Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Духовная сфера



Наука 2 Искусство 3 Религия 4 Идеология 5 Образование и воспитание

Общество-это не просто совокупность людей, это сис-ма отношений (экономических, социально-политеческих, духовных) в которые вступают люди с целью осуществления своих жизненных потребностей.

Сис-му отношений можно структурировать по след принципу:

1 Материальные – не зависят от общественного сознания

2 Духовные – зависят от общественного сознания.

Можно выделить 4 схемы динамики общества:

1 Объективно-идеалистическая – общество развивается как средство реализации какой-то идеи.

2 Материалистическая – когда среди факторов развития обще­ства выделяются материальные, но существуют на уровне потребностей организма.

3 Диелектика-материалистическая – Марксиская модель. Основным фактором развития является экономика.

4 Натуралистическая – основные факторы развития географиче­ские, демографические условия, т.е. природные.

5 Субъективно-идеалистический – источник развития общества усматривается в индивидуальном сознании.

23

Соц. структура общества – сов-ть устойчивых соц. общностей а также система их устойчивых связей.

- социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя:

1) род как объединение кровных родственников, обладающих общим происхождением, общей территорией, языком, обычаями, верованиями и

2) племя как объединение родов (на 1-ое место выдвигается тер-рия родов, язык)

3) народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей;

4) нация как общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма Нация - это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни в сочетании с общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

5)Расы - исторически сложившиеся группы людей, объединенные единством происхождения, кот выражается в общих наследственных признаках строения тела .

социально-демографическая структура, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение. Составляющими элементами такой структуры целесообразно выделять мужчин и женщин, детей, подростков, лиц пожилого возраста и т.д.; семья

социально-пространственная структура включает такие элементы, кото­рые выделяются на основе их принадлежности к тому или иному типу поселения (городские жители и жители села, жители столицы и жители периферии и др.);

в рамках профессионально-образовательной структуры общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров (в первом случае выделяются учащиеся, студенты, работники образования, госслужащие, частные предприниматели, во втором — неграмотные, лица с началь­ным образованием, со средним базовым, со средним специальным и т.д.);

социально-классовая структура общества, обоснование которой базирует
ся на марксистском подходе к анализу общественных -отношений, включает в качестве основных составляющих элементов классы, занимающие различное ме­сто в системе общественного производства. Это, например, классы рабов, свободных граждан и рабовладельцев применительно к древнегреческому государству. Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В конце XIX - начале XX в. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.), суть которых сводится к тому, что деление общества на элементы, типы их взаимосвязи и т.п. определяется не одним главным признаком, а многими критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.). «Стратификация» (от лат. stratum — слой и facio - делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества, т.е., согласно данной теории, каждое общество состоит из ряда различных «слоев», которые прослеживаются как «по вертикали», так и «по горизонтали». В первом случае традиционно выделяют такую социальную иерархию, которая упорядочена по принципу доступа к власти, материальным благам, образованности и др. Так, выделяют слой высшего руководства страны, госчиновников областного уровня, районного и так далее. Во втором случае слои выделяются по ряду различных признаков, имеющих отношение к территориальной принадлежности человека, месту работы, учёбы, т.е. по тому месту, какое он занимает в рамках своей страны, определённой в первом случае. Выделяют, например, могилёвских, гомельских, минских госчиновников, рабочих завода им. Кирова и рабочих «Техноприбора», студентов технического, экономического, классического и др. вузов.

На деле «слоевой срез» социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый «срез», даёт возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков - образование, занятость, доходы, психологические особенности, партийная принадлеж­ность, квалификация и т.д.

24

Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических общностей, из которых оно состоит. Сейчас практически каждое государственное образование имеет сложную социальную структуру и состоит из различного рода этнических (национальных) общностей людей.

Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях, которые условно можно разделить на три. Первые отрицают существование классов и противопоставляют им такие социальные образования, как группа и страта, с помощью которых рассматриваются человеческие отношения. Наиболее активно их пропагандируют американские социологи Т. Парсонс (1902–1979), П. Лазарсфельд (1901–1976), ряд других буржуазных мыслителей. Ко второй группе следует отнести марксистов, признающих существование в обществе классов и социальных групп. Представителем третьей концепции можно считать уже упоминавшегося М. Вебера.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...