Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этнопсихологические идеи в европейской, американской и российской науке



Первые попытки обозначить место человека в мире предприняли античные мыслители. Аристотель – великий древнегреческий философ, наставник будущего полководца и императора Александра Македонского.

Геродот внес значительный вклад в создание зачатков культурной антропологии. «История» – основной письменный источник о многих древних

В средние века арабский путешественник Аль-Масуди выделил и подробно описал семь групп народов – персов (арабов), халдеев, греков, (европейцев), ливийцев и египтян, турков, индусов и китайцев.

В 1533 г. появился труд итальянца Г. Капелла«Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащий данные об индивидуальной изменчивости морфологических признаков человека.

Жорж Бюффон (1707-1798) – впервые ввел в научный оборот термин «раса», заключив при этом, что все человеческие расы происходят из одного корня. Большой вклад в развитие антропологии внес немецкий натуралист Иоганн Блюменбах (1752-1840), выделивший 5 рас: кавказско-европейскую, монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую.

Большой вклад в развитие этнопсихологии XVIII – XX веках внесли западноевропейские мыслители и российские ученые. В таблице 2 представлены основные школы этнопсихологии.

Таблица 2.

Основные западноевропейские и российские школы этнопсихологии

XVIII – XX в.в.

Запад
Век Понятия Ученые
XVI-XVIII вв. «Нация», «народ», «национальный характер», «интерес нации» Н. Макиавелли, Монтескье, И. Кант, Д. Юм, Г. Гегель, И. Фихте, И. Гердер, К. Гельвеций).
XVIII «Характер — это способ миросозерцания и восприятия окружающей действительности, это то, что свойственно только для одного народа и зависит от социально-политической истории народа, форм правления» Французский философ К. Гельвеций
XVIII «Дух народа» формируется объективно, под воздействием физических и мораль­ных причин; связь культуры с внутренним миром человека (антропология) Французские просветители XVIII века (Ш.Монтескье)
XVIII «Историчность национального характера», общие черты национальнального характера (общие склонности, обычаи, привычки, аффекты) форми­руются на основе общения в профессиональной деятельности. Английский философ, историк и экономист Д. Юм
XVIII- XIX Националь­ный характер как социальное явление – с одной стороны; национальный характер как проявление «абсолютного духа», с другой стороны Немецкий философ Г. Гегель
XIX Этнопсихология как самостоятельная наука («психология народов»). Народ, или «дух целого», выражается в языке, мифах, обычаях, нравах, рели­гии и искусстве. «Дух народа» обеспечивает единство нацио­нального характера Немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь
XIX О различиях в психологическом облике народов К. Маркс и Ф. Энгельс
XIX «Психология народов», продукты духовной культуры есть психологические продукты. В. Вундт    
XIX Иерархия человеческих рас; между четырьмя расами невозможно слияние, а разделяющие их различия непреодолимы Французский ученый Г.Лебон
XX Основные теоретические постулаты не только психологической антропологии; культурный плюрализм, социокультурный детерминизм; источники культурных моделей не осознаются человеком, Франц Боас (Frenz Boas, 1858 — 1942)
XX Школа «Культура и личность» Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М.Мид, Р. Линтон
XX Концепция базовой личностной структуры, Иерархическая система основной личностной структуры, Проективная система личности, «базовая личность»; концепцию психологической компенсации человеком и человеческим коллективом травмирующего воздействия внешней среды, “проективной системе” - “этнической картины мира” А. Кардинер (Kardiner, 1891 — 1981),
XX «Модальная личность» Р. Линтон
XX Психологическая антропология 60- 70-е годы, Ф. Хсю, Дж. Хонигман
XX Теория распределенности культуры или “деятельно-процессуальная модель культуры” (Т. Шварц).
XX Культурные и психологические феномены должны изучаться отдельно друг от друга; врожденными являются сами культурные модели. Кларк Висслер, последняя треть ХХ века.
XX Врожденными являются сами культурные модели; лингвистическая концепция о врожденности языковых парадигм. Наум Хомский
XX Понятия “культурная экипировка Представители французской школы “Анналов” (Марк Блок).
XX Проблема “культурных рамок” как системы инвариантности единой культуры (К. Гирц, Р. Шведер)
XX не поддержали идею редукции культурных феноменов к психологическим и выдвинули постулат о единообразии человеческой природы в исторической время Американская историческая школа
XX О существовании некоего внутрикультурного интегратора, концепция этоса культуры Рут Бенедикт (Ruth Benedikt, 1887 — 1948)
XX О понятиях интенциональных миров и интенциональных личностей Р. Шведер
XX Лингвистический конфигурационизм, Каждый язык структурирует мир особенным образом для говорящих на нем Сэпир Уорф
XX Психоаналитические и функционалистские идеи; пластичность человеческой психики Маргарет Мид (Mead, 1901 — 1978)
XX Понятия, заимствованные из психоанализа, такие как “бессознательное”, “подсознание, “защитные механизмы психики” Зигмунд Фрейд (Freud, 1859 — 1939)
XX Проблема супер-эго Гёза Рохейм.
XX Понятие “модальной личности” (наиболее распространенный тип личности) и общество как негомогенная структура Кора ДюБуа и Энтони Уоллэс
Россия
Век Понятия Ученые
XVIII в. Специфика национальных психических особенностей И. Г. Гердер.  
XIX Зарождение этнопсихологии, попытка «встроить» этнопсихологию в психологию М. Ломоносов, Н. Новиков, П. Чаадаев, П. Ковалевский, К. Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский, В. О. Ключевский, В. С. Соловьев, Н. А., Бердяев, Н.О.,Лооский, П. Сорокин, Г. Шпет.
XIX Десять культурно-исторических типов в общей цивилизации Публицист и социолог Н. Я. Данилевский
XIX Описал этнические характеристики многих славянских народов Этнограф, историк и литературовед Н.И. Надеждин
XIX Сравнительное изучение этнической специфики людей Действительный член Петербургской академии наук К. М. Бэр
XX В культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания; «отношения к продуктам культуры», «тип». Г. Шпет
XX Основатель культур­но-исторической школы; психическая деятельность человека в процессе куль­турно-исторического развития формируется под влиянием ору­дий труда, вызывая тем самым принципиальную перестройку ее внутреннего содержания. Л.С. Выготский
XX Гипо­теза, согласно которой изменения общественно-исторического уклада, характера общественной жизни конкретного народа вы­зывают коренную перестройку познавательных процессов людей. Основатель нейропсихологии А. Р. Лурия
XX Этнос есть явление географическое; жизнь этноса подобна жизни человека, и, как и человек, этнос смертен. Импульс, приводящий в движение этносы - пассионарность Историк и этнограф Л.Н. Гумилев
XX “Духовные” аспекты адаптации народов к окружающей среде. “ Адаптивный подход в этнологии. Игорь Крупник

Особо следует сказать об исторической школе Франца Боаса (школа «Культура и Личность»).

Идеи Франца Боаса:

- «Каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития».

- “Мы должны понять процесс развития индивидуальных культур, прежде чем сможем попытаться установить законы развития культуры всего человечества.”

- Культурный плюрализм: “Каждая культура может быть понята только как историческое явление”.

- «Культуру следует изучать как целостную систему».

Рут Бенедикт, представитель школы, развила учение об этосе культуры: «…каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание».

Рут Бенедикт стремилась описать культуру как психологическую целостность, как внутренне гармоничную систему. «Культура как бы уподобляется личности. А индивид представляет собой предельное средоточие культуры — “микрокосм культуры”.

Вплоть до шестидесятых годов в психологической антропологии в направлении “Культура и Личность” доминировало представление о тесной корреляция между понятиями “культура” и “личность”.

Маргарет Мид, еще один яркий представитель школы, создает эталон полевого исследования, разбивает обычные представления о возрастных циклах. Психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам.

Маргарет Мид показала также условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей.

А. Кардинеру принадлежит заслуга в разработке концепции основной личностной структуры, модели взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующего в той или иной культуре и социальных институций, присущих этой культуре.

В качестве внутрикультурного интегратора было предложено понятие “основной личностной структуры”, которая формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре.

Существуют определенные психологические особенности, характерные для членов той или иной культуры (бессознательные комплексы, присущие каждому из членов общества и сформировавшихся в процессе социализации). Они влияют как на поведение человека, так и на характер восприятия человеком окружающего его мира, требуют себе определенного противовеса, компенсации в рамках той культурной системы, в которых находится человек. Таким образом, действие психологических защитных механизмов не применительно к индивиду, а применительно к обществу.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...