Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методика. 2 страница



Поэты-декабристы были романтиками, но романтизм их был иного склада и направления. Революционное неприятие мира в поэзии декабристов выглядело как отрицание конкретной социальной действительности, порядка. Главная задача их искусства – воспитание подлинных граждан. Декабристское движение выдвинуло таких ярких и своеобразных, во многом отличных друг от друга поэтов как Раевский, Глинка, Кюхельбекер, Бестужев, Одоевский. Наиболее ярко все родовые свойства поэзии декабристов выражены в творчестве самого видного её представителя, вождя тайного северного общества Рылеева. Громкую славу ему принесло смелое поэтическое выступление против Аракчеева. Это была уничижительная сатира «К временщику», кот. м. рассм. Как художественное произведение декабристского романтизма. И все же главной задачей поэтов-декабристов было не обличение самовластия, но создание образа такого героя, который вдохновлял бы борцов за свободу, служил бы уроком и примером. Отсюда требование народности литературы. Одна из первых дум Рылеева «Олег Вещий» Дума строится на летописном материале. Рылеев стремится изображать сложные и противоречивые характеры. Тема рока, рокового в думе «Смерть Ермака». Настроение тоски, отчаяния, одиночества, ощущения внутренней опустошенности в стих-ии «Стансы». Писал элегии: «Воспоминание», «Элегия» - мотив сладости мечты, тоски и суеты, пылкая юность, несбывшиеся пророчества, как угрюмая могила. В поэме «Войнаровский» тема и герои Мазепа и Вайноровский, тема романтической дружбы и одиночества и романтического разочарования в жизни, которое преодолевается с помощью дружбы. Романтическая поэзия поэтов-декабристов и Рылеева – это не только поэзия мечты, но и поэзия действительности.

В.10. Жанровое и идейно-тематическое своеобразие лирики Пушкина. Её нравственные уроки. Идейно-таматическое и художественное своеобразие: гражданственная, патриотическая тематика «Вольность», «Деревня», «Бородинская годовщина». А.С.П. был духовно связан с декабристским движение. «Вольность» - это своеобразная дискуссия с одноименным произведением Радищева. Он создает своеобразную концепцию гражданского общества. У Радищева: демократия – народ, кот. формирует законы, с пом. кот. формир-ся власть. У Пушкина: это царская власть ограниченная законом, его политический идеал – конституционная монархия – закон формир. Власть, кот. управляет народом. П. считает, что рус. исторический процесс – трагичен, что в истории России это череда нарушений закона как со стороны власти, так и со стороны народа. «Бородинская годовщина», в кот. есть темы о высокой гос-ой позиции. Тема поэта и поэзии: а) гражданская позиция поэта, продолжение традиций Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества «Вольность»; б) проблема свободы творчества «Поэт»; в) гуманический пафос поэзии, осознание своего долга перед народом «Памятник» и др. 2. отражение идеей «поэзии действительности» в лирике П. 3. тема любви: внежанровая, поэт нарушает существующие ранее каноны и полностью подчиняет форму содержанию, нет четкого разграничения на элегию, послание, романс («К***» Анне Петровне Керн). Так же П. создает новую систему ценностей, прежде всего это уважение к предмету своего чувства «Я вас любил…» поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что сердцу не прикажешь. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». 4. философская лирика – это стих-я о природе, в кот. отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стих-ях о природе он воплощал свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится как составная часть природы. Природа мудра и справедлива. К философской лирике м.б. отнесены и стих-я где П. излагает свои воззрения на устройство человеческого общества «Анчар». Одной из характерных черт философской лирики П. считается гуманизм. Это проявление и уважения к личности, к её праву на выбор и свободу. Петр Струве в 1926 г. в статье «Почему иностранцы не знают и не ценят П.» отвечает, что в пушкинском стихе в божественной гармонии слиты рус.слово, русская мысль, рус. чувства. П. испробовал себя во всех жанрах своей поры: мы встречаем и элегию и романс, песню, но многие произведения полижанровые. П. проявил себя в сфере словесной, он обладал способностью видеть мир как красоту и запечатлевать её в пркрасных словесных формах. Периоды: 1) лицейская лирика; 2) 20-23 г. период южной ссылки, романтический период. Далее исследователи по-разному делят: с 23 г. он начин. пис. «Е.О.» 24-30 – ссылка, период становления пушкинского реализма, именно в этот период он создает и «бородинскую годовщину». Это первая реалистическая трагедия. В 30-е г. завершение раб. над «Е.О.» и создание прозаического цикла «Повести Белкина». В этот период поэзии сравнительно меньше.

В.11. Русская история в худ-ом осмыслении А.С. Пушкина. С т.зр. П. рус. история это трагическая история. Взаимных нарушений божьего и чел-го закона и властью и народом. «Капит.дочка» - по жанру это произведение по разному классифицируется: - первый рус. ист. Роман, т.к. перед нами судьбы нескольких людей, сама история, мысль народа. Емельян Пугачев – умен, есть эстетическое чувство, чел. Удивительной воли. Пушкинский Пугачев находясь на эшафоте успел рассмотреть Гринева и кивнуть ему. Но самое главное, что перед нами гуманный человек, сильное чувство справедливости, он 3 раза имел повод убить Гринева. Это во многом роман о милосердии. Перед нами гуманный человек оказавшийся в функции мстителя, палача, казненного, наказывающего, он оказывается во главе бунта. Проблема целей и средств в историческом процессе. Для П. это тема тоже связана с изуч. Рус. ист. «Борис Годунов» - трагедия. Текст сделан по модели Шекспировских хроник, 23 сцены. Глав.гер. не самые главные, т.к.к П-а. интересует судьба народа, выявление глубинных закономерностей рес. Исторического процесса. Достижение блага через зло, преступление невозможно. После достижения власти преступным путем он уже обречен. Такая же учесть ожидает и следующего властителя пришедшего к власти путем зла и преступления. Постоянная тирания, смена власти происходит как правило ч/з злодеяние, следовательно следующая власть уже обречена.

Тема Пера Великого - в разработке этой темы П. начинает с идеализации Петра в духе классицистов 17 в. это чувствуется в «Медном всаднике». Впервые серьезно он обратился в 1726 г. в стихотворении «Стансы» - текст был написан в духе рекомендательных од, когда Петр Великий был образцом, просветитель, работник, слуга отечества. После «Стансов» начин. заниматься историей Петра Великого. «Арап Петра Великого» где пишет о своем пращуре Ганнибале, кот. был приближен к Петру. Пишет романтическую поэму «Полтава», где любовная и историческая части не стыкуются. Петр – герой в духе 18 века. А в 30-е г., когда он напишет «Медный вс.» появл. новые ноты в отношении историч. Деят. П. начинает рассм. Петра в контексте трагической истории народа. Содержание – описание жуткого наводнения в рез-те кот. Евгений бедный теряет все, смысл жизни, гибнет любимое существо. Город построен в месте не пригодном для чел. Жизни. Трагизм самой фигуры Петра в том, что П. увидел глубокую двойственность в натуре, хар-р Петра. Перед нами с одной стороны – просвещенный ум., устремленный к высокому и благому, а с др.ст. временные указы, варварские методы. П. смотрит на рус.ист. как на сложное явление, где есть героическое созидательное с одной тор., но с др. стор. он смотрит на Россию и её ист. Насыщенную драматизмом и трагизмом. По П-у единственный путь усовершенствования гос-ва – просвещение народное. Есть даже специальный документ, адресованный Николаю I. Под просвещением он понимал накопление культуры в самом широком смысле слова в том числе и политич. Культуры. Пока в России не восторжествует гражданское гос-во кординального улучшения не произойдет.

В.12. Роман «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман в стихах. «Е.О.» считается первым реалистическим романом в рус.лит. В романе прослеживается принцип историзма: отражение эпохи в её тенденциях в закономерностях обстоятельствах (в образе Онегина подчеркнуты черты, сближающие его со средой, все Ларины также являются типическими характерами). Роман имеет целый ряд самобытных черт, и в первую очередь самобытное жанровое самоопределение – «роман в стихах». Задумывался «Е.О.» как сатира на романтические произведения. В романе сочетаются два компонента: первый – традиции Байрона, это прослеживается в форме произведения, например в композиции. Второй – новаторство, в том, что П. писал национальный, самобытный роман о России и для России. Если дух байроновских произведений крайне объективен, то у П. акцент переносится на объективное изображение окружающей действительности. В романе не один герой-индивидуалист, а два главных героя. образ автора у П. является самостоятельным и не сливается с образом главного героя. Хотя автор и близок Онегину по духу, но многим его взгляд – это взгляд стороннего наблюдателя, умудренного жизненным опытом. Особенности сюжета: сюжет построен по принципу зеркальной композиции: Татьяна встречается с Онегиным, влюбляется в него, пишет письмо, Онегин встречается с ней и «читает нравоучения»; затем то же происходит с Онегиным: он встречает Татьяну, влюбляется в неё, пишет письмо, Татьяна отказывает ему. Принципы реалистичности поэтики: 1) достоверность, поэзия действительности. 2) типизация, собрать в одном худ-ом образе то, что рассыпано в массах. Перед нами типические персонажи в том числе тип провинциального дворянства, тип лишнего человека. Онегин – это любопытная находка П., он создает не исключительного героя. Перед нами грустный роман, в кот. показаны обыкновенные люди. 3) глубокий психологизм проивзедения, связан прежде всего с любовной темой произведения, насыщенного раздумиями самого автора. Историзм и народность, произведение не посвящено определенному отрезку истории, но в романе П. показывает своию современность. Народность – это прежде всего понимание нац-ой психологии, нац-ой складки, языка, души народной. Перед нами роман рус. автора о рус. жизни. Построенное соединение худ-го и философского. Жанр: это роман о жизни, как таковой. Таких как Онегин было много. Произв. Насыщено мыслями суждениями, вопросами, обращенными в том числе и к читателю. Дальнейшая судьба «Е.О.» - существует проблема 10-ой главы – это глава острополитическая. Дошло до полутородесятков онегенской строфы. В связи с этим в совр. Литературоведении возникли попытки содержание 10-й главы соединить с образом Онегина. Но никаких оснований нет как утверждал Лотман

В. 13. Лирика М.Ю. Ломоносова. Его творческий и жизненный путь краток 1814 – 1841 г.г. Активное лит-ое творчество началось с 28-29 года реально в лит. он трудится чуть больше 10 лет. Классический поэт-романтик, при этом реалистические мотивы в его лирике не занимали большой роли. Выделяют 3 периода творч.: 1) 1828 – 1832 – школьный период творчества. 2) 1833-1836 – юнкерский период. Если в школьном он стремился к тому чтобы освоить поэтические худ.формы своего времени, то юнкерский период связан с переводом в школу юнкеров, и он с высот романтич. слетел на землю. 3) после смерти П. 1837 – 1841 – зрелый Лермонтов. В этот период он создает основные шедевры своей лирики. В его поэтике двоемирие, свобода, одиночество, трагизм, изгнание и т.д. Тематика: гражданская лирика, тема любви и дружбы, природы. Л. ближайший преемник П., но при этом это иной поэт он своего рода антипод П. Если П. идет от действительности, наблюденного, подмеченного в жизни к тексту, то Л. чаще всего облекает в словесные формы уже сложившиеся в его сознании композиции, сцены. П. музыкален и синтетичен; Л. аналитик, выразитель, он излагает то, что у него отработано. Перед нами философия мысли, анализа. Идеология: Л. продолжатель декабристской традиции, свободолюбия, но тема свободы у Л. как и прочие темы у него все время отчаяния. Чтобы быть счастливым в любви, надо отказаться от свободы и «Я», но этим поэт-романтик поступиться не может. В любви лермонтовский лирический герой несчатен, он обречен на непонимание со стороны возлюбленной. Лотман напишет, что романтическая схема любви – это схема разрыва, невозможности духовного контакта. Потому что ром-ий герой д. пожертвовать свой свободой и отказаться от абсолютизации своего «Я».

В.14. Роман М.Ю. Лермонтова «Г.н.вр.» – первый русский философский и психологический роман в прозе. Работа над романом нач. по Кавказским впечатлениям в 1833 г. затем появились произведения из этого цикла последний Фаталист и Тамань в 40-х г. и В 40-м году появ. Роман отдельн.книгой. Герой – типичный, речь идет о характеристике поколения, кот. хар-тся как предельно индивидуальное (гордыня, я, одиночество), Стремление к деятельности при отсутствии высокой цели. Перед нами героическая личность, которая обречена на лишность. Он обладает силами от природы могучими, но его возможности никак не реализуются. Его легко охарактеризовать через сопоставительную характеристику: Грушницкий – ведомый, поверхностен. Печерин - человек высокого склада, сильная личность, свободная, независимая, располагающая широким диапазоном чувств, способности к страсти. Но на самом деле они психологически разные, но социально-психологически духовно они сходны. Не случайно сам Л. скажет о том, что его герой – человек толпы в смысле идеологии, идеалов политических, социальных, эстетических. Как и Грушницкий Печорин лишен серьезных религиозных, социально-политических, патриотических, этических ценностей. Но сам Печерин мучительно осознает отсутствие этих ценностей. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», «Мы ко всему равнодушны кроме самого себя». Он характеризует и себя и свое поколение.

Система образов концентрична в центре Печерин. Исследователь Удодов говорит, что герой стереоскопически просматривается с разных перспектив, с разных т.зр. Печорин постоянно находится не только в центре повествования, но и в центре оценок о нем. Композиция: Роман возникал как цикл повестей. Возможно Л. и не собирался их собирать в роман, но в итоге работы возникает сложная композиция. Перед нами 5 глав. Проблема фабулы (хронологически точное построение сюжета одно за другим) и сюжета (худ-ое расположение материала). Фабула – бывший гвардеец офицер переведен на Кавказ и отправляется к месту своего назначения, след-но, сначала д.б. Тамань. После Тамани его путь лежит в Пятигорск, где поиск – Княжна Мери – в центре дуэль с Грушницким. За эту дуэль он далее сослан на службу в крепость и здесь произойдут 2 события: «Бела», «Фаталист» (поединок с судьбой). На но история его заканчивается через несколько лет он выходит в отставку едет в Персию и встречается с Максимом Максимовичем. Получается, что роман расположен как бы против всех правил фабульности. Отличительные черты критического реализма (в романе): 1. Историзм: отражение героя в эпохе – трагическое мирообщущение и философские искания Печорина. 2. Типические характеры в типических обстоятельствах: «Водяное общество», горцы, Максим Максимыч; Печорин не типичный герой, в представитель лучшей части дворянской интеллигенции. 3. Критический пафос: нет идеального героя. Черты романтизма в романе: 1. композиция: в центре журнал-исповедь Печорина. 2. Романтические черты в характере самого Печорина: герой-индивидуалист, конфликт героя с обществом. 3. Описание природы: пейзаж в «Тамани» и «Княжне Мери». 4. Интрига в «Беле»: авантюрная интрига, в основу которой положена трагическая любовь. Отрицание романтизма: Пародийность образа Грушницкого (Грушницкий – пародия на романтизм).

В 15. Духовно-творческий путь Н.В. Гоголя: от романтизма к реализму. Можно выделить 3 этапа Гоголевского пути.1. романтичный – конец 20-сер.30-х г.г. В этот период созданы знаменитые «Вечера на Хуторе», затевал «Арабески». В 35 г. – появл. еще один сборник в кот. содержание «Тарас Бульба», «Вий». 2 этапа – творческой эволюции Гоголя от 1835 – 1842. Петербургские повести, в которых был издан и I том «мертвых душ». Это период уже не романтический, он вполне подходит в период реалистический. Гоголь придает рус. реализму резко критический, сатирический характер. Это способствует созданию теории рус. критического реализма, кот. совершал Белинский. Т. Манн отмечал в композиции «Мертвых душ», похожесть на «Божественную комедию» Дантэ Алигьери. 1-я ч. Данте – мир неживого, отрицает часть бытия. Это Россия в её мертвенности косности. 2-я ч. «М.душ» д.б. соответствовать дантовскому чистилищу. Гоголь пытается найти положительное образы в рус. нац. хар-ре. Эту худ.раб. он проводил на фоне создания социально-философской публицистики, т.е. худ.текст писал рядом с текстом нехудожественным. Называется «Выбранные места из переписки с друзьями». Вторую часть он не мог дописать. 2 раза сжигает текст: 1- 1845; 2 – 1852 за 2 недели до его смерти. 40-е годы окрашены религиозно-мистическими переживаниями. После второго тома «М.д.» хотел написать часть соответствующую дантовскому раю. Его можно характеризовать как царство божье на земле. Этапы: 1. романтический – интерес к славянскому фольклору, в том числе и к традициям. Мир, кот. он изображает (по определению Бахтина) – карнавальный мир, кот. насыщен смеховым началом. Он поэтизирует, реконструирует, языческую, мифологическую культуру и карнавальную традицию. В этом мире много пугающего, страшного, но и героического. Традиции, сюжеты: полет на бесе (это выборка из сюжета об Иоанне Новгородском). Солоха прячет ухажеров – жена Карпа Сутулова – Татьяна. Перед нами создание ром-го мира, противостоящего миру обыденности и пошлости – это принцип романтического двоемирия. 2. Период становления реализма – изменение комического характера смеха. Здесь на первый план выходит сатира. Его реализм зачастую приобретает вид фантасмагории. Хар-ая черта его реализма – гипербола, гротеск (Нос, Шинель). Т.О. Гоголевский реализм окончательно не порывает с традиц.романтич.лит-ры. 3. насыщен религиозно-мистическими нотами. Гоголь находился в постоянном сомнении: не является ли смех делом сатаны. Над человеческими недостатками надо плакать, а не смеяться. В данный момент концепция перехода гоголя от романтизма к реализму критикуется. На самом деле гоголевский реализм с большим запасом романтичности, что сказывается в фантасмагорических образах. Гоголевский реализм – это не то, что хотел видеть в нем Белинский. Он хотел, чтобы Гоголя воспринимали в его социальности и критичности.

В. 16. Литературно-эстетическое своеобразие русского реализма. 19 в. История русского реализма, его становление происходит в пределах романтизма (АСП, МЮЛ, Гоголь, Грибоедов). В 40-е годы реализм становится доминирующим лит-ым направл. Это время «натуральной школы» (гоголевское направление). Так начинают писать Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев Некрасов. Основным жанром натур.шк. следует признать физиологический очерк (социальная анатомия) – дается описание быта, мелкого ремесленника, купца, мелкого чиновника. Достояние реалистической лит-ры – появл-е маленького лишнего. Классический период рус.реализма – 50-60-70-80 годы. 90-е годы – появляется модернизм. Реализм вступает в различные взаимодействия с модернизмом (Булгаков «Мастер и Маргарита»). Характеристика принципов: 1. Поэзия действительности, реальности. (романтики реальность отвергали, а реалисты изучали и показывали). Реалисты подражали природе. Это попытка точного воспроизведения, отражения действительности, реальности. Они хотели сделать из лит. что-то симметричное (зеркальное) жизни. Чем меньше личного и больше точности, тем лучше, максимальная достоверность. 2. Социальный анализ – изучение общественной среды. Интересует соц-ая структура, реалисты изучали в обществе систему власти, социо-психологические системы отношений. Интерес к взаимосвязи личности и общества, выявление социально-психологических типов (поведение). Типичное – рассыпанное в массах, характеристики часто встречающиеся, типовые. Базаров – типичный шестидесятник 19 в. Типы: - рус. крестьянин (Тургенев), - Маленький человек (Островский), - лишний человек. Реализм – это диалектика взаимоотношений. 3. Изучение чел-ой психики и её изображение. Реалисты открывают характер (сложное, многомерное, противоречивое, развивающееся явление). Открытие чел-ой души. 4. Попытка реального историзма. Историзм – изменяющийся чел. В изменяющемся времени. Реалисты осознали, что при всей неизменности чел-ка, люди принадлежат к разным нациям, эпохам, отличаются друг от друга. 5. Народность (демократичность лит-ры). Рус.писат. созд-ли лит. для всех. Пытались убрать дистанцию м/у писателем и читателем. 6. Нравственно-философские искания. Попытка синтезировать мысль и образ (философия и искусства). Достоевский обогатил не только лит. но и мировую философию. Соловьев – философ, писатель. В России было образная философия. Рус.пис. стремились к объективности. Смысл чел-ой жизни – проблемы бытия, добра и зла (этика религии).

В.17. Повествовательные жанры во второй половине 19 в. Основное лит. течение – реализм. Реалистическая эстетика ориентирована на прозу. Следовательно разрабатывала прежде всего прозу. Ориентируется на повествовательные сюжетные жанры, которые большей частью тяготеют к прозаической оформленности. Жанры: 1. роман – основной жанр. В самых различных его формах: социально-психологический, авантюрный, философский, приключенческий, с любовной интригой. Среди романной группы есть произведения, кот.м. хар-ть как сверх романы (Толстой «В.иМ.» роман-эпопея: семейно-бытовой, военный, соц-но-психологич-ий, элементы философского романа). Все это не состоялось бы без темы героя. Роман посвящен не конкретному человеку, он посвящен России. Главный герой – рус.нар. в кризисный переломный момент его исторического бытия. Многочисленные жанровые формы объединяются общим эпопейным началом. Толстой «В.и М.» «Анна Каренина», «Воскресение»; Достоевский «Бедные люди», «Преступление и н.», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»; Тургенев «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне», «Дни»; Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов». 2. Очень бурно и активно в этот период развивалась повесть: Гоголь «Петербургские повести»; Тургенев «Казаки», «Утро помещика», Лесков. И.С. Тургенев – в его произв. выд. повести: 1. социально-психологическая (о лишних людях) «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», и др. Повести часто в виде исповеди «Дневник лишнего человека», «Гамлет Щегровского уезда». 2. лирико-философские «Фауст», «Поездка в полесье». 3. Повести с любовной интригой «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». 4. Таинственные повести в кот. присутствует элемент фантастики, тайны. «Странные истории» - тема предопределения судьбы «Стук!.. Стук!.. Стук!..». некий голос крови в произведении «Сон». Вмешательство внешних сил «Собака». 3. Рассказ Тургеневские рассказы «Записки охотника», Гаршин «Четыре дня», «Трус», «Лягушка путешественница». Чехов – футлярная тема «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой». 4. Новелла. 5. Очерки (повествовательная природа дискуссионна).

В.18. Специфика русской драматургии 19 в. (Грибоедов, Гоголь, Островский, Чехов). Рус. драматургия 19 в. явл. продолжательницей рус. и европ. традиц. 18 в. Специфика: рус. драм. 19 века вполне является проявлением критико-реалистического метода, поэтому большая часть авторов (кроме Чехова) создавало в основном сатирическую комедию (основной жанр). Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума» - это произв.кот. иногда относя к просветительскому реализму. 1824 г. в этом произведении присутствует классицистские традиции: единство места и времени, говорящие имена. Романтические трад-ии: герой странник, тема одиночества, в произвед-ях основным явл. реалистич-ое начало искусственной достоверности и социальной типизации – это сатирическая пьеса с элементами трагикомедии и драматической поэмы. В произведении присутствует психологический анализ (Горе от ума): Фамусов – разный: он не только злой, но и хлебосольный человек. Его герои не ходульные герои, в них появляются разнообразие и противоречивость, индивидуально-личное начала. В центре –нравственно-психологический анализ. Лит. 19 в. реалистична. Историзм – подробное описание жизни допожарной Москвы. В языке прежде всего народность. Н.В. Гоголь прославлен пьесой «Ревизор».- 1. перед нами реалистичность пьесы не вызывает сомнения, за исключением финала. 2. типичность. 3. психологический анализ ослаблен. Главное по жанру – сатирическая драма. Гоголь выводит понятие Хлестоковщина. Перед нами не только бюрократическая среда, но и Хлестаков – он мнимый центр интриги. Плут д.б. умен, хитер, д.б. чел. настойчивым, деловитым. В Хлесакове – легкость мысли, в голову которого ни одна умная мысль не залетала – это преглупый человек. В волевом отношении – безвольный чел-к. эмоции – водевильные, он эмоционально пошлый чел., легкий, одновременно волочится за двумя дамами, он маленький во всем. Идеалов религионзно-патриотических, социальных, этических нет (живет, как живется). Фантазерство развито, гиперболезировано, раздувание из мухи слона. Аполлон-Григорьев определяет Хлестакова как туман в тумане, мираж в мираже. Жизнь без дела, след-но и смысла. Островский – ему хар-но серёзная соц-ная социально-психологическая драматургия, сатиры мало. Здесь трагизм, боль несчастные судьбы России. 2 основных регистра его драматургического творчества: 1. сатирическая драматургия «Свои люди сочтемся». 2. поздний Островский как будто бы пишет главы драматургического романа о трагической судьбе рус. женщины в переходное время, т.е. в эпоху обуржуазивание России. Чехов создает главный тип драматургии. «Чайка», «3 сестры», «Вишневый сад». Новаторство: 1. изменился тип конфликта, в его персонаже люди на сцене перестают конфликтовать друг с другом, нет прямого столкновения носителей различных социально-нравственных позиций. Н.: герои у др. друматургов конфликтуют и неуживаются. 2. Чехов переносит конфликт в человеческую душу каждого из своих героев. Каждый из его героем мучим раздвоением. Суть конфликта: реальное и желаемое, ценное, мечтательное. Герои все становятся равные. Это пьесы об отчуждении в них все врознь. Люди живут верхушкой своего существования самое важное остается в глубине, оно не получает реализации. Пьесы Чехова – посвящены несовершенству жизни в целом. 3. Он отменяет традиционное деление персонажей на положительных и отрицательных. Чеховский герой плохой-хороший человек. Он отменяет внешнюю интригу. Наиболее важное существенное за сценой, на сцене разговоры ни о чем, зато резко усиливает подводное течение, т.е. внутренний лирико-эмоциональный сюжет, кот. состоит из двух мелодий – мечта о счастье и горестное звучание недостижимости этой мечты. Т.о. Основная доминанта рус. драматургии 19 в. реалистическая. Чехов создавая новый тип драмы не создал модернистического жанра, он углубляет и обогащ. реалистич. поэзию.

В. 19. Специфика Тургеневского реализма. Философско-эстетические и социально-политические взгляды Тургенева – сторонник конституционной монархии. Конфликты м/у револ. демократами из Современника и Тургеневым. Один из писателей имеющий законченное философское образование. Ориентировался на философию классицизма одновременно полемизируя с этой философией. Жизнь человека несовершенна, скоротечна, случайна и т.д. Тургенев счит., что нужно особенно дорожить тем прекрасным и добрым что даем эта жизнь. Т.-это романтик в реалистах. Это писатель для кот. существенна тема красоты, любви, природы. Тайный психологизм Т-а. резко отличается от психологической манеры Толстого. Толстовская манера – диалектика души. Подробное стенографирование эмоционально-психологических состояний и процессов в душе героев. Он выявляет атомы и молекулы, мысли, чувства, настроения и т.д. воспоминаний мечтаний. При этом это все выводит в текст. Т. ориентируется на иной тип психологизма – пушкинский. Он считает, что толстовская манера малоперспективна некудышная, он счит., что чувство – это всегда тайна, нечто музыкальное, поэтому он предпочитал тайную психологию – её суть – в том, что тончайшие движения души он умел передавать ч/з психофизические проявления (мимика, пантомимика) речь героев, паузы героя, посредством образа природы лежащих вне самой души.

В. 20. Русская поэзия 50-80-х г. 19 в. традиционно выделяют 3 волны развития рус.поэзии 19 в. 1) Пушкинская – золотой век рус.поэзии нач. 19 в. 2) 50-60 Тютчев, Фет, Некрасов, Майков, А.К. Толстой. 3) 80-90-е годы – заявляют о себе символисты – позднее творчество Фета, Жемчужни, Фофанов, Соловьев, Мережковский, Брюсов. Начинают заявлять о себе многие поэты серебряного века. Выделяют 2 направления в развитии поэзии: 1. гражданская лирика (Некрасова, Михайлова, Добролюбова) и 2. поэзия чистого искусства (Тютчев, Фет, А.К. Толстой) они верили, что предметом воспевания д.б. любовь, природа. Федор Иванович Тютчев – творческое наследие около 400 небольших стихотворений. Исследователи говорят, что главная тема его творчества тема любви: к природе, богу, женщине, человеку. Видное место в творч. – любовь к природе – природа изменчива и динамична. Его инетерсовало столкновение стихий и переходные моменты смена дня и ночи, смена времен года. Часто он одухотворяет природу – она живое, мыслящее существо. Часто размышления о природе связаны с философскими размышлениями, стремиться заглянуть в глубины мироздания. Изображает хаос. Часто показывает противостояние одинокого бессильного человека и могущественной природы, показывает насколько слаб человек. Иногда показывает и гармонию в природе: «Весенняя гроза», «Осенний вечер». Любовная лирика – раскрывает любовные переживания поэта, попытка выйти из жизненных противоречий: «О как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я встретил вас и все былое» и др.. Есть стих-я о России: «Умом Россию не понять», «Бедные селения». Афанасий Афанасьевич Фет – в своей лирике запечатлевает чувства и переживания человека 19 века. Он вошел в историю как оригинальный поэт лирик. В его поэзии преобладают свежие жизнерадостные тона «Свеж и душист твой роскошный венок», значительное место занимают стих-я о природе, в кот. он видит то чего другие не видят: «Чудная картина», «Ещё майская ночь». Природа всегда тесно связана с человеком, переживаниями его лирического героя «Не спрашивай, над чем задумываюсь я». Любовная лирика «На заре ты её не буди», «Я пришел к тебе с приветом…». В произведении «Шепот робкое дыханье» и пейзажная зарисовка и чувства героя. Николай Алексеевич Некрасов – был убежден, что поэзия д. служить народу, он сделал рус. крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничесвто, борьбу за его свободу и счастье главным пафосом своего творчества. Создает новые жанровые образования на основе старых: элегия на общественные темы, народный роман, пародийная ода. Обращается к широко известным жанрам: сатира и послание, стихотворную повесть, лирическую поэму. Во многих произвед. Сочетается несколько традиционных жанров. Так в «Железной дороге» сочетается элегия, баллада и сатира. Его лирика многотемна: 1) автобиографические произведения, в кот. обращается к своему прошлому, настоящему «Родина» - в основе впечатленя детства; 2. поэт и его роль в общественной жизни «Поэт и гражданин», 3. народ и жизнь: жизнь крестьянства «Размышление у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо», стихи посвящ. Женской доле, матери «Мать», «Тройка», «Мороз красный нос», 4. родная природа – интересовала с позиции: какое влияние оказывает на человека «Перед дождем». 5. тема любви, поэзия сердца «Когда из мрака заблужденья» 6. Произв.о детях и для детей «Крестьянские дети». 6. Сатирические поэмы направл. на обличение общества «Колыбельная песня». Дмитрий Сергеевич Мережковский - один из родоначальников рус. символизма. Тема вечности, рока, судьбы «Знаю сам, что я зол», жизни и смерти «Сто же ты можешь? В безумной борьбе», культурно-религиозная тематика «Над немым пространством чернозема», «Молитва природы». В 80-е г.герой стих-ий романтическое «я» с его тягой к героическому поступку и мучительностью разлада мечты и действительности.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...