множество и психологических неожиданностей, характеризующих не только состояние общества, но и саму природу человека. Смеётся над лит-ым приукрашиванием действительности, он против традиций благородных героев и героинь. 2-я половина 80-х г.г. – юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски все больше уступают место индивидуальных характерам. 1890 – 1900 годы впервые внимание привлек человек подвига, веры и ясно осознанной цели. После своего путешествие на остров Сахалин пишет книгу «Остров Сахалин», где он выступил как исследователь народной жизни, протекающей в условиях каторги и ссылки, единственный образец документальной прозы в его творчестве. Структура зрелого Чеховского рассказа: свободная жанровая форма, кот. с одн. стор. часто граничит с очерком, а с другой – легко перерастает в развернутую, населенную множеством героев повесть. Человек интересен в меру похожести на других. Чрезвычайные события привлекают внимание лишь постольку, поскольку они связаны с течениями и законами каждодневной жизни «Палата № 6». Малая повествовательная форма становится удивительно ёмкой эпически масштабна. Апология нравственного величия и сердечной простоты людей, не думающих о себе, связывает Чехова и Толстым, так же как и вера в возможность нравственного воскрешения. Глубокие итоги социально-психологической темы подведены в рассказе – «Случай из практики». Рассказ «Ионыч» - на примере счастливой семьи Туркиных особенно ясно становится, что страшны не внезапные резкие перемены и повороты в человеческой судьбе, страшно только одно: жизнь которая совсем не меняется, в которой человек всегда равен себе. Трудности, искания правды – тема другой исповедальной повести «Моя жизнь» вторая половина 90-х и начало нового века исторические события свидетелем кот. был Чехов, глубоко захватили его. Русско-японская война и начавшееся революционное брожение вызвали страстный интерес. Меняется структура повествования: голос Чехова теперь звучит гораздо громче, заметней становится эмоциональная окраска его речи. Поэтика малых величин теперь ведет к обобщениям социально-исторического масштаба. Это ясно сказывается в его трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - футляр – это оболочка, защищающая человека от внешних влияний, отъединяющая его, позволяющая прятаться от действительной жизни. на рубеже веков в следствие быстрых и радикальных изменений условий жизни (научно-технический прогресс и др.) возникает несоответствие м/у этими новыми условиями и не успевшими измениться морально-этическими нормами. Декаденские тенденции (упадок) – характерные явл-я у большинства писателей начала века, что характерна и для Леонида Андреева. В его творч. тема одиночества в «Рассказе о Сергее Петровиче» идея о разорванности связи м/у людьми. Принцип обратной связи в творчестве. Рассказ «Большой шлем» - равнодушие людей здесь доведено до абсурда. Андреев своим творчеством продолжает чеховские традиции. Тема разорванности бытия, равнодушия к ближнему, отчужденности личности от мира. Урбанистические мотивы в рассказе «Петька на даче». Дача в рассказе предстает как своего рода миф о загробной жизни, образ лучшего, прекрасного мира, призрачного и недостижимого, куда можно заглянуть лишь на мгновение. В изображении города продолжает традиции заложенные еще Достоевским (образ желтого петербурга).

В. 24. «Вечные» темы в творчестве И.А. Бунина. Бунина следует считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Реализм Б. отличается от чеховского предельной чувствительностью. Он обращается к вечным темам. Для Б. важна природа, однако по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Б. от неумолимого времени, от смерти. Среди произведений Б. есть рассказы, в кот. расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Его произведениям свойственен пафос трагичности и скептицизм. На первый план у Б. выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Концепция любви у Б. трагедийна. Мгновения любви становятся вершиной жизни человека. «Сны Чанга» рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннюю опустошенность капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья: 1. труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни; 2. бесконечная любовь, кот. вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены; 3. путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья. Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это по мнению писателя и есть смысл жизни, который ищет человек. Смерть. В лирическом герое Бунина силен страх смерти (однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких («сверчок», «Худая трава»). Природа. Для Б. характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем иностранного сопоставления их друг другу. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

В. 25 Символизм, его эволюция в русской лит. (Брюсов, Блок, Белый). Начало теоретическому определению символизму было положено Мережковским в работе «О причинах упадка и о новых течениях современной рус. лит» (1892). В этой работе он размышлял об упадке лит-ры и необходимости возникновения новых течений. Основными элементами этих течений называл: мистическое содержание, симовлы, расширение худ-ой впечатлительности. Лозунг символизма - от реального к реальнейшему. Актуальная тема – двоемирие. Для символистов взаимодействие вещей в мире не столько взаимодействие видимого, сколько взаимодействие невидимого. Гражданские социальные темы, актуальные для реализма, отходят на задний план, они сменяются утверждением относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как единственного прибежища художника. Ученые выделяют 2 группировки по времени формирования: 1. старшие симвоисты – это поэты, кот. начали писать в 90-е годы (Мережковский, Брюсов, Сологуб, Гиппиус, Бальмонт). 2. младосимволисты – в середине 90-х годов (Блок, Белый, Иванов). Для младосимволистов основной принцип их эстетики является искусство для искусства. Старшие символисты отстаивали приоритет религиозно-философских поисков. На творчество символистов большое влияние оказало декаденство – это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, кот. выражается в чувстве отчаяния в бессилии душевной установки. В декаденских произвед.эстетизируется смерть, угасание, разрыв с традиционной моралью. На символизм оказали влияние: 1. учение Платона, Соловьева и Ницше. Их идея – конструирование – создание своего собственного личного мира. Творчество осмысляется как процесс создания своего космоса. Для символистов огромное значение приобретает интуитивный способ постижения мира. Существует мир невидимый, ирреальные методифические сферы жизни неподвластны человеческому разуму. В философии Платона это называется мировая душа, у Соловьева – абсолютная идея. Символ – центральная эстетическая категория символиста (многозначен, противостоит тропам). Широкое распространение в творчестве получила интертекстуальность (отсылки, связь с другими произведениями). Они стремились к целостному восприятию мотивов и образов разных культур (античная, средневековая). Т.о. символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение, они стремились сделать искусство более личностным, индивидуальным. В области жанров были приверженцами строгих форм. Широкое распространение получил сонет. Александр Блок «Стихи о прекрасной даме» - в сборнике полностью изложена концепция символистов. Нашла воплощение философия Соловьева: идея о бытийном мире и мире вечности. Мир гармонии и красоты противостоит миру бытовому, охваченному пороком и злом. Человек и мир рассматриваются на грани 2-х стихий быта и бытия. В сборнике получила развитие философия любви Соловьева. С его т.зр., в личной индивидуальной любви проявляется любовь мировая вселенская. У Блока любовь к окружающему миру проявляется через любовь к женщине. В сборнике – это образ лирической героини, кот. тесно взаимосвязан с концепцией двоемирия Соловьева (противопоставление материального и духовного). Творческая эволюция Блока – это путь от отвержения окружающего мира к его приятию и примирению с ним. «Фабрика» - Блок-символист видел во всех соц-х контрастах ужасы капиталистического города, проявлением зла жизни. стих-е пронизано оттенками мистического ужаса, кот. вызывал в Блоке созерцание зла. Так же в в творчестве блока м. выдел. темы Росси (называет «жена моя» «Первозданная Русь»), урбанистическая тематика – где герой представитель низов «Ночь», «Холодный день» и др. другое изображение получили женские образы, кот. теряют возвышенное, небесное – это как правило падшие женщины, жертвы мира «Незнакомка», «Последний день». Тема страшного мира – сквозная в творчестве. «Демон», «Двойник» - замкнутость, бесцельность существования. Тема возмездия «На поле куликовском» - возмездие не небесная кара божья, а суд совести. Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) – в статье «Символизм как миропонимание» одним из первых обратил внимание на Ницшеанскую теорию музыки, как прерогативы символического искусства. Белый строил концепцию искусства, как пути к религиозному познанию. По Белому задача нового искусства не в гармонии форм, а в наглядном уяснении глубин духа. «Христов Воскрес» поэма – центром произведения он называл мелодию. Оттенок фантастического. Вслед за Ницше предупреждает об исторической эпохе, в которой искусство будет выполнять только вспомогательную роль. Валерий Брюсов – в целом оказал большое влияние на лит-ый процесс. «Граду и миру» - существо личности поэта видел не в идеях и позициях заявленных в произведениях, но в звуковом строе его стихов, в образах. Сборник «В такие дни» посвящен революционной современности. В его поздних стихах тяжесть, громоздкость неуклюжего стиха усилились. Сборник «Дали» здесь обращается к прежним мотивам любви, культуры. Брюсов писал стихи о родине вложив свою лепту в развитие научной поэзии («Мир электрона»). Сборник «Последние мечты» - обратился к библейским истокам, духовной прародине нравственности.

В. 26 акмеизм как лит-ое направление (Гумилев, Мандельштам). Как течение возник в 10-е годы 20-го стлетия. тесно связан с символизмом (Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам). Теоретическое осмысление этико-философских доктрин было впервые проведено в статье Кузьмина «О прекрасной ясности» - это принцип акмеизма, т.е. четкость композиции, организации всех элементов худ-ой формы, логичность худ-го замысла. Акмеизм выступал с критикой абсолютизации метафизических начал бытия и творчества. Он реабилитировал эстетику разума (вижу и говорю). С т.зр. Гумилева акмеизм является попыткой заново открыть ценности человеческой жизни. в отличие от символистов призывают реабилитировать земной вещественный мир, утверждают ценность земного бытия и земных радостей. В центре внимания оказывается человек его переживания духовный и физический мир. Наглядным примером явл. новелла Гумилева «Радости земной любви». В центре внимания – образ поэта Гвидо Кавальканти (поэт эпохи возрождения, один из современников Данте) – прослеживается идея, что высшая радость и вечное счастье есть не только в небесах, но и на земной тверди. Гвидо описывал любовь как в первую очередь плотское чувство, оказывающее благотворное влияние на душу человека. 2 принцип – античный принцип золотой середины, согласно которому соблюдение духовного равновесия характеризует целую личность в кот. гармонично сочетаются духовные и физические начала. Акмеисты призывали к отсутствию раздвоения личности. Такое целостное восприятие мира нашло воплощение в творчестве Осипа Мандельштама. 1-ый сборник «Камень». Слово являвшееся для символистов только намеком на невыразимое, ирреальное стало у Мандельштама голосом материи. Земной мир он воспринимал уже не как обузу, а как богом данный дворец. Он назвал акмеизм тоской по мировой культуре. Разногласия м/у символистами и акмеистами: 1. А. критиковали излишнюю настойчивость символистов в восприятии реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. 2. понятие культура в иерархии ценностей акмеистов занимала ведущее место. С. Воспринимали культуру как средство изображения жизни. футуристы рассматривали культуру в рамках материальной выгоды. 3. А. ключевая тема – тема памяти, объект лирического осмысления является мифологические сюжеты, образы, мотивы живописи, архитектуры, обилие интертекстуальности.

В. 27. Футуризм как литературное направление, его неоднородность: И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский. Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве нач. 20в., получившее наибольшее развитие в Италии и России. В 1912 году Маяковский, Крученых, Хлебников написали манифест «Пощечина общественному вкусу». Они стремились порвать с традиционной культурой, утверждали эстетику современной урбанистической цивилизации с её безличностью, динамикой имморализмом. Им было присуще анархическое бунтарство, они стремились найти новые средства речевой выразительности (звукоподражание и свободный синтаксис). Русские футуристы отвергли проповеди фашизма и анархизма, который декларировал Маринетти и обратились к проблемам эстетическим: провозгласили революцию формы, её независимость от содержания, абсолютную свободу поэтического слова и отказ от всех традиций. Ф.- не однороден. Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы 4-х основных группировок: «Гилея» объединяла кубофутуристов – Хлебников, Братья Бурлюки, Маяковский, Каменский, Крученых, Лившиц и др.; ассоциация эгофутуристов – Северянин, Игнатьев, Олимпов, Гнедов; в мезонин поэзии входили Шершеневич, Ивнев; в «центрифугу» - Бобров, Пастернак, Асеев, Большаков. Лицо футуризма определяла «гилея». Участники выпустили много сборников «Садок судей» «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». Группировки объединял подчеркнуто анархический характер общественных и эстетических программ. Футуристы писали от имени человека толпы. Особенности: разрушение условной формы, жанра и стиля, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи, антибуржуазность, возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам. Футуристы занимались словотворчеством, их произведения отличались резкими контрастами комического и трагического, фантастики и лиризма, что вело к гротескному смешению стиля и жанра. Принцип антиэстетизма, стремление к грубому плотскому. Распадаться стал в 15-16 годы. В.Маяковский поэмы: «Облако в штанах», «Человек», «Про это» и др. изначально пытался соединить футуристическую идею самоценности поэзии с идеей общественного служения искусству. Футуризм Маяковского с его гиперболическим метафоризмом с самого начала и до конца его жизни имел романтический характер. С неким налетом революционного нигилизма. Романтик футурист был устремлен к идеалам кот. трагически разбивались о реальную действительность.

В. 30. Концепция героя в творчестве Горького. Гуманизм Г. – бунт против всего, что искажало идею человека, он увидел, что зло в жизни не только от её соц-ой неустроенности, оно внутри человека.

1 тип героя: романтический – в основе его лежит увлечение Горького теорией Ницше о сверх человеке (Старуха Изергиль – Данко, Лойко Зобар; Песнь о соколе. Песнь о буревеснике. Макар Чудра). Сокол и Данко чисто ницшеанские герои. В основе ранних произведений лежит любовь к сильной личности, кот-ю м. противопоставить толпе, лежит идея о человеке, кот. способен принести себя в жертву, у кот. есть мужество идти самому и вести других. Герои мучались поиском смысла жизни. Их взгляды были в чем-то близки взглядам Ницше. В них было не только трагическое сопряжение гордыни с отчаянием (символическая фигура – сокол, кот. готов скорее погибнуть, чем смириться с благополучной ужиной моралью; Рада и Лойко Зобар – те же герои.), но и то, что они не признавали никакого компромисса в своих поисках правды и смысла жизни – это герои индивидуалисты. Формула раннего Г. – «человек есть все». 2 тип героя: «Коновалов» - герой рассуждает, что каждый чел. сам себе хозяин и никто в том не повинен ежели я подлец. И появились у горького басяки – тоскующие, бунтующие, не находящие себе места в жизни. Это открытие Горького, прошел свою эволюцию от Челкаша к Сатину. Челкаш – романтизированный герой. «На дне» - пьеса – показана вся сущность отношений людей в капиталистическом обществе. Горькому интересна сущность человека, его способность достойно жить. Основной конфликт: м/у бесчувственными правдолюбцами, неверящими в силы человека и мечтателями, кот. ждут доброты, помощи, сострадания. Сатин – антипод Луки – в нем Горький прощается с романтическим образом босяка-бунтаря, потому что понял, что в бунте Сатина нет ничего позитивного. 3 тип героя – тип лишнего чел. (Фома Гордеев, Егор Булычев и др.) – это герои выламывающиеся из своего класса не способные на свое место в жизни. 4 тип – тип праведника – это люди правдоискателя «Трое». 5 тип - нравственно новые люди, кот. идею стали ставить выше человека. («Мать»). Впоследствии этот тип героя стал героем соцреализма.

Методика.

Задача № 1. Охарактеризуйте приемы обогащения словарного запаса учащихся, используя конкретные примеры. Обогащение словарного запаса идет в 2-х направлениях: 1. парадигматическое, оно выражено в показе сферы употребления слов и сочетаемость рассматриваемого слова с др. словами. 2. синтагматическом – работа над контекстным употреблением слова, выбор слова в зависимости от цели, ситуации и стиля текста. В методике выдел. 3 источника обогащения сл.зап.: 1) ученик зрительно воспринимает новое слово (книги журналы, газеты); 2) на слух, обог.сл.зап. (радио, телев., кино). 3) зрительно и на слух – специальные программы (напр. компьютерные), когда они видят и слышат. Приемы: 1) семантизация слова путем усиленного внимания к его внутр.форме, но этим приемом мы сможем воспольз-ся если слову присуще говорящая внутр. форма, т.е. отталкиваться от значения составляющих слово морфем. В качестве примера м. исп. искусственные слова или слова ограниченные в употреблении (н: верховодка, песчанка). При такой работе развивается языковое чутье и интуиция. 2) сопоставление нового слова с известным словом: тайфун сравнить с бурей, дубрава – лес. 3) активное использование наглядности. Этот прием мы м.исп. только при знакомстве с конкретной лексикой (н: шлем, кольчуга). 4) активно исп-ать контект (н: рыбаки вышли в море на ловлю тунцов. След-но тунец – рыба, кот. водится в море). 5) семантич-ое определение, прием хорош для абстрактной лексики и для многозначных слов (н: кулак – многозн. слово – пальцы сжатые вместе, социальный элемент). 6) подбор синонимов типа: невежа – грубиян. 7) работа со словарями. Словарь школьных синонимов, антонимов. Словарь Рогожникова «Устаревшие слова». Этими вопросами серьезно занимаются Баранов, Ладыженская, Власенков, Быстрова, Рыбченкова, Скороход.

Задача № 2. Какие методические приемы кажутся вам наиболее эффективными при изучении фонетических понятий. Метод – организация работы учителя с учениками при ведущей роли учителя, но ученик д.б. активным сотрудником. Прием – конкретная реализация методы. Приемы: 1. сопоставления – главные фонетические понятия, буква, звук, слог, хар-ка звуков. Букву и звук - [б] [б,] [п] [п,]. 2. важна последовательность наблюдения (мы д. вести от звука к букве). Пешковский – сначала нужно услышать, а потом овладеть графическими элементами. 3. прием анализа – фонетический разбор. Существует 3 совр.шк. ученика. 4. смыслоразличительный – напр. лук – люк (главное научить слышать себя со стороны л л,). Ученые – Ферсов, Панов. В процессе изуч. фонетики пропадает острота фонетического восприятия слова.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...