Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В ходе развития храмовых сооружений Шумера и Аккада к концу III тыс. до н.э. сложился своеобразный тип культового здания – зиккурат. Самая характерная черта зиккуратов – их многоярусность. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней (платформ в соответствии с божественной триадой (Ану-Энлиль-Энки). Представление о шумерской храмовой архитектуре можно составить на примере знаменитого зиккурата, посвященного богу луны Нанне (Сина), который был открыт английскими и американскими археологами в городе Уре. Это трехступенчатая башня с храмиком («жилищем бога») на верхней террасе. Боковые плоскости платформ имели небольшой наклон и были расчленены лопатками. До наших дней сохранилась нижняя платформа весьма внушительных размеров – 65/43 м, высотой около 20 м, причем ученые предполагают, что первоначальная высота зиккурата была 60 м.
Подняться к «жилищу бога» можно было по лестнице. К нижней террасе вели три лестницы: две параллельных и одна перпендикулярная. Последняя продолжалась в лестничных маршах, ведущих па вторую и третью террасу. Видимо, такой длительный подъем к вершине зиккурата предполагал определенный эмоциональный аффект, связанный с идеей бесконечного пути в небо.
Окраска платформ была также символична: нижняя платформа черного цвета – подземное царство, средняя из обожженного кирпича – обозначала земную жизнь, верхняя платформа белого и красного цвета – небо. Завершался этот красочный триптих синим цветом (глазурованный кирпич стен храмика).
При царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н.э.) в разных городах государства развертывается грандиозное оборонительное, ирригационное и храмовое строительство. С середине VII в. до н.э. Вавилон (семитское название Баб-Или – «врата Бога») превращается в единый городской архитектурный ансамбль.
Внешний вид Вавилона хорошо известен благодаря археологическим раскопкам немецких археологов под руководством Роберта Кольдевея. Вавилон был характерным образцом городского центра того времени: административного, ремесленного и культурного. У юго-западного угла главного двора рядом с храмом бога Мардука возвышался самый знаменитый в древности зиккурат Этеменаки («Дом основания небес и земли»). Это грандиозное сооружение – так называемая Вавилонская башня – в конце VI в. до н.э. было разрушено персидским царем Ксерксом. Общая высота строения составляла 90 м.
Дворцовая архитектура была не менее величественной. Города ассирийской державы представляли собой крепости с мощными стенами и оборонительными башнями, окруженными рвом. Стены и башни являлись основным архитектурным мотивом, объединяющим в единое целое крепостные, дворцовые и храмовые сооружения. Монументальные дворцовые комплексы (дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукане, дворец Ашшурбанапала в Ниневии) возводились на искусственной платформе из сырцового кирпича, облицованного каменными блоками.
Вавилон во время правления царя Навуходоносора II был целостным по планировке и стилю городским архитектурным ансамблем. Он включал в себя главные магистрали (процессионные дороги), четыре комплекса оборонительных зубчатых стен с башнями-контрфорсами, рвом и восемью укрепленными воротами-бастионами, главную процессионную дорогу с воротами богини Иштар, центральный храм владыки Вавилона Мардука на священном участке, семиступенчатый зиккурат Этаменаки. А также дворцы Навуходоновора II – «Северный» и «Южный», к которому примыкали знаменитые висячие сады Семирамиды, расположенные на сводах обожженного кирпича. Наиболее знамениты ворота богини Иштар высотой 12 м, напоминавшие по форме триумфальную арку. Они были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений львов, священных драконов и быков.
VI. Скульптура Древних шумерцев.
Для скульптуры шумерского периода характерны небольшие фигурки из разных пород камня. Они изображали адорантов (молящихся). Их ставили в храмах для того, чтобы постоянно умолять богов о ниспослании всяческих благ тому лицу, по заказу которого они были сделаны. Для фигурок-адорантов характерны фронтальность поз со сжатыми у груди руками (жест «моления»), застывшая улыбка и широко открытые глаза. При обобщенной трактовке тела использованы декоративные элементы (прорезанные пряди мохнатых шерстяных одежд, прически, борода, полихромии инкрустированные глаза и брови).
В аккадский период в скульптуре усиливается конкретная и даже портретная передача образа человека. Портрет царя Саргона Древнего (медь) отличается сочетанием монументальности, декоративности и индивидуальности.
Одна на интереснейших страниц и переднеазиатской пластике ассирийские рельефы. Дворцовые помещения, высокие, узкие и длинные, были украшены множеством рельефных композиций. Их содержание неразрывно связано с важнейшими событиями царской жизни. Военные действия, охота, приемы данников с подношениями, культовые церемонии в виде предстояния царя перед гениями-охранителями государства — все складывалось в единую последовательность композиций, размещенных в нижней части стены на алебастровых плитах, облицовывающих ее сырцово-кирпичную основу. Изобразительный ряд сочетался с клинописными надписями, повествовавшими о тех же событиях, а все вместе восхваляло царя, его власть, его деяния. Мощная фигура царя-победителя трактовалась в обобщенном плане с акцентом на могучее телосложение фигуры с идеализированным лицом ассирийского типа. Невысокий раскрашенный рельеф характеризуется четкостью контуров, резкой обозначенностью силуэтов, тонкой моделировкой объемов.
Одним ив лучших образцов ассирийских рельефов является «Большая львиная охота» из дворца в Ашшурбанапала в Ниневии, насыщенная динамикой и драматизмом, сконцентрированными в многочисленных фигурах раненых, умирающих и убитых львов.
I вариант.
1. Периодизация и пути исследования первобытной культуры.
2. Культура мезолита.
3. Кто и когда нашел ключ к Египетским иероглифам?
4. Назовите три самых выдающихся архитектурных сооружений периода Древнего царства.
5. Что такое пиктография?
II вариант.
1. Структура первобытной культуры. Культура палеолитической эпохи.
2. Культура неолита.
3. Кем и когда была открыта гробница Тутанхамона?
4. Назовите три самых выдающихся архитектурных сооружений периода Древнего царства.
5. Что такое идеография?
УРОК 4-5. (пар. 3-4)
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!