Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вступительная статья



Осенью 1918 года Веблен принимает предложение редактировать журнал "Дайэл" в Нью -Йорке. На один год, с октября 1918-го по октябрь 1919-го, "Дайэл" с его редакци онной рубрикой "О программе реконструкции" становится трибуной Вебленовых идей. Первые из этих статей уже в 1919 г. вышли в форме книги "Крупные предприниматели и уровень развития технологии производства"-название, которое в новой редакции (1920) звучало как "Крупные предприниматели и простой человек". Субсидии журналу скоро прекратились, и "Дайэл" переквалифицировался в более рентабельный литерат урный журнал... В октябре 1919 г. открылась "Новая школа социальных исследований", дававшая Вебл ену в начале ее существования самые многообещающие возможности для работы. Как д екларировалось в проспекте школы, ее целью было "стремление к непредвзятому пони манию существующего порядка, а также тех обстоятельств, которые приводят к необх одимости его пересмотра". Уровень преподавания был рассчитан на аспирантов, хотя никакой степени или диплома для поступления не требовалось. Штат преподавателей возглавляла "большая четверка": Чарлз Бирд, Джеймс Робинсон, Весли Митчелл и То рстейн Веблен. Веблен читал в школе свой знаменитый курс "Экономические факторы в цивилизации", а для избранных десяти человек - "Специальные исследования по экономическим фак торам в цивилизации". Школа помещалась в простом красивом здании в саду в Чесли. Веблен жил в доме рядом со школой вместе с тремя другими преподавателями. По их свидетельству, они заботились о нем как о "капитале нации". Коллега Веблена по работе в школе, Гарольд Ласки, писал, что до уровня бесед Веб лен подпустил его только на вторую неделю знакомства, и беседы эти были интересн ы: "Он говорил тоном оракула, полушутя, высказывая суждения необыкновенные и сар кастические о людях и о вещах. Я помню, в частности, его восхищение К. Марксом". С начала преподавания в школе Веблен усиленно работает над проектом создания "со вета технических специалистов". Совместно с двумя другими преподавателями школы, Леоном Ардзрупи и Гвидо Марксом, Веблен готовит своеобразный курс по специальны м функциям инженеров. Это был период его большого увлечения проблемой роли техно кратии в будущем общественном устройстве. Через год после начала работы в школе Веблен почувствовал себя больным, утомленн ым лекциями. Студенты в начале учебного года заполняли его аудиторию до отказа, но их ряды значительно поредели к концу. Чтобы оправдать высокую заработную плат у, нужно было поддерживать аудиторию в 70 человек, что было трудно, учитывая тих ий голос Веблена. В это тяжелое для него время умирает его вторая жена. Летом 1920 г. Веблен отдыхает в Калифорнии, после чего напряженно работает над к нигой "Абсентеистская собственность и деловое предпринимательство в недавнее вре мя. Американский вариант". Как и предшествующие его книги, она включала ряд стат ей, предварительно опубликованных в журналах. В этих статьях усиливается критика финансистов и банкиров, их, по признанию Веблена, паразитической деятельности. Он считает, что кредит является "одним из обветшалых институтов, который путем п реобразования должен выйти из употребления... Наверно, и банкир отживет свой век ". В 1921 г. в свет вышла книга "Инженеры и система ценностей", включившая в себя с татьи, напечатанные ранее в журнале "Дайэл". Это-вторая по значимости книга посл е "Теории праздного класса". В ней Веблен формулирует одну из своих центральных идей - идею грядущего господства в обществе технических специалистов, свой прогн оз о будущем капиталистического общества. Доказывая необходимость устранения от управления производством представителей финансового капитала, он находит естеств енным заменить их техническими специалистами. Ради прибыли "капитаны финансов" у мышленно дезорганизуют производственный процесс, что приводит к увеличению безра ботицы, к отсталости производства и его неправильной организации. Игнорирование финансовыми магнатами насущных потребностей производства и преследование личных интересов фактически способствует созданию хаоса. Веблен считает, что вопросы пр оизводственной политики разумно оставить на усмотрение тех, "которыми не управля ет коммерческая предвзятость". Веблен считает, что необходимо создать компактную организацию, задачей которой являлось бы устранение производственного хаоса, ра сточительства, отсталости, которые несет бизнес. Автор рецензии на его книгу Мак с Истманн писал в "Либерейтор": "Будь Веблен инженером-консультантом его сатанин ского величества, он бы и тогда не смог с более трезвой и мастерской точностью у казать на больные места современной социальной и экономической системы". Однако тот же Макс Истманн, всегда восхищавшийся Вебленом, справедливо отмечает, что предлагаемый Вебленом "совет технических специалистов" можно считать абстра кцией, интересной в качестве умственного упражнения, но не разрешающей проблемы "определения и организации движущей силы, достаточной для изменения самого хода истории". В июне 1922 г. Веблен публикует в журнале "Фримеи" свою самую резкую статью в от ношении существующего строя. В ней он говорит, что после первой мировой войны и победы революции в России беспрецедентный размах приобрела борьба американского капитализма с прогрессивными силами внутри страны и за ее пределами. Веблен подв одит читателя к выводу о том, что капитализм отныне обречен на манию преследован ия, вечный страх за свое существование. Вся страна напоминает психиатрическую кл инику, говорит автор, и это - надолго. В том же, 1922 г. в школе произошли резкие перемены. Источники финансирования ис сякли, и школа лишилась материальной поддержки. Трое профессоров из "большой чет верки" ушли в другие университеты. Веблен, чувствуя себя крайне уставшим, остава лся на прежнем месте. Он мечтал о серьезном научном обосновании роли инженеров в обществе; по его подсчетам, нужно было примерно 40 тыс. долл. для проведения не обходимой исследовательской работы. Но денег у него не было, а те, кто смог бы е го финансировать, отнюдь не были заинтересованы в такого рода работе. В 1923 г. выходит в свет его последняя книга, "Абсентеистская собственность и де ловое предпринимательство в новое время". В очередной раз Веблен читает свой кур с "Экономические факторы в цивилизации" весной 1923 г., и на этом заканчивается его преподавательская деятельность. Последней прижизненной публикацией была стат ья "Экономическая наука в обозримом будущем" (1925). Физические силы Веблена исс якали, и новых работ он уже не писал. Однако он сохранил пристальный интерес к с обытиям в мире и особенно напряженно следил за ходом Всеобщей британской забасто вки 1927 г. Веблен ожидал, что эта забастовка приведет к необратимым изменениям, и был крайне разочарован ее крахом. По его словам, он потерял веру в "возможнос ть установления нового строя мирным путем". В субботу 3 августа 1929 г. Веблена не стало. Как пишет Дж. Дорфман, за полгода до смерти Веблен сказал своей соседке миссис Р. Фишер: "Естественно, все время б удет развиваться что-то новое, но пока я не вижу лучшего курса, чем тот, что пре длагается коммунистами".

В найденных после смерти Веблена бумагах было высказано пожелание: "...чтобы в с лучае моей смерти мое тело было сожжено как можно более дешевым и целесообразным способом без обрядов и церемонии какого бы то ни было рода; чтобы мой прах был брошен в море или в какую-нибудь достаточно большую реку, впадающую в море...". Прах Веблена был развеян над Тихим океаном. Предлагаемая читателю книга Торстейна Веблена "Теория праздного класса", как уже было сказано, является его первой монографией. Автор был тогда еще безвестным п реподавателем Чикагского университета. Подготовлялась и вышла книга в конце XIX столетия, когда, по словам В. И. Ленина, Америка становилась "...одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и в роскоши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с другой". Вступление США в период империализма ознаменовалось образованием мощной финансов ой олигархии, для которой было характерно чудовищное по своим масштабам расточит ельство денежных средств на неслыханную роскошь. На ранней стадии развития капит ализма, когда размеры производства были сравнительно небольшими и норма прибавоч ной стоимости была относительно невелика, капиталисты-предприниматели в США, как и в европейских странах, для осуществления накопления капитала ограничивали раз меры своего потребления. Характерно, что вплоть до последней трети прошлого века среди американских предпринимателей получило распространение квакерство - религ иозное течение, главным требованием которого были бережливость, скромный жизненн ый уклад, воздержание. В период же монополистического капитализма в условиях кон центрации производства, огромных размеров капиталов, находящихся в распоряжении финансовой олигархии, присвоения монопольно высокой прибыли и широкого развития кредита создалась полная возможность для крупной буржуазии обеспечить высокую но рму производственного накопления и при расточительном потреблении. Расточительст во становится общепринятым для представителей финансовой олигархии и как важное средство доказательства платежеспособности данного капиталиста, как условие полу чения большого кредита. На фоне этих явлений и была написана книга о демонстрати вном расточительстве господствующих классов. Картину фантастического расточитель ства усугублял паразитизм крупной буржуазии. Она все больше утрачивала функцию н епосредственного управления производством. Рос слой рантье, капитал-собственност ь отделялся от капитала-функции. Именно расточительство и паразитизм праздных кл ассов - главный идейный стержень книги Веблена, ее основа и лейтмотив. Актуальность тематики, резкое осуждение праздных классов вызвали большой интерес к книге Веблена. Прогрессивная научная общественность США встретила книгу восто рженно. Но оценки "Теории праздного класса" носили резко противоположный характе р в разных идеологических лагерях. Так, член Социалистической партии США Роберт Ривес писал, что "Теория праздного класса" - это серьезный вклад в развитие обще ственной мысли. "В этой знаменующей эпоху книге Веблен, революционный иконоборец, разносит все условности буржуазного общества... Социалист не может не выражать удовольствия, не ликовать, понимая, что эта бомба изготовлена служащим Рокфелле ра в Чикагском университете". Профессор экономики Принстонского университета Уин троп Даниэлз писал в журнале "Атлэнтик мансли" в рецензии на книгу "Теория празд ного класса": "Веблен обладает сверхъестественной способностью проникновения в с ущность патологических сторон буржуазного общества и предпринимательства, безжал остно ступая по язвам, которые вскрывает скальпель его критики". Прогрессивный п рофессор-социолог Л. Уорд назвал "Теорию праздного класса" одной из самых блиста тельных книг, изданных в стране. Одновременно появились и резко отрицательные ре цензии. Так, журнал "Нейшн" в своем обозрении писал, что "Теория праздного класс а" - это пародия на экономику, несправедливая клевета на нравственные принципы п редпринимательства. "Теория праздного класса" принесла Веблену шумную популярность. По словам Дорфма на, в течение всего нескольких месяцев после выхода книги статьи Веблена оказали сь везде, в журналах "Нейшн", "Даниэл", "Нью рипаблик", газеты сообщали о каждом слове, слетавшем с его губ. "Его читали все, кто претендовал на право называтьс я интеллектуалом. Вебленизм сиял во всем блеске". В первое десятилетие после опу бликования "Теория праздного класса" переиздавалась четыре раза. Известный амери канский экономист Стюарт Чейз, автор книги "Трагедия расточительства", писал, чт о "Теория праздного класса" вошла в классику социально-экономической литературы и, вероятно, останется самой популярной из книг Веблена. "Теория праздного класса" включает 14 глав. Основные положения книги изложены в первых восьми главах, а в остальных шести они раскрываются на примерах экономики, религии, образа жизни, нравственных ценностей, системы высшего образования, сп орта. Часть глав посвящена истории возникновения праздных классов, усиления их г осподства, генезису их демонстративного расточительного потребления. В этом наше л свое выражение характерный для Веблена конкретно-исторический подход к анализу социальных и экономических явлений. Но по существу, даже эти главы, как и вся к нига, обращены к современной Веблену эпохе - началу империализма, когда, но опре делению В. И. Ленина, капитализм становится паразитическим, загнивающим, умирающ им. Требование исторического подхода в экономической науке явилось одним из важнейши х положении Веблена (он возвращался к этой идее почти в каждой своей работе). Ве блен писал, что экономическая наука должна быть "...исследованием живой истории материальной цивилизации". По его мнению, необходимо было осуществить изучение р азличных экономических и общественных институтов в их развитии, от момента их во зникновения и до современности. Представляется бесспорным, что Веблен в определе нной мере сумел реализовать исторический подход в своих работах. Он много занима лся историей человеческого общества, анализировал возникновение частной собствен ности, классов, государства, стремился обнаружить в прошлом истоки тех противоре чий, которые, по его мнению, демонстрировал современный ему капитализм. Хорошо и звестно, что классики марксизма-ленинизма считали принцип историзма неотъемлемым свойством экономической науки. Еще в своей рецензии на книгу А. Богданова В. II. Ленин всячески подчеркивал основные достоинства исторического изложения. После довательное проведение идеи развития, изменения явилось сильной стороной теории Веблена. Одновременно концепция развития Веблена имела серьезные недостатки. Он указывал, что в процессе развития возникают противоречия между институтами и внешней сред ой. По его словам: "Институты - это результат процессов, происходивших: в прошло м, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени". По мысли Веблена, несоответ ствие между уже сложившимися институтами и изменившимися условиями, внешней сред ой и делает необходимым изменение существующих институтов, смену устаревших инст итутов новыми. При этом пресловутое изменение институтов происходит якобы в соот ветствии с законом естественного отбора. Веблен писал: "Жизнь человека в обществ е точно так же, как жизнь других видов, - это борьба за существование, а следова тельно, это процесс отбора и приспособления. Эволюция общественного устройства я вилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся разв итие институтов человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в э том плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденного приспособления индивидов к окружению, постепенно изменяющемуся с развитием общества и социальных институто в, в условиях которых протекает человеческая жизнь". Таким образом, в трактовке Веблена общественно-экономическое развитие ("эволюция социального устройства") п редстает как реализация процесса "естественного отбора" разнообразных институтов.

С одной стороны, отдельные положения Веблена в какой-то мере соответствуют реаль ной действительности. Так, Веблен правильно указывал на существование противореч ия между старым и новым в общественном развитии, признавал временный характер ра зличных институтов. Но с другой - рассмотренное Вебленом противоречие (между инс титутами и внешней средой, старым и новым) чересчур общее, поэтому схема развити я предстает достаточно туманной... Обе стороны отмеченного Вебленом противоречия определены нечетко и слабо связаны с процессом общественного производства. Как известно, истинным движущим противоречием общественно-экономического развития яв ляется противоречие между производительными силами и производственными отношения ми; развитие этого внутреннего противоречия и лежит в основе истории человеческого о бщества. В определенной степени в своем анализе механизма развития Веблен абсолютизирует закон естественного отбора, открытый Ч. Дравиным применительно к биологическим в идам. Он допускает произвольное (в форме далеко не очевидных аналогий) перенесен ие этого закона в область социально-экономических явлений. Такое непосредственно е перенесение является ошибочным: "эволюция социальной структуры" - это социальн ый процесс, закономерности которого не могут быть сведены к биологическим законо мерностям. По словам В. И. Ленина, "...перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук есть фраза". Вместе с тем следует отметить, что для Веблена отождествление биологических и об щественных закономерностей ни в коем случае не явилось средством апологии капита лизма. Как известно, закон естественного отбора широко применялся в разнообразны х вариантах социального дарвинизма. Представители этого течения использовали тез ис о необходимости борьбы за существование для обоснования нищеты, классового не равенства, капиталистической конкурентной борьбы и т. д. как явлений вечных и в исторических. Социальный дарвинизм явился откровенно апологетическим направление м, которое оправдывало существующее положение вещей. Между тем Веблен выступил с осуждением современного ему строя, с критикой многих буржуазных институтов. Анализируя процесс возникновения праздного класса, Веблен выделял две стадии в и стории человеческого общества: миролюбивую стадию и хищническую. Для первой хара ктерны малые первобытные группы людей, обыкновенно они миролюбивы и ведут преиму щественно оседлый образ жизни, они бедны, индивидуальная собственность не являет ся в них преобладающей чертой системы экономических отношении. По мнению Веблена, на этой стадии агрессия отсутствует и люди заняты какой-то формой мирной произ водственной деятельности: "На ранней стадии социального развития, когда общество обыкновенно еще ведет мирный и, возможно, оседлый образ жизни, а система индиви дуальной собственности еще не развита, наиболее полное проявление способностей о тдельного человека может происходить главным образом в занятиях, направленных на поддержание жизни группы". Веблен считает, что соперничество между людьми, кото рому он придает решающее значение в возникновении частной собственности и праздн ого класса, на этой стадии развито относительно слабо и не выходит из сферы миро любивых занятий: "Какую бы форму ни принимало экономическое соперничество между членами такой группы, оно будет касаться главным образом полезности членов общно сти в трудовой деятельности. В то же время побуждение к соперничеству не велико, а сфера его проявления ограниченна". С распространением массовой охоты и войн, по мнению Веблена, происходит переход от миролюбивой стадии к стадии хищничества. Это перестраивает всю систему сущест вующих побуждений к действию, моральных ценностей и приоритетов. Прежде всего, " сама возможность соперничества значительно увеличивается. Действия мужчин все бо лее приобретают характер доблестной деятельности, а вызывающее зависть сравнение одного охотника или воина с другим становится все более простым и привычным". П олученная добыча и трофеи начинают восприниматься как доказательство превосходящ ей силы их обладателя. На смену "миролюбивым" формам самовыражения приходит борь ба; результаты успешной борьбы начинают высоко ценить в обществе. К таким резуль татам относятся "полезные предметы или люди, полученные захватом или грабежом". Наступает эра, когда агрессия становится почетной; она превращается в "общеприня тую форму боевых действий", а добыча служит доказательством успешной агрессии. В се, что связано с захватом, одобряется обществом, в то время как "получение мате риальных предметов способами, отличными от захвата, начинает считаться недостойн ым высокого звания человека". Отсюда и возникает "вызывающее зависть различие ме жду доблестной деятельностью и приобретением посредством захвата, с одной сторон ы, и производственной занятостью - с другой. Труд приобретает характер нудного з анятия в силу пренебрежительного отношения к нему". Так в трактовке Веблена прои сходит отделение "доблестной" деятельности от деятельности производственной. Это отделение он изобразит в дальнейшем как определяющее для эволюции общественной структуры. Веблен признает, что деление на стадии "хищническую" и "миролюбивую" в значитель ной степени условно уже потому, что сражения, видимо, существовали на всех этапа х развития общества. Но он связывает наступление стадии хищничества с тем момент ом, когда "воинствующее расположение духа становится привычным", когда "хищничес кий духовный настрой становится для членов группы общепринятым духовным настроем ", который приходит на смену миролюбию. "Существенное различие между миролюбивой и хищнической фазами развития культуры является, следовательно... различием в с ознании". Так резюмирует Веблен свой анализ и приходит к важнейшему для него выв оду - о существовании в истории человечества двух резко отличных стадий, приведш их к формированию двух противоположных типов обычаев, привычек, образов жизни. В "Теории праздного класса" и других работах Веблен развивает свою историко-экон омическую концепцию. Он выделял в истории ряд периодов: "ранней и поздней дикост и", "воинственного" и "полу мирного" варварства и, наконец, "цивилизацию". В осн овных чертах такое дробление истории общества - различение дикости, варварства и цивилизации - совпадает с периодизацией, предложенной в работе Л. Моргана "Древ нее общество". Как известно, эту периодизацию обобщил Ф. Энгельс, который писал о ней: "Пока же мы можем обобщить моргановскую периодизацию таким образом: дикос ть - период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно с озданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями так ого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период о владения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческ ой деятельности. Цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства". Веблен показывает, что "варварство" - противоположность "ранней дикости" - основ ывалось на эксплуатации и враждебном разделении между военной и жреческой кастам и, которые поглощали созданный прибавочный продукт, и низшими слоями населения, создающими его. В период варварства, по мнению Веблена, и зарождаются те "социал ьные привычки", которые легли в основу "стяжательского" типа экономического пове дения, характерного для представителей праздного класса. Этот тип Веблен противо поставляет "производительному" типу, характерному для низших классов, в основе к оторого лежат "социальные привычки, типичные для периода ранней дикости". Важно отметить, что сходными "социальными привычками" Веблен наделяет в период капитал изма представителей праздного класса, с одной стороны, и представителей инженерн о-технической интеллигенции - с Другой.

Таким образом, Веблен рисует два противоположных типа общественного устройства и соответственно два исторически противоположных типа экономического поведения. О тчетливо видно, что в историко-экономической концепции Веблена гипертрофируется роль психологических факторов. Развитие общества, социально-экономические измене ния предстают в трактовке Веблена в конечном счете как результат конфликта "типо в социальных привычек". Для Веблена центральными являются конфликты между против оположными побуждениями и привычками; противоречия в системе производственных от ношений - действительный источник разлития общества - он не рассматривает. В это м наглядно проявился зачастую характерный для Веблена идеализм. Элементы обществ енной психологии ("способ мышления") оказывали, по Веблену, решающее и непосредс твенное влияние на развитие общества. Идея определяющей роли обычаев, привычек п роходит через всю "Теорию праздного класса", выступая основой историко-экономиче ской концепции Веблена. В свою очередь эта историко-экономическая концепция важн а для понимания и оценки той критики, которой Веблен подверг современное ему кап италистическое общество. Его критика буржуазных экономических институтов тесно с вязана с концепцией противоположных типов экономической деятельности и обычаев м ышления - "мирного типа" и "хищнического типа". Противоположность этих типов Веб лен прослеживает до современного ему капитализма. По времени возникновение праздного класса Веблен относит к периоду перехода к хи щническому укладу: "Свидетельства, предоставляемые обычаями и чертами культуры о бщностей, находящихся на низкой ступени развития, указывают, что институт праздн ого класса появляется постепенно во время перехода от первобытного дикарства к в арварству, или, точнее, во время перехода от миролюбивого к последовательно воин ственному укладу жизни". Самый институт праздных классов по Веблену, есть резуль тат "разграничения" видов деятельности: "Институт праздного класса развивается и з возникшего ранее разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды почетны, а другие-нет". Именно из этого различия и возникает расслоение обществ а на "праздный" и "работающий" классы. Веблен далее выделяет те условия, которые, по его мнению, необходимы для образов ания праздного класса: "Условиями, очевидно необходимыми для его появления, явля ются: (1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на кру пную дичь или и то и другое), т. е. мужчины, составляющие в этих случаях зарожда ющийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; (2) средства для поддержания жизни должны доставаться па достаточно легких усл овиях, с тем чтобы можно было освободить значительную часть общества от постоянн ого участия в труде по заведенному распорядку". Под вторым условием, выдвинутым Вебленом, следует, видимо, понимать возможность создания прибавочного продукта к ак экономической базы деления общества на классы. Появление праздного класса Веблен связывает с возникновением частной собственнос ти: "В процессе эволюции культуры возникновение праздного класса совпадает с зар ождением собственности. Это непременно так, ибо эти два института являются резул ьтатом действия одних и тех же экономических сил". Он рассматривает различные ст адии в становлении института частной собственности: "начальную стадию собственно сти", связанную с "приобретением путем захвата и обращения в свою пользу", и сле дующую ступень - "организацию производства, зарождающуюся на основе частной собс твенности", когда "трофеи хищнических набегов как общепринятый показатель успеха и превосходства в силе... все более заменяются накопляемой собственностью" Проб леме частной собственности Веблен уделяет в "Теории праздного класса", как и в р яде других своих работ, большое внимание. Он справедливо связывал с возникновени ем частной собственности деление общества на праздные и работающие слои, неизбеж ный антагонизм между ними. Но его концепция возникновения частной собственности, как и вся его историко-экономическая концепция, носит идеалистический характер. Экономические институты представляются Веблену воплощением определенных привычек поведения, обычаев. Он постоянно стремился изучать экономическое явление как ко нкретный обычай, который, установившись некогда, обладает затем инерцией и автор итетом. Поведение людей, его побудительные мотивы, закрепляясь в виде институтов, определяют в дальнейшем экономические отношения и все социально-экономическое развитие общества. Эта позиция Веблена проявилась и в анализе возникновения важн ейшего экономического института - частной собственности. "Где бы ни обнаруживалс я институт частной собственности, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обладание имуществом". Что же л ежит в основе этой борьбы, стремления к накоплению разных благ? Веблен связывает возникновение частной собственности со склонностью к соперничеству, к конкуренц ии, присущей человеку. "Мотив, лежащий в основа собственности, - соперничество; этот же мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности, остается действенным в дальнейшем развитии этого института и в эволюции всех тех черт социальной структуры, к которым собственность имеет отношение". В концепции Веблена собственность первоначально возникла как трофей, результат н абега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отли чала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собс твенность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-пр ежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе. По словам В еблена, собственность оказывается "наиболее легко различимым доказательством усп еха и традиционной основой уважения". Поскольку богатство становится почетным, приносит почет владельцу имущества, пос тольку приобретение дополнительного имущества, увеличение собственности становит ся необходимым для получения одобрения со стороны общества и прочного положения в нем. В трактовке Веблена на определенном этапе развития общества достижение не коего "престижного денежного уровня", т. е. некоторого условного стандарта богат ства, является таким же необходимым, как доблесть, как подвиг прежде. Превышение данного денежного уровня оказывается особенно почетным, и наоборот, те члены об щества, которые не обладают необходимой собственностью, получают отрицательную о ценку своих собратьев и страдают от этого. Веблен указывает, что "денежный урове нь жизни" не остается неизменным: с развитием общества он возрастает. В процессе оценки собственности различных ее обладателей, как и в других ситуаци ях, люди, по мнению Веблена, прибегают к "завистническому сравнению". Если это " завистническое сравнение" неблагоприятно для индивида, то личность будет испытыв ать хроническую неудовлетворенность и постоянно стремиться к достижению престижн ого "денежного уровня жизни", принятого в данном общество или в данном слое. В с лучае же достижения этого уровня неудовлетворенность сменяется стремлением превы сить его и тем самым превзойти остальных. Таким образом, "завистническое сравнен ие" служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собств енности.

Веблен полагает, что желание увеличить богатство, превзойти остальных едва ли мо жет быть насыщено в каждом конкретном случае. Это обстоятельство, по мнению Вебл ена, доказывает ошибочность утверждения, что основной целью накопления является потребление. Он предпринимает попытку критики данного утверждения, распространен ного в буржуазной литературе. "Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплен ию была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокуп ные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борь ба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопост авления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно". Веблен считает, что денежный уровень жизни также обусловлен привычкой к денежном у соперничеству и что "среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплен ии богатства, первенство и по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежн ого соперничества". Одну из глав книги автор так и называет- "Денежное соперниче ство". Присущее Веблену стремление к психологизации в трактовке экономических явлений п ри анализе возникновения и развития частной собственности сказывается особенно о тчетливо. Во главу угла он ставит соперничество как якобы коренное свойство чело веческой натуры и игнорирует вопрос, почему появление частной собственности было неизбежно экономически. Следовательно, Веблен ограничивает рассмотрение причин возникновения частной собственности в основном психологическими мотивами. Он пря мо говорит, что частная собственность "основывается на завистническом сопоставле нии". Для него переход от общинной к частной собственности не был обусловлен объ ективной необходимостью смены устаревших производственных отношений, ставших тор мозом развития производительных сил, новыми производственными отношениями, спосо бствующими их росту. Между тем стремление завоевать положение в обществе, перегн ать других за счет накопления различных благ, бесспорно, существовало, но оно яв илось не причиной, а следствием появления новой формы собственности, способствую щей развитию производительных сил. Ф. Энгельс в своем анализе распада родового строя также отмечает те мотивы и поб уждения, которые сопровождали возникновение и развитие частной собственности: "С амые низменные побуждения-вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, гр язная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния - являются во сприемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средств а - воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое родо вое общество и приводят к его гибели". Но Ф. Энгельс указывал, что эти мотивы и интересы были обусловлены объективной необходимостью замены устаревшей формы соб ственности (общинной) и объективной возможностью появления частной собственности в результате разделения труда и роста его производительности, что позволило общ еству создавать прибавочный продукт. Веблен прослеживает, как с развитием общества обладатели собственности оказывают ся привилегированной группой, которая становится во главе общественной иерархии. Он констатирует, что представители этой группы не участвуют в полезном труде, в создании материальных ценностей; они получают продукцию общественного производс тва лишь как собственнички средств производства, благодаря "факту собственности". Поэтому Веблен называет данную общественную группу выразительным термином "пра здный класс". Помимо праздности, Веблен отмечает еще одну важную особенность, характерную для представителей господствующего класса: чрезмерные, не обусловленные человеческим и потребностями размеры потребления. Такое потребление было возможно потому, что представители праздного класса благодаря собственности присваивали себе большую часть созданного обществом продукта. Веблен указывает, что потребление праздног о класса вступает в противоречие с интересами общества в целом; для характеристи ки такого потребления он вводит термин "расточительное потребление". Веблен подробно анализирует и подвергает критике идеологию и психологию представ ителей праздного класса. Он считает, что, поскольку владение собственностью, пра здность и расточительное потребление стали атрибутами именно господствующего кла сса и только его, (другие члены общества вынуждены были работать н ограничивать свое потребление), постольку они заняли главное место в системе ценностей "празд ного класса", сделались почетными. Владение большей собственностью означало боле е высокий престиж, более высокое положение в обществе, поэтому представители кла сса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизн и и "демонстративное потребление", по мнению Веблена, есть важнейшие свойства "п раздного класса". Веблен анализирует историю развития праздности; он показывает, как постепенно вы рабатываются правила, "навыки праздности": "Благовоспитанное поведение и высокор одный образ жизни - это следование нормам демонстративной праздности и демонстра тивного потребления". Он утверждает, что стремление к праздности порождает и код екс приличий, и правила поведения. По мнению Веблена, весь образ жизни высших сл оев подчинен постоянной демонстрации праздности, причем эта демонстрация станови тся даже обременительной. "В условиях подчинения требованию демонстративного пот ребления атрибуты человеческой жизни - такие, как жилище, обстановка, экзотическ ие безделушки, гардероб, питание, - стали столь сложными и обременительными, что потребители не могут должным образом справиться с ними без посторонней помощи". Веблен дает меткую характеристику системе ценностей буржуазного общества: "Основ а, на которой в конечном счете покоится хорошая репутация... денежная сила. И ср едствами демонстрации денежной силы, а тем самым и средствами приобретения или с охранения доброго имени являются праздность и демонстративное материальное потре бление". Он утверждает, что расходы на демонстративное потребление становятся бо лее важными, чем расходы на необходимое. Веблен постоянно подчеркивает свою отри цательную оценку демонстративной праздности и демонстративного потребления как р асточения материальных благ и сил людей. Он полагает, что демонстративное потреб ление поглощает растущую эффективность производства, ликвидирует ее результаты. На протяжении всей книги Веблен неоднократно возвращается к одной из главных иде й "Теории праздного класса": возникновение и укрепление института собственности, растущая власть денег привели к образованию "денежной цивилизации", развитие че ловеческого общества пошло по ложному пути. Несостоятельность "денежной цивилиза ции" двояка. Во-первых, она заключается в бесполезности для общества класса собс твенников денежного богатства, не участвующих в создании материальных ценностей. Во-вторых, она проявляется в бесполезном расточении материальных благ во имя не действительных, а ложных потребностей, обусловленных ложным пониманием престижа, в результате чего это потребление приняло характер демонстративного потреблени я, направленного на демонстрацию богатства людей, их "денежной силы".

В гл. IV, "Демонстративное потребление", и в последующих главах "Теории праздног о класса" автор изобличает все ложные каноны жизни, которые зародились с появлен ием праздного класса, умножились и упрочились в процессе его эволюции и получили свое полное выражение при жизни современного Веблену поколения - при империализ ме. Веблен прослеживает историю возникновения власти вещей над людьми, отмечает ее усиление по мере развития буржуазной цивилизации. Его ирония высвечивает поро жденные властью денег ложное понимание престижа в обществе, потребление напоказ, жизнь напоказ. Он подчеркивает, что в отличие от сословного общества, где прина длежность к высшим кругам является наследственной, в буржуазном обществе власть денег размывает границу между разными слоями общества, не исключает перехода из одного слоя в другой, так как различно уже только имущественное. В силу этого в буржуазном обществе "благопристойное потребление" становится общим требованием д ля всех его членов. "В современном цивилизованном обществе пограничная линия меж ду его слоями становится размытой и подвижной, и в любом обществе, где имеет мес то такая картина, норма почтенности, устанавливаемая высшими классами, распростр аняет свое влияние сверху вниз на всю структуру общества, до самых низких слоев. В результате в качестве своего идеала благопристойности представители каждого с лоя принимают образ жизни, вошедший в моду в следующем соседнем, вышестоящем сло е, и устремляют свои усилия на то, чтобы не отстать от этого идеала". Веблен выступает с явным осуждением расточительства в потреблении; он - за рацио нальное потребление, которое удовлетворяло бы действительные потребности людей, а не потребности мнимые, искусственные, придуманные для демонстрации расточения и безделья. На примере одежды Веблен показывает, что по мере роста богатства и в ласти денег резко ускоряется стремление к смене стилей в одежде; одежда выступае т как элемент демонстративного расточительства. Одно из его ярких порождении - я вление моды, постоянной сменяемости стилей - тяжким бременем ложится на обществе нное производство, требуя его приспособления к этой непрерывной гонке. По мере р оста богатства одежда быстрее "морально устаревает" и должна заменяться другой, более престижной, что приводит к расточению созданных материальных благ. Анализи руя психологический механизм моды, Веблен приходит к выводу о нелепости существу ющей ситуации; его откровенная критика обращена непосредственно к современному е му капитализму: "...чем дальше стоит общество, особенно богатые классы общества, по росту богатства и подвижности, а также по диапазону социальных контактов, те м более властно будет утверждаться закон демонстративного расточения в вопросах одежды, тем сильнее будет тенденция канона денежной благопристойности подчинять себе чувство красоты или завладевать им, тем скорее будут смещаться и изменяться моды и тем нелепее и нестерпимее будут меняющиеся стили, входящие в моду один в след за другим". Веблен как бы отстранение и с удивлением смотрит на чуждую ему систему буржуазны х канонов, которая была создана праздными классами и получила свое полное выраже ние в эпоху империализма. И прежде всего это относится к идеологии потребительст ва, мещанства. Преклонение перед вещами, стремление выделиться из толпы за счет демонстрации вещей, погоня за нелепыми причудами моды предстают в освещении Вебл ена как атавизм, мишура, которая только мешает человеку, поскольку уничтожает лу чшие его задатки. Как известно, для капитализма характерен товарный и денежный фетишизм. По сущест ву, Веблен дает иллюстрацию того, как в сознании людей возникает и формируется ф етишизм вещей, который впоследствии принимает форму товарного фетишизма-явления, открытого и научно обоснованного К. Марксом. Вместе с тем, как и при исследовании Вебленом проблемы собственности, его анализ власти вещей и денег в буржуазном обществе характеризуется психологизацией экон омических явлений и хотя и точным, впечатляющим, но поверхностным их описанием. Веблен не сумел выявить корней многих изучаемых им процессов в капиталистическом обществе, а в ряде случаев свел их лишь к проявлению присущих человеку инстинкт ов. Такой инстинкт, как "предрасположенность людей к соперничеству", кладется им в основу демонстративного расточительства; более того, на склонности к сопернич еству фактически оказываются выстроены все институты "денежной цивилизации". Объявляя открытый им "закон демонстративного расточительства" "фундаментальным", "великим" законом денежной цивилизации, Веблен гипертрофирует роль потребления. Не производство, а потребление выступает у него решающим фактором развития обще ства. Напомним, что у В. И. Ленина сформулированный им закон возвышения потребно стей органически связан с развитием производства и обусловлен им. Оно порождает, во-первых, рост потребностей в средствах производства, и, во-вторых, в результа те развития производства на основе технического прогресса создаются многочисленн ые новые виды продукции, которых ранее не было, и возникает потребность в них. Э ту органическую связь производства и потребления при определяющей роли производс тва Веблен игнорирует. Гипертрофия роли "демонстративного расточительства" сказывается и при анализе Ве бленом ряда экономических явлений и категории. Так, методы конкурентной борьбы м ежду состоятельными людьми он сводит прежде всего к "демонстративному потреблени ю", оставляя в стороне борьбу буржуазии в процессе производства и присвоения при бавочной стоимости. Со всей очевидностью проявляется свойственное Веблену игнорирование производстве нных отношений, преувеличение роли потребления и психологических факторов при ра ссмотрении товара и его свойств. В концепции Веблена потребительная стоимость то вара характеризуется двумя видами "утилитарности": во-первых, "функциональной ут илитарностью", т. е. удовлетворением необходимых потребностей (в пище, одежде, ж илище и проч.) и, во-вторых, способностью приносить покупателю товара соответств ующий почет, признание - "дополнительная утилитарность". Однако этой дополнитель ной утилитарности Веблен придает решающее значение. Он пишет о критериях оценки полезности товаров: "Привычка искать в товарах признаки избыточной дороговизны и требован., чтобы во всех товарах была видна какая-то дополнительная, выгодная д ля завистнического сравнения утилитарность, приводит к изменению в критериях, по которым выводится общая оценка полезности товаров. В оценке товаров потребителе м то, что доставляет почет, и то, что является грубо функциональным, не существу ет отдельно друг от друга, оба эти компонента составляют неразрывную в своей сов окупности полезность товаров". По Веблену, целевое назначение производства товар ов одинаково при всех способах производства и связано лишь с потенциальной ценно стью товара для потребителя, с его потребительной стоимостью. Здесь он игнорируе т второе свойство товара - стоимость, которая в капиталистическом обществе приоб ретает доминирующее значение, поскольку целью производства товаров становится по лучение прибавочной стоимости, присваиваемой капиталистами в результате реализац ии товара как стоимости.

С позиции универсального "закона демонстративного расточительства" Веблен рассма тривает товары, созданные в результате процесса машинного производства или ручно го труда. Все симпатии Веблена на стороне машинного производства. Он утверждает, что товары, созданные машиной, содержат меньше дефектов и вообще лучше могут уд овлетворять рациональные потребности покупателей. Но в силу действия "закона дем онстративного расточительства" потребители зачастую выбирают именно продукты руч ного труда. "Ручной труд - более расточительный способ производства; следователь но, получаемые этим способом товары надежнее служат цели приобретения денежной р епутации; следовательно, следы ручного труда оказываются престижными, и товары, в которых такие следы налицо, становятся сортом выше, чем соответственный продук т машинного производства. Отсюда вытекает зачастую неприятие для праздного класс а товаров, созданных машиной, - в силу их "заурядности", доступности в денежном отношении для многих людей. Потребление такого товара "не доставляет почета, так как оно не служит цели благоприятного завистнического сравнения себя с другими потребителями". На многих страницах своей книги Веблен образно рисует губительные последствия пр аздности и паразитизма собственников денежного богатства для развития производст ва и культуры, для этических норм поведения людей в условиях "денежной цивилизац ии". Веблен вводит и свою книгу своеобразный термин "подставная праздность" (vic arious leisure), которым характеризует функциональное назначение многочисленного слоя людей, обслуживающих праздный класс. Развитие выполняемых ими функций - эт о развитие функции прислуги, первоначально домашней прислуги. Они так или иначе, прямо или опосредованно - через религию, филантропическую деятельность, систему образования, спорт и др. - обслуживают собственников денежного богатства. Веблен справедливо подчеркивает, что представление о ложной престижности праздно сти, ее демонстрация даже там, где нет достаточных средств для действительно пра здного образа жизни, сохраняет свою силу и для семей со средним достатком, в кот орых глава семьи работает, но стремится обеспечить праздную жизнь жене, с тем чт обы она занималась оформлением жилища, его эстетикой, собою - все ради поддержан ия благопристойности семейства, "денежной репутации": "...подставные праздность и потребление, воспроизводимые женой, а также вспомогательное представление праз дности посредством слуг остаются в моде как условность, пренебречь которой не по зволят требования репутации". При этом Веблен отмечает, что представители "подст авного праздного класса", женщины в частности, начинают испытывать отвращение к статусу своей бесполезности для общества и протестовать, требуя включения их в о бщественно полезную деятельность и производственный процесс. По мнению Веблена, идеология культа праздности, которую сеют господствующие клас сы, нужна им для оправдания собственной праздности. Яркий пример тому, как "подс тавная праздность" не служит на благо самого человека, а превращается в работу п о восстановлению лица имущего, - сфера религии. "Соблюдение обрядов благочестия" - таким термином обозначает Веблен эту сферу. "...Священнослужители, приближенн ые божеству, не должны участвовать в производительном труде... никакое занятие, которое приносит ощутимую пользу людям, не должно выполняться в присутствии боже ства... в праздники, отводимые для восславления божества или для причастия, ника кая работа, полезная обществу, не должна выполняться никем". Боги-идеальный праз дный класс. Однако образ жизни этого "сверхъестественного праздного класса" - то чная копия образа жизни сильных мира сего. Соблюдение обрядов благочестия ведет, по словам Веблена, к расхождению эгоистических интересов праздного класса с инт ересами жизнедеятельности всего человеческого общества. Пагубное влияние праздного класса распространяется на спорт. В буржуазном общест ве "футбол имеет такое же отношение к подлинной физической культуре, как бои бык ов к сельскому хозяйству". Специальную главу, названную "Вера в удачу", Веблен о тводит такому неотъемлемому атрибуту праздности, как азартные игры. Но и здесь п редпочтение отдается автором "Теории праздного класса" психологическим факторам. Он рассматривает пристрастие к азартным играм как проявление "веры в удачу", св ойственной людям на всех ступенях эволюции общества. Наконец, "демонстративную праздность" Веблен анализирует на примере современного ему высшего образования в буржуазном обществе. Этой важной теме автор посвящает пространную заключительную главу книги - "Высшее образование как выражение дене жной культуры". Высшее образование-это тоже одна из обширных сфер деятельности, подчиненная законам праздного образа жизни. Большим почетом в системе буржуазног о высшего образования пользуется, например, классическая филология, древние язык и. Классическое образование - залог и свидетельство освобожденности от производс тва, так как, чтобы его получить, нужно потратить недоступное неимущим людям кол ичество времени и расточительных, а потому и почетных усилий. Веблен с горечью п ишет, что люди, которые старались расширить горизонты человеческого знания, в со временных буржуазных университетах "находили отнюдь не сердечный прием, их нехот я терпели". Важный прогрессивный тезис Веблена состоит в том, что по отношению к материально му производству праздный класс оказывается не только лишним, но и вредным: "Отно шение праздного... класса к экономическому процессу является денежным отношением - отношением стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не полезности". Резкая критика бесполезных обществу функций праздного класса - одна из любимых т ем Веблена; она присутствует не только в "Теории праздного класса", но и во всех его работах (в "Теории делового предпринимательства", "Абсентеистской собственн ости" и др.). В освещении Веблена, паразитический образ жизни господствующего кл асса всегда тяжким бременем ложится на общественное производство и тормозит его развитие. Это наиболее отчетливо обнаруживается в период империализма, о чем сви детельствует отделение собственников от производства и контроля за ним, непомерн ое развитие различных бесполезных финансовых институтов, факты замораживания про изводства в корыстных целях, намеренного торможения технического прогресса. Вебл ен говорит, что крупной финансовой буржуазии особенно характерны потребительские навыки, идущие вразрез с интересами материального производства, - расточительно е потребление, служащее целям соперничества и престижа, но вредящее производству. С большой силой убеждения Веблен показывает, что праздный класс, и особенно совр еменная буржуазия, не только паразитический, но и консервативный класс, который выступает против перемен в производстве и в общественной жизни. Привилегированно е положение праздного класса определяет его консервативность, которая превратила сь в показатель престижа. Но Веблен здесь использует свою ошибочную концепцию ин стинктов и утверждает, что сопротивление переменам в системе развития общества я вляется "инстинктивным"). Отсюда он делает весьма неожиданный вывод, что низшие классы столь же консервативны, как н высшие: "Люди нищенски бедные и те, чьи сил ы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могу т позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне". Веблен пренебрегает тем об стоятельством, что именно нищенская бедность людей и создает ту ситуацию, при ко торой, по словам К. Маркса, людям уже "нечего терять, кроме своих цепей", и они идут на активное; сопротивление с целью перестройки ставшей невыносимой жизни. П рактика, этот лучший критерий истины, показала, что все социальные революции - р еволюции рабов, крестьянские войны, буржуазные революции н пролетарские революци и - совершаются тогда, когда жизнь угнетенных масс становится невыносимо тяжелой, и совершаются именно теми людьми, которые находятся внизу, ближе к "нижнему пр еделу" социальной шкалы. Эти люди, как показывает исторический опыт, идут на все, вплоть до гибели, чтобы совершить революцию. Несостоятельный тезис Веблена о к онсерватизме "низших слоев" важен для его прогноза о будущем, поскольку, именно основываясь на идее о "консервативности низов", он пытается найти другие обществ енные группы, которые будто бы призваны стать "революционными носителями нового". В "Теории праздного класса" прогноз о будущем человеческого общества еще не пр озвучал, но Веблен уже подводит читателя к нему. Уже в этой книге звучат ноты яв ного одобрения машинного производства и тех, кто, но его мнению, в наибольшей ме ре обладает прогрессивным человеческим инстинктом- "инстинктом мастерства". Имен но в "Теории праздного класса" заложена основа технократической концепции, подхв аченной многими институционалистами и развитой Дж. Гэлбрейтом, Р. Хейлбропером и другими представителями неоинституционализма.

Язык Веблена - это язык исследователя, а не беллетриста. У него тяжелая манера п исьма, к ней нужно привыкнуть. Но тот, кто привыкнет, будет безусловно вознаграж ден, так как почувствует глубокую иронию, которой пронизана вся книга. Веблен пр именяет сильнейшее оружие, данное писателю,-смех. По существу, он жестоко высмея л и идеологию, и образ жизни господствующих классов. Читателя может озадачить ши рота проблем, затронутых автором в книге. Но такова специфика работ институциона листов, декларирующих междисциплинарный подход и стремящихся к слишком широкому охвату изображаемых явлений. К сожалению, при этом рассматриваются многие второ степенные аспекты, специфика собственно экономического анализа в значительной ме ре теряется. Многие моменты в анализе "праздного класса" следует расценить как д остоинства теории Веблена. Он ярко описал паразитизм "праздного класса", глубоко изучил идеологию этой общественной группы. Подчеркивая консерватизм и паразитиз м господствующих классов в период империализма, Веблен выступил как прогрессивны й ученый своего времени. Критический подход Веблена, его широкий кругозор, знани е истории человеческого общества и обеспечили его книге "Теория праздного класса " заслуженное признание. Серьезное достоинство книги Веблена состоит в том, что она содержит явное и недв усмысленное осуждение мира капитала, крупного бизнеса. Веблен произносит знамена тельные слова: "Обычаи мира бизнеса сложились под направляющим и избирательным д ействием законов хищничества или паразитизма". По его мнению, постепенно "участи е самого денежного класса становится излишним". Характеризуя капиталистические э кономические институты, Веблен прямо утверждает, что "современной экономической ситуации эти финансовые институты никак не соответствуют, ибо они сложились в эк ономических условиях прошлого...". Но что же придет на смену существующим институтам? Позиция Веблена по этому вопр осу раскрывается в более поздних его работах, и прежде всего в "Теории делового предпринимательства" и книге "Инженеры и система ценностей". В работах Веблена уделено особое внимание "современной ему экономической организ ации", или "новой, индустриальной системе". Ее характерные черты - "машинный про цесс и инвестиции ради прибыли". Термины "индустрия" н "индустриальная система" Веблен употреблял практически как синонимы, подразумевая под ними материальное п роизводство, основанное на машинной технике, которой он придавал огромное значен ие. Веблен правильно отмечал такие последствия внедрения машин в процесс произво дства, как расширение масштабов производства, углубление общественного разделени я труда и др. материальной формой современной цивилизации, но Веблену, является индустриальная система, а направляющей силой, которая оживляет эту систему, выст упает предпринимательство. Веблен отмечает особенности капиталистического обобще ствления производства, которой создает необходимость высокой организации труда, и указывает, что капиталисты не обеспечивают такую высокую организацию, усматрив ая причину этого в том, что интересы бизнеса не совпадают с интересами развития производства. Он констатирует, что непосредственной целью и стимулом деятельност и предпринимателя является получение прибыли, а не развитие производства: "Мотни бизнеса - денежная выгода. Его метод - купля-продажа. Цель - накопление богатст ва". Поскольку целью предпринимателей, в руках которых находится производство, являет ся исключительно прибыль, постольку возникает противоречие - по терминологии Веб лена, "дихотомия" - между интересами развития производства и интересами капитали стов. Веблен показывает, что во многих случаях бизнесмен не заинтересован в расш ирении и улучшении производства, которым руководит. Разнообразные производственн ые вопросы рассматриваются бизнесменами только в плане возможности прибыльной ре ализации на рынке произведенной продукции. Между тем такая возможность может быт ь достигнута не только путем совершенствования производственного процесса и повы шения производительности труда, но и в результате ограничения выпуска товаров и соответственного установления выгодной цены на них. "Капитаны бизнеса", управляю щие производством с помощью денежных сделок, не учитывают, какой эффект могут вы звать эти сделки, как это отразится на других предприятиях: "...бизнесмену безра злично, как его операции воздействуют на производство". Веблен приходит к выводу об отделении интересов тех людей, которые управляют, от интересов общества. Для Веблена характерно противопоставление "индустрии" и "бизнеса", материального производства как такового и системы производства товаров для извлечения прибыли. Подчинение "материальных интересов общества целям извлечения прибыли" В еблен считал важной чертой капитализма. Изучение "дихотомии" сопровождалось у Ве блена критикой мотивов и методов капиталистического хозяйствования, обусловленны х "бесстыдной жаждой наживы правящих классов". Он показал па конкретных примерах, что система капиталистического предпринимательства тормозит развитие обществен ного производства. Но анализ Вебленом "дихотомии" оказался поверхностным; он пре дложил психологическую трактовку отмеченного им противоречия. Именно "психологию бизнеса", т. е. непосредственные мотивы и цели капиталистов, их "правила поведе ния", Веблен считал определяющей в системе капиталистического предпринимательств а. Он не дал правильного анализа обнаруженного им противоречия. Отождествляя сво ю трактовку "дихотомии" с сущностью капитализма, он игнорировал систему эксплуат ации труда капиталом на базе капиталистической собственности на средства произво дства. У него полностью выпадает факт присвоения капиталистами неоплаченного тру да рабочих в форме прибавочной стоимости как основное и определяющее содержание капиталистического способа производства. Отношение между антагонистическими клас сами - буржуазией и пролетариатом- Веблен не исследует, подменяя его рассмотрени ем "психологии бизнеса". Между тем "психология бизнеса"-элемент вторичный, произ водный; она возникла и сформировалась на базе капиталистических отношений собств енности. Именно капиталистическая собственность на средства производства, возмож ность присваивать результаты чужого труда являются основой жажды прибыли как гла вного мотива деятельности капиталистов. Стремление к извлечению прибыли, которое Веблен считает источником всех пороков капитализма, есть лишь отражение объекти вно обусловленной цели капиталистического производства - получения и присвоения капиталистами прибавочной стоимости. По мнению Веблена, с развитием капитализма "дихотомия" производства и бизнеса об остряется. Сфера рыночных отношений, разнообразные спекулятивные операции станов ятся более выгодными для капиталиста, чем непосредственно предпринимательская де ятельность. В результате многие капиталисты отвлекаются от организации производс твенного процесса и начинают вкладывать часть своих капиталов в различные спекул ятивные сделки: "Вместо прежнего капитализма, когда капиталист регулировал некий производственный процесс, пришло оживление перераспределения капитальных вложен ий в более прибыльные сделки". Веблен отмечает ряд черт монополистического капит ализма: образование и рост корпораций, громадные масштабы корпоративной собствен ности, ликвидацию свободной конкуренции и др. Но главным Веблен считает не конце нтрацию производства, на базе которой вырастают монополии, а широкое использован ие кредита и образование "абсентеистской собственности". Термин "абсентеистская" ("отсутствующая", "неосязаемая") собственность Веблен применял для обозначения отделения собственности от управления и руководства промышленные производством.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 238 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...