Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III. Поздний период



После освобождения Китая от иноземного владычества начался Период Мин (1368-1644). Но хотя вновь растут города, начинается экономический и духовный рост, искусство переживает упадок. К XVII в. государство снова переживает потрясение – его захватывают маньчжуры. Начинается господство династии Цин. Официальные круги ориентировали художников на подражание прошлому, но искусство было сковано предписаниями тем и сюжетов. В живописи XVI-XVII вв., как и в литературных жанрах – романе, драме – чаще всего изображали бытовые сцены. Значительное место занимает портрет. В нем отразилась система конфуцианского воспитания. Фигуры строго фронтально, лица неподвижно – застывшие, суровый взгляд направлен вдаль.

Период Мин отмечен активным градостроительством – он наступил после изгнания завоевателей. Началась эпоха духовного возрождения, отмеченная возведением монументальных ансамблей: были обновлены участки Великой Китайской стены, построенные еще в III в. до н.э. (облицовка камнем), возведены Императорские резиденции в Пекине и Нанкине – северной и южной столицах Китая.

В Пекине был сооружен «запретный город» - императорский дворцовый комплекс площадью более 7 кв.км – прямоугольник. Обнесенный стенами с надвратными башнями, там же был создан «храм Неба» - главный пекинский храм (на его алтаре император произносил молитвы Небу и Земле). Каждое из внутренних зданий – павильонов, крытых черепицей имело свое название. Главный из них назывался «Павильон высшей гармонии». Торжественной было и архитектура погребального комплекса минских императоров близ Пекина – «13 гробниц». К нему вели аллеи, ворота и арки. Аллея Духов, длиной 800 м, была обрамлена монументальными каменными статуями стражей покоя.

26. Искусство страны восходящего солнца. (Япония).

Японская культура Средневековья развивалась в особых природных и исторических условиях. Литература, искусство, само мировосприятие японцев формировалось на основе разнообразных факторов: географических, исторических и религиозно-этнических. Территория Японии невелика, она расположена на четырех крупных островах (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку). Япония долгое время не знала внешних войн и нашествий (в том числе ее миновало и монгольское нашествие), но уже в древности были установлены контакты с Китаем и Кореей.

Исконно японская религия синтоизм утверждала, что нашло свое отражение в цикле мифов посвященных богине Солнца Аматэрасу. Велика была и роль буддизма в истории Японии. Вместе с буддизмом в Японию проникают новые веяния в различных областях художественной культуры – особенно в архитектуру и скульптуру. Создаются храмы, пагоды, статуи буддийских божеств.

I. ЭПОХА НАРА

Древняя японская столица Хэйдзё кё (столица цитадели мира) была сооружена в местности Нара. Отсюда и название самой эпохи культурного развития – эпоха Нара (710-794). В этот период города возводились по рекомендации жрецов – в долинах, окруженных горами и омываемых реками. От главных городских ворот к императорскому дворцу вела магистраль Судзуку-одзи, по обеим сторонам ее тянулись невысокие крепостные стены, окруженные рвами. Дворец императора Японии – микадо – обычно помещался в северной части города. Японцы обожествляли природу – водопады, деревья, скалы считались «ками» - населенными невидимыми духами. Главными покровителями земледелия были бог грозы и урагана Сусаноо, богиня Луны Цукиеми, богиня Солнца Аматерасу. В их честь строились святилища и поводились торжественные празднества.

Первые буддийские храмы, созданные на японской земле, отличались тем, что в них не было помещений для молений. В интерьере сохранялись лишь храмовые святыни. Храмы традиционно ориентировались с юга на север – по представлениям японцев там находилась зона повышенной сакральности. В VII в. в Японии насчитывалось 46 культовых построек. Среди них – Храм процветания Закона. Весь комплекс храма состоит из 53 зданий, особой праздничностью отличается «Золотой зал». А также «Зал мечтаний» (в нем располагались 265 статуй). В столице Нара был воздвигнут Великий храм Востока с «Залом Великого Будды», украшенным его 16-метровой статуей. Храм символизировал мощь государства, здесь проходили и светские церемонии. Художественная культура Японии в эпоху становления централизованного государства опиралась прежде всего на местные традиции, к которым приспосабливался буддизм. В 784 г. столицу перенесли в Нагаока, а в 794 г. – в Киото, что значит «Мир и спокойствие».

В эпоху Нара были созданы произведения различного характера: поэтическая антропология «Собрания мириада лепестков», «записки о деяниях древности». В поэзии воспевалась возвышенная красота природы, особая духовная наполненность памятных и священных мест японской земли. Возникло и традиционное японское пятистишие – танка. Скульптура также занимала в эту эпоху особенно значительное место: статуи изготавливались для украшения монастырских зданий, а в деревянных храмах были менее монументальные скульптуры буддийских божеств. Статуи создавались из бронзы и позолоченного дерева. Лица статуй, как правило, озарены застывшей улыбкой. В скульптуре VIII в. наряду с образами высших божеств появляются полубоги – защитники и охранители стран света. Их отличает особая экспрессивность поз и жестов. В VIII техника изготовления статуй становится сложнее, часто применяется ярко раскрашенная глина. Среди статуй высших божеств эпохи Нара следует упомянуть статую светозарного космического Будды – Русяны. В период Нара появляются и первые скульптурные портретные образы – образы живых людей с индивидуальными характерами (проповедники, монахи)

2.ЭПОХА ХЭЙАН.

Эпоха Хайан (794-1185 гг.) стала золотым веком японской средневековой культуры с ее утонченностью и склонностью к самоанализу. Период Хэйан отличается также и ослаблением иноземных влияний. Хэйянская культурная традиция состояла из древних обрядов, мистического даосизма, конфуцианства и буддизма. На этой основе складывалась особая практика аскетической жизни в горах, выявления сверхъестественных человеческих способностей. Древнее японское учение культа гор воплотилось в трактовку образа человека «спящего в горах» - горное отшельничество. Отшельники были врачевателями, лечили травами, служили помощниками-проводниками в горах – были прекрасными рассказчиками и проповедовали веру в милосердие Будды. Эти люди были популярны среди широких масс населения. Элитарная часть общества получала образование не только в школах, но и в столичном университете, где было четыре факультета: юридический, историко-филологический, математический и исторический. Обучение велось по китайскому образцу и включало овладение шестью конфуцианскими искусствами: ритуалом, музыкой, литературой, математикой, стрельбой из лука и управлением колесницей.

Период Хэйан можно назвать подлинной эрой стихосложения. Стихи умели слагать буквально все образованные люди. Короткие пятистишья – танка – служили средством светского общения. Поэзия пронизывает все области творческой жизни. Город Хэйян (современный Киото) становится не только политическим, но и духовным центром Японии. Он быстро застраивается нарядными дворцами, храмами и монастырями. Светские сооружения – хэйанские усадьбы – являлись комплексом деревянных построек, приподнятых на столбах. В планировку этих построек обязательно включался сад. В XI-XII вв. в Японии высокого расцвета достигала живопись. Функции живописи были многогранны: в первую очередь художники-живописцы работали над иллюстрациями к художественной прозе – в этот период именно она стала особенно популярной. Иллюстрируя тексты, художники выступали как их полноправные толкователи.

3.ВЕК САМУРАЕВ (ЭПОХА СЁГУНАТА, ПЕРИОД «КАСАМУРА»)

Вступив в эпоху зрелого феодализма, японское искусство, как и национальная культура в целом, обретает новые качества – в истории она получила название эпохи сёгуната. К власти пришли представители военного сословия – самураи. Культура Японии этого времени – периода «Касамура» - базируется на народном творчестве. Среди писателей и художников усиливается интерес к истории страны. В XII-XIII вв. в Японии господствует учение дзен-буддизм – оно распространяется в самурайских кругах, утверждая самосозерцание, ведущее к сатори – мгновенному просветлению сознания, осознанию истины и прижизненному спасению. Дзенбуддизм утверждает, что приблизиться к истине невозможно путем логическим, рациональным, для постижения

Истины необходимо «успокоить разум», уподобиться воде, приняв ее качества податливости и неодолимости одновременно. Так возникла эстетическая теория юген – красота сокровенного. Она толковала необходимость проникновения человека в красоту вещей и учила, что каждый предмет – камень, букет, картина – скрывает в себе истину. Отсюда и распространение сухого пейзажа (сад из песка и камней для длительного созерцания) и обряда японской чайной церемонии. Одновременно рождается и кемпо – комплекс военных искусств, основанной на концентрации сознания, тибетской медицине и ритуальном боевом танце. Самопознание также обостряло восприимчивость человека к прекрасному, особенно к природе и искусствам. Возвышается японский классический театр – кабуки и ноо, - где сплетается музыка, движение, поэзия, живопись и скульптура.

Литература средневековой Японии основывается на принципе «стеди цветов – вишня, среди людей – самураи». Именно для самураев и создаются литературные произведения, отражая их правила поведения (самоконтроль и медитация – основа выработки мужества и верности долга). Историко-героические повести эпохи Средневековья вошли в историю литературы в записях, сделланых в монастырях. Известны и исторические трактаты. Продолжает свое развитие и традиционный вид стихотворной литературы Японии – танка. Наиболее ярко особенности художественной культуры Японии этого периода проявились в архитектуре. Храмы порой напоминали жилища крестьян с земляными полами (постройки монастыря Энгакудзи в Камакуре), но по внешнему облику они внушительны и монументальны. Скульптура также изменяется. Появляются новые методы лепки: левкас – лепка по меловому грунту, покрывающему дерево и раскрашенному красками, близкими к натуральным; вводится инкрустация глаз – в отверстие или углубления вставляются полированные камешки («живые глаза»).

4. ЭПОХА АМКАГА (ПЕРИОД МУРОМАТИ).

В период Муромати, с приходом правителей Амкага усиливается интерес к живым событиям. Ведущей идеологией оставалось учение дзен с проповедью прижизненного спасения, приближения к вечной красоте природы через ее созерцание. В архитектуре это проявилось в тяготении к объединению с природой. Появились раздвижные наружные стены – сёдзи и скользящие внутренние перегородки – фусума, которые позволяли легко менять структуру жилого помещения. В интерьере впервые появляется букет – икебана. Дом чаще всего связан с садом, состоящим из озер и небольших деревьев.

5.ПЕРИОД ЭДО. (1614-1868)

В годы третьего сёгуната Токугава столица переносится в Эдо (современный Токио). Культура развивается в новых формах, но при этом опирается на исконные традиции – это городская новелла, гравюра на дереве, театр кабуки. Высоких вершин и размаха достигает декоративно - прикладное искусство – усиливается демократическая линия во всех видах и формах художественной культуры Японии.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...