Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Москвы



В первое время после своего основания Москва была одним из многочисленных среднерусских удельных княжеств. Ведь первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда Москва была одним из новых городков или даже поселков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Во второй половине XIV в. экономическое и политическое возвышение Москвы и сопровождавший его идейный подъем вдохновляющим образом подействовали и на художественное творчество. В конце XIV в. в Москве наступает расцвет искусства. В конце XIV в. складывается архитектурный образ Москвы. Древнейшие храмы Москвы и ее окрестностей восходят к типу владимиро-суздальских храмов. В 1395 г., в год похода на Русь ордынского хана, из Владимира в Успенский собор Московского Кремля торжественно перенесена была икона Владимирской Богоматери, и это событие должно было укрепить в московских людях сознание культурной преемственности новой столицы. По легенде, Мария была написана евангелистом Лукой («покровителем живописцев») на доске от того самого стола, на котором Христос принимал трапезу со своей матерью.

К концу XIV – началу XV в. искусство Москвы поднимается на большую высоту художественного совершенства. Крупным достижением ранней Москвы было возрождение белокаменной архитектуры. Восстановить внешний облик древнейших зданий Московского Кремля невозможно. Известно только, что при Иване Калите, когда Кремль был укреплен дубовыми стенами, были построены Успенский (1329) и Архангельский (1330) соборы. Разворачивалось строительство монастырей. В XIV в., особенно в Московском княжестве, монастыри стали строиться в глухих местах. Зачинателем распространения монастырей был Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря. Во время нашествия на Москву хана Едигея в 1409 г. Троице-Сергиев монастырь был сожжен татарами. За восстановление монастыря взялся преемник Сергия Никон. На месте сгоревшего был построен каменный Троицкий Собор. Сюда Никон пригласил Андрея Рублева с его неизменным другом Даниилом Черным для росписи стен собора и выполнения иконостаса. Роспись Троицкого собора не сохранилась. Но сохранился иконостас и превосходная местная икона «Троица». Предание издавна связывало ее с именем Андрея Рублева. В иконе Рублева изображены три ангела. Под видом которых, согласно библейскому преданию, явились старцу Аврааму и жене его Сарре три лица троицы. Рублев представил трех восседающих за трапезой крылатых кудрявых юношей с тонкими посохами в руках.

Андрей Рублев (ок.1350,60-1430 г.). выступил среди московских иконописцев в начале XV в.. Современники высоко чтили мастера за то, что все созданное им отмечено печатью особенного вдохновения. Как живописец Рублев сложился в Москве и начал свою деятельность при дворе великого князя. Судя по первому упоминанию о нем в летописи, в связи с иконостасом Благовещенского собора, он был близок к мастерской Феофана Грека. В начале XV в. Рублев некоторое время работал в Звенигороде под Москвой. Для собора Саввино-Строжевского монастыря им был выполнен погрудный чин. В его состав входило, вероятно, семь икон. Сохранилась только средняя часть – иконы Спаса, архангела Михаила и Павла. В 1408 г. повелением великого князя Андрею Рублеву вместе с его старшим другом Даниилом Черным поручается роспись старого успенского собора во Владимире.

В последней четверти XIV и в начале XV в. в Москве оживляется строительство. Еще в 1367 г. деревянные стены Московского Кремля были заменены белокаменными. Кремль занимал уже тогда большую часть территории современного Кремля. Укрепление Москвы было вызвано планами Дмитрия Донского. Москва была окружена монастырями на ближних подступах к городу - Андроников монастырь, Новоспасский, Симонов. Данилов, Донской и Новодевичий расположены полукольцом с южной стороны, откуда обычно подступали татарские полчища.

В середине XIV в. учеником Сергия Радонежского Андроником неподалеку от Москвы на высоком берегу Яузы был основан монастырь. На этом месте русские люди прощались со своими родными, отправляясь в Золотую Орду; через Андроников монастырь, как через триумфальные ворота, в Москву вступили войска Дмитрия после победы на Куликовом поле. Раннемосковское искусство рубежа XIV и XV вв. характеризует блистательную пору в развитии русского художественного творчества. Расцвет искусства был порожден общим подъемом народного самосознания в годы первых достижений объединительной политики Москвы и после ее победы над татарами.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 418 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...