Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Культура ХХ века – одна из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистских идей, усиление культа тотального разрушения старого. Во вторых, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация, разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, переезжают в города, что приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализации, результатом которой является лишение человека собственного "я", потери индивидуальности.
В ХХ в. отчетливо проявились две тенденции. С одной стороны, заметным является кризис духовности, которая характеризуется прежде отчуждения масс от культурного достояния нации и человечества, вытеснением духовных ценностей на периферию сознания, господством стереотипов массовой псевдокультуры. Кроме того, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества вернуться в лоно культуры, сделать свое бытие действительно духовным. В океане пароксизмов бескультурье нашего века – кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, национально-этнических и религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, разрушения и уничтожения природы, растущей егоизации индивидов – многие начинают воспринимать культуру как землю обетованную, как панацею, единую спасительную силу, способную решить проблемы современного человечества.
Относительно первой тенденции можно отметить, что духовный кризис резко обострилась после первой мировой войны. В духовном отношении последствия этой войны были, пожалуй, более разрушительными, чем в материальном. Христианские ценности, которые в течение тысячелетия были духовной основой европейской культуры, подверглись серьезному давлению со стороны примитивных национал-шовинистических идей и эмоций. Разрушителями духовных основ культуры были и революции, в частности в российской империи. С одной стороны, революции преодолевали падшие формы жизни, с другой – они были связаны с пробуждением и усилением культа тотального разрушения старого.
Кульминация "одичания" человечества – это вторая мировая война, изобретение и использование ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, межэтнические войны конца ХХ в. Антикультурные последствия второй мировой войны и ядерного противостояния великих держав были усилены новой ситуацией в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация производства, быстрыми темпами разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, перемещаются в город, что привело к росту маргинальных слоев населения и распространение урбанизированной космополитической культуры.
Исследователи отмечают, что человек теряет свою индивидуальность, а вместе с ней и потребность в духовном самосовершенствовании с помощью культуры. Вследствие совершенной системы разделения труда, когда оттачивается лишь какая-то одна производственно-профессиональная функция, индивид становится деталью машины, а культура – индустрией развлечений.
Индустриализация культуры стала одной из закономерностей нашего века. Последствия этого процесса являются противоречивыми в духовном отношении: с одной стороны, развитая техника репродуцирования и тиражирования делает искусство доступным для широкой аудитории, с другой – общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивает. Облегченность и упрощенность восприятия делает ненужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, а это резко снижает его положительное влияние на развитие личности.
В обществе распространяется "массовая" культура, синонимы которой: "популярная культура", "индустрия развлечений", "коммерческая культура" и т.п. В отличие от высокой, элитарной культуры, которая всегда была ориентирована на интеллектуальную, думающую публику, массовая культура сознательно ориентируется на "средний" уровень массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры есть современные средства коммуникативной техники (книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кино, видео- и звукозаписи). Масскульт создают специалисты (менеджеры, писатели, режиссеры, сценаристы, композиторы, певцы, актеры и др.) не всегда на профессиональном уровне, часто качество их произведений определяется только одним критерием – коммерческим успехом. Во второй половине ХХ в. "законодателем моды" в массовой культуре стали Соединенные Штаты Америки, которые сосредоточили мощные финансовые и технические ресурсы в области поп-культуры. Многие современные культурологи даже применяет к процессу распространения массовой культуры термин "американизация культуры". Об опасности прелестей американской массовой культуры, которая имеет мало общего с творчеством таких выдающихся деятелей мировой культуры, как писатели Уильям Фолкнер (1897-1962 гг.), Эрнест Хемингуэй (1899-1961 гг.) или актер, кинорежиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977 гг.), говорят англичане и французы, немцы и японцы, представители других европейских и неевропейских культур. Обостряется эта проблема и у нас, ведь не может быть ничего страшнее для культуры, чем потеря ее национальной самобытности.
Это лишь некоторые негативные процессы, характеризующие состояние культуры ХХ в. Но на фоне кризисных явлений уже вырисовывается другая тенденция, которая, по мнению многих философов и культурологов, должна стать ведущей в XXI веке, – это возвращение человечества к "лоно" культуры, его духовное оздоровление. Осознание того, что человечество может спастись от самоуничтожения только путем обращения к культуре, ее тысячелетней мудрости и красоты, охватывает уже широкие круги общественности. Это, безусловно, отразилось на художественной культуре. Среди особенностей художественной культуры ХХ века можно выделить следующие:
– отсутствие доминирующего стиля и соответственно наличие многих течений, особенно в живописи и музыке;
– интерпретация действительности с позиций определенных философских идей (марксизма, фрейдизма, экзистенциализма);
– непосредственная связь художественного творчества с глобальными проблемами мировой политики, активное противостояние художественной интеллигенции милитаризма, фашизма, тоталитаризма, дегуманизации жизни и др.;
– раскол между популярным и элитарным искусством;
– интенсивное обновление выразительных средств, художественного языка в литературе, живописи, музыке, театре;
– огромные интенсивность и динамизм общественной жизни, вследствие чего чуть не каждое десятилетие имеет свое "лицо", в том числе и в художественной культуре и т.д.
Актуальными проблемами, которые нашли отражение в художественной культуре есть проблемы "культура и власть", "культура и рынок", защиту культуры. Самой болезненной проблемой является кризис духовности.
И все же XX в. – это целостная художественная эпоха, в которой прослеживается своя культурологическая идея. Это идея гуманизма, которая, в искусстве и в литературе проявляется не только в глобальном интересе к человеческой личности, рассматривается в самых разнообразных ракурсах, но и, как ни парадоксально на первый взгляд, в исчезновении человека из поля зрения художника. С одной стороны, стремление гуманизации человеческого бытия и творчества, с другой – гипертрофия форм, возрастание роли приема в таких масштабах, когда прием из средства превращается в самоцель. На смену органического образа пришел откровенный конструктивизм, геометрия стиля, которая вытеснила из содержания человека.
Международные отношения во второй половине ХХ в. Проблемы отношений «Запад-Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. Мировое сообщество на рубеже XX-XXI в.
Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столетия, а особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия.
Широкий спектр глобальных процессов: научно-технических, экономических, социальных, политических — все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и региональные экономики — в единое мировое хозяйство.
Процесс экономической глобализации находит свое отражение, прежде всего, во всемерном распшрении сферы действия мирового рынка капиталов, сырья и рабочей силы, вбирающих в себя рынки региональные и локальные. Различные страны становятся цехами единого мирового производства, где компоненты, произведенные в Америке, Западной Европе и Азии, на конечной производственной стадии превращаются в интернациональный продукт — автомобиль, телевизор, компьютер и т. д. В современном мире трудно отыскать более или менее крупную фирму, которую можно было бы назвать чисто национальной. Другой глобальный процесс, который характерен для современного мира, — это рост частного и сокращение государственного капитала во всех сферах человеческой капитала во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, набирающий силу с конца 70-х годов, делает главенствующим в современном мировом сообществе не государственно-политические, а частнокапиталистические интересы. Капитал теперь легко перешагивает государственные границы. Интеграция государств теперь становится второстепенной по отношению к интеграции экономических структур мирового сообщества. Военно-политическую экспансию отдельных государств теперь вытесняет вездесущая экспансия транснациональных корпораций, в которые интегрируется капитал самых различных национальных фирм современного мира (как западных, так и восточных).
Экономическим ядром современного мирового сообщества становится мировой рынок, в рамках которого современные страны мира все теснее взаимодействуют. Это взаимодействие благоприятствует повсеместному утверждению (в различных видах) рыночной социально-экономической системы, а вместе с ней и демократии или ее начальных форм. В ходе процесса глобализации демократия, обеспечивающая свободу предпринимательства, одерживает победу над тоталитаризмом на преобладающей части земного шара. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, парламентарные, многопартийные системы. Во всяком случае, в полной мере демократическими они стали к началу XXI века уже в 30 государствах, или более чем в 10 % всех стран современного мира. Преимущественно это страны Северной Америки, Западной и Северной Европы. Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки также внедряют у себя демократические принципы. Среди стран, население которых в наименьшей мере пользуется демократическими правами, лидируют: Афганистан, Иран, большинство стран Тропической Африки, Куба, Ирак, Северная Корея, Китай, постсоветские государства Центральной Азии. Однако и там наблюдаются сдвиги в сторону демократизации. На первый план повсеместно выходит борьба за права человека, за плюрализм мнений. Без этого нельзя создать процветающее общество в эпоху стремительно развивающейся научно-технической революции. В октябре 1998 г. даже коммунистический Китай подписал международную Декларацию о правах человека и гражданина, включая свободу слова. Страну наводняют иностранные туристы, а китайские граждане свободно посещают зарубежные государства. В Иране в мае 2000 г. начал функционировать парламент, большинство депутатов которого является сторонниками проведения в этой.стране демократических реформ. В странах с переходными социально-экономическими системами наблюдаются различные промежуточные стадии процесса демократизации. Огромную роль в этом играет широкий и все усиливающийся обмен различной политической, экономической и технической информацией. Человечество всегда прогрессировало за счет международного обмена знаниями и опытом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным.
Границы преобладающей части стран мира становятся прозрачными, легко преодолимыми для экономического, политического и культурного взаимодействия народов. Это дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию науки, техники, культуры. Вместе с тем, процесс глобализации не всегда протекает безболезненно, вызывая протест со стороны ряда общественных слоев различных стран мира.
Процесс глобализации, являющийся неизбежным явлением нового времени, способствует ломке традиционных социально-экономических структур и коренным образом меняет жизнь многих людей далеко не в лучшую сторону. Это вызывает протест со стороны различных общественных слоев, которые не могут адаптироваться к новым условиям. Кроме того, разрыв между уровнем развития между постиндустриальными — богатыми и развивающимися — бедными странами непрерывно увеличивается. Накапливается недовольство бедных, которым глобализация пока еще отнюдь не принесла благосостояния или даже значительно ухудшила их материальное положение. В результате на пороге нового тысячелетия возникло широкое международное общественное движение против этого процесса. В нем принимают участие профсоюзы и представители самых широких слоев населения не только в отсталых развивающихся, но и в постиндустриальных странах. Причины этого хорошо известны. Во-первых, в развитых капиталистических государствах Запада сокращается число рабочих мест в связи с перемещением производства в развивающиеся, где более дешевая рабочая сила и сырье. Во-вторых, из-за притока в эти страны дешевой рабочей силы из Азии, Африки и Латинской Америки предприниматели снижают там заработную плату наемным работникам. Развивающиеся страны и их общественные организации, ссылаясь на экономические трудности, возникшие в ходе глобализации, требуют, чтобы МВФ и Всемирный банк списали им долги по взятым кредитам и оказали другую экономическую помощь. Огромный разрыв в уровнях жизни между развитыми и слаборазвитыми странами они считают аморальным. Процесс глобализации, по их мнению, только увеличивает этот разрыв.
В современном мировом пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад — совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистическрго мира.
Самым мощным экономическим государством мира в настоящий момент являются США, которые ведут себя и как политический монополист, пытающийся распространить свое влияние по всему миру. Доллары делают политику по принципу «один доллар — один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности, МВФ, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, обычно скрываются цели, преследуемые узким кругом ведущих держав.
Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития, и как Чили и Аргентина, ускоренными темпами стремятся догнать экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. События 11 сентября 2001 года показали, что даже такое высокоразвитое государство как США не застраховано от масштабных атак со стороны террористических организаций.
В настоящее время по-прежнему сохраняется ядерная угроза. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового поражения и средствами его доставки. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия и Пакистан, провели испытания новых видов ракетного оружия Иран и Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. И этот перечень будет явно расширяться.
Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных военных конфликтах. Но проблема этим не ограничивается. Дело в том, что в последние годы отмечается снижение контроля за объектами атомной энергетики, опасное ухудшение его технического состояния. Возрастает угроза захвата оружия политическими авантюристами с целью шантажа правительств тех или иных стран.
Свидетельством духовно нездорового состояния современного общества является катастрофический рост организованной преступности, коррупции, рэкета. Появились новые формы оружия массового поражения: биологические, бактериологические, что создает угрозу новых террористических актов. Еще более опасным явлением по сравнению с периодом 70 — 80-х годов стала торговля наркотиками, ибо в ее орбиту в начале 90-х годов (с падением «железного занавеса») попали и страны вчерашнего социализма.
Все это требует от мирового сообщества выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобальной ситуации типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем (так характерного для эпохи «холодной войны»), признающей приоритет права над произволом. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть в будущем) Организация Объединенных Наций (ООН), ее различные учреждения.
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время является центральным органом управления мирового сообщества. Созданная в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически во все уголки Земли.
Деятельность ООН направлена на втягивание различных государств мира в единый мировой рынок. Огромные роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает Международный валютный фонд (МВФ) при Организации Объединенных Наций, членами которого являются 180 стран, включая и Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях глобальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политическая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х годов финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеанского региона едва не стал прологом к глобальной дестабилизации всей мировой финансово-банковской системы. Именно по этой причине богатые страны теперь готовы оказывать экономическую помощь и прощать долги бедным, стремятся предотвратить экономическую и политическую дестабилизацию в любом регионе земного шара. Страны и народы в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтации при объективно существующих громадных противоречиях.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по эти вопросам.
Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.
Интеграция стран ЕС на пороге нового тысячелетия уже достигла такого уровня, что они смогли ввести для всех единую межнациональную валюту «евро», которая в будущем может обрести такую же ликвидность, как американский доллар. Экономическая стабильность ЕС, его последовательная экономическая стратегия и тактика, осуществление многих масштабных и весьма перспективных проектов привлекает туда довольно крупные международные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства Европейского Союза. С гораздо большим трудом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень разные страны, процесс политической интеграции. Сказываются весьма значительные различия между ними в расстановке политических сил. Тем не менее в 2000 году Европейский Союз уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодательства для всех стран этого сообщества.
Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет широкий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40 % населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.
Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.
XX век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, султанов и т. д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей саммита тысячелетия было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспечить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих операций в «горячих точках» планеты и т.д.).
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!