Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений



Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы возвышаемся над биологическим в нас.

2)Цивилизация понимается как определенная ступень развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости - общество, которое живет за счет собирательства того, что дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычайно примитивные. Затем варварство - люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть орудия труда, еще нет государства. Далее идет цивилизация - ее возраст до полутора десятка тысяч лет. Этап цивилизации длится до сих пор. Хотя некоторые племена в отдаленных регионах земли остались на стадии варварства или даже дикости. В обществе имеется разделение на умственный и физический труд, имеются классы и сословия, более или менее развиты товарно-денежные отношения. В варварском же обществе обмениваются непосредственно продукты на продукты, так до сих пор происходит у некоторых племен. На этапе цивилизации возникает религия с системой ценностей, которые направляют и регулируют поведение людей, их мораль, правовые отношения, отношения собственности. Но самый очевидный признак цивилизации и выхода из варварства состоит в наличии государства с управленческим аппаратом (чиновничество), органами принуждения (армия, полиция, тюрьмы) и налогами.

Цивилизация - категория для характеристики разнообразия одновременно существующих типов общества. Например, в античности одновременно сосуществовали, часто даже очень мало зная друг о друге, древнегреческая цивилизация, азиатские деспотии, Древний Египет, китайская цивилизация.

В наше время можно говорить об одновременном сосуществовании западного общества с рыночной экономикой и так называемых развивающихся стран, которые сами распадаются на качественно различные типы обществ. Одновременно существующие цивилизации – это качественно различные общества со своими ценностями, взглядом на мир, с пониманием сущности человека и Бога. Конечной причиной разнообразия цивилизаций является различие в природных условиях, в которых живут общества: климатические, географические, этнические и др.

В содержательно-методологическом плане можно выделить несколько подходов в интерпретации понятия “цивилизация” культурологический, социологический, этнопсихологический, географический.

В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. В русле социологического подхода особый интерес представляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который отвергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой. Понятие «цивилизация» употребляет как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал и кристаллизующийся вокруг городских центров благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-политических. С позиций этнопсихологического подхода Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Иногда цивилизационный критерий усматривают в специфике культуры и психологии того или иного народа. Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа (Л. Мечников).

Все цивилизации можно разделить на два больших класса. Первый класс – общества, которые качественно не меняются в течение столетий и тысячелетий. Такие общества основаны на повторе однажды сформировавшихся экономических, политических структур и ценностей. В этом классе можно выделить три варианта. Первый вариант - налицо естественное изобилие жизненных благ, например, много плодородной земли, мягкий климат. Все это не заставляет развивать производительные силы и интеллектуальные способности. Так обстоит дело во многих районах Африки. Например, в Древнем Египте условия жизни были настолько благоприятны, что государству приходилось специально расходовать излишек благ и человеческих сил на сооружение гигантских пирамид, которые затем благополучно забрасывались. Второй вариант - наоборот, крайняя скудность и суровость условий для жизни. Это заставляет без остатка тратить все силы, физические и умственные, на простое поддержание самой жизни и не дает возможности сколько-нибудь развиваться. Примером могут служить северные народы. Третий вариант. Природные условия таковы, что необходим массовый коллективный труд, например, для сооружения оросительных каналов или сбора урожая на больших пространствах в ограниченное из-за особенностей климата время, или необходимо напряженное освоение больших пространств. Сюда можно отнести Россию, Китай. В этих условиях неизбежным становится централизованное управление и контроль, поэтому возникают мощные деспотичные государства с армиями, колоссальным чиновничьим аппаратом и т.д.

Общей чертой цивилизаций, которые существуют в неизменном виде столетия и тысячелетия, является то, что отдельный человек или отдельная семья не выступают самостоятельными субъектами. Самостоятельным субъектом выступает лишь община, родовой коллектив или общество в целом в лице государства. Однако именно в обществах с деспотическим централизованным государством впервые возникают искусство, литература, начатки науки, философия, такие изобретения, как книгопечатание, компас, порох. В этих обществах были прекрасные дороги, поэзия, математика, интеллигенция, в то время как в Европе еще ходили в шкурах и не знали письменности.

Второй класс обществ. Здесь самостоятельным субъектом выступает не только общественное целое – племя, община, общество в целом, но и отдельный человек, отдельная семья, сохраняющие относительную самостоятельность – экономическую и духовную. Дело в том, что природные условия таковы, что отдельная семья может содержать себя за счет собственного труда. В то же время нет развращающего изобилия естественных богатств в виде чрезмерно плодородной земли, ископаемых. Главной фигурой в таких обществах постоянно выступает свободный крестьянин. Так было в германских обществах, в Древней Греции, на территории Киевской и Новгородской Руси.

В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья), техногенная или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям) и форми­рующаяся в настоящее время антропогенная цивилиза­ция (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной техно­логии и характеризовалась большой зависимостью обще­ства от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавли­вал жесткие формы общественной организации, связи ин­дивидов с социальными институтами.

Основой следующего — техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие на­уки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах.

К концу 70-х гг. XX в. индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчер­пали возможности дальнейшего развития общества, опре­делили его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х гг. XX в. в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа — антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития общества, связанные с использованием информационной технологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы в новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Последнее является особенно важным, поскольку уровень и качество интеллектуального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информационной основе. Источником прогресса все в большей степени становят­ся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. По своей сущности формирующаяся ныне общечеловеческая цивилизация на основе информационной техноло­гии, по мнению многих российских и зарубежных ученых (Н. Моисеев, Р. Дарендорф, М. Бунге и др.), определяется как общество социальной справедливости, которому в на­стоящее время нет альтернативы.

Можно выделить три подхода в интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько существует их в настоящее время.

Н. Данилевский выделял (в хронологическом порядке) следующие цивилизации, или культурно-исторические типы: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, ин­дийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, ара­вийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер рассматривал такие культурно-исторические миры: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский). X. Уайт, используя тропологический подход, выделил че­тыре цивилизационно-исторических типа культуры: иронический (Западная Европа), метафорический (Ближний Вос­ток), синекдотический (Индия) и метонимический (Китай).

В рамках историко-стадиалъного подхода в зависимо­сти от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. В современной лите­ратуре, например, рассматриваются такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропогенная»; «традиционная и современ­ная»; «эволюционная и инновационная» цивилизации.

Однако в большинстве случаев в историко-стадиальных исследованиях применяется технократический подход, на, основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, J О. Тоффлер).

«Аграрная цивилизация» — это общество с примитиным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земель­ным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами.

«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленно­сти, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличени­ем доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения.

«Постиндустриальная цивилизация» — общество «высо­кого массового потребления», в котором основными стано­вятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

Представители всемирно-исторического годхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной исто­рии и, по мнению отдельных исследователей, начинается процесс становления экуменической цивилизации. В работе «Истоки истории и ее цель» (1949 г.) Ясперс выделил в общественном развитии четыре «среза»: «доистория», «великие исторические культуры древности» (локальные ис­тории), «осевая эпоха» (начало всемирной истории), «эпоха техники» (переход к единой мировой истории). В «доисторический период» происходило становление человека, что обнаруживается в использовании огня и орудий труда, появлении речи, образовании групп и сооб­ществ, формировании жизни посредством мифов. «Великие культуры древности», появление которых знаме­новало начало человеской истории, возникают в трех областях земного шара. Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры, а также эгейский мир (с IV тыс. до н. э.); во-вторых, доарийская культура долины Инда (с III тыс. до и. э.); в-третьих, архаический мир Китая (со II тыс. до н. э.). «Осевая эпоха» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, заме­нившей мифологическое сознание. «Эпоха техники», приобрела всеохватывающий характер в XVIII и получила чрез­вычайно быстрое развитие в XX столетии. Эта эпоха знаменует собой время наступления духовного единства человечества, мировой истории, не как идеи, а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XX в. обрела власть над миром, усвоившим европейскую технику, но сохранившим в своих устремлениях уникальные культурные различия.

30

Культура основана на деятельности людей; через культуру и благодаря культуре происходит соединение природного, естественного и социально­го миров. Культура здесь характеризуется как связующее звено между при­родой и обществом; основой этого соединения является человек как субъект деятельности, познания, общения. Культура — результат объективизации, материального воплощения стремлений, целей, интересов человека. Для характеристики культуры используется понятие артефакта. Артефактами называют продукты и результаты человеческой деятельности. Тогда куль­тура трактуется как мир артефактов. При этом подчеркивается, что артефакт как продукт человеческой деятельности двойственен — в нем сочетаются объективный и субъективный моменты. Культура здесь трактуется как все то, что создано людьми, как созданная людьми среда обитания.

Культура связана с теми смыслами, которые человек приписывает сво­им творениям. Материальные объекты, взятые сами но себе, никакого смысла не имеют. Смысл в них вложен человеком. Но смысл выражается с помощью языка. Культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества.

Понятие культуры относят не только к артефактам, по и к самому чело­веку; говорят о культурном (или некультурном) человеке. Культура лично­сти — это система ее нравственных норм и образа жизни, характеризующая­ся такими чертами, как порядочность, доброта, честность, скромность, трудо­любие, умение понять другого человека и т. п. Иногда как синоним высокой культуры говорят об интеллигентности. Интеллигентность — это широкие знания, социальная ответственность, высокая культура.

Культурная личность умеет и любит трудиться; лень, халтура, ошибки — это не культура. Культурная личность умеет владеть собой, имеет навыки самоконтроля, способна к общению. Культурная личность ориентирова­на на добро, гуманизм, справедливость. Культура личности включает в себя умение рационально использовать время, не растрачивая его попусту нa вто­ростепенные дела и занятия.

К раскрытию содержания культуры можно применить и ценностный под­ход, согласно которому культура — это:

♦ совокупность материальных и духовных ценностей;

♦ способы их создания;

♦ умение их использовать;

♦ умение передавать от поколения к поколению.

Ценности служат удовлетворению потребностей. Поскольку есть матери­альные и духовные потребности, ценности подразделяются на материальные и духовные. Существуют непреходящие духовные ценности.

Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание, «культивирование» почвы, т.е. изменение человеком объекта природы. Позже термин «культура» получил более обобщенное значение, и им стали называть, все созданн ое человеком. Но определение культуры как совокупности созданных человеком ценностей, материальных и духовных, недостаточно. Культура включает в себя не только систему соз­данного, но и систему влияющего на человека, а также самого человека как создателя и продукта культуры.

Кул-ра – это специв. способ организ – ции и развития человеч. жизнедеят – ти представ – ый в продуктах матер – го и духовного труда в системе соц. норм и духов. ценностей в отношениях чел – ка к природе, самому себе и другим людям.

Пространство К включает в себя:

1) возделанную среду обитания людей, котор возник в процессе человеческой деятельности. Эта среда насыщена продуктами этой деятельности.

2) это мир возделанных личностей, чье сознание и поведение регулируется и мотивируется соц нормами и потребностями.

3) это мир упорядоченных коллективов людей, объединенных общими ориентациями, проблемами и опытом совместной ЖД.

4) мир создания и воспроизводства сценариев соц деятельности.(м б включ в систему соц ценностей, технологий, норм)

5) мир языков культуры. Мир динамичных знаковых сист с целью фиксации и трансляции соц значимой информации.

К делится на 2 осн сферы:

Материальная К – связана с производством и освоением предметов материального мира (мат-но-техн сред-ва труда, коммуникации, культ-бытов сооружения), а так же опыт, умения, навыки. Знания людей осу процесс производства.

Духовная К – это совокупн духовн ценностей и соц –обусловленной творческой деятельности.

Деление К условно, т.к. в чистом виде они практич не существуют.

Оформление, воспроизводство и трансляция К-х форм осущ посредством многообразных языков К.

Языки К –предствляют собой совокупн культурн объектов, котор обладают внутр структурой и служат для осуществления коммуникативных и ретрансляционных процессов.

Культур коммуникации – это средства воспроизведения. Хранения и создания различных культурн программ, котор определ лицо конкретного типа культуры. Основанием культ коммуникации явл неоходимость управ соц действий через организацию диалога м/д различными слоями. Для того чтобы К коммуник осущ необх

1) общий язык участников;

2) каналы передачи информации

3) определенные правила осущ коммуникац, котор будут отражать соц и ценностную иерархию.

Выделяют следующие виды культуры:

Тоталитарная – это образцовый информационный порядок, ее гл целью явл консолидация нации вокруг властных структур гос-ва. Осн сферой ТК явл пропаганда господствующей идеологии посредством агрессивной информационной обработки массового сознания. Составляющие: навязывание штампов и воспитание страха перед иными культурными текстами.

Элитарная К- использ для обознач специфич сферы культуротворчества кот связано с профессиональным производством куль ценностей, приобретающих в последствии действ статус культ канонов. Для ЭК характерно высокая степень закрытости, образцы ЭК предполаг в процессеусвоенияих необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по расшифровке авторского послания. Образцы этой К рассчитаны не на однократное потребление, обладют принципиальной неоднозначностью.

Массовая К – выполн ряд важных соц функций он восполняет несовершенство сложного и опасного мира при пом-щи его мифологического псевдообъяснения. МК оформляет яркие эмоционально насыщенные образы смутные движения коллективного бессознательного. Специфич черта демократичность, открытость. Условный мир МК по отнош к своему потребителю работает в режиме психотерапевт. МК служит одним из средств первичной социлизации индивида, предлагя индивиду набор стереотипных моделей поведения.

31

Изучением культуры занимаются многие науки – история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существует много различных определений культуры, подходов к ее изучению и теоретических концепций.

В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытии человека, которые начались в Новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, самому себе. Впервые предметом философского изучения становится культура как одна из центральных категорий просветительской «философии истории», занимающейся интерпретацией исторического процесса и познания.

Идея культуры выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве, морали. Формируется целостное понимание культуры, рассматриваемой как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственностью (Кант). Немецкая классическая философия рассматривала культуру как прогресс морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания. Эта философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества.

В «философии жизни» дух, рассматриваемый как субстанция культуры, был истолкован как проявление целостности, организации психической жизни, мировоззрения, а не разума, поэтому явления культуры требуют особого психологического понимания (Дильтей). При этом формируется представление о культуре как о механизме социального подавления бессознательных психических процессов (Фрейд), об исторической самобытности и локальности культур.

«Философия культуры» стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей.

Кроме материальной деятельности, общественном организму присуща и духовная жизнь. Человеческий способ существования – это непрекращающийся процесс материальной и духовной жизни. Сущность первой состоит в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилье и т.п.

Духовная жизнь – деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и др. духовные потребности. Она как и материальная жизнь является основным способом жизнедеятельности людей.

Основу духовной жизни составляет духовное производство, т.е., разработка взглядов и представлений, теорий, концепций и др. образований и ценностей. Она проявляется в своих подсистемах, областях, в которых представлены в единстве все ее компоненты.

Области духовной сферы (идеологическая, научная, художественная и др.) образуют определенную целостность. Важную роль в этой целостности играют воспитание и образование, которые выступают как необходимые пути и условия, приобщения человека к культуре, потреблению духовных ценностей и к творческой деятельности.

Понятия «материальная жизнь» и «духовная жизнь» раскрывают процесс социальной деятельности людей и их отношений, дают представление о функционировании общества. Они тесно связаны с понятиями «общественное бытие» и «общественное сознание».

Общественное бытие – это материальное отношение людей к природе и друг к другу.

Общественное сознание – это идеальная сторона исторического процесса, представляющая собой целостное духовное явление с определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правосознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Общественное сознание – это процесс отражения и осмысления общественного бытия. Оно отражает общественные отношения в их совокупности; оно есть продукт духовной деятельности всего общества и поколений, оно выражает тот уровень сознания, который называется общественной обязанностью сущности общественных отношений, в котором человек действует, согласно степени влияния его сознания, а не в стихийной деятельности.

Общественное сознание – это процесс активного, осмысленного отражения явлений и сторон общественной жизни в результате духовной деятельности людей. Оно – отражение общественного бытия. Общественное сознание отражает не только общественное бытие, но и существующие внутри его самого взаимодействие элементов, уровней, форм. Оно имеет свои внутренние источники и мотивы, собственную логику развития, которая состоит во внутренних противоречиях и потребностях, свои относительные категории (логические, нравственные, художественные, политические). К компонентам общественного сознания относят общественную психологию и идеологию.

Общественная психология (традиции, обычаи, социальные привычки) – это сумма несистематизированных взглядов, представлений, а также совокупность чувств, настроений, эмоций, норм поведения, складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни, стихийно и свойственных нации, классу, социальной группе, исторической общности людей.

Идеология – это осмысление общественного бытия и всех сторон общественной жизни в теоретической форме. Она представляет собой более или менее стройную систему взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму классовых интересов, идеалов и целей. Идеология включает: политические, правовые, философские, нравственные, эстетические и религиозные воззрения и теории.

Идеология разрабатывается узким кругом людей; она тесно связана с психологией, отражает в более четкой, логически стройной теоретической форме те же самые стороны и тенденции общественного бытия. Она создается не в результате дальнейшего развития общественной психологии, а на основе накопившегося в предшествующем развитии духовного материала и достижений науки. Сформировавшись, идеология оказывает активное воздействие на психологию людей, и играет важную роль в превращении стихийных движений тех или иных общественных сил и социальных групп в сознательную борьбу за общественный прогресс.

Формы общественного сознания: политическое; правосознание; моральное; эстетическое; религиозное; эстетическое.

Моральное сознание – это взгляды общества на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием. Она основывается на внутреннем убеждении и охраняется общественным мнением. Она объединяет совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят: убеждения, чувства, привычки.

Основные категории морали: добро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

За моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, воспитания, традиций, нравственный авторитет отдельных лиц, организаций или учреждений. Моральные нормы не так детально разработаны как юридические, организационные. Но они распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами и общественными организациями(дружба, товарищество, любовь). Мораль – понятие историческое.

Искусство (эстетическое сознание) – в ней осуществляется эстетическое отражение человеком общественной жизни и природы в художественных образах и картинах.

Основные категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и неизменное, трагическое и комическое. Искусство – одна из древнейших форм общественного сознания, его возникновение относится к доклассовому обществу. Одним из коренных вопросов искусствоведения стал вопрос об отношении эстетического сознания (представления о прекрасном, безобразном и др.) и искусства к действительности. Этот вопрос философы, историки искусства, художники решают по-разному. Материалистические теории в эстетике утверждали определяющую роль действительности в формировании эстетического сознания. Идеалисты полагали, что эстетическое сознание, искусство не зависит от времени и общественных отношений. Связь искусства с экономическим развитием носит опосредованный характер, но в конечном счете определяется экономическим уровнем развития общества.

Религиозное сознание – фантастическое иллюзорное отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Оно связано с верой в сверхъестественные существа, и с отправлением существующих обрядов. Она противоположна науке. В истории были попытки примирения науки и религии (томизм). Вера в сверхъестественное – главный признак религиозного сознания.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...