Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ирландские танцы для всех



Проследив эволюцию современных ирландских танцев за последние полвека, самое время вернуться к сетам и шан-носу. Появление нового стиля, не означало, что старый стиль был забыт полностью (хотя переживал не лучшие времена). В отдельных уголках Ирландии традиции сетов и шан-носа не прерывались, и на фоне общего роста популярности ирландских танцев о них вспомнили снова.

В 60-х годах популярность кейли пошла на убыль. К этому времени акцент в обучении им окончательно сместился на детей, к тому же возросшая роль соревнований и более серьёзные требования к физической форме привели к тому, что старшее поколение нередко оставалось за бортом. Те, кому танцы нужны для общения и в качестве весёлого и не слишком обязывающего способа провести свободный вечер, обращают всё более пристальное внимание на сеты.

Примерно в то же время Содружество ирландских музыкантов, основанное в 1951 году в Маллингаре, начинает большую работу по популяризации народной музыки и традиционных инструментов, таких как ирландская арфа и волынка. С этой целью 1951 году прошёл первый Фестиваль ирландской музыки, ставший ежегодным. Многие открывают для себя музыку таких кейли-бэндов (групп, играющих для танцоров), как Tulla, Kilfenora, Bridge, Castle, и у них возникает естественное желание танцевать под неё. И сеты, которыми с равным удовольствием могут заниматься люди всех возрастов, для этого подходят более чем идеально.

В 60-х в жизни ирландцев произошло ещё одно важное изменение – с распространением автомобилей, которые до этого были относительной редкостью, население стало значительно более мобильным. Вновь появились мастера танцев, но теперь они с лёгкостью могли отправиться не только в соседнюю деревню, но и на другой конец страны. И что самое интересное, появились не только путешествующие учителя, но и путешествующие ученики. Поездки в другой город на танцевальный фестиваль или уикенд постепенно становятся не просто привычными – теперь это неотъемлемая часть жизни танцоров.

Одним из видных деятелей «сетового возрождения» был Дэн О'Коннелл из Корка. В 1957 году он купил небольшой паб в Нокнагри, а в 1965 году начал проводить в нём регулярные танцевальные вечера с участием тизвестных музыкантов. 40 лет паб, известный в народе просто как Connell’s, был местом паломничества сет-танцоров, причём не только из Ирландии, но и других стран, и оплотом южного стиля Sliabh Luachra (Шлив Лухра) с его акцентом на польки.

Ещё один мастер танцев первой волны, о котором нельзя не упомянуть – Марти О’Мэлли из западного Клера, который был не только замечательным танцором, но и талантливым певцом и сказителем баллад. Марти много путешествовал по стране, и внёс значительный вклад в распространение сетов.

Одной из центральных фигур «сетового возрождения», несмотря на менее заслуженный возраст, был Конни Райан из Типперери. Любовь к танцам Конни передал его отец (дом семьи Райанов в Клоноулти называли «танцующим домом»), однако в детстве будущего мастера танцев больше привлекал хёрлинг (ирландский хоккей). В 1967, в возрасте 27 лет, после того, как у Конни возникли серьёзные проблемы со зрением, он перебрался в Дублин и устроился на работу телефонистом в Банк Ирландии. И всё своё свободное время начал посвящать танцам.

С детства Конни хорошо знал и танцевал такие сеты из Типперери, как Cashel и Ballycommon. В 1967 в Дублине он попадает на собрание музыкально-танцевального общества Clareman’s Club, организованного Джози и Майклом Мёрфи и Падди Кингом. По стечению обстоятельств, клуб вскоре закрылся, и Райан посетил его всего несколько раз, однако выучить такие сеты, как Caledonian и Plain он успел. В 70-х он начинает регулярно преподавать танцы в Дублине, а также ездить по стране – причём не только с целью обучения сетам, которые уже знал, но и для сбора новых.

А это была работа не из простых – многие сеты не имели чёткой структуры, не были разделены на фигуры. Так, например, Connemara Reel был записан им со слов семьи О‘Мялодь из Рах Кариня в виде одной длинной риловой фигуры для полусета (двух пар) и полечной Maggie in the Wood в конце. Конни часами общался со своими информаторами, танцевал вместе с ними, записывал последовательность фигур и высчитывал их продолжительность в тактах. После этого он обычно возвращался в Дублин и разбирал сет с учениками его танцевального клуба Slievenamon. И снова отправлялся в место, где танец был записан, чтобы получить окончательное одобрение у местных танцоров.

И несмотря на растущую популярность сетов, число знающих их людей остаётся небольшим –если человек не жил там же, где и преподаватель, его шансы познакомиться с этим видом танцев были не высоки.

В конце 70-х Брендан Бряхнах председатель дублинского клуба ирландских волынщиков Na Píobairí Uilleann (NPU) опубликовал серьёзное исследование на тему традиционных танцев в клерском издательстве Dal gCais. В 1979 году он предпринял попытку организовать танцевальные вечера в помещении NPU –попытка успехом не увенчалась... Тем не менее, Брендан не оставил идею объединить музыку и танцы, и в 1982 году по его инициативе сеты были включены в программу авторитетной летней музыкальной школы Уилли Кленси в Миллтаун-Малбэй графство Клер. Этот шаг был логичным во всех отношениях – сам Уилли Кленси был не только выдающимся флейтистом и бойранистом, но и танцором (его учителем был легендарный Тади Кейси из Клера). И можно сказать, что этот момент стал для сетов переломным.

Вести занятия был приглашён выдающийся мастер из Корка Джо О’Доннован и его жена Шивон. Подобно многим людям своего поколения, Джо учился танцам у отца, у которого была своя школа танцев в Корке. Он много путешествовал по Ирландии собирая сеты и проводя занятия по сетам и шан-носу. В 2008 году за вклад в развитие танцев он был удостоен награды TG4 Gradam Ceoil и награды Comhaltas Ceoltóirí Eireann.

В первый же год в мастер-классах школы Уилли Кленси приняло участие около 50 человек. Всю неделю Джо и его жена посвятили разбору Kerry Set’а – по сегодняшним меркам этот темп покажется слишком медленным, однако О’Донованы намеренно не спешили. Их задачей было сделать так, чтобы танец остался с их учениками на всю жизнь, и не вылетел из головы сразу же после выхода из танцевального зала.

Пример Willie Clancy оказался заразительным, и постепенно фестивалей и летних школ, где все желающие могли приобщиться к сетовой культуре, становится всё больше. Так, примерно в середине 80-х Merriman SummerSchool, знакомящая своих слушателей с разными аспектами ирландской культуры, преимущественно литературой и историей, также решила включить в свою программу танцевальные мастер-классы. Вести их было предложено Конни Райану. А в 1989 году начала свою работу популярная сегодня летняя музыкально-танцевальная школа Джо Муни, сетовую программу которой взял на себя Пат (Патрик) Мёрфи из Типперери. Патрик был уже преподавателем новой волны, он учился у Джека Слеттери и также находился под огромным влиянием стиля Конни Райана, особенно это было заметно в плане подхода к обучению и установления весёлой и дружелюбной атмосферы на занятиях.

Регулярные занятия по сетам начинают проводиться во всех крупных городах – Дублине, Корке, Голуэе, Лимерике. В 1982 году в Дублине при поддержке Na Píobairí Uilleann была основана Brooks Academy, у истоков которой стояли Терри и Кей Мойлан, Джерри и Энн О'Рейлли. Академия, в начале своего пути представляла из себя небольшую группу энтузиастов, постепенно разросшуюся. А сегодня сегодня Brooks Academy насчитывает более 200 танцоров. В разные годы руководство школы приглашало с мастер-классами уже упоминавшихся Конни Райана, Джо О'Донована, а также таких новых мастеров, как Тимми«Брит», МакКарти,Мик Малкеррин и Мурис О'Брайан Именно благодаря академии получили широкое распространение такие сеты, как Orange & Green Set, Clare Lancers, Sliabh Luachra Set, Corca Dhuibhne Set, Derradda Set, Uibh Ráthach Set и Waltz Cotillon.

Brooks Academy была первой сетовой организацией, начавшей издавать сборники танцев. Первый из них, Irish Dances, был опубликован в 1984 году и включал 10 сетов. Всего школой было выпущено 5 сборников – Irish Dances, The Piper's Set and other Dances, The Quadrilles and other Sets, Set Left – Set Right и The Walking Polka, содержащих около 57 танцев. с 1987 Академия выпускает не только сборники танцев, но и сборники танцевальной музыки. Интересная деталь – в 80-х Академия заказала Джо О'Доновану сочинение нового танца, Pipers’ Set, который можно было бы танцевать под мелодии, пользовавшиеся особой любовью волынщиков клуба. В сет вошли 5 фигур – рил, джига, сингл-рил, слип-джига и хорнпайп. Для исполнения слип-джиговой фигуры, аналогов которой пока не существует, требовался особый шаг придуманный О’Донованом.

С руки Brooks Academy появляется всё больше литературы, способствующей распространению танцевальных знаний. Пожалуй, сегодня наиболее известными и всеобъемлющими являются книги Патрика Мёрфи – «Toss the Feathers», «The Flowing Tide» и «Apples inWinter», в которых собрано около 120 сетов. Публикуются сборники танцевальной музыки – такие как «The Set» Уильяма Хэммонда;появляются обучающие видео-курсы. В 1996 году Билл Линч из Килфеноры начинает издавать газету и Интернет-журнал Set Dancing News, ведущее сегодня издание о традиционных ирландских танцах. Сетами интересуются не только в Ирландии, но и за её пределами – всё чаще преподавателей приглашают с мастер-классами в континентальную Европу и Америку.

Однако у возросшей популярности сетов есть и обратная сторона. В погоне за количеством теряется качество- остаётся лишь схема и теряются любопытные местные особенности. Доступность учителей,обилие мастер-классов и летних школ приводят к тому, что манера становится более усреднённой и унифицированной; сегодня почти возможно определить, из какого района Ирландии приехал тот или иной танцор и у кого он учился. К тому же, коренных носителей стиля становится всё меньше (так, за последние несколько лет ушли из жизни Джо О’Донован, Дэн О'Коннелл и Марти О’Мэлли), а с ними по кусочкам уходит и старая Ирландия. Поэтому большого уважения заслуживает подход учителей, которые обращают внимание на местные особенности, сохраняя традиции для будущего.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...