Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не поселилась бы она в вашей долине. 11 страница



Примечание автора: Таким образом, утверждение Ибн аль-Къаййима, высказанное им в аль-Манар (с. 34):

«Всякое сообщение, в котором есть обращение «Эй, хумайра’!» или слово хумайра’, является не более, чем ложным измышлением», ‑ абсолютно неверно и не заслуживает серьезного внимания.

Позже мне встретилось следующее высказывание аз-Заркаши ‑ оно приводится в аль-Му‘табар (19/20):

«Наш шайх Ибн Кя с ир передавал такие слова шайха Абу-ль-Хаджжаджа аль-Мази:

Всякое сообщение, в котором есть слово хумайра’, является ложным, за исключением одного единственного х ади с а о посте, который приводится в Сунан ан-Наса’и.

Я же утверждаю, что еще один х ади с ан-Наса’и, в котором есть слова: «Абиссинцы вошли в мечеть, играя. И он сказал мне: Эй, хумайра’! Хочешь посмотреть на них?..» – также имеет достоверный иснад». Так утверждал аз-Заркаши.

В комментарии к аль-Манар шайх Абу Гъадда делает важное замечание: в дополнение к двум х ади с ам он указывает на третий х ади с, в котором также присутствует слово хумайра’, – его передавал аль- Х аким в аль-Мустадрак (3/119). Шайх Абу Гъадда пишет:

«Аль- Х аким говорил: «Этот х ади с является достоверным соответствует требованиям двух имамов ‑ аль-Бухари и Муслима. Однако они не приводят исход этого х ади с а». Аз-Заhаби в этой связи утверждал следующее: «Известно, что аль-Бухари и Муслим не приводили исход х ади с а в том случае, если в нем было имя ‘Абдуль-ДЖАББАРа». Х ади с заканчивается дополнением и исправлением».

Примечание автора: К сожалению рамки работы не позволяют нам подробнее остановиться на факте, о котором сообщает шайх Абу Гъадда. Вместе с тем, заметим: мы не можем принять поправку, которую сделал шайх Абу Гъадда, всецело полагаясь на авторитет аль-Бухари и Муслима. Во-первых, Абу Гъадда не является специалистом в этой области знаний, а во-вторых, в иснаде к х ади с у, который он имеет в виду, фигурирует имя Му х аммада ибн ‘АбдуЛЛАhа – внука шайха аль- Х акима, о котором сам аль- Х аким в ат-Тарих говорил так:

«Он невежда и, будучи ханафитом, вопреки установлениям своего мазhаба употреблял спиртные напитки и даже не скрывал этого»!

[197] Этот х ади с приводят аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и, ат-Тайалиси, А х мад, аль-Махамили в Салят аль-‘идайн (номер 134 по моему списку), ат-Та х ави в аль-Мушкиль (1/116) и Абу Йа‘ла (229/1). Все они передают его со слов ‘Аиши по четырем разным иснадам, дополняя друг друга, ‑ дополнения приводятся в квадратных скобках. В работе ас-Самар аль-мустатаб мы проследили исход этих дополнений и указали источник каждого из них ‑ полагаем, что повторяться здесь будет излишне. Исключение будет сделано лишь для тех дополнений, которые ранее в наших работах не приводились: итак, последнее дополнение встречается в аль-Муснад А х мада, а также у аль-Хумайди (254 – индийское издание) – оно передается от ‘Аиши по двум иснадам. Два других дополнения: [ Взрослые и дети вокруг меня расступились…], […Он переминался с ноги на ногу ], ‑ а также еще одно дополнение, не включенное в текст х ади с а: «Посмотри, как я стою рядом с ним…», ‑ приводятся в аль-Кямиль Ибн Адийа (лист 121/1) и передаются с хорошим иснадом.

У данного х ади с а есть шахед в форме мурсаль в передаче от аш-Ша‘би. Его приводят Абу Убайд в Гъариб аль- х ади с, аль-Харис ибн Абу Усама в Муснад (212 – в приложениях), а также аль-Хара’иты в И‘тиляль аль-кулюб по аль-Джами' ас-Сагъир.

[198] См.: сноску 151 к Разделу 38. Прим. переводчика.

[199] Этот х ади с с достоверным иснадом приводят Абу Давуд в Сунан (2/305) и ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (75/1). В сокращенном виде этот же х ади с передает Ибн Адий (182/1).

[200] В арабском тексте х ади с а здесь использован глагол бадуна – “быть дородным, тучным”, который в форме баддана получает значение “стать крупным”, “стать взрослым, в летах”. Имя баданатун, образованное от этого глагола, значит: “тучность”, “упитанность”, “полнота тела”. Таким образом, в х ади с е отмечается, что на момент повествования ‘Аиша была совсем юной и весила мало. – См.: ан-Нихайа (1/107).

[201] Этот х ади с передают аль-Хумайди в Муснад (261), Абу Давуд (1/403), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (74/2) – х ади с приводится в его изложении, а также А х мад (6/264), ат-Табарани (23/47) и Ибн Маджа (1/610) – он приводит х ади с в сокращенном виде. Как утверждает аль-’Иракъи в Тахридж аль-ихйа’ (2/40), иснад х ади с а надежен.

Я также проследил исход этого х ади с а в работе Ирва’ аль-Гъалиль – там я привожу пути его передачи и варианты текста. Желающие могут обратиться к этому исследованию (1497).

[202] Этот х ади с приводят Муслим (1/168‑169), А х мад (6/62), а также другие авторы.

[203] Этот х ади с с достоверным иснадом приводят ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (лист 74/2), ат-Табарани в Му‘джам аль-кябир (1/89/2) и Абу Ну‘айм в А х ади с Аби-ль-Касим аль-Асамм (17‑18). Аль-Мунзири и аль-Хей с ами усилили этот х ади с. С комментарием к нему можно ознакомиться в моей книге Сильсилят аль-а х ади с ас-Са х и х а (номер 309), вышедшей в издательстве «аль-Мактаб аль-Ислями».

[204] Къур`ан, 33 («Сонмы»): 36.

[205] Имеются в виду женщины. Прим. переводчика.

[206] Къур`ан, 2 (“Корова”): 228.

[207] Под непокорностью в данном случае подразумевается неповиновение супругу. Ибн аль-Кя с ир в этой связи говорил так:

Непокорность здесь – это претензия женщины на более высокий статус. Непокорная женщина – та, которая стоит выше своего супруга, не выполняет его велений, противится ему ”.

[208] Таким образом, если женщина повинуется своему супругу во всем, что он от нее пожелал получить, и что АЛЛАh дозволил ему от нее получить, супруг не имеет никаких оснований для того, чтобы чинить над ней насилие – он не в праве бить ее или отказать ей в ложе. Заключительные слова айата: «Поистине, АЛЛАh возвышен, велик!» ‑ являются предостережением в адрес мужчин, которые чинят произвол над женщинами, не имея на то достаточных оснований. В этом случае АЛЛАh, Великий и Славный, выступает в качестве заступника перед женщинами ‑ Он будет мстить каждому мужчине, который чинит насилие над ними и всячески их притесняет. Так поясняет этот айат Ибн Кя с ир в Тафсир.

[209] Къур`ан, 4 (“Женщины”): 38.

[210] То есть не следует оскорблять супругу словами: “Да обезобразит АЛЛАh твое лицо”. Следующие слова: “… И не бил ее по лицу», ‑ значат: …и не бил по лицу свою супругу. Таким образом, при достаточных на то основаниях наносить удары по телу женщины следует таким образом, чтобы ни в коем случае не задеть ее лицо.

[211] Таким образом, если мужчина отказал в ложе супруге, ему не следует уходить от нее или переселять ее в другой дом ‑ так поясняется в Шар х ас-Сунна (3/26/1).

[212] То есть: …ведь вы являетесь интимными партнерами друг для друга. Следующие слова: «Исключение составляет все то, что дозволено мужчинам в отношении женщин», ‑ означают право мужчины ударить женщину или лишить ее своего ложа, если она выказывает неповиновение супругу, ‑ это следует из айата, приведенного выше.

[213] Этот х ади с с хорошим иснадом приводят Абу Давуд (1/334), аль- Х аким (2/187‑188) и А х мад (5/3, 5) – дополнение приводится в его редакции. Аль- Х аким об этом х ади с е заметил: «Достоверный». Аз-Заhаби был того же мнения.

Аль-Багъви также передает этот х ади с в Шар х ас-Сунна.

[214] Этот х ади с приводят Муслим (6/7), аль- Х усайн аль-Марвази ‑ в “Дополнениях” (Зава’ид) к сочинению аз-Зуhд Ибн аль-Мубарака (120/2) из аль-Кавакиб Ибн Урвы аль- Х анбали (номер 575), а также Ибн Мандах в ат-Тау х ид (94/1) – относительно данного х ади с а он заметил: “ Достоверный х ади с ”.

[215] Къур`ан, 16 (“Пчелы”): 99.

[216] Къур`ан, 51 (“Рассеивающие”): 55.

[217] То есть: когда муж присутствует при этом, не пребывает в отъезде. Ан-Навави в отношении второго варианта передачи х ади с а в Шар х Муслим (7/115) говорил так: «Отрицание здесь следует понимать как повеление-запрет. Так поясняли наши коллеги».

Примечание автора: В аль- Фат х сообщается, что большинство людей утверждает то же, и первый вариант передачи х ади с а, таким образом, не противоречит второму. Ан-Навави также сказал: «Причина такого запрета состоит в том, что у супруга есть право вступать в интимную близость со своей женой в любой из дней, и это его право должно быть реализовано тотчас – оно не может зависеть от наличия на то доброй воли супруги, а осуществление этого права не может происходить с задержкой во времени».

Примечание автора: И если женщине надлежит быть покорной пред возжелавшим ее супругом, то и подавно ей надлежит быть покорной ему во всем остальном, что намного значительней, чем просто интимная близость между мужчиной и женщиной, ‑ в таких вопросах, как воспитание совместных детей, благочестивое поведение в семье, а также во всем, что так или иначе связанно с реализацией прав и обязанностей супругов друг перед другом. Аль- Х афи з в аль- Фат х утверждал:

«В данном х ади с е указывается, что право супруга является более весомым, чем добрая воля женщины, поскольку его право – это обязанность для нее, а выполнение обязанностей пользуется приоритетом над любым добровольным поступком».

[218] Этот х ади с передают аль-Бухари (4/242‑243) – он приводит его в первой передаче, Муслим (3/91) – он приводит х ади с во второй передаче, а также Абу Давуд (1/385) и ан-Наса’и в аль-Кубра (63/2) – они приводят дополнение к х ади с у. Иснад х ади с а признан достоверным соответствует требованиям двух Шайхов ‑ аль-Бухари и Муслима. Этот же х ади с приводят А х мад (2/316, 444, 464, 476, 500), ат-Та х ави в аль-Мушкиль (2 425) и Абу-ш-Шайх в А х ади с Аби-з-Зубайр (номер 126). Все они приводят х ади с со слов Абу Хурайры по разным путям передачи. У А х мада в одной из передач х ади с приводится в редакции, учитывающей содержание дополнения.

[219] Под словом “ постель ” подразумевается интимная близость между супругами. Это подтверждается высказыванием Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет: “ Потомство – следствие постели ”, ‑ то есть: потомство является следствием полового акта, совершенного супругами в постели. Под словом “ постель ” подразумевают все то, о чем не пристало говорить напрямую в Къур`ане и Сунне – так утверждает Ибн Абу Джамра в аль- Фат х.

[220] Этот х ади с передают аль-Бухари (4/241), Муслим (4/157) – он приводит х ади с в последней из передач, Абу Давуд (1/334), ад-Дарими (2/149, 150) и А х мад (2/255, 348, 386, 439, 468, 480, 519, 538) –как и ад-Дарими, А х мад приводит этот х ади с во второй передаче.

[221] Катаб – седло. В аль-Лисан говорится: аль-китб и аль-катаб – седло для езды на верблюде. В ас-Сыхах сообщается, что катаб – это небольшое седло размером с горб верблюда. В ан-Нихайа утверждается следующее:

Аль-катаб – седло, предназначенное для езды на верблюде, точно также как седло икяф предназначено для езды на других верховых животных. Данное высказывание побуждает женщин к покорности перед мужьями ‑ в нем утверждается, что, даже находясь в седле, женщина не в праве отказать супругу в интимной близости. Таким образом, может ли она отказать ему в другой, более простой ситуации?

[222] Это достоверный х ади с. Его приводят Ибн Маджа (1/570), А х мад (4/381) ‑ со слов ‘АбдуЛЛАhа ибн Абу Ауфа, Ибн Х иббан в Са х и х, а также аль- Х аким по ат-Таргъиб (3/76) – он приводит шахед, переданный со слов Зайда ибн Аркама. Аль- Х аким (3/77) замечает: “ Ат-Табарани передавал этот х ади с с хорошим иснадом ”. Исход этого х ади с а я проследил в ас- Са х и х а (173).

[223] В ан-Нихайа читаем: слово “пришлый” значит “гость”, “постоялец”.

[224] Этот х ади с приводят ат-Тирми з и (2/208), Ибн Маджа (1/621), аль-Хайсам ибн Куляйб в Муснад (5/167/1), Абу-ль- Х асан ат-Туси в Мухтасар (1/119/2), Абу-ль-’Аббас аль-Асамм в Маджлисан мин аль-Амали (3/1), а также Абу ‘АбдуЛЛАh аль-Каттан в х ади с ‘ан аль- Х асан ибн ‘Урфа (145/1). Все авторы приводят этот х ади с в форме марфу‘ со слов Исма‘иля ибн ‘Аййаша, передававшего со слов Бухайра ибн Са‘да аль-Кила‘и со слов Халида ибн Ма‘дана со слов Кусаййира ибн Мурры аль-Хадрами со слов Му‘аза ибн Джабала. Ат-Туси говорил: «Этот х ади с хороший, редкий. Нам он известен только в одном виде. Передача Исма‘иля ибн 'Аййаша со слов сирийцев достоверна».

Примечание автора: Это как таз тот случай, когда Исма‘иль ибн 'Аййаш передает со слов сирийцев.

[225] То есть: повинуюсь ему и служу на совесть по мере сил.

[226] Этот х ади с приводят Абу Шайба (7/47/1), Ибн Са‘д (8/459), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’, А х мад (4/341), ат-Табарани в аль-Аусат (170/1), аль- Х аким (2/189), а со слов аль- Х акима – аль-Байhакъи (7/291), аль-Вахиди в аль-Васит (1/161/2), и Ибн Асакир (16/31/1). По утверждению аль- Х акима иснад этого х ади с а надежен. Аз-Заhаби придерживался того же мнения. Аль-Мунзири говорил: «А х мад и ан-Наса’и передавали этот х ади с по двум достоверным иснадам».

[227] Этот х ади с можно считать хорошим или достоверным, он передавался по нескольким иснадам. Ат-Табарани в аль-Аусат (169/2 – в моей обработке) и А х мад (номер 1661) передают этот х ади с со слов ‘Абдур-РО Х МАНа ибн Ауфа. Аналогичное сообщение приводит Ибн Х иббан в Са х и х в передаче от Абу Хурайры по ат-Таргъиб (3/73). Абу Ну‘айм (6/308) и аль-Джурджани (291) приводят тот же х ади с со слов Анаса ибн Малика.

[228] Примечание автора: Именно поэтому комментатор Шар х ас-Сунна (13/243/3676) посчитал данный х ади с слабым – он не знал о существовании другого, сильного пути передачи х ади с а. Об этом пути передачи мы скажем ниже.

Желающие могут обратиться к книге Мухтасар аш-шама’иль (номер 293).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 127 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...