Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правила эндекасиллаба



катуллианского

§ 38. Если кто склонен подражать катуллианским эндекасиллабам, должен: 1) делить одиннадцатисложный стих на два полустишия таким образом, чтоб в первом было шесть, во втором пять слогов; и 2) неотменно хранить в первом полустишии четвертый слог долгий, пятый и шестой короткие, а во втором - четвертый долгий.

Пример:

Ко/ му/ дам/ нф/ в?/ ю̆// книж/ ку,/ ис/ првв/ нo
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5
Многим очищенну трудом недавно?

Книжку забавную тебе дам, другу,

Никито, ты мои стишки с досугу

Охотно преж сего чел, признавая,

Что в шутках кроется польза какая.

Правила стиха десятисложного

§ 39. Десятисложный стих должен состоять из двух пятисложных полустиший или (и гораздо лучше) из одного четырехсложного, а другого шестисложного.

§ 40. Когда стих состоит из двух пятисложных полустиший, то второе должно неотменно иметь четвертый свой слог долгий. В первом полустишии ударение голоса лежать должно или на третьем слоге (и в том случае четвертый и пятый имеют быть неотменно короткие), или на четвертом, или на пятом; но в сем последнем случае и второй слог должен быть долгий неотменно.

Пример:

К кон/ цу/ бли̅/ жйм/ ся̆// мы/ по/ вся/ чвс/ нo,
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Те/ бе/ мы/ слу̅/ жйм, // силь/ но/ му/ бф /г?.
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Те/ бе̅/ мы/ по/ е̅м, // тва/ ри/ вла/ ды̅/ кe.
§ 41. Я чаю, что все те три вида стихов десятисложных можно одно с другим мешать не некрасиво.

§ 42. Ежели стих состоит из четырехсложного и шестисложного полустишия, то первое должно всегда быть четырехсложное, а второе - шестисложное.

§ 43. Четырехсложное может ударение иметь или на третьем слоге:

Ви/ дим/ стрвш/ н? // на/ ле/ та/ ти/ бу̅/ рю̆
1 2 3 4 1 2 3 4 5 6
или на четвертом, и гораздо лучше:

Те/ бе/ по/ е̅м, // выс/ ше/ му/ вла/ ды̅/ кe.
1 2 3 4 1 2 3 4 5 6
§ 44. Второго полустишия пятый слог должен быть неотменно долгий.

§ 45. По всему тому явно, что сей стих требует рифму двухсложную.

§ 46. Но можно еще сочинять десятисложные стихи и другим способом, без сечения, которые приятно кончаться будут тупою рифмою.

Пример:

Слв/бо/е/ здра/ви/е/ лю/бйт/ пo/кфй,

Стужа скучна тому, скучен и зной,

Всего ж вреднее бывает печаль,

Что сердце грызет та, как ржа грызет сталь.

Такого вида стихи должны необходимо иметь седьмой и десятый слог долгие, осьмой и девятый короткие; но будет стих звончае, если и первый слог будет долгий.

Правила стиха девятисложного

§ 47. Девятисложный стих имеет свое сечение, и потому- два полустишия. Первое - четырех, второе - пяти слогов.

§ 48. В первом и втором полустишии четвертый слог должен неотменно быть долгий, и потому рифма - двухсложная.

Пример:

Пер/ вый/ о/ те̅ц // на/ ше/ го/ рф/ дӑ
1 2 3 4 1 2 3 4 5
Вкусом плода // рая лишился.

§ 49. Поставя первое полустишие вместо второго, а второе - на место первого, сей стих изрядно кончаться будет тупою рифмою.

Пример:

На/ ше/ го/ рф/ дӑ // пе̅р/ вы̆й/ o/ те̅ц
1 2 3 4 5 1 2 3 4
Рая лишился // вкусом плода.

Но тогда сверх вышеписанного примечать должно, чтоб второго полустишия (которое уже четырехсложное) первый слог был долгий, а второй и третий - неотменно короткие.

§ 50. Есть еще и другой способ к составлению девятисложных стихов без сечения, но трудный, для того что неотменно требует скользкую рифму и чтоб первый, четвертый и седьмой слог был долгий, а осьмой и девятый - короткий неотменно же.

Пример:

Ли̅ш/ ня/ го/ ря̅ч/ ность/ к поз/ Нв/ нй/ ю̆
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Зла и добра была гибелью

Нашего рода начальнику.

Правила стиха осьмисложного

§ 51. Осьмисложные стихи сечения не имеют, но нужно примечать, чтоб третий и седьмой слог были долгие.

Пример:

Сколь/ ко/ бе̅д/ ный/ су/ е/ ти̅т/ ся̆
1 2 3 4 5 6 7 8
Челов е к за малу сл а ву.

Ночь не сп и т, и день том и тся,

Чтоб не с е л сосед по пр а ву,

Чтоб нар о д ему див и лся

И с хвост о м всегда тащ и лся;

Знатно б е дный забыв а ет,

Что по см е рти прах быв а ет.

§ 52. Красивее еще будет сей стих, ежели хранить будет первый, четвертый и седьмой слог долгие, а прочие все - короткие.

Пример:

Твв/ рй/ влӑ/ ды̅/ кo/ всe/ мфч/ н̆ый
1 2 3 4 5 6 7 8

Если мой глас тебе внятен,

Нуждам доход моим точный,

Кратку хоть жизнь, но без пятен,

В здравом дай теле мысль здраву,

В страшный день дай стать по праву.

§ 53. Собою явно, что и сей стих требует рифму простую.

§ 54. Но ежели желаешь, чтоб кончился тупою, то должно, чтоб пятый и осьмой слог были долгие, а шестой и седьмой - короткие неотменно, и еще лучше, ежели и второй слог будет долгий.

Пример:

Не/ дфл/ го/ чис/ лф/ нӑ/ шйх/ дне̅й,
1 2 3 4 5 6 7 8
За днем другой бегло летит.

§ 55. Кто умеет сочинять стихи тринадцати-, двенадцати-, одиннадцати- и десятисложные, то уже легко может сочинять стихи семи-, шести-, пяти- и четырехсложные, понеже сии суть полустишия первых и сечений не требуют.

Правила семисложных стихов

§ 56. Следуя убо показанным уже правилам, семисложный стих должен иметь ударение или на седьмом слоге, или на пятом, и в сем случае шестой и седьмой имеют быть неотменно короткие.

Пример:

Тот,/ кто/ до/ бро/ де̅/ тe/ лeй
1 2 3 4 5 6 7
Идет путем, дерзостно

Ждет себе свидетелей,

Зная, что те мерзостно

Де/ло/ об/ли/чить/ е/му̅

Не могут, и тишину

Совести он предпочтет

Богатству, славе, чину

Высокому и всему

Тому, что бессудно чтет,

В сластях погруженное,

Сердце изнуренное.

§ 57. Следует, что рифма тупая или скользкая сим стихам прилична.

Правила шестисложного стиха

§ 58. Разбив двенадцатисложный стих на свои два полустишия, родятся стихи шестисложные.

Пример:

Лег/ ко/ не/ воз/ де̅р/ жны̆й
1 2 3 4 5 6
язык в беду вводит.
Дой/ дет/ тот/ дв/ лe/ e,
1 2 3 4 5 6
кто идет неспешно.
Не/ воз/ врат/ но/ бе/ жи̅т
1 2 3 4 5 6
кто идет неспешно.
§ 59. Потому в сем стихе можно употреблять рифму тупую, простую и скользкую.

Правила стиха пятисложного

§ 60. Пятисложный стих может иметь ударение голоса или 1) на третьем слоге, и в том случае четвертый и пятый должны быть неотменно короткие, или 2) на четвертом, или 3) на пятом. И, следовательно, все три рода рифм и в сем стихе употребительны.

Пример:

Ес/ ли/ зф/ лo/ тӑ
1 2 3 4 5
Ку/ ча/ мог/ лв/ бы̆
1 2 3 4 5
Жизнь продлить нашу,

Я бы охотно
Сби/ рал/ и/ ко/ пи̅л
1 2 3 4 5
Сильно богатство.

Правила четырехсложного стиха

§ 61. Четырехсложный стих может иметь третий слог долгий, а четвертый короткий, и потому кончаться рифмою простою.

Пример:

Чи/ сты/ нрв/ вы̆
1 2 3 4
Суть приятны

Царю славы.

Из уст чистых

Ему внятны

Мольбы. Истых

Он слуг знает,

Проницает

Человека.

Его века

Утаиться,

Сколь ни тщится

Сердце злобно,

Неудобно.

§ 62. Может и, напротиву, иметь четвертый долгий, а третий короткий, и потому рифму тупую.

Пример:

Те/ бе/ по/ ю?,
1 2 3 4
Те/бе/ сво/ю?

Жизнь предаю,

Небес царю.
§ 63. Из всех вышепредставленных правил можно приметить: 1) Что долгие стихи (каковыми называю все от тринадцати- по девятисложный, оба включая) красивее кончаются простою рифмою, чем всякою другою. 2) Что в некоих не неприятна рифма скользкая, но тогда слоги требуют особливого расположения. 3) Что буде тупыми рифмами кончать их желаем, то неотменно нужно, чтоб пред тою рифмою находилися два слога коротких, которые бы тот падеж в ухе предуготовляли. И 4) что в тех стихах, которые имеют два полустишия неравных, нужно же, желая кончить рифмою простою, чтоб первое полустишие было долее второго. Например, в одиннадцатисложном стихе чтоб первое полустишие было шести-, второе - пятисложное. Буде кто спросит у меня всему тому причину, я иную показать не могу, разве что ухо мое мне те осторожности советует.

§ 64. Не худо же однажды за все изъяснить, что о которых слогах в тех правилах не показано, каковы быть имеют, долгие ли или короткие, то разумеется, что могут быть долгие и короткие, как ни удастся.

§ 65. Чтоб столь спорее и одним взглядом усмотреть все меры различных стихов, о которых слово у нас было, прилагаю при сем следующую табель, в которой числа значат число слогов; - слог долгий; U -слог короткий; двойною чертою отгородка - сечение стиха,

ТАБЛИЦА СТИХОВ РУССКИХ
ВИДЫ СТИХОВ МЕРА СТИХОВ РИФМЫ, ИМ ПРИЛИЧНЫЕ
Тринадцатисложный 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6
???? - U U???? - U простая
?????? -???? - U
???? - U U?? - U U - тупая
Двенадцатисложный 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
???? - U?? простая
??? U??
????? -?
Одиннадцатисложный 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6
??? - U???? - U.... простая
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5
???? - U? - U U -.... тупая
Эндекасиллаб-катуллианский 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5
??? - U U??? - U.... простая
Десятисложный двух равных сечений 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5.
?? - U U??? - U... простая
??? - U??? - U
???? -??? - U
Продолжение на следующей стр.

ВИДЫ СТИХОВ МЕРА СТИХОВ РИФМЫ, ИМ ПРИЛИЧНЫЕ
Десятисложный двух различных сечений 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6
?? - U???? - U простая
??? -???? - U
Десятисложный без сечения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
-?? -?? - U U - тупая
Девятисложный с сечением 1 2 3 4 1 2 3 4 5
??? -??? - U простая
1 2 3 4 5 1 2 3 4
??? - U - U U - тупая
Девятисложный без сечения 1 2 3 4 5 6 7 8 9
-?? -?? - U U скользкая
Осьмисложный 1 2 3 4 5 6 7 8
?? -??? - U простая
- U U - U U - U
???? - U? - тупая
Семисложный 1 2 3 4 5 6 7
???? - U U скользкая
?????? - тупая
Шестисложный 1 2 3 4 5 6
??? - U U скользкая
???? - U простая
????? - тупая
Пятисложный 1 2 3 4 5
?? - U U скользкая
??? - U простая
???? - тупая
Четырехсложный 1 2 3 4
?? - U простая
??? - тупая

Глава V

О ВОЛЬНОСТЯХ В МЕРЕ СТИХОВ

Для чего вольности нужны?

§ 66. Кто не отведал еще стихи сочинять, почает, что нетрудное дело несколько слогов вместить в одну строку. И правда, кто чает, что стих в том одном состоит, -легко, на одной стоя ноге, много их намарать может, но не то же, когда дело идет составлять порядочные, по правилам, и уху и уму приятные стихи. Трудность тогда немалая встречается так в соглашении здравого смысла с рифмою, как и в учреждении слогов; для того стихотворцы принуждены иногда от правил удаляться, но таким образом, чтоб то отдаление было неважное и маловременное, а не конечное с ними разлучение, и то называется вольностию.

§ 67. Выше сего уже я представил те вольности, которые можно употреблять в выборе рифм; теперь слово будет о тех, которые в мере стиха простительны.

§ 68. Свойство языка нашего определило всем односложным речениям, каковы, наприклад: все, ты, друг, стол, лоб и проч., ударение голоса. Следовательно (по § 21), все подобные речи суть долгие. Но в нужде изрядно могут почтены быть короткими, которую вольность самое ухо наше извиняет. Так, в сем стихе междоимение мой составляет слог короткий:

е̅слй мoй глвс тeбе̅ вня̅тeн.

Сокращение речи изрядная вольность

§ 69. Все сокращения речей, которые славенский язык узаконяет, можно по нужде смело принять в стихах русских, так, например, изрядно употребляется век, человек, чист, сладок вместо веков, человеков, чистый, сладкий. Всего же реже употреблять советую мя, тя, ми, ти вместо меня, тебя, мне, тебе.

Окончания славенские в прилагательных позволены

§ 70. Не с меньшею смелостию должно употреблять все окончания славенские в прилагательных вместо русских; так, изрядно стоит сладкий вместо сладкой, изрядный вместо изрядной. Но сия вольность больше рифмы, чем меры касается.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...