| Илья Ильич Обломов
| Андрей Иванович Штольц
|
Значение имени
| Фамилия героя ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В.И.Даля) Имя героя - Илья Ильич – замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение.
|
|
Портрет
| Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни – Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх.
При описании внешности героя используются детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала… могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».
| Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов, нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет,… есть кость да мускул,но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватый, но выразительные»
|
Происхож-дение, биография.
| Обломов – дворянин 32 – 33 лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет 12 год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки – родового имения, расположенного в глухой провинции. По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя».
| Отец Штольца – немец, воспитывавший сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность и исполнительность. Мать Штольца – русская, это поэтическая, сентиментальная натура. По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность – с другой.
|
| В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности он подал в отставку. Не испытал Обломов и любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты».
В итоге жизнь Обломова свелась к «еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа.
| Штольц – антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение, - «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. … он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть».
|
| Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искаженье нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку …», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной.
| Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резво отзывался об образе Штольца и А.П.Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
|
Вывод
| Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения, вместе с тем почти каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала.Этико-эстетический идеал автора: сохранение целостности естественной личности во всей полноте её эмоциональных деятельных и рациональных начал, в её активном общественном самоутверждении.
При переведении разговора об идеале автора в более социальный план отмечается, что Гончарову, без сомнения, дорог образ патриархальной России (не случайно и центральное положение именно Обломова, и особое место главы «Сон Обломова» в структуре романа). Вместе с тем патриархальная Россия не является абсолютным авторским идеалом. И.А. Гончаров, без сомнения, видит жизненно важную необходимость движения России вперёд. Покой (застой) оборачивается сном и смертью.
Таким образом, главенствующим в авторской концепции является принцип меры, гармонии, “золотой середины”. Он проявляется как в этике, эстетике, так и в поэтике произведения.
|