Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Европы эпохи Реформации



Протестантская этика и ее роль в европейской культуре

Теоретическую базу протестантской этики составляет положение о том, что спасение человека предопределено немотивированным решением бога, поэтому основными симптомами избранности является сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление себе и другим доказать свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству. М. Вебер отмечал, что "при ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление... Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей" [6, с.46]. Действительно, теперь богатство и деловой успех становятся богоугодны, праздность и лень греховны. Это мораль капиталистического общества, сформулированная еще в мистической форме, но уже в XVIII в. она получает свое светское выражение в словах Б. Франклина: "Помни, что время - деньги, тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или выбросил сверх того еще пять шиллингов" [3, с.87]. Протестантская этика осудила праздность и освятила труд, приобретение профессии становится теперь моральным долгом. ведь профессиональное совершенствование есть ответ на требование бога. Милосердие получает новую трактовку, милосердие не милостыня, а помощь, которую оказывают в получении работы или профессии. Бережливость становится добродетелью, а расточительность подвергается осуждению. Приобретение денег, получение прибыли - это следование призванию исполнение божественной воли.

Все, что мешает выполнить человеку его предназначение: пьянство, разврат, отсутствие дисциплинированности - подвергается самому жестокому осуждению.

Контрреформация - это церковно-политическое движение XVI-XVII в.в., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие своей духовной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций.

Популярность протестантизма, его победоносное шествие по Западной Европе не могло не встревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный Римом в борьбе с различными ересями, нашел свое применение и в отношении протестантизма, который был назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра не ограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии не дадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католической церкви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутренней реорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора, идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов, реорганизация инквизиции, публикация "Индекса запрещенных книг" и т.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.

Тридентский собор, состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечение Контрреформации, основные положения этого обоснования содержались в "Декретах Тридентского собора" и "Тридентском исповедании веры". В этих документах осуждаются основополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как о единственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом для реорганизации церкви - служение на национальных языках, отмена запрета на брак священников - было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым и реликвиям.

Издание ''Индекса запрещенных книг" стало важной вехой в борьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтение которых запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В "Индексе" содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных, мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святым престолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика.

Успехи Реформации, подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную кон­грегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому. "Церковь держала и держит нашу страну разобщенной" (Н. Макиавелли).

Усилилось значение пропаганды католицизма, для чего утверждается Конгрегация пропаганды веры. Церкви приходится переосмысливать свою роль в условиях Нового времени, так как просто репрессиями добиться ничего уже было нельзя. На смену теократическому идеалу приходит новый - идеал духовного руководства христианским миром. Для его воплощения церковь должна стать властительницей дум и сердец. Концепцию "духовного владения людьми" создал, разработал орден "ученых" - орден вездесущих иезуитов.

Новое положение папства и церкви, потребность обновление веры вызвали среди католиков взрыв религиозного энтузиазма. Нa этой почве расцветали мистицизм и спиритуализм, блистательными представителями которых в Испании были Тереза Авильская и Хуан дела Крус, а во Франции - Франциск де Саль. Религиозное рвение привело к иному пониманию святости и появлению новых святых, религиозные добродетели вновь входят в моду. На этой основе возникают такие движения, как янсенизм и квиентизм, которые сделали из христианства сухую доктрину, однако их борьба против абсолютизма – политического, духовного, религиозного - открывала новый путь к восприятию новых явлений в философии, литературе, науке.

Но, несмотря на все принятые меры, значительно укрепившие позиции католицизма, придавшие новый импульс в развитии церкви, сохранившей единоверие в ряде стран, все же главная цель - восстановление единства западного христианства достигнута не была. Протестантизм, ставший знаменем новых реалий буржуазного общества, отвоевал свое право на существование.

Таким образом, этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...