Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Альбрехт Дюрер



Самым талантливым немецким художником рубежа XV –XVI вв. является Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Его искусство, отличающееся совершенством формы и глубиной содержания, и разносторонность дарований позволяют говорить о том, что этот мастер стоит в одном ряду с итальянскими художниками высокого Возрождения.

Он родился в городе Нюрнберге в семье ювелира выходца из Венгрии. В детстве под руководством отца постигал ювелирное мастерство, приемы гравировки на металле. Именно в это время проявился его особый интерес к рисунку.

Поступив в 1486 г. в мастерскую нюрбергского художника М.Вольгельмута, Дюрер учился там живописи в течение трех лет. Затем он отправился путешествовать по Германии. В то время каждый город славился теми или иными ремеслами и владел их секретами, неизвестными для остальных. Для того, чтобы завершить свое обучение, каждый молодой ремесленник обязан был познакомиться с мастерством собратьев. В Германии XV в. в сознании граждан ремесло и искусство еще мало различались. Даже сами художники называли себя ремесленниками.

Путешествие, длившееся 4 года, принесло множество впечатлений, сформировало мировоззрение молодого художника, развило его профессиональные навыки. После возвращения Дюрера домой, его успехи были оценены, и он получил звание мастера. В том же году он женился.

В скором времени из-за бушевавшей в городе эпидемии чумы Альбрехт Дюрер вновь отправляется в путешествие, но уже на юг Европы – в прекрасную Венецию.

По возвращении на родину молодой художник открывает собственную мастерскую. Он пишет выполняет многочисленные заказы сограждан, создавая их портреты, для герцога Саксонии Фридриха Мудрого расписывает алтарь дворцовой церкви в Виттенберге. Однако подлинную известность этому талантливому мастеру принесли мастерски выполненные и в то же время доступные разным слоям населения печатные гравюры.

Произведения ксилографии (гравюры на дереве) создавались на тему природы или на бытовые сюжеты и предназначались для простых людей. Более сложные по технике гравюры на меди были адресованы образованным ценителям. Сюжеты для этих работ были более занимательными, часто аллегоричными, нередко брались из античной мифологии. В отличие от ксилографии гравировка на металле (как правило, это была медная пластинка) позволяла создавать с помощью специального инструмента – штихеля – тонкие, изящные и плавные линии.

В 1497 г. Дюрер создал цикл из 15 гравюр, иллюстрирующих последнюю книгу Нового завета – “Апокалипсис”. Тема конца мира, суда божьего была очень созвучна настроениям передовых людей Германии конца XV в., которые боролись против засилья католической церкви, требовали равенства всех сословий.

События книги, написанной в I в., автор переносит в современную ему действительность, изображая персонажей в костюмах и с оружием того времени. Таким образом, тема возмездия, страдания и надежд приобрела новый социальный смысл, нашедший отклик у тысяч людей.

Самая известная гравюра этой серии – “Четыре всадника”(1498). Небеса послали на землю четырех всадников – Войну, Голод, Мор и Смерть – с целью истребить четверть рода человеческого. Всадники мчатся как бы из глубины произведения, направляемые ангелом. Под копытами их коней гибнут люди разных сословий. В левом нижнем углу чудовище уже готово поглотить императора в короне. Еще мгновение и кони затопчут знатную даму и упитанного бюргера. Обернувшись на посланцев Неба, пытается бежать крестьянин, но и его судьба уже предрешена – никто не сможет избежать божественной кары. Каждая из фигур трактуется объемно. Автор великолепно передал энергичное, порывистое движение всадников и различные оттенки чувств представителей рода человеческого.

После издания гравюр имя Дюрера стало известным не только в среде прогрессивно настроенных бюргеров, но и за пределами Германии. В это время художник сближается с нюрнбергским кружком гуманистов. Среди друзей и почитателей художника были известный деятель движения Реформации Филипп Меланхтон, ученый Виллибальд Пиркгеймер, астроном и картограф Иоганн Вернер.

Идеи гуманизма, распространяясь в обществе, способствовали быстрому разрушению средневековых представлений. Это привело к тому, что перед художниками так же, как и перед обществом в целом встали новые задачи – внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям и анатомическому строению, постижение природы и окружающей действительности. Результатом поиска Альбрехтом Дюрером верных пропорций человеческой фигуры стала гравюра «Адам и Ева» (1504), а также издание трактата «Четыре книги о пропорциях» (1528).

Как художник Возрождения Дюрер не мог не обратиться к портрету – жанру новому для Германии того времени. Мастером написано несколько автопортретов, портреты отца и матери, психологические портреты современников («Портрет бюргера» (1524), «Иеронимус Хольцшуер» (1526), «Эразм Роттердамский» (1526) и др.). Благодаря этим творениям в Германии утверждается новый взгляд на личность человека. Автора интересует конкретный человек с его индивидуальными характеристиками. В портретных работах присутствует желание художника передать значительность каждой модели, ее духовные и интеллектуальные устремления.

Из автопортретов, пожалуй, наиболее прославленным является тот, что был написан в 1498 г. и сейчас хранится в музее Прадо (Мадрид). Это поясной портрет с поворотом модели в три четверти и показом рук. В этой работе автор представил себя нарядным кавалером, одетым в изысканный белый костюм с черной отделкой. На левое плечо наброшен зеленовато-коричневый плащ. Костюм дополняют полосатая шапочка и белые перчатки. Длинные вьющиеся волосы по моде того времени ниспадают на плечи. Небольшие усы и борода придают молодому человеку долю солидности. Портретируемый находится в комнате рядом с раскрытым окном, сквозь которое виден прекрасный горный пейзаж.

Весь облик художника говорит о том, что он уверен в себе, что он ощущает себя не ремесленником, а творцом, осознающим дарованный Богом талант. Автор внимательно и изучающе смотрит на зрителя.

В 1513-1514 гг. Дюрер создает лучшие свои гравюры («Рыцарь, смерть и дьявол», «Меланхолия», «Св. Иероним»). Эти небольшие по масштабу работы сравнимы по значению с произведениями монументальной живописи. Хотя они не связаны между собой сюжетно, все же эти творения объединяет смысловое единство, вера в возможности человеческого Разума и, в то же время, осознание божественной воли.

Так, торжественно восседающий на коне рыцарь, спокойно и уверенно следует по пути веры к Небесному Иерусалиму. Ничто не может остановить его: ни Смерть в образе безобразного всадника, ни Дьявол у него за спиной. За хозяином следует преданный пес – символ добродетели.

Наиболее сложной по содержанию является гравюра «Меланхолия», на которой изображена мощная фигура крылатой женщины, сидящей в горестном раздумье. Она олицетворяет Меланхолию. В эпоху Ренессанса считали, что обладатели меланхолического темперамента способны создавать высшие ценности в области познания мира, включая философию и искусство. Меланхолию окружает множество атрибутов – циркуль, песочные часы, магический квадрат, весы и многое другое, что является символами созидания и науки. На заднем плане изображена радуга – знак договора, заключенного между Богом и людьми. В образе Меланхолии Дюрер воплотил неутолимую жажду человеческих знаний.

В гравюре «Св. Иероним» мы видим героя, ставшего олицетворением ученого мужа эпохи Возрождения, который сидит за столом и увлеченно работает (св. Иероним – один из четырех западных отцов Церкви, его заслуга состоит в том, что он перевел на латинский язык Ветхий и новый Заветы). Часть своей жизни он провел в сирийской пустыне, умерщвляя плоть и одновременно изучая древнееврейский язык. Там он, по преданию, подружился со львом, из лапы которого св. Иероним вынул шип. Вот почему художник изобразил на переднем плане этого зверя рядом с маленькой собачкой. Последние годы своей жизни св. Иероним провел в Риме в качестве секретаря папы римского, о чем говорит висящая за его спиной кардинальская шляпа. Яркое солнце освещает помещение, в котором находится святой. Произведение наполнено тишиной, духом познания и гармонией с окружающим миром.

Эти гравюры, наполненные символикой, прежде всего, воплощают гуманистическое начало с его вниманием к личности человека и окружающему миру.

Среди живописных творений мастера немало работ на библейские темы: «Се человек» (1493), «Поклонение младенцу» (1496), «Оплакивание Христа» (1498-1499), «Поклонение волхвов» (1504), «Мадонна с младенцем» (1512) и многие другие. Но, пожалуй, самой известной из них является произведение «Четыре апостола» (1526). Оно написано на двух узких вертикальных досках. В левой части произведения на переднем плане в зеленой одежде и красном плаще на желтой подкладке изображен молодой апостол Иоанн, держащий в руках книгу со Священным писанием. Он показывает апостолу Петру один из фрагментов текста. Фигура Петра, особо почитаемого католической церковью, отодвинута на второй план.

В правой части произведения на переднем плане мы видим одетого в бело-голубой плащ апостола Павла. Хотя его фигура обращена к апостолу Иоанну, взгляд Павла направлен на зрителя. В руках апостола - закрытая книга, видимо, мысли Павла связаны именно с ней. На втором плане изображен апостол Марк. Его взгляд выражает вопрос, обращенный к Павлу.

Каждый из апостолов обладает яркой индивидуальностью и символизирует один из четырех человеческих темпераментов. Картина снабжена надписями из Евангелия в переводе Лютера, где звучат призывы не принимать человеческие заблуждения за слово Божье. В то время в Нюрнберге, официально принявшем Реформацию, появилось немало проповедников, принадлежащих к различным направлениям нового течения христианства. Таким образом, художник с помощью образов величавых мудрецов предостерегал сограждан от лжепророков.

В зрелый период своего творчества Дюрер создает произведения на сюжеты из народной жизни («На рынке», «Танцующие крестьяне», «Волынщик»). В это же время он занимается книжной графикой (например, оформление книги светского содержания Себастиана Брандта «Корабль дураков») и декоративным искусством. Интересы художника многообразны – кроме живописи и графики он занимается музыкой, вопросами архитектуры и теории искусства («Руководство к измерению…» (1525), «Наставление к укреплению городов…» (1527)).

Великолепный знаток итальянского искусства, которого ценил Рафаэль, Дюрер является ярчайшей фигурой германского Возрождения, поражающей универсальностью интересов и дарований. Благодаря его творчеству труд художника в Германии перестал быть ремеслом. Умер Дюрер в апреле 1528 г. от тяжелой болезни печени.

Вопросы и задания:

1. Какие изменения произошли в искусстве в период Высокого Возрождения?

2. Назовите центры итальянской культуры периода Высокого Возрождения.

3. Кто является создателем римского классицизма? Назовите признаки этого стиля.

4. Расскажите о главных творениях Браманте.

5. В каких областях культуры проявил себя Леонардо да Винчи?

6. На какие периоды делится его творчество?

7. Назовите работы Леонардо на библейскую тему. В каких видах живописи они были созданы?

8. Какой прием в области перспективы был разработан да Винчи? Расскажите о нем.

9. Назовите метод композиции, созданный Леонардо? В чем он заключается? В каких произведениях автор применил данный метод?

10. Расскажите о портретах Леонардо да Винчи с указанием типа, фона и других особенностей.

11. Назовите работы да Винчи в области монументальной живописи и скульптуры.

12. С какими городами связан творческий путь Рафаэля Санти?

13. Назовите главный художественный образ, который воплощался на протяжении всего творчества Рафаэля. Как с течением времени менялась его трактовка? Приведите примеры произведений.

14. Объясните, почему этот живописец считается одним из величайших художников-монументалистов (на примерах произведений).

15. Расскажите о портретной живописи Рафаэля. Что нового появилось в этом жанре благодаря этому мастеру?

16. Каким образом Рафаэль продолжил дело своего друга Браманте?

17. Какие методы и приемы применял при создании своих произведений Рафаэль Санти?

18. На какие периоды делится творчество Микеланджело Буонарроти?

19. Назовите его первые работы. Каким образом проявились в них незаурядные способности автора?

20. Какая тема стала ведущей в творчестве Микеланджело?

21. Назовите произведение, которое прославило имя Микеланджело на всю Италию. Какой метод композиции применил автор в этой работе?

22. В каком произведении Микеланджело Буонарроти воплотил образ защитника свободы Флореции? В чем состоит отличие трактовки образа этого произведения от одноименных образов, созданных в период Раннего Возрождения?

23. Расскажите о произведениях Микеланджело, созданных по заказу папы Юлия II.

24. Неоднократно судьба сводила этого великого мастера с семьей Медичи. Как это отражалось на творчестве художника?

25. Как трактовал Микеланджело сцену Страшного Суда, созданную для Сикстинской капеллы?

26. Сравните римскую «Пьету» с «Пьетой», созданной для флорентийского храма.

27. Расскажите о произведениях Микеланджело Буонарроти в области архитектуры.

28. Кто стал родоначальником венецианского Высокого Возрождения?

29. В каких видах живописи работал Джорджоне, и на какие темы были созданы его произведения? Приведите примеры работ.

30. Какие изменения произошли в живописи благодаря творчеству Джорджоне?

31. Композиция какого произведения этого художника стала классической и стала основой для творений последующих поколений живописцев?

32. Кто из художников оказал значительное влияние на Тициана в начале творческого пути? В чем это проявилось?

33. Какая работа Тициана была создана под впечатлением фресок Джотто? Расскажите о ней.

34. Какие монументальные произведения были созданы художником вскоре после того, как он стал первым живописцем Венецианской республики? В чем необычность этих работ?

35. Назовите произведения Тициана на мифологическую тему. Какое из них было написано под влиянием Джорджоне?

36. Расскажите о работах великого венецианца в жанре портрета.

37. В чем наиболее ярко проявился талан Тициана?

38. Почему Альбрехта Дюрера можно назвать представителем Высокого Возрождения?

39. Какие произведения Дюрера повсеместно прославили имя автора? В какой технике они были выполнены?

40. Как идеи гуманизма повлияли на творчество Альбрехта Дюрера в жанре портрета? Приведите примеры работ.

41. Назовите известные вам виды гравюры. Расскажите о гравюрах Дюрера 10-х годов XVв..

42. Какое из живописных дюреровских произведений на библейскую тему является наиболее знаменитым и почему?

43. Расскажите о позднем периоде творчества Альбрехта Дюрера.

44. Каково было отношение к художникам в Германии XV в. и как оно изменилось после Дюрера?





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1731 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...