Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура»-т.е. природа. Оно
обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность
«естественному», «первозданному», «дикому» и применялось прежде всего для различения
растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем культура приобрела смысл
«образование», «воспитание».
Следами зарождения культуры являются рисунки и гравюры. Их смысл- обозначить человеческое
присутствие, выделить культурное из натурального.
На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно-
пожалуй, лишь в 17-18 веках.
В европейской философии 19 века царил аналитический дух, отчего философия культуры
распадалась на философию религии, этику, эстетику, филос. языка и т.д.
В 1983 г в Торонто состоялся конгресс, посвященный проблеме «фил. и культура». Работа
конгресса показала, что не существует не только однозначного понимания культуры, но и общего
взгляда на пути ее изучения.
Культура- это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все
сущее. Сам человек есть феномен культуры. Культура –это творческий принцип жизни личности и
общества в целом.
Совокупность материальных и духовных ценностей,а также способов их созидания, умение
использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет
культуру.
Различают следующие формы культуры в системе бытия:
Культура и природа
Культура и общество
Культура и человек
Многоплановость культуры явилась основанием для становления различных теоретических
подходов: аксиологического, деятельностного, семиотического, структуралогического,
социологического, гуманитарного и др.
С позиций деятельностного подхода культура предстает как специфический способ человеческой
жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ
человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и
изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обеспечивает и
регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа
общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на
процессуальном хар-ре кул-ры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и
общество, отвлекаться от субъективно-личностной стороны кул-ры, которая имеет
фундаментальное значение.
Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует
внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий
социальное наследование. Культура –это мир символических форм, фиксирующий совокупный
исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению всодержании различных семиотических системах. В роли таких систем могут выступать любые
фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков(предметные действия чяеловека,
язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи,
религиозные представления и т.п.)
Аксиологический(ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных
и духовных ценностей, иерархию идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия
деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Аксиологическая
интерпретация культур дает возможность отдифференцировать культуру от природы и
одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их
соотношения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании
природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.
49.Закономерности развития культуры. Многообразие культур.
В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил перед собой задачу
выявить те пути, по которым различные общества шли к высшей ступени развития своей культуры.
В результате проведенного на большом фактическом материале исследования он пришел к выводу,
что в основе каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то,
что соответствует ее характеру и особенностям. С течением времени возможности модели
исчерпываются и она уже не может оказывать влияния на новые области и отрасли человеческой
деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется стадией повторением повторения старого,
регресса, упадка и устаревшая модель культуры в конечном счете погибает. "Смерть культуры" не
означает ее полного исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей в лоне старой
культуры.
П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из
культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С
развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также
имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает
удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает,
а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система.
Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие
их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и
развивать свою целостность и культурный облик.
В культуре присутствует большое кол-во разнообразных локальных, региональных, национальных,
этнических различий. Источник различий кроется в исторических условиях формирования тех или
иных культур. В докапиталистических обществах многообразие культур складывалось в условиях
относительной обособленности различных регионов планеты. Такое их существование
продолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций. Но в процессе
развития общества усиливалось взаимодействие культур. Сложившись, к-ра каждой общности
становится активно действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры
сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.
В период своей колониальной экспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и
просто уничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая свою.
Многообразие культур- объективная реальность,и к ней можно подходить двояко:
руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости
культур, считая, что каждая из них стимулирует своими принципами и не способна вступать во
взаимодействие с другими культурами. Для марксизма естественна первая точка зрения, ибо она
вытекает из признания единства исторического процесса, универсальной природы труда,
человеческой деятельности вообще.
Промышленное производство, средства транспорта и связи, общие тенденции в развитии
образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда- все это факторы,
воздействующие на культуру и общественную жизнь в направлении их интернационализации.
Последняя ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к
развитию интеграционных процессов, но также порождает разнообразные противоречия.
Интернационализация встречает и сопротивление, особенно когда она происходит путемподавления одной культуры другой, ее вытеснения образцами социально более сильной культуры.
Тогда возникают напряженные и сложные отношения между различными национальными и
региональными, восточной и западной культурами, тенденции не только к сохранению
самобытности, и обособления национальных культур.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!