Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейская культура эпохи Возрождения



Развитие итальянской культуры эпохи Возрождения в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения

Возрождение в Италии прошло несколько этапов: Проторенессанс – «дученто» (XIII в.) и «треченто» (XIV в.), Раннее Возрождение – «кватроченто» (три четверти XV в.), Высокое Возрождение – «чинквеченто» (конец XV – первая треть XVI в.), Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

В период Проторенессанса итальянская культура переживала общий подъем. Особую роль в формировании новой системы ценностей играло светское образование, бурно развивавшееся в городах Италии. Грамотных среди мирян стало значительно больше, появился интерес к зарождавшимся естественным и гуманитарным наукам.

Важное значение для становления ренессансной культуры на Апеннинском полуострове имели античные традиции, заимствованные достижения культур Древней Греции и Древнего Рима. Образованные социальные слои итальянских городов продолжали использовать латынь; простонародный язык (вольгаре) был схож с латинским. Сохранившиеся античные памятники живо напоминали о славном прошлом этих земель. Поэтому не без основания итальянцы считали себя прямыми потомками древних римлян, и возрождение античности в дальнейшем послужило своеобразным историческим оправданием национального единения.

Литература. Особое место в литературе Проторенессанса занимает творчество Данте Алигьери (1265–1321) – автора первой в истории западноевропейской литературы автобиографической повести о любви («Новая жизнь») и написанной на художественно переработанном вольгаре (вследствие чего Данте считается одним из создателей итальянского литературного языка) бессмертной поэмы «Божественная комедия». Избрав сюжетом последней воображаемое собственное путешествие по аду, чистилищу и раю, вместе со своим спутником Вергилием, поэт до неузнаваемости изменил средневековый жанр странствий, приблизив его к жизни.

Важные изменения в области литературы и филологии были связаны с органичным включением античных литературных традиций в позднехристианскую систему ценностей. Эту задачу Решали первые итальянские гуманисты Петрарка и Боккаччо.

Побудительными мотивами творчества Франческо Петрарки (1304– 1374) стали интерес к античности, реабилитация языческой литературы. Он считал, что христианская мудрость сделается богаче, если пополнится античными идеями. Занимаясь изучением литературы прошлого, Петрарка не только заложил основы ренессансной филологии, но и собрал самую большую по тем временам библиотеку произведений древних авторов.

Современником и единомышленником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313–1375). В античной культуре Боккаччо интересовала, прежде всего, мифология, и в работе «Генеалогия языческих богов» он проследил происхождение и взаимосвязь различных мифов, внеся свой порядок в древний пантеон богов. В вопросе о системе знания Боккаччо на одну ступень с физикой и теологией ставил поэзию, которая, по его мнению, также занимается высшими вопросами. В совершенстве владея греческим языком и классической латынью, Боккаччо писал произведения в основном на переработанном вольгаре, внося тем самым большой вклад в становление литературного итальянского языка. Как писатель, Боккаччо был известен своими глубоко психологическими реалистическими произведениями, среди которых выделяется «Декамерон».

Искусство. В изобразительном искусстве Проторенессанса ведущее место принадлежит творчеству флорентийского художника Джотто ди Бондоне (1267–1337), положившего начало пересмотру средневековой концепции живописи.

Во фресках Джотто (росписи церкви Сан Франческо в Ассизи и капеллы дель Арена в Падуе) появились глубина пространства, светотеневая моделировка и объемное изображение фигур на плоскости. Его живописные произведения уже не просто отражали отвлеченные идеи, а являлись приближенными к повседневности рассказами о жизни святых, истории Христа и Марии, наполненными искренними человеческими чувствами.

В период Раннего Возрождения достаточно ярко стали проявляться особенности ренессансной системы ценностей. XV в. – время свободного экспериментирования в искусстве, теоретических поисков в области этики, эстетики, филологии, педагогики, математики, философии. Мощное развитие получило гуманистическое движение, благодаря которому в Италии сформировалась прослойка светской интеллигенции. Обогащая идеи Петрарки и Боккаччо, новое поколение гуманистов (Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино и др.) внедряло в интеллектуальную среду достижения гуманитарных наук, оттачивало ренессансное мировоззрение, в котором сама религия ставилась на службу человеку. Происходило дальнейшее развитие музыкального искусства, в котором нарождалась полифония, впоследствии связавшая камерные, простонародные и религиозные жанры.

В XV в. в искусстве Италии происходили решительные перемены, связанные с окончательной победой ренессансного мировосприятия. Отличия в экономическом и культурном развитии отдельных районов Италии обусловили многочисленность художественных школ, сформировавшихся в разных культурных центрах. Особой плодотворностью отличалась творческая деятельность мастеров Флоренции, ярко демонстрировавшая универсальность народившейся культуры.

Архитектура. Интенсивно развиваясь, архитектура обрела неповторимый ренессансный стиль. Наиболее полно выразили себя в зодчестве Брунеллески (купол собора Санта Мария дель Фьоре) и Альберти (Палаццо Ручеллаи).

Обращаясь за опытом к античности, Филиппе Брунеллески (1377–1446) внимательно изучал сохранившиеся древние архитектурные памятники, делал зарисовки. Но, позаимствовав отдельные античные элементы (колонны, фронтоны, карнизы), он создал совершенно оригинальный стиль – архитектуру вполне светскую по духу, изящную в своей простоте, гармонически-пропорциональную (Капелла Пацци, Оснедале дельи Инноченти). Глядя на нее, забываешь о тяжести камня, сопротивлении материала.

По широте знаний, разнообразию деятельности Леона Баттисту Альберти (1404–1472) можно сравнить лишь с Леонардо да Винчи. В трактатах («О статуе», «О живописи», «Десять книг о зодчестве» и др.), философских и литературных произведениях Альберти поднимал проблемы красоты и гармонии, их математического измерения.

Искусство. Период Раннего Возрождения отличался бурным развитием пластики, получившей в это время полную независимость от архитектуры. Скульпторы обратились к реальной жизни, чувствам конкретного человека, а также к образам античной мифологии, библейским темам и сюжетам. Интенсивно развивался жанр портрета, создавались величественные конные памятники. Пластика в чем-то опережала и ориентировала живопись в освоении реалистических изобразительных средств, решительно отказываясь от архаики в приемах, одновременно активно используя античное наследие. Самым известным скульптором этого периода считается Донателло – творец «Давида», «Святого Георгия», конной статуи кондотьера «Гаттамелата».

Живописи Раннего Возрождения присуще математически продуманное построение произведений, разработка законов линейной и воздушной перспективы, композиции, колорита, приемов достоверного изображения человека и животных. Это позволяло убедительно передавать в произведениях чувственно воспринимаемую картину реального мира. Появилась целая плеяда талантливых художников. Кардинальными изменениями монументальная живопись обязана Мазаччо, а станковая – Боттичелли.

Искусство Сандро Боттичелли (1445–1510) сочетало возвышенную поэтичность и изящество. Самыми известными произведениями художника являются «Рождение Венеры» и «Весна». В них выразились основные черты его живописной манеры: декоративность, лиризм, романтическая приподнятость образов, способность создавать фантастический пейзаж, придавать воздушность и чудесные очертания женским фигурам. Гармонично связав фигуры друг с другом, он органично вписал их в щедро орнаментированный фон картин, что вызывало у зрителей ощущение чуда.

Во второй половине XV в. в культуре утверждались новые предпочтения, связанные с изысканными и изощренными вкусами итальянской аристократии, в моду вошла своеобразная эстетическая утонченность, призванная обозначить избранность и привилегированность высшего сословия. В изобразительном искусстве побеждало стремление к декоративности, что выражалось в тяготении к красочным узорам, внимании к деталям, яркому колориту (Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов»).

Конец XV – первая треть XVI в. – один из сложных и противоречивых этапов в истории Италии. Это период Высокого Возрождения.

Философия. И все же первая треть XVI в. оказалась периодом наивысшего взлета духовной культуры Возрождения, которая как будто хотела дать достойный ответ на вызов и, возможно, предотвратить углубление цивилизационного кризиса. В это время гуманистические и художественные идеалы Ренессанса проникли во все ее сферы, затронули философские основания политики, которые подверглись пересмотру, рефлексии.

Общественно-политическая мысль Высокого Возрождения связана с именем флорентийца Макиавелли, являвшегося также талантливым историком и писателем, автором стихов и прозы.

«Государь» – наиболее известная работа Никколо Макиавелли (1469– 1527), предлагавшая новый реалистический подход к политической деятельности, свободный от теологии. Макиавелли первым попытался поставить политику на научную основу, руководствуясь при этом принципом жесткой целесообразности. Считая идеальной формой правления республику, Макиавелли вместе с тем ратовал за сильное процветающее государство, основанное на принципе жесткого единовластия. Он утверждал, что государство вправе применять против своих противников любые средства, не считаясь с общепринятыми нормами морали, но руководствуясь «общим благом» подданных и «рационализированной волей» правителя (государя).

Литература и театр. В эпоху Высокого Возрождения в традициях гуманизма творили Ариосто, Кастильоне, Бембо, развившие ренессансное представление о личности и усовершенствовавшие литературный итальянский язык.

Это был период становления светского профессионального театра. Во многих городах Италии появились придворные театры, для которых уже в 1480-е гг. строились специальные здания. Параллельно возник жанр театрализованной буффонады.

На сцене профессиональных театров ставились трагедии, а чаще комедии, написанные профессиональными драматургами. Если трагедии в основном продолжали античные традиции, то комедийный жанр был связан также с фольклором и средневековым фарсом. Самым ярким проявлением театральной жизни стало возникновение жанра народной комедии дель ар те, восходившего к традиции карнавалов. Здесь лицедействовали буффоны – артисты, кочевавшие из города в город. Уже в 1460-е гг. они начали собираться в постоянные труппы и выступать прямо на площади. Спектакли часто строились на импровизации, действие перебивалось акробатическими номерами и различными трюками. Комедия подкупала жизнерадостностью, меткими остротами, каламбурами, использованием народных диалектов, непочтительностью к знати и выпадами против церкви.

Музыка. Музыкальной культуре XVI в. было свойственно жанровое разнообразие. Полифония придавала торжественность и строгость мессе и яркие краски светской музыке мадригала. Последний возник еще в XIV в: как разновидность любовной лирики. С традициями народной песни была связана фрот тола (произведение для четырех голосов).

Архитектура и искусство. Изобразительное искусство и архитектура в период чиквеченто интенсивно развивались в крупных центрах художественной жизни – Риме, Флоренции, Венеции и др.

В Риме развернулось грандиозное строительство папской резиденции – Ватикана, крупных культовых комплексов, дворцов. Усилия архитекторов были направлены на создание образа величественной столицы католического мира и воплотились в подчеркнутой монументальности построек. Ярким выражением официального стиля стали сооружения Донато Браманте, который положил начало строительству собора Святого Петра.

Вершиной искусства Высокого Возрождения является творчество Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Наибольшую известность принесли Рафаэлю Санти (1483–1520) изображения мадонн, воплощавшие идеал материнства. В них органично соединились сдержанная эмоциональность, загадочность и благородное величие. Представленный на полотнах тип женской красоты – синтез преображенных автором античного идеала и христианской духовности, о чем свидетельствуют «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Мадонна дель Грандука» и знаменитая «Сикстинская Мадонна».

Деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), автора «Мадонны в гроте», «Моны Лизы», «Тайной вечери», была необычайно разносторонней и не ограничивалась только живописью, скульптурой, архитектурой и графикой. До нас дошли его стихи, наброски опередивших время технических изобретений, заметки по физике, химии, геологии, математике, анатомии, ботанике, ряду других наук, которые не только не отделялись Леонардо от искусства, но рассматривались им как основа художественного мастерства, которое, по его мнению, должно быть направлено на усовершенствование природы.

Не менее гениальным мастером эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Как и Леонардо, он удивляет своими разносторонними способностями. Микеланджело обогатил искусство произведениями высочайшего уровня, создал величественные по масштабу и духу образы, воплотил наиболее прогрессивные идеи своей эпохи, определил развитие европейской художественной культуры на перспективу-

Работая преимущественно как скульптор, он был также необычайно успешен в живописи (вспомним знаменитую «Сикстинскую капеллу») и архитектуре (украсил куполом собор Святого Петра). Драматизм его жизни, творческие сомнения и муки, обостренное восприятие смерти можно ощутить и в философской поэзии. Главная тема творчества Микеланджело – внутреннее духовное борение, выражающееся в мощном физическом напряжении человеческого тела. Скульптуры «Давид», «Скованный пленник», «Пробуждающийся пленник», «Моисей» – яркие тому примеры.

Джорджоне (1476 или 1477–1510) первым из современников стал создавать работы на мифологические и литературные темы, писал портреты и пейзажи. Олицетворением одухотворенной красоты является «Спящая Венера». Художник стремился к воплощению единства рационалистического и чувственного в художественных образах, к их психологической выразительности. Слияние человека с одухотворенной природой стало лейтмотивом ряда произведений мастера («Гроза», «Юдифь»),

Тициан (ок. 1476/77 или 1489/90–1576) наиболее полно воплотил своеобразные черты венецианской школы живописи. Мировосприятие художника, его знание жизни отличались глубиной и многогранностью. Тициан работал в разных жанрах, выбирая темы в широком диапазоне – от лирических («Венера Урбинская») до драматических («Кающаяся Магдалина»), «Он смог отбросить общепринятые правила композиционных построений, препоручив организующую роль цвету», – сказал о нем известный искусствовед Э. Гомбрих.

Бунтарское искусство Тинторетто (1518–1594) отличают необузданность чувств, ощущение трагичности бытия и одновременно могущества человека. Сын красильщика шелка, он на всю жизнь сохранил демократизм в качестве творческого принципа. Сакральные события художник Представлял в земных образах. Художественная программа Тинторетто включала религиозные настроения, достигающие максимального психологического напряжения. В зрелый период он искусно передавал взволнованность, подчеркнутый динамизм изображаемых событий при помощи многообразных цветовых переходов, вихреобразных мазков и бурной композиции («Тайная вечеря», «Святой Марк освобождает раба»).

В период Позднего Возрождения реакцией на обострившиеся социально-экономические противоречия явились уравнительно-коммунистические утопии (наиболее известная – «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы). В них проповедовались идеи имущественного равенства, обязательного для всех физического труда, унифицированного образования. Их предварила «Утопия» Томаса Мора.

Литературе той поры свойственны трагическое мироощущение, драматизм, динамическое развертывание образов. Эти черты отличают новеллы Банделло и Чинтино, созвучные лирической поэзии Микеланджело и Виктории Колонны. Широкое распространение получил жанр автобиографии. Вершиной поэзии Позднего Возрождения считают творчество Торквато Тассо.

В театре Позднего Возрождения получили дальнейшее развитие жанр пасторали (идеализированное изображение пастушеской любви и жизни на лоне природы) и комедия дель арте.

В середине XVI в. в европейском искусстве утвердился маньеризм как течение, отразившее кризисные явления в культуре Позднего Возрождения и обозначившее отход от ренессансного целостного и гармоничного восприятия мира, в котором человек понимался как совершенное творение природы. Живописи маньеристов были присущи деформация композиции и фигур, драматические образы, необычайная выразительность поз и жестов. Показательны в этом плане картины Понтормо «Положение во гроб», Джулиано Романо «Гибель гигантов», Фьорентино Россо «Снятие с креста», Эль Греко «Лаокоон», «Апостолы Петр и Павел». В дальнейшем подчеркнутая напряженность характеров, динамически неустойчивая композиция, определенного рода манерность и театральность сюжетов нашли свое продолжение в стиле барокко.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...