Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика академических изданий художественной литературы (характеристика и особенности использования в библиотечной практике)



Виды изданий по целевому признаку: 1. научные. Цель – представить научно выверенные, обладающие каноническим текстом издания. 2. массовые. Цель – пропаганда творчества писателя. Это перепечатки из других изданий и они не требуют работы над текстом.

Внутри научных и массовых изданий возможны разные типы. Канонический текст – точный выверенный по подлинным записям текст, отражающий творческую волю автора. Все научные издания художественной литературы с учетом признака целевого назначения делятся на три типа: 1. академические издания 2. Неакадемические 3. научно-массовые.

Академические издания преследуют цель исследования творчества и жизни писателя, изучения сути его художественного мышления, мировоззрения. Основной потребитель – научный работник, преподаватель, занимающийся научной деятельностью, аспирант-филолог. Такие издания библиографируются в научно-вспомогательных указателях и БД исследовательского характера. К академически полным собраниям сочинений относят: 16-томник Пушкина, 30-томник сочинений и писем Тургенева, 14-томник Гоголя, 30-томник Достоевского, 15-томник Блока, 35-томник Пушкина. Белорусские: 1-томник собраний сочинений Тетки. С 1995 г. - 9-томник Купалы, 3-томник Богдановича, 8-томник Горецкого. Готовится 18-томник Колоса.

Характерные черты академических изданий: 1. в академические издания включают все то, что выявлено современной текстологией из наследия писателя на текущий момент 2. наличие полного свода редакций и вариантов. Первоначальные редакции и варианты – материал, важный для литературоведов. Они дают возможность проследить творческую историю произведения, глубже понять его смысл и замысел, помогают установить правильный и полный текст произведения. 3. наличие раздела dubia. Dubia – (от лат. «сомневаться») в раздел помещаются произведения и тексты писателя, которые вызывают у текстолога сомнения по авторству или тексту. Этот раздел рассматривается как временный, резервуар, из которого пополняется основная часть академического издания после появления авторитетных доказательств. 4. наличие научного справочного аппарата.

В академических изданиях обычно полностью печатаются разные редакции произведений и дается полный свод вариантов, относящихся к каждой редакции.

4. Электр и традиц ресурсы по кино (фильмография и видеография). Фильмография – область практической деятельности по учету, систематизации и рекламе кинодокументов. Фильмография белорусского кино начала разрабатываться в рамках филимографии СССР. Текущая фильмография представлена: «Каталог фильмов, действующего фонда» - дает информацию о фильмах, бывших на экранах СССР; ежегодник. С 1968 г. ежегодно выходит аннотированный каталог фильмов действ. фонда «Зарубежные художественные фильмы». С 1960 г. выходит бюллетень «Кино и время» информация о творческих личностях в кино. В основном отражаются игровые фильмы. Группировка – в алфавите фамилий режиссеров. «Экран … года» - иллюстрированный ежегодник. 1 часть – текстовая, 2-я фильмографич. В 1969 г. НИИ киноискусства начал издавать библиографический журнал «Кинограф – для специалистов-киноведов». Информаци. о текущих фильмах можно получить из газет, экран, «Кинонеделя», «На экранах Бел.». Начало отечественной фильмографии 1918-19 гг. 1-е советские фильмографические издания – «Список кинематографических картин, отдающихся в прокатное использование», «Кинокаталог». В 20-30 фильмографич. справочники и каталоги «Материалы по истории кино». Проблемами фильмографии занимались: Лихачев, Вишневский, Архангельский. Вишневский в 1945 г. издал указатель «Художественные фильмы дореволюционной России». Составители указателя стремились представить специалистам сведения о каждом фильме. Каталог «Советские художественные фильмы». Ресурсы отражают продукцию определенных киностудий – «Каталог фильмов киностудии им. М. Горького» - адресован кинокомпаниям, и имеет рекламный характер. Энциклопедический словарь «Кино» - дает историографическую справку; отражает пути развития и формирования киноведения в СССР, за рубежом. Для любителей кино изд. рекомендательные указатели «Искусство кино», «Информации о ведущих фильмах». Из Белорусских источников можно выд. такие как «Обзоры и списки в приложениях» и бюллетень «Новые книги Бел.». Внутрикнижные списки «Кино в Net». СЛ. Отметить, что Белвидеоцентр в 1993 г был издан «Каталог белвидеоцентра», в котором регистрировали продукцию своих и других центров. В 2000 г. в России была начата работа по систематическому описанию видео в гос. фондах телевидео и радиопрограмм, под руководством Белвидеоцентра.

5.Характеристика дискографических ресурсов стран СНГ/СССР. Дискография, теперь нотография – области практической деятельности по описанию, регистрации и рекламе аудиовизуальных документов. БО много лет осуществляется на основе документа “Единые правила описания произведений печати для библиотечных каталогов 4.7. Описание звукозаписи и АВМ”. С 1983 г. описание осуществляетс по ГОСТу 7.40-82 БО АВМ. Мезанический способ записи звука был изобретен в 1877 г. Эдисоном. Он назвал свой аппарат фонографом, затем появляется грамафон, патефон, электропроигрыватель. В Советском союзе стереозапись осуществилась в 1968 году. Грампластинки выпускали 2 фирмы: «Мелодия» Всесоюзный дом грамзаписи и радиовещания. У «Мелодии» была развитая сеть заводов, которые тиражировали пластинки. Головной центр «Мелодии» формировал политику фирмы. Каждой стороне пластинки присваивался свой номер. Если пластинка тиражировалась без изменений, то номер не менялся. Также проставлялся индекс, состоявший из буквенных, графических и цифровых элементов. В СССР магнитный способ записи стал использоваться с 1930 года, а первые ленточные магнитофоны появились в 1942 году, переносные – в 50-х годах. С 1970-1974 года выходит ежегодники «Любителям грампластинки» имели текстовую часть и дискографии, информацию о группах, исполнителях. Дискография охватывает все виды и жанры записей. С 1979 г. выходит бюллетень «Мелодия» (6 выпусков в год, текст и дискография). Объединение «Доменанта» выпускает с 1988 г. пособие Зверевых «Онтология русской и западно-европейской музыки 12-20 вв.» (более 1 тысячи шедевров мировой музыки). Зверевы выпустили приложение из 10 кассет к сборнику «Пушкин и музыка», а также «Онтология русской и западноевропейской фортепианной музыки 18-20 в.», «Онтология классического джаза». Информацию о дисках можно получить из специальных разделов периодических изданий «Кругозор», «Музыка», «ЛИМ», «Культура», «Музыкальное обозрение», «Музыкальная жизнь». Недостаток – информация бессистемна. Рубрики ведутся от случая к случаю.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...