Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основоположником немецкого классического идеализма считается Эммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
1. докритический (до начала 70-х гг. XVIIIв.);
2. критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием, вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
1. "Критика чистого разума";
2. "Критика практического разума";
3. "Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
¾ природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
¾ природа находится в постоянном изменении и развитии;
¾ движение и покой относительны;
¾ все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.
¾ В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
¾ механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
¾ данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.
В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.
Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего).
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
¾ апостериорное знание;
¾ априорное знание;
¾ "вещь в себе".
Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. "Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого -- высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть, нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.)
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!