Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теоретические проблемы научно-вспомогательной библиографической деятельности в сфере искусства



1. Для научно-вспомогательной библиографической деятельности по искусству характерно освоение знаний из смежных дисциплин: литературоведение, искусствоведение, эстетика. Эти знания определяют широту потока документов, а также рассеяние информации. На протяжении многих десятилетий система научно-вспомогательных указателей развивалась неравномерно. Более библиографически насыщены музыка, изоискусство, менее – театр, кино, все остальное практически не освещено. Многие текстовые источники представляют библиографическую информацию и недавно появившиеся рефераты, обзоры, сигнальные источники. 2. Проблема изучения потребителей и запросов пользователей различных видов искусства. Есть три группы потребителей: -теоретики искусства /искусствоведы; -исполнители; - педагоги. 3. Проблема дифференциации в научно-вспомогательной библиографии искусства: Сляднева выделяет направления дифференциации: -предметно-содержательная (дифференциация должна соответствовать существующей классификации знаний); -деятельная (соответствует видам отраслевой деятельности). В каждой отрасли искусства деятельностная информация имеет одинаковую схему: теория, методология, история, критика, современное состояние. Библиографическая деятельность обеспечивает все эти сферы деятельности. С точки зрения видов деятельности научно-вспомогательная библиография должна обеспечивать научную, педагогическую деятельность, художественное творчество. 4. Проблемы интеграции внедрения в сознание общества значимости библиографии искусства – это рекламные мероприятия. Совершенствование методических и технологических процессов (проблемы механизации, отбор документов). Проблема интеграции в трех зонах: -интеграция, связывающая виды искусства «Штотыдневы агляд па культуры и мастацтву»; -интеграция, связывающая пограничные области – появление комплексных отраслей; -интеграция художественной литературы с другими явлениями /отраслями (искусство и медицина, искусство и философия). Основные тенденции развития ретроспективной научно-вспомогаталеной искусствоведческой библиографии находит воплощение в создании типов пособий: общеотраслевые указатели, проблемно-тематические пособия, персональные указатели, указатели периодических изданий. Эти типы пособий образуют основные звенья системы искусствоведческой библиографии в помощь научной и справочной работе. Поэтому их совершенствование и развитие является самой актуальной и важной задачей перед библиографами и искусствоведами.

36. Иконографические и изографические ресурсы по книжной графике РБ и РФ. Изография – часть библиографии искусства. Ее основные задачи: описание, систематизация, пропаганда изоизданий и произведений изобразительного искусства. Документальные материалы по изобразительному искусству описывает, систематизирует, рекламирует иконография (часть изографии). Документальные материалы осуществляют практическую деятельность (изобразительная, иконографическая) по целенаправленному доведению информации об изоизданиях и произведениях изоискусства до потребителей. БО изоизданий осуществляется на основе ГОСТ 7.34-81 БО изоизданий (ГОСТ 2003 г. БО докуметов) В стандартах установлены правила описаний всех видов изоизданий: эстампов, лубков, репродукций, открыток, фото, экслибрисов, табель-календарей и т. д. Портрет описывается на листовое лицо. Плакат, лубок – на заглавие. В репродукциях – с фамилии художника. Основными элементами БО являются: ФИО, название произведения, год создания произведения, материал, техника, формат, подпись, при ее наличии, место хранения оригинала, дата поступления в коллекцию, дополнения – выставки, на которых представлялся, награды. Указатели иллюстраций делятся на 4 группы: 1. пособия, посвященные работам художников-иллюстраторов и самим художникам (например, Одорюков «Гравюры и литография в книге 19 в.», Ганкина «Русские художники детской книги».). 2. ресурсы, отражающие творчество писателя или отдельные литературные произведения в иллюстрациях («Указатель портретов Салтыкова-Щедрина и иллюстрации к его произведениям») 3. каталоги выставок книжной графики (ресурсы представлены отечественными годовыми каталогами книжной графики, юбилейными, тематическими и персональными каталогами.) 4. ресурсы, отражающие иллюстрированную книгу, выпущенную определенным издательством (1975 г. «Каталог изданий издательства «Аврора»». Система изографических пособий включает 2 вида: 1. текущие ресурсы (Летописи в РБ «(«Летапіс выяўленчага мастацтва” в “Летапісе другу Беларусі” и Российская «Летопись изоизданий», выходящая с 30 гг.) 2. ретроспективные ресурсы. Ретроспективная система изданий складывается из различных типов ресурсов: - указателей плакатов многих видов. - указатели плакатов определенного место издания, жанра или темы. - указатели лубков. - изографические пособия, отражающие гравюру в целом или в различных ее техниках. Иконографические пособия: 1. указатели объектов («Гравированные и литографированные виды Петербурга-Ленинграда», изд. 1966 г. Справочный аппарат – предметно-тематический, именной указатели, списки использованной литературы. Используется архитекторами, краеведами.). 2. указатели портретов: - указатели портретов многих лиц - указатели произведений одного художника. - указатели коллекций. Используются историками любой отрасли, историками искусства, священнослужителями.

37. Характеристика ретроспективных нотографических ресурсов РБ и РФ. Нотография - это часть библиографии искусства, область практической деятельности, которая призвана учитывать и информировать, рекламировать нотные издания. Задачи нотографии: воспитание худ-го вкуса путем пропаганды лучших муз-х произведений. Формирование полноценного репертуара. Помочь ученым в изучении музыкальной эпохи, определяя направления, стили. Ретроспективные нотографические пособия – указатели, обзоры и списки. Основная масса – прикнижные и пристатейные. Типы ретроспективных нотографических пособий:

(Ретроспективная информация ведется с помощью) 1. Общеотраслевые указатели, отражающие музыкальное наследие определенного государства: 1963г. – первый выпуск указателя “Музычная літаратура ў БССР” (1917-61гг; 62-70; 71-72) В 1979г. в России опубликован «Каталог отечественных нотных изданий за 18…» В 1988-99гг РГБ + Научная библиотека имени Ганеева выпустили две части сводного каталога «Отечественные нотные издания 1-ой половины 19в.» 2.Указатели фондов нотных изданий определенной библиотеки: «Нотные издания в фондах Национальной библиотеки СССР» (каждая часть посвящена определенному музыкальному инструменту) 3. Указатели, посвященные общеэстетическому развитию: «Музыкальные издания для общеобразовательных школ» (Очаковская). 1992-93 Союз музыкальных деятелей Беларуси выпустил серию «Выдатныя дзеячы беларускай музычнай культуры» и бюллетень «Музыка». 4. Тематическое пособие «Беларуская літаратура ў музыцы 1918-1989» - 1991г Отражает нотные издания, фонозаписи, внутрикнижные, прикнижные; неотражались рукописные издания “Русская литература в современной музыке”, “Центр народной музыкм “Гармонь”” (1988-1998). 5.Персональные: “Творчество Лученка”, Самостаятельные пособия носят научный характер и посвящены классикам советской (современной) музыки: Шостаковичу, Кабалевскому. Первая вокальная БД – сочинения имеющие обозначение “OPUS” – это №, который присваивается сочинению композитором. Они группируются в хронологическом порядке. В библиографической характеристике указываются время создания произведения, тональность, авторское посвящение, название частей.

38. Методические и технологические особенности библиографирования художественной литературы в тематическом аспекте. Тематическое бгр-ние осущ-ся в различных формах: создание специального тематического рекомендательного пособия лит-художественных произведений, тематическая группировка произведений в основной части указателя, разработка вспомогательных тематических указателей, проведение устных тематических обзоров. Наиболее активными формами тематической пропаганды худ-й лит-ры – спец-е тематич-е пособия и устные тем-е обзоры. Методика библиографирования литературы: Выбор темы: при выборе темы бгр-го пособия, устного бгр-го обзора нужно исходить из критериев актуальности, общественной значимости. Учитывать аспекты и общеинтерестность темы, эстетическую специфику худож-ной лит-ры.

Отбор произведений. Требование: привлечь произведения в которых проблема, эпоха, событие, являющиеся предметом указателя, освящены с идейных позиций, раскрыты глубоко. Для выбора тем и для отбора худ-х произведений ориентиры дают издательские серии: «Худ-я лит-ра», «Современник». Чем выше худ-й уровень произведения, тем больше оно заслуживает быть отраженным в тематическом рекомендательном указателе. Расположение материала определяется логикой темы и целевым назначением пособия или устного обзора. В указателях на исторические темы, расположение в соответствии с исторической периодизацией; географическая тематика – материал группируется по континентам и странам; общественно-политическая тематика – по различным аспектам того социального явления, которому посвящен указатель. Поскольку многие исторические темы отличаются большой широтой – разработан спец-й тематический указатель, в котором рубрики формулируются с учетом основных требований к выбору темы для тематического библиографирования. Рекомендательная характеристика.В тематическом рекоменд-м указателе она подчиняется общим принципам. Если главная тема произведения совпадает с его темой, то реком-я характеристика(аннотации, беседы о книгах) будет отвечать своему назначению. Главное для тематического обзора – подбор таких произведений, в которых определяется общественно значимая тема. Вводная часть тем-го обзора лит-худ произведений посвящена характеристике общественного и эстетического знания темы данного обзора. Хар-ка худ произведений в тематическом обзоре не должна изолированно и упрощенно раскрывать только ту тему, которой посвящен обзор, умалчивая другие важные темы произведения, т.к это приводит к односторонней хар-ке произведения в целом.

40.Особенности документных потоков по искусству в РБ. Управлять и планировать документальными потоками и массивом значит предвидеть, раскрывать ближайшие и отдаленные перспективы литературы по искусству. Под отраслевым потоком понимается создание новых документов. Под отраслевым массивом – накопление документов за длительный период. В потоках по искусству преобладают документы на бумаге и других носителях. В настоящее время создаются различные формы online документов – электронные книги и журналы, статьи, обучающие приемы по искусству, графические материалы. В них применяются цифровые формы отражения текстов.В последние годы для определения совокупности массивов полнотекстовых документов используют термин – электронная библиотека. Анализ информационных потоков принято проводить с учетом статистических и содержательных методов. Статистический метод – учитывает вид издания, язык, место издания. Содержательный метод – вид искусства, тематику, средства исполнения и техники жанра. Анализируя белорусские потоки по искусству по языковому признаку с 90-х гг. преобладают издания на бел. языке, затем на русском, польском, английском, немецком, французском Место издания 90-егг – Минск, до 90-х гг. - Минск, Москва, Питер. С точки зрения вида издания в потоках присутствуют все виды изданий: методологический, научно-массовый, учебный, мемуарный, справочный, но преобладают массовые издания. С точки зрения вида искусства: театральные виды искусства, музыка, кино, радио, самодеятельность, изобразительное искусство, цирковая эстрада. С точки зрения объема публикаций преобладают малообъемные до 5 стр. Темы потоков: * персоналии – исполнительное мастерство. * секреты творчества – освещение гастролей, фестивалей, конкурсов – теория искусства. * дизайн – реклама искусства. Внимание белорусских исследователей привлечено к событиям ткущих дней, поэтому в потоках преобладают хронологические издания. Потоки состоят из статей; 14% главы из продолжающихся изданий; 6% монографии. Белорусские потоки и массивы по искусству пока еще не выполняют свои основные функции:1)организационные (проявляются через насыщение потоков программы по различным искусствоведческим дисциплинам, правилам, положениям, инструкциям, ГОСТам); 2)оценочная функция массива проявляется в том, что в нем присутствуют такие документы, которые ранжируют явления искусства и которые проявляются в таких элементах массива, как библиографические указатели, локальные БД, обзоры. 3)социализирующая 4)воспитательная 5)моделирующая 6)гедонистическая (снятие эмоционального напряжения, проявляется через просмотр кинолент) 7)кумулятивная (хранение), проявляется через вторичные источники информации и обобщающие труды.

41. Библиографические ресурсы по зарубежной худ. литературе. Текущие материалы по зарубежной литературе библиографируются в бюл. «Литература и искусство народов СССР и зарубежных стран», выходит 6 раз в год, литературоведческий характер. До него был информ-ый бюл-нь «Литература и искусство за рубежом». Также выходил бюл.нь «Новая советская литература по литературоведению».

В текущей библиографии по искусству и литерутуре наибольшая полнота. «Художественная литература русская и переводная. Библиография 1938-1953» Мацуев. В 1-ом разделе пособия зарубежные авторы расположены по алфавиту и русскими писателями; по каждому автору дается перечень изданий его произведений, литература о нем. В текущей библиографии по искусству и литертуре издал указатель Л.А. Шур «Художественная литература Латинской Америки в рус. печати. 1759-1959». Институт народов Азии АН СССР (занимался подведением итогов переводческой деятельности в области вост. литературы) подготовил указатель «Художественная литература Востока» - это работа включала указатели «Худ. лит-ра стран Африки в советской печати», «Китайская худ. лит-ра». Пособие, подводящее итоги библиографической разработки зарубежной литературы «Библиография русских библиографий по зарубежным худ. лит-ре и литературоведения» Кандель.. Персональные указатели в 50-е годы появились «Библиография русских переводов произведений Гюго», «Библиография русских переводов произведений Мицкевича» - для литературоведов, библиотечных работников, переводчиков. Указатель «Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критическая лит-ра на русский язык». Выходит серия «Писатели зарубежных стран». Потребление существующих библиографических ресурсов по зарубежной лит-ре облегчается двумя путеводителями по библиографии, составленные Канделем. Бюл-нь ИНИОН «Новая иностранная лит-ра по общественным наукам. Литературоведение». Для оперативности информации специалистов о новинках зарубежной худ. лит-ры в текущей библиографии по искусству и литературе с 1975 года составляют ежемесячник «Экспресс-информация по зарубежной худ. лит-ре». При его подготовке используются сведения из зарубежных периодических изданий, издательских проспектов и каталогов. Выходит серия пособий Мацуева «Худ. лит-ра русская и переводная». Указатели, отражающие произведения иностранной классической лит-ры: указатели о Гете, Стендале, Сервантес, Золя, Мицкевиче. Эти указатели дополнила серия «Писатели зарубежных стран», посвященные лит-ре 20-х годов.

43. Методич. и технолог. особенности рекоменд. б/гр. продуктов. Рекомен. лит-ная б/гр-я призвана ориентировать общ-во в лит. ценностях, отвечающих идейно-эстет. потребностям ч-ка и задачам их развития. Она выработала особую методику библиографирования. Эта специфика методики объясняется образно-эстетич. природой худ. лит-ры, а также спецификой идейно-эстетич. потреб-ей, основу кот. сост. стремление к многостороннему постижению общеинтересного в мире в аспекте эст. оценки. Рекомендательные пособия отличаются от научно-вспомогательных читательским и целевым назначением, структурой, отбором и т.д. Критерии отбора: художественность, соответствие нравственным идеям. Круг имен рекомендуемых писателей и круг отбираемых произведений очень различны в пособиях, предназначенных различным по культурному уровню читателям. Материал группируется по национальным литературам, периодам, персональным рубрикам. Основной структурной единицей почти всегда является: “Персональные гнезда” – вступительная заметка об отдельном писателе, перечне рекомендуемых произведений и литературы о нем. Материал желательно располагать в историко-литературной последовательности, т.е. в приблизительной хронологии деятельности писателя. Внутри персональной рубрики – в хронологии создания произведений. Разные читательские адреса сказываются при отборе имен писателей и их произведений. Указатель: классики русской литературы 18-19 вв. (отражены только самые выдающиеся авторы и их произведения). В указателях, адресуемых читателям более высокого культурного уровня, надо рекомендовать воспоминания о писателях, вступительные статьи к собраниям сочинений. Пособие “Классики русской художественной литературы” Петровской и Сахоровой состоит из персональных гнезд, открывающихся вступительными очерками о писателях. Для методики сохраняет значение требования опережающего удовлетворения эст. потребностей. Факторы методики: общедоступность, интерес к процессу чтения, его целостность,. Выбор формы реком. б/гр-ии зависит от канала производства и распр-ния лит. б/гр. инф. и конкретных целей пропаганды худ. лит-ры и рук-ва чтением. Осн. формами рекоменд. б/гр-ии худ. лит-ры в персональном аспекте явл. персон. пособия типа «памятка читателю» и «краткий рекомен. указ-ль. «Памятка чит-лю» открыв. «Предисловием», в кот. указ-ся, в связи с каким событием выпускается пособие, уточ-ся его назначение, объясняется стр-ра. За ним идет «краткая б/гр-ая справка», «введение», осн. произ-ния писателя. Серия в области персон. б/гр-ии – это 2 серии, посвящен. классикам рус лит-ры. Указ. «Рекоменд. ук-ль л-ры», серийн. подзаголовок «Великие рус. писатели» выпуск. б-ка СССР им. Ленина. Эта серия посвящ. Крылову, Лермонтову, Чехову, Грибоедову. Вышли ук-ли посвящ. Ломоносову, Лескову, Белинскому.

Найб. значит. серией рекоменд. ук-лей для спец-ов в обл. общелит. б/гр-ии – серия «Рус. писатели … века». Стр-ра ук-ля – дробная рубрикация материала (хар-ное св-во рек. ук-лей для спец-ов).

44.Электронные и традиционные ресурсы по фотоискусству. Элект ресурсы по фотоискус есть на сайтах, к-е содержат информ о техники и жанрах этого искусства, о фотостудиях,фотовыстовках. Распр0-ны персональные сайты профессионалов и любителей.Лидеры по посещаемости сайты: Сони, филипс.Основные направления –альбомы,коллекции фото, подборки фото стран, городов, отдельных объектов.Самый крупный сайт «госуд центра фотографии России»Он призван сохранить отечественное наследие, развивать процессы фотодела.Сайт ориентирован на отрожение текущих событий. Разделы:партнеры, ссылки на аннотиров инфор-цию.Здесь представлены сайты агенств, выст залов, музеев, галерей, архивов.Ресерс универ содежр. «Фотоновости.ру» ежедневно обновляет инф о различных аспектах фотоискусства. Пред-на актуальная инфор о фотособытих не только в России, но и во всем мире.

45. Проблемы состояния и развития с-мы науч-вспом. ресурсов по худ. лит-ре и лит/вед. Проблема дальнейшего повышения эффектив-ти лит. б/гр-ии имеет особое значение. Углубились и стали более разносторонними по своему содержанию потр-ти чит-ей в худ. лит-ре, лит/вед. и лит-критич. работах. Эффе-ть лит. б/гр-ии – степень полезности ее функ-ния в общ-ве. Информированность чит-ля – сов-ть имеющихся у него свдедений о худ. лит-ре, работах по лит/вед-ию и критике. Задача лит. б/гр-ии – не только побудить к чтению, но и сориентировать в том, что может быть прочитано. В связи с усилением инф. ф-ций б-ки нуждаются. в инф-б/гр изданиях. Оптимизация с-мы лит. б/гр-ии требует координал-й деятельности всех каналов лит. б/гр-ии в произв-ве б/гр инф-ции: б/гр центры, СМИ, школ, книготоргов-х, книгоиздающих учреждений, кот включены в с-му произ-ва и распр-я лит-б/гр инф. Больш. роль в повышении эффек-ти лит. б/гр-ии играют факторы, связан. со спецификой содержания б/гр материалов, посвящ. худ. произ. В качестве основных хар-к содержания: актуальность, оперативность, непрерывность и систематичность, полнота инф, соответ. содержания и формы б/гр инф-ции, учет специфики худ. ли-ры. Одним из гл. факторов повышения эф-ти и качества лит. б/гр – дальнейшее развитие теорет. исслед-ний в области б/гр худ. лит-ры и лит/вед-я, обобщение б/гр практики, исслед-е действенности как лит. б/гр-ии в целом, так и отдельн. инф. мероприятий.

46.Методич особенности инф ресурсов лит мемуаров. Лит мемуары-воспоминание нап-ные профессионалом или литератором, о личностях о лит жизни во всех ее проявлениях.М. всегда отражают личность их авторов:его общественные взляды,худ вкусы,симпатии.Делятся на 2 типа:1) Автобиографии: (записки Римского-корсокова «Летопись моей муз жизни»)2)Записки наблюдателей: для них хар-но то, что личность автора занимает не главное место, он призван передать потомкам живое ощущение событий и лиц(Менчинков «Воспоминания о передвижниках»)Для мемуаров хар-но проверка по первоисточнику. Типолог структура разнообразна: мемуар произведения отдельных авторов(м. Горького),сборники воспоминаний группы писателей(м. декобристов), сборники воспоминаний о группе писателей. Жанры мемуаров:лит записки, дневники, лит портреты, переписка.В отличии от других типов и видов научно-впом указателей, указатели мемуаров снабжены развернутыми, а не справочными аннотациями. Пути поиска источников инфо-ции для данного типа ресурсов более широки чем для научно-вспом пособий других видов, рассматривающие ранее созданные издания, период издания, днивники. В качестве источников инф исполь-ся анкеты, статьи, беседы с современниками. Группировка-алфавитная. Иногда в хронологии событий. Реком указатель лит мемуаров:самостоятельный «Страницы лит жизни», в виде рекомендательных материалов. Библиогр. инф в периодич изд. «Горький глазами современников».

47. Элетр рес-сы по изо и прикладному иск-ву. БД «Изодокументы»-НББ. Сайты музеев, б-к, выставок… На сайте Нац худ-го музея выставлены к-ги «Живописи Беларуси», «Русская скульптура», «Фарфор и керамика Китая», «Шедевры нац худ музея». Электр рес-сы: «Современное иск-во АРТ», «Эрмитаж», «Русский музей живописи», Народные ткани», «К-ра» портал(о разн видах иск-ва). БД по российск искусствоведению. Каталог Арт-ресурсов. Московский центр современного иск-ва. Сайт галереи Гельмона. Сайт «Арт-инфо»- российский банк данных и сетевой ресурс по виртуальному иск-ву. Ссылки нац, локальн арт-ресурсы. «Центр современного иск-ва СОРЕСА»- компания директ-медия выпускает CD,DVD по изо «5тыс шедевров рисунка», «5555 шедевров мировой живописи». Эл альбомы, справочники- крупные мультимедийные записи, новый диск ИДДК, издания Кирилла и Мефодия.

48. Виды, методические и технологические особенности семинариев. Семинарий – особый вид пособий, обладающий чертами методических и библиографических изданий и нацеленный на разностороннее углубленное изучение литературы.Первый семинарий был создан в 1909г., назывался «Три эпохи» (Пиксанов). В 20-е гг. семинарии завоевывают широкий круг специалистов и складываются основные виды семинариев: 1)проблемно-тематические. по отдельным периодам развития литературы («Русская литература от символизма до наших дней» Никитин; «Современная литература» Трифонов); по отдельным видам и жанрам литературы («Старорусская повесть») 2)персональные («Пушкинская студия») В 30-е гг. семинарии не выходили. Возобновились издания семинарий в 1946г. («Горьковский семинарий»). Рассвет с 1950-1960гг: семинарии посвященные творчеству Маяковского, Лынькова, Купалы. 1971г.- первый семинарий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посвященный творчеству Маршака. Специфика методики семинарий определяется их целевым назначением. В семинариях присутствуют разделы похожие на методические пособия: * история изучения жизни и творчества писателя; * темник (перечень тем, которые может быть снабжен планом или вопросником, алгоритм изучения творчества писателя). В семинарии может быть до 200 и более тем. Есть еще и разделы, которые объединяют семинарии с библиографическими пособиями: биографическая справка, список или обзор изданий, список литературы, вспомогательные разделы, приложения. Специфика аннотированного источника в семинарии проявляется в том, что используется два вида аннотаций: 1)текстологическая (носит уточняющий характер) 2)фабульные (даются к литературоведческим семинариям, т.к. раскрывается содержание источника, но не к художественному произведению). Особенность отбора материала проявляется в том, что составители выходят за рамки рекомендуемой библиографии и приближаются к научно-вспомогательной. В семинарии включают неопубликованные документы, автореферат диссертаций, научные отчеты, аудиоматериалы, малотиражные издания и большое количество статей. Характерные черты семинарий проявляются в том, что: * более широкие границы отбора документальных источников для семинарий; * в семинариях присутствуют не только аналитические темы, но и комплексные, сквозные (пейзаж в творчестве Тургенева); * присутствует примерный план разработки тем; * темы в семинарии формируются узко, в отличии от рекомендательного пособия; * в семинарии присутствуют рекомендации по поиску информации, в специальном библиографическом разделе; * в семинарии используется аналитическое аннатирование.

49. Взаимосвязи информационно-библиографической деятельности в артосфере с другими дисциплинами и отраслями.( Объект, предмет, задачи.) На современном этапе развития общество осознало, что информация является национальным ресурсом. Информационно-библиографические отраслевые ресурсы состоят из: 1. системы библиографических пособий 2. системы отраслевых автоматизированных баз данных 3. системы отраслевых и универсальных каталогов и картотек 4. системы отраслевых архивов неопубликованных документов 5. системы библиографических проблемно ориентированных баз данных. 6. полнотекстовых отраслевых сайтов. 7. фактографических источников информации. 8. первоисточников (их справочного аппарата в первую очередь). Прослеживается связь науки с: Эстетикой. Она является методологической базой для искусствоведения, литературоведения, художественной и литературной критики и библиографической информационной деятельности. Искусствоведение и литературоведение – основа для теоретического исследования объекта; определяют содержание и структуру информационно-библиографических ресурсов. С помощью их у библиографа формируются художественные идеалы, способность к оценке художественных явлений. Важны для составления предисловий, послесловий, вводных статей, аннотаций, обзоров. Социология – выявляет цели общения пользователей с литературой по искусству, их вкусы. Это позволяет библиографу создавать группы пользователей с учетом их художественного развития и различных интересов. Психология – выявляет закономерности восприятия искусства и литературы. Позволяет варьировать методические и технологические приемы для раскрытия специфики искусства и литературы. Педагогика – дает набор дидактических приемов для руководства чтением, художественным развитием личности. Объект библиографического искусства - искусствоведческая литература, издания по искусству, произведения искусства. Предмет - изучение содержания документа, изучение информации, создание новой информации, ее распространение для пропаганды фактов, знаний, идей. Объект литературной библиографии - издания художественной литературы, литературоведения и неопубликованные документы в этих отраслях.

Предмет литературной библиографии – исследование и пропаганда изданий художественной литературы, литературоведения и неопубликованных документов в этих областях: Задачи: 1. помочь специалистам и научным работникам в исследовательской работе по выявлению и изучению художественной жизни различных стран в различные периоды. 2. сориентировать пользователя в лучших художественных произведениях, направить чтение и сформировать духовную культуру личности. Задачи литературоведческие: помочь литературоведам выявить литературные тексты, подлежащие изучению, помочь установить историографию вопроса, помочь в исследовании жизни и творчества писателя или литературоведа.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...