Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зак единичного и общего всякого. Общее реализ в единичных связях и св-х развив-ся явления



2)зак необходимости и случайности – необходимость проявл в развитии явлений через случайности и дополняется ими. В соврем синегргетике этот закон дополнен след: случайность также может порождать необходимость.

3) зак содержания и формы – содержание явления определяет форму его развития. Форма развития способнавлиять на сам процесс развития.

4) зак причинности и следствия – свойства и связи развивающегося явления есть следствие определ причин.

5) зак возможности и действительности – развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.

6) зак сущности и явления – в свойствах и связях развивающегося явления раскрыв его сущность.

7) зак части и целого – развив явление, есть целостное взаимодействие своих частей.

12

Западная философия второй половины XIX в. отказывается от диалектики, которая трактуется как софистика, логическая ошибка (Р. Гайм, Э. Гартман) Лишь в конце XIX в. под влиянием обострения социальных противоречий возрождается интерес к диалектике. Однако она трактуется с позиций субъективизма, иррационализма и пессимизма. Так, у Бергсона обосновывается иррациональная трактовка единства противоположностей, а само единство рассматривается как «чудо».

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.П. Сартр) диалектика трактуется как более или менее случайная структура сознания. В познании природы действует позитивный разум, диалектический же разум, черпающий свои принципы из глубин сознания и индивидуальной практики человека, познает социальные феномены. Другие экзистенциалисты (Марсель, М. Бубер) теологически трактуют диалектику как диалог между Богом и человеком.

Близким по своим теоретическим установкам и происхождению экзистенциализму является и такое направление в европейской теологии ХХ века как диалектическая теология (К. Барт, Р.Бультман и др.) В рамках этого направления обосновывается «диалектический» путь к утверждению через отрицание и противоречие. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи «снят» богом в диалектическом отрицании, происходящем через «свершение» Голгофы.

Программой «негативной диалектики», провозглашенной В. Адорно (1903-1969), крупнейшим представителем франкфуртской школы, является – мыслить негативно, что означает практиковать мышление, самокритично обращенное против заложенной в понятиях тенденции господства, которое становится тотальным для человечества в ХХ в., когда развитие науки и техники достигает своей высшей точки. В таком мышлении понятийное опосредование подвергается отрицанию, негации, в результате чего непосредственно данное получает приоритет перед понятием. Адорно провозглашает революционный тезис: благом может быть только негативное, нетождественное, нерешенное.

Представитель же второго поколения франкфуртской школы Ю. Хабермас (р. 1929) обосновывает теорию коммуникативного действия. В коммуникативном дискурсе, с этой точки зрения, не только опосредуются взаимопониманием все познавательные акты, начиная с признания объективности мира, но и корректируются личные интересы и влечения.

Представителю определенного жизненного мира дозволяются отнюдь не все действия, рациональные с точки зрения успеха, но только те, которые считаются ценностно значимыми с точки зрения других участников дискурса. Важнейшим выводом концепции Хабермаса является то, что подлинная общественная интеграция обеспечивается на путях коммуникативного понимания.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА — диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взглядов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях. К основным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, духовных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов исторического процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеалов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.

Философская диалектика содержит учение о законах эволюции. Эти законы суть следующие: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количественных изменений в качественные; 3) отрицание отрицания. Первый из них определяет некую первопричину или первоисточник изменений объектов. Бесспорно, что в некоторых случаях борьба противоположностей (в частности, борьба антагонистических классов) порождает какие-то изменения в жизни людей.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...