Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов и понятий



А

АВАНГАРДИЗМ — общее название разных течений в искусстве ХХ в., порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма.

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ самостоятельность Русской Православной церкви после флорентийской унии 1439г., а с учреждением в 1589 г. патриаршеством РПЦ становится и юридически самостоятельной.

АГИОГРАФИЯ — литература о жизни и деяниях святых.

АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVII — ХIХ вв., догматически следовавшее канонам классического искусства античности и

Ренессанса.

АКВАРЕЛЬ — живопись водяными красками.

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

АКМЕИЗМ —(греч. — «наивысший расцвет, вершина») — литературное течение в русской литературе ХХ в., провозгласившее освобождение от символизма Представители акмеизма - Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам — говорили о возврате к реальному миру, но описывали не социальную жизнь, а мир человеческих чувств, экзотику дальних стран и былых веков. Ценили точность значения слова.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например, любовь и ненависть.

АМПИР — художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам. АМФИТЕАТР — в древнегреческом театре — места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

АМФОРА — сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

АНАХРОНИЗМ — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.

АНИМИЗМ — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии души у людей, животных и растений.

АНТИЧНОСТЬ — период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима.

АНТРОПОМОРФИЗМ — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

АПОКАЛИПСИС — последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

АПОКРИФ — произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому не вошедшие в Новый завет.

АПОФЕОЗ — прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

АРАБЕСКИ — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

АРХАИКА — ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

АРХИТЕКТОНИКА — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

АРХИТЕКТУРА — искусство проектировать и строить здания и сооружение, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.

АСКЕТИЗМ — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

АТАРАКСИЯ — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремиться человек.

АССАМБЛЕИ – новая форма проведения досуга дворян, введенная Петром I, торжественные приемы гостей в знатных домах. Покончено было с затворничеством женщин в теремах.

АМПИР вершина классицизма в архитектуре, характерен для первых трех десятилетий XIX в., отличался массивными, монументальными формами с богатыми украшениями, унаследованными от императорского Рима. С 30-х годов XIX в. в архитектуре распространяется «русско-византийский» стиль, в котором К. А. Тон создал Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату.

Б

БАЗИЛИКА — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или

столбами на несколько нефов (проходов): является основным типом христианского храма.

БАЛЮСТРАДА — невысокое ограждение лестниц, балконов, террас, края крыши, состоящее из ряда балясин, несущих перила.

БАРАБАН — часть здания несущая купол.

БАРЕЛЬЕФ — рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью

фона (не более, чем на половину объема).
БАРМЫ оплечья в виде круглого воротника из шитых золотом или серебром тканей или шейное украшение из драгоценных металлов.

БАРОККО — (ит. — «вычурный, причудливый») — художественный стиль, получивший развитие в XVII и первой половине XVIII вв. в искусстве ряда европейских стран, главным образом в Италии (где барокко зарождается еще во второй половине XVI в.), а также в Испании, Фландрии, Германии, Франции. Искусство барокко отличается декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами, величественностью, патетичностью, драматизмом в передаче сложных чувств. Стиль барокко с наибольшей определенностью выразился в архитектуре, в этом стиле создаются дворцовые и парковые ансамбли. Русское барокко развивалось в первой пол. XVIII в. (русская архитектура конца XVII в. лишь условно называется «нарышкинское барокко»), главным образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Прогрессивный характер петровских реформ - определил последующий подъем русского искусства и национальное своеобразие русского барокко.

БАС — самый низкий по звучанию мужской голос; самая низкая партия в многоголосном музыкальном произведении.

БАТАЛИСТ — художник, изображающий военные сюжеты.

БЕЛЬВЕДЕР — надстройка над зданием или беседка на возвышении, с ко-

торой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

БИБЛИЯ — (греч. — «книги») — собрание древних текстов, канонизированное в христианстве и иудаизме в качестве Священного писания. Состоит из двух частей: Ветхого Завета, более древнего и объемного (Ветхий Завет признается и иудаизмом, и христианством) и Нового Завета, признаваемого только христианством. По христианским представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним народом (евреями), заменен после явления Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Всего Библия насчитывает 77 книг (глав). Появление Библии у славян связано с переводческой деятельностью Кирилла и Мефодия во второй половине IX в. В 1564 г. на московском Печатном дворе Иван Федоров издал Апостол. В 1580—1581 гг. он напечатал полную Библию в г. Острог на Волыни. В конце XVII в. пастор Э. Глюк перевел Библию на русский язык (перевод не сохранился).

БОГИ — могущественные, сверхъестественные существа, которые являются главными персонажами большинства мифов.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК — условное название исторического периода в развитии

человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедшим на смену каменным.

БУДДИЗМ — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н.э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный)

БЮСТ — скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

В

ВАНДАЛИЗМ - бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.

ВАРВАРСТВО — 1) средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость — варварство- цивилизация); 2) крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

ВДОХНОВЕНИЕ — психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения.

ВЕДИЗМ — древнейшая религия, сформировавшаяся в период е конца II тыс. до н.э. по середину I тыс. до н.э. в Индии, основы религии изложены в Ведах.

ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

ВЕЛЕС (ВОЛОС) в русской мифологии покровитель домашних животных и бог богатства.

ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие художественной выставки.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — собрание избранных произведений древнееврейской религиозной литературы, составляющее первую часть христианской Библии. «Завет» (договор) был (по этим книгам) составлен между Богом и людьми, причем Бог даровал «избранному народу» обетованную землю, а народ обязался соблюдать данный Богом закон.

ВИДЕОАРТ — одна из современных форм искусства.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬУТРА — культура Восточной Римской империи (Византии IV - сер. XV в.), сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — исторически сложившаяся способность человека к пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности, в художественном творчестве.

ВОЛХВЫ — языческие жрецы до принятия христианства.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, развивший идеалы гуманизма и пришедший на смену средневековой культуре.

ВОСЬМЕРИК — в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ— съезды представителей высшего духовенства Христианской церкви в мировом масштабе. Такие соборы собираются для решения наиболее важных вопросов церковного характера (разработка и утверждение основ христианского вероучения, формирование богослужебных правил, оценка различных богословских концепций, осуждение ереси. Православная церковь насчитывает 7 Вселенских Соборов, католическая — 21. Первым Вселенским Собором считается т. н. Никейский собор, созванный в 325 году в г. Никея.

Г

ГАЗЕЛЬ — стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

ГАЛЕРЕЯ — длинное и узкое крытое помещение, соединяющее отдельные части здания; длинный крытый балкон вдоль стены здания.

ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

ГЕДОНИЗМ — этическое учение в древнегреческой философии, согласно которому целью жизни и высшим благом признается чувственное наслаждение.

ГИМН — 1) в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; 2) в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня.

ГЛАГОЛИЦА— древнейшая славянская азбука.

ГОБЕЛЕН — 1) декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка и т.д.); 2) ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом.

«ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА» — художественная школа, тяготела к монументальным традициям прошлого, например: иконы московских мастеров «Достойно есть», «Симеон Столпник» и др. (1605).Название связано с тем, что многие произведения этого направления выполнены по заказу Б. Годунова (или его родственников).

ГОРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ стиль — художественный стиль в западноевропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения, готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

ГРАВЮРА — произведение графического искусства, выполненное посредством печатания с доски.

ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями.

ГРАФФИТИ древние и средневековые надписи, нацарапанные на стенах зданий, судах и прочих предметах.

ГРОТЕСК — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

ГУМАНИЗМ — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность

человека независимо от его общественного положения и право личности

на свободное развитие своих творческих сил.

Д

ДАДАИЗМ — модернистское направление в искусстве, сторонники которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

ДАЖДЬБОГ — бог солнца и небесного огня, сын Сварога.

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — двенадцать главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

ДЕИЗМ — религиозно-философское учение, распространенное в XVII - XVIII вв., признающее бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.

ДЕИСУС — название композиции из икон, в центре которой Иисус Христос, справа Богоматерь, слева Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).

ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНСТВО — собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX - начала ХХ века, характерными чертами которого были мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

ДЕКОР — в архитектуре система, совокупность элементов, служащих для украшения.

ДЖАЙНИЗМ — одна из религий Индии, возникшая в YI в. до н. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.

ДИЗАЙН — вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров.

ДИССИДЕНТ (от лат. - несогласный) инакомыслящий человек, не разделяющий положения господствующей идеологии.

ДИФИРАМБ — в древнегреческой поэзии — восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

ДОГМАТ (греч. — «учение, точка зрения») — положение, принимаемое без учета конкретных условий, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития. Догматизм — метод мышления, опирающийся на догмы.

ДУХОВНОСТЬ — специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

ДХАРМА — одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — направление русской философской и культурологической мысли 20 - 30-х гг. ХХ в., возникшее в среде эмигрантской интеллигенции, выводящее специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

ЕРЕСЬ (греч. — «особое вероучение») — оппозиционное направление по отношению к господствующему в религии толкованию догм и обрядов, течение, выступающее за преобразование церкви. В XIV - XVI вв. — выступление стригольников, нестяжателей и т. д. В средневековье ереси обычно служили формой социального протеста.

Ж

ЖАНР — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж и др.)

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись на бытовые темы.

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, наиболее полно и непосредственно (живо) отражающих действительность.

З

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути. Сторонники западничества выступали за отмену крепостного права, наделение крестьян землей, ограничение самодержавия, буржуазные преобразования (политические свободы, парламентское устройство). Отрицали революционный путь развития. Во главе — Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин и др. Отвергали взгляды славянофилов, считавших, что Россия развивается самобытным путем.

ЗЕРНЬ мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаивались на ювелирные изделия.

ЗОЛОТОЙ ВЕК — мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

ЗООМОРФИЗМ — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

И

ИЕРОГЛИФЫ — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные точки и звуки речи.

ИЗРАЗЕЦ керамическая плитка, имеющая с обратной стороны полую коробку для закрепления в кладке.

ИКОНА — живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

ИКОНОГРАФИЯ — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.

ИКОНОСТАС — ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма.

ИМАЖИНИЗМ — декадентское литературное направление начала ХХ в., исходившее из представления о том, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами, культивировали игру ритмов. В 1919 г. был выпущен Манифест литературной группы имажинистов «2 Х 2 = 5». Представители – С. А. Есенин, Н. А. Клюев, А. Б. Мариенгоф и др.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве последней трети XIX - начале ХХ в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника.

ИНКРУСТАЦИЯ — вид украшения изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета.

ИНКУНАБУЛЫ — первые печатные книги, относящиеся к начальной поре книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожие на рукописные

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ— (лат.— «знающий, понимающий, разумный») — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием науки, техники и культуры; родовыми признаками интеллигенции являются интеллект и интеллигентность, а также критическое отношение к себе и к окружающему миру. Термин введен в 60-х гг. XIX в. писателем П. Б. Боборыкиным и стал международным.

ИОСИФЛЯНЕ представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV-XVI вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое название получили как последователи Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоколамского монастыря. Экономической основой влияния иосифлян являлось крупное монастырское землевладение. Вначале иосифляне блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На церковном соборе 1503 г. выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, поддерживаемые Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки иосифлянам. С этого времени они стали проповедовать теорию божественного происхождения царской власти. Иосифлянин Филофей сформулировал теорию «Москва — третий Рим», сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.

«ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ» — обнаруженная в Ипатьевском монастыре в Костроме. В нее также входит «Повесть временных лет», с добавлением хроники событий, происходивших в Киеве, Галиче и Волыни до 1292 г.Создана в начале XV в.

ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

ИСКУССТВО — процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира.

ИУДАИЗМ религия, распространенная в основном среди евреев, имеет множество ритуальных предписаний, охватывающих все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом Завете и Талмуде (комментарии к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь — синагога.

К

КААБА — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит; считается святилищем и служит место паломничества мусульман.

КАМЕЯ — резной камень с выпуклым изображением.

КАНОН — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой- либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).

КАПИЩЕ — языческий храм славян; место приношения жертвы языческим богам.

КАРМА — закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях.

КАСЫДА — риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой.

КАТАРСИС — термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

КАТОЛИЦИЗМ — (от греч. — «всеобщий, всеохватывающий») — одно из трех главных направлений в христианской религии (наряду с православием и протестантизмом). Оформилось в результате раскола христианских церквей в 1054 г. В противоположность другим толкованиям христианства, католическая церковь считает необходимым повсюду (отсюда название) распространять (и настаивать на их признании) исходящие от апостолов предания.

КВАТРОЧЕТНО — итальянское название XV в. — периода Раннего Возрождения в итальянской культуре.

КИБЕРНЕТИКА — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.

КИРИЛЛИЦА — славянская азбука.

КИЧ — синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.

КЛАССИЦИЗМ — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся в античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу. В русской архитектуре 60-х годах XVIII в. пришел на смену декоративному барокко. Для классицизма характерны симметричность композиций, гармония пропорций, геометрически правильные планы. Представители - В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и др.

КОЛЛАЖ — технический прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КОЛОННА — архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны.

КОЛОННАДА — ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие.

КОЛОРИТ — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

КОМЕДИЯ — в Древней Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

КОНТРКУЛЬТУРА — одно из направлений развития современной культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

КОНФОРМИЗМ — социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей.

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическая система, разработанная в V в.

до н.э. древнекитайским мыслителем Конфуцием, позже стал китайской

религией.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций,

КОРАН — главная священная книга мусульман, сборник религиозно- мифологических, догматических и правовых текстов.

КОСМОПОЛИТИЗМ — идеология мирового гражданства, отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода и общечеловеческих ценностей.

КРЕСТОВОКУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА — система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба, а к подкупольному пространству примыкают четыре крестообразно расположенных цилиндрических свода.

КРЕАТИВНЫЙ — творческий.

КРЕМЛЬ — центральная, укрепительная часть города.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из видов скульптуры, который в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон.

КУБИЗМ — авангардистское течение в изобразительном искусстве начала ХХ в., основанное на комбинировании геометрических форм, конструировании объемной формы на плоскости с помощью геометрических фигур, деформировании фигур.

КУЛЬТ — совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

КУЛЬТУРА — (лат. - воспитание, образование, развитие) — исторически определенный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. Материальная культура орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т. е. все то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т. е. все то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, истины, красоты, познания ценностей всего многообразия мира. Общечеловеческая культура складывается из национальных культур, наследует все ценное из прошлого развития человечества.

КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — (по В. И. Ленину) — переворот в духовном и культурном развитии советских народов, идеологизация культуры и образования, введение жесткого партийного контроля над всей духовной сферой жизни общества.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — достижения различных областей культуры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — процесс зарождения материальной в духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений.

КУНСТКАМЕРА — первый русский музей, основанный Петром I. Здесь хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов.

КУРТУАЗНЫЙ — рыцарский, учтивый.

Л

ЛАВРА название крупных и важных по своему значению православных мужских монастырей в России, непосредственно подчинявшихся патриарху, а с 1721 г. — синоду (Киево-Печерская с 1598г., Троице-Сергиева с 1744 г., Александро-Невская с 1797 г., Почаевско-Успенская с 1833 г.).

«ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ» — (в нее входит «Повесть временных лет») названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя и создал хронику событий в Северо-Восточной Руси до 1305 г. Создана около 1377 г.

ЛЕТОПИСИ — исторические, литературные произведения, существовавшие в России в XI - XVIII вв. Состояли либо из записей по годам, либо имели более сложную форму (рассказов о жизни князей, философских рассуждений и т. д.) В летописях повествование велось от сотворения мира. Первоначально центром летописания был Киев («Повесть временных лет»), в период раздробленности появились местные центры («Новгородская летопись», Ипатьевская, Лаврентьевская и другие летописи). В XV в. основным центром стала Москва (Троицкая летопись).

М

МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

МАДОННА — название богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

МАНЬЕРИЗМ — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы.

МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды.

МАСЛЕНИЦА — праздник весны, возрождения природы, встречи солнца в день весеннего равноденствия около 25 марта. Пекли блины, символизирующие солнце, сжигали чучело зимы, спускали с гор огненные колеса, весело катались на санях и гуляли всем народом.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — коммерческая, дешевая, «низкая»; смысловой диапазон ее весьма широк — от примитивного китча (комикс, мелодрама, попса, «мыльная опера») до сложных форм (некоторые виды рок-музыки, поп-арт, «интеллектуальный» детектив).

МАССОНЫ члены особых тайных обществ (лож) В России распространение масонства началось во второй половине ХYIII в.

МЕГАЛИТ — сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи. Главные центры мегалитов — Бретань, святилища — кромлехи Англии, гробницы Пиренеев, Северное Причерноморье.

МЕДРЕСЕ — средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ — в Германии XIV — XVI вв. — члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

МЕССА — католическая обедня, центральный обряд католической церкви, в котором важная роль отводится музыке.

МЕССИАНСТВО — вера в пришествие Мессии с целью установления добра и справедливости на Земле.

МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении.

МЕЦЕНАТ — богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам.

МЕЦЕНАТСТВО — покровительство какому-либо делу, науке, технике, культуре посредством оказания материальной и иной помощи.

МЕЧЕТЬ — мусульманский храм.

МИМ — в Древней Греции и Риме — короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении.

МИМЕЗИС — способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

МИНАРЕТ — высокая башня при мечети, с которой муэдзин созывает мусульман на молитву.

МИНИАТЮРА — (фр. от лат. «киноварь, сурик»). 1) Цветной или одноцветный рисунок, выполненный на страницах рукописной книги для украшения. В Древней Руси книжную миниатюру выполняли на пергаменте, преимущественно яичными красками; позднее, с распространением бумаги, она приближается по технике к гуаши и акварели. Начиная с XVI в., вслед за изобретением книгопечатания, миниатюра становится все более редкой. 2) Произведение живописи, мелкое по размеру и детальное по исполнению, обычно прикладного характера (например, роспись медальона или табакерки). Широко распространилась в XVIII в. портретная миниатюра; ее исполняли через лупу, техникой пунктира или мелкого штриха, с применением масла, эмали, гуаши, акварели по дереву, металлу, слоновой кости, пергаменту, бумаге. В России портретная миниатюра появилась в Петровскую эпоху и вначале исполнялась техникой финифти.

МИНИАТЮРИСТ — художник, пишущий миниатюры.

МИННЕЗИНГЕРЫ — поэты-певцы при германских дворах XII — ХIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

«МИР ИСКУССТВА» — русское художественное объединение (1898—1924) во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Входили Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере и др. Отвергали академизм и художественные принципы передвижников, выступали за новое искусство, преобразующее жизнь, основывались на символизме. Выпускали одноименный журнал, проводили выставки за рубежом.

МИСТЕРИЯ — тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

МИСТИЦИЗМ — мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность

недоступна пониманию разумом и посыпается лишь интуитивно.

МИФ — сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

МОГУРА— дочь Перуна, богиня творчества и науки в славяно-русской мифологии.

МОДА — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.

МОДЕРНИЗМ — совокупность относительно самостоятельных художественных течений ХХ века (экспрессионизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и др.), общим признаком которых является решительный отход от традиций классического искусства, и провозглашение нового подхода в отражении окружающей действительности.

МОЗАИКА — вид монументального изобразительного искусства, в котором произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней,

МОКОШЬ— женское божество в пантеоне славян, олицетворяло рождение всего живого, покровительница той части хозяйства, которой занимались женщины.
МОНУМЕНТ — архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица, памятник.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род пластического искусства, охватывающий памятники, монументы, элементы убранства зданий.

«МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» политическая теория XV- XVI вв., обосновавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Начала складываться в середине XV в. Сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим — Константинополь — пал от турок - османов, третий Рим — Москва — будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Теория «Москва — третий Рим» утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, является Московская Русь — «третий Рим».

МУЗЕЙ — научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, собирающее, хранящее и экспонирующее произведения искусства, предметы быта и др., характеризующие творческую деятельность человека.

МУЗЫ — в греческой мифологии богини искусств и наук.

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности человека, направленный на создание и восприятие произведений литературы и искусства. реализма, требовавшее тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

Н

НАМАЗ — ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусульман.

НАРЫШКИНСКОЕ (МОСКОВСКОЕ) БАРОККО стиль в русской архитектуре в середине XVII в. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий – церковь Покрова на Филях.

НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве второй половины XIX в., возникшее на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовавшее тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.).

НЕКРОПОЛЬ (город мертвых) — название, применяемое для обозначения, кладбища, могильника стран Древнего Востока и античного мира.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение живописи, возникшее во Франции около 1885 г.; придав живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО — религиозно-политическое течение конца XV - начала XVI в., возглавляемое Нилом Сорским. Главные требования — преобразования церкви, отказа от церковных богатств и земель, выступали за самосовершенствование, аскетизм, личный труд монахов. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением нестяжателей на церковном соборе 1531 г. К середине XVI в. религиозно-политическая борьба нестяжателей и иосифлян ослабла.

НИГИЛИЗМ — полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм.

НИМБ — изображение сияния вокруг головы бога, ангелов, святых в христианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности.

НИРВАНА — в буддизме — достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей, при котором душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

НЮ — изображение обнаженного тела в изобразительном искусстве.

О

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отражение

действительности.

«ОБМИРЩЕНИЕ» КУЛЬТУРЫ новый период в развитии русской культуры в XVII в., уменьшение ее зависимости от церкви.

ОДА — стихотворение в часть какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

ОДЕОН — круглое здание для музыкальных представлений и состязаний певцов в Древней Греции.

ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной и вокальной музыки.

ОРДЕР — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных

конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

ОРНАМЕНТ — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства.

ОРФИЗМ — течение в живописи ХХ в., в котором художественная реальность создается из простейших гармонизированных цветовых сочетаний, выражающих динамику, ритмическую музыкальность.

ОРХЕСТРА — в древнегреческом театре — круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

«ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ» — древнейший датированная книга (1056—1057 гг.), памятник русской письменности. Эта религиозная книга была переписана с греческого на древнерусский язык для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получила свое название.

ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними.

П

ПАГОДА — буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни

ПАЛАТА – каменное здание, чаще жилое, с большим количеством помещений.

ПАЛАЦЦО — дворец, особняк, в особенности применительно к итальянской архитектуре.

ПАНАГИЯ — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви и являющаяся знаком их сана.

ПАНЕГИРИК — речь, восхваляющая подвиги героя.

ПАННО — часть стены, потолка, обрамленная лепниной, орнаментом и украшенная живописным или скульптурным изображением; картина, барельеф, заполняющие часть стены, потолка.

ПАНТЕИЗМ — отождествление Бога с мировым целым, с природой.

ПАНТЕОН — у древних греков и римлян — храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором для передачи

содержания, создания художественного образа используются пластически выразительные движения тела, жест, мимика; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом.

ПАРАДИГМА — совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

ПАРСУНА (искаженное «персона») — так называли произведения портретного жанра в России второй половины XVI—XVII вв. Портреты в ту пору были еще редки и лишь условно передавали портретное сходство, тесно были связаны с иконописью: сохранялось плоскостное письмо и особая иконная узорность.

ПАСТЕЛЬ — мягкие цветные карандаши, приготовляемые из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами.

ПАСТОРАЛЬ — форма поэзии, описывающая мирных, часто любовных сцен пастушеской жизни.

ПЕЙЗАЖ — в искусстве — изображение природы.

ПЕЙЗАЖИСТ — художник, специализирующийся в области пейзажа.

ПЕРИПТЕР — здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой.

ПЕРУН — бог грозы в славянской мифологии. В IX— Х вв. на Руси — покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона. Священным деревом Перуна считался дуб.

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО — архитектурный стиль в гражданском строительстве. Для петровского барокко характерно переплетение русских и западных барочных традиций.

ПЕТРОГЛИФ — изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

ПИЛОНЫ — сооружения в форме усеченной пирамиды, воздвигавшиеся перед древнеегипетскими храмами по обе стороны входа; большие столбы, поддерживающие своды или расположенные по бокам портала здания, въезда на мост и т.п.

ПИЛЯСТРА — вертикальный выступ в стене в виде части встроенного в нее четырехгранного столба, обработанного в форме колонны ордера.

ПИНАКОТЕКА — картинная галерея.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — ваяние, скульптура; искусство телодвижений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

ПЛИНФА плоский широкий кирпич, применявшийся в домонгольской Руси.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» — общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором, монахом Киево - Печерского монастыря. Затем редактировалась Сильвестром и др. Содержит летописные своды XI в. и другие источники, где русская история увязывается со всемирной и славянской историей. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

ПОДТЕКСТ — внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

ПОЛИФОНИЯ — вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и Развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий.

ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусствах.

ПОП-АРТ — течение в авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций и претендующее на общедоступность и демократизм.

ПОП-КУЛЬТУРА — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-е годы ХХ в. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений.

ПОП-МУЗЫКА — понятие, охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательной эстрадной музыки.

ПОРТАЛ — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.

ПОРТРЕТ — изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

ПОРТРЕТИСТ — художник, специализирующийся в жанре портрета.

ПОСАД – торгово-ремесленное поселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (детинца, кремля).

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX — ХХ вв., возникших как реакция на импрессионизм; сохраняя чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты стремились, в отличие от импрессионистов, создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70 — 80-е годы ХХ в., во многом противоположное модернизму.

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ— день летнего солнцестояния, когда русские крестьяне разводили у реки огромные костры; девушки плели венки и бросали их в воду и вместе с юношами прыгали через огонь.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английская школа живописи середины XIX в., стремившаяся подражать итальянскому искусству Раннего Возрождения.

ПРИМИТИВИЗМ — в искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.

ПРИТЧА — назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории.

ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА – школа при церкви.

ПРОПИЛЕИ — монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в

архитектурный ансамбль, например, в древнегреческой архитектуре —

вход в Афинский акрополь.

ПРОТОРЕНЕССАНС — период истории итальянской культуры ХIII - начала XIV вв.

ПСАЛТЫРЬ — одна из книг Библии (Ветхий завет), состоящая из 150 псалмов.

ПЬЕДЕСТАЛ — подножие, основание памятника, статуи, колонны и т.п.

Р

РАКУРС — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета.

РАМАЗАН, РАМАДАН — девятый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост от восхода до захода солнца - уразу.

РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

РЕАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве во второй четверти XIX в., ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое выражение действительности, объясняющее характеры героев и обстоятельства в художественных произведениях социально- историческими условиями. Критический реализм отображал неблагополучные стороны российской жизни.

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ специфическая форма, вид общественного сознания. «Все, что есть,— все от Бога» —основной догмат религиозного сознания. На историю российского общества (особенно духовные процессы в нем) особый отпечаток наложило православие, которое пришло в Киевскую Русь из Византии Православие во многом определило мораль и нравственность русского народа, развивая у него такие качества, как солидарность, милосердие, ненасилие, трудолюбие и др. Оно активно влияло на живопись и архитектуру. Утверждало величие и авторитет Бога и раскрывало богатство духовного мира человека как сына Божьего. Ценности православного сознания всегда пронизывали собой и быт русского человека.

РЕЛЯТИВИЗМ — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

РЕНЕССАНС — эпоха Возрождения — общественно-политическое и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы в XIV - XVI вв., декларировала возвращение к античным идеалам и ценностям, породила жизнеутверждающее мировоззрение, замечательные образцы реалистического искусства.

РОКАЙЛЬ — 1) орнамент в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII в.; 2) то же, что рококо.

РОК-МУЗЫКА — музыкальное направление, возникшее во второй половине ХХ в. в результате синтеза европейских, африканских и латиноамериканских музыкальных традиций, а также ставшее основанием для возникновения молодежных субкультур

РОКОКО — стиль в архитектуре и декоративно м искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развивший во Франции при Людовике ХV; отличается изяществом форм, и причудливой асимметричной орнаментацией, духом интимности, комфорта и внимания к личному удобству.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль эпохи Средневековья (X- ХII вв.); отличается в архитектуре простотой, строгостью, монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.

POMAHTH3M — широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII- начале ХIХ вв.; романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственного классицизму. Основными чертами романтизма было: противопоставление личности и толпы, перенос действия произведений в далекие страны, к диким народам, стремление к фантастическому осмыслению действительности.

РОТОНДА — 1) в архитектуре круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом; 2) Длинная женская накидка без рукавов.

« РУССКАЯ ПРАВДА» — первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Имеются три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Списки XIII—XVIII вв. «Русская Правда» оказала влияние на последующее законодательство.

С

САКРАЛЬНОЕ — святое, священное, относящееся к религиозному культу. и ритуалу, противостоящее профанному, т.е. обыденному, обыкновенному.

САНСАРА — одно из основных понятий индийской религии и философии, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного).

САРКОФАГ — гроб, небольшая гробница из дерева, камня и других материалов, не редко украшенная росписью, скульптурой.

САТИРА — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

СВАРОГ — бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Даждьбога и Сварожича.

СВАРОЖИЧ — в славянской мифологии сын Сварога, бог земного огня.

СВЯТКИ — праздничные дни после Рождества Христова, когда в дни зимнего солнцестояния по всем домам гасили огни и путем трения торжественно добывали новый «живой огонь», от которого вновь возжигали печи, очаги и свечи. В новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — художественная культура в Нидерландах, Германии, Франции эпохи Возрождения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — 1) обращение государством церковной собственности в светскую; 2) освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — художественное течение в западноевропейском, русском, американском искусстве и литературе конца XVIII — начала XIX в., культивировавшее, в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника и т.д.), противопоставленного «испорченным аристократам», меланхолическую мечтательность, повышенную чувствительность.

СИМАРГЛ — в языческой мифологии славян бог почвы, корней растений, изображался в виде собаки.

СИМВОЛИЗМ — направление в литературе и искусстве конца ХIХ начала XX в. Родина символизма — Франция (поэты Бодлер, Верлен, Рембо). Символисты старались разглядеть в явлениях зримой реальности отражение высшего, неземного мира, стремились к совершенству художественной формы, уделяя внимание преимущественно художественному выражению посредством символов, неких намеков, на поисках скрытых реальностей, находящихся за пределами чувственного восприятия, ассоциативности и иносказательности, идее самоценности искусства. Зачинателями и теоретиками символизма в России были поэт В. Я. Брюсов и писатель Д. С. Мережковский. Ярчайшие представители этого направления — А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб, М. Врубель и др.

СИМФОНИЯ — высший род инструментальной музыки, главным образом, для симфонического оркестра, сформировался в XVIII в.

СИНКРЕТИЗМ — нерасчлененность, отражающая неразвитое состояние какого-либо явления, его изначальную целостность.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА — возникли в результате слияния прежде автономных видов искусства, на основе достижения научно- технического прогресса, СВИ относятся к группе пространственно-временных видов искусства.

СКАНЬ сложный узор из спаянных между собой завитков тонкой плоской или скрученной проволоки.

СКЕПТИЦИЗМ — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов (вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса и т.п.)

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (позже – АКАДЕМИЯ) – первое в России высшее учебное заведение (1687г.), основано братьями Лихудами.

СЛАВЯНОФИЛЫ — либеральное направление общественной мысли 40—50-х гг. XIX в. В противоположность западникам выступали за особый, отличительный от западноевропейского, самобытный путь развития России, основанный на крестьянской общине, единстве народа, православия и царизма. Требовали отмены крепостного права, некоторого ограничения самодержавия. Лидеры: братья И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков,Ю, Ф. Самарин и др.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — памятник древнерусской литературы конца XII в. о неудачном походе Новгород- Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться против внешнего врага. Опубликовано в 1800г. Оказало большое влияние на русскую культуру.

СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ.

СМЕХ, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА — культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности.

СОЦ-АРТ — направление в неформальном искусстве СССР в 70-е гг., в котором использовались знаки советской культуры, которые подвергались десакрализации с помощью иронического обыгрывания. Вершиной популярности этого направления стали годы перестройки, когда большая часть представителей соц-арта, включая основателей, выехала на Запад.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основная форма станковой живописи — картина, отделенная рамой от окружающей обстановки.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО религиозное направление, возникшее в результате церковного раскола в России в XVII в., стремилось сохранить церковные правила и консервативные устои жизни.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — устойчивое единство художественно- образных средств в определенный исторический период.

СТРИБОГ — в славянской мифологии бог воздушных стихий: ветра, бури и т. п.

«СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА» — направление в русской иконописи конца XVI — начала XVII вв., характеризующееся небольшими размерами иконы, миниатюрностью письма, сложностью композиции; цветовая гамма дополнена использованием золота и серебра. Большинство икон создано московскими царскими иконописцами. Произведения выполнялось, в основном, по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска. Представители — Прокопий Нирин («Никита Воин» 1593 г.), и др.

СУБЛИМАЦИЯ — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на культурное и художественное творчество.

СУННА — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммеде, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

СУННИЗМ — одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама, наряду с Кораном признает сунну источником веры..

СУПЕРМАТИЗМ — разновидность абстрактного искусства, созданная русским живописцем К.С. Малевичем в 1913 г. Характерно сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), позднее также «архитектонов» - наложенных на плоскость объемных форм.

СУФИЗМ — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII в. и отрицающее мусульманскую обрядность.

СЮЖЕТ — последовательность и связь описания событий в произведении

литературы; в изобразительном искусстве — предмет изображения.

СЮРРЕАЛИЗМ — модернистское направление в искусстве ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями.

Т

ТАБУ — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие,

поступок, нарушение которого карается сверхъестественными силами.

ТАЛАНТ — высокая степень творческой одаренности человека, выдающие-

ся врожденные качества, особые природные способности.

ТАШИЗМ — разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками, которая выражает бессознательную активность художника.

ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического сценического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяиственных игрищах, массовых народных обрядах.

«ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ» — составная часть охранительной политики правления Николая I, основой которой являлась формула, выдвинутая министром просвещения С. С. Уваровым в 1834 г., «православие, самодержавие, народность».

ТЕРЕМ в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

ТЕРМЫ — общественные бани в Древнем Риме, являвшиеся также местом для занятий спортом, собраний, увеселений.

ТЕРРАКОТА — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия, разновидность керамики.

ТОТЕМ — животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служила объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода.

ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и так называемых тотемами — видами животных и растений.

ТРАГЕДИЯ — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.

ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира.

ТРИПТИХ — — 1) складная икона с тремя створками трехстворчатый складень; 2) три картины, объединенные одной идеей, темой и сюжетом, произведение искусства из трех картин, рисованных рельефов, объединенных общей идеей или темой.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА — архитектурное сооружение с одним или несколькими пролетами для украшения улицы, дороги, площади; возникла в Древнем Риме для увековечения триумфа полководца, императора и т.д.

ТРОПТАРЬ — краткое церковное песнопение, посвященное празднику или святому.

ТРУБАДУРЫ — в средневековой культуре — провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

ТРУВЕРЫ — средневековые поэты-певцы северной Франции, культивировавшие жанр эпических песнопений.

ТРОИЦКО-СЕРГИЕВА ЛАВРА — мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в середине XIV в. (с 1744 — лавра). Один из самых почитаемых православных монастырей. В Троицком соборе монастыря покоятся мощи святого Сергия Радонежского. Под монашеским именем Боголеп в лавре похоронен Борис Годунов.

У

УВЕРТЮРА — оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т.п., а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — исторически обусловленная система категорий и способов осмысления мира.

УПАНИШАДЫ — заключительная часть вед, основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии.

УТИЛИТАРИЗМ — узкий практицизм, стремление извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии.

УРАЗА — тридцатидневный пост у мусульман в месяце рамазане, во время которого запрещено есть и пить от утренней до вечерней звезды.

Ф

ФАБЛИО — народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах.

ФАСАД — наружная сторона здания; в зависимости от того, куда он обращен, фасад может быть передним, задним и боковым.

ФЕТИШ — неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения.

ФЕТИШИЗМ — культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами; пережитки фетишизма — вера в амулеты, обереги, талисманы

ФОВИЗМ — переходное направление от постимпрессионизма к модернизму, отличавшееся ярким колоритом, декоративизмом, упрощением и огрублением форм.

ФИЛИГРАНЬ ювелирное изделие в виде сетки тонкой крученой проволоки.

ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни и т.д.).

ФОРМАЛИЗМ — искусствоведческое направление в XIX — ХХ вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры; совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (кубизм, футуризм, дадаизм и др.).

ФРЕСКА — живопись на сырой штукатурке водяными красками, одна из техник стенных росписей.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ — в скульптуре и живописи — построение человеческой фигуры, при котором обязательно обращение ее лицом к зрителю, в фас, с соблюдением симметрии в расположении частей тела.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ — направление в архитектуре 20 - 30-х гг. ХХ в., требовавшее обусловленности внешнего облика сооружения его конструкцией и внутренней планировкой. требующее соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам.

ФУТУРИЗМ (лат. — «будущее») — авангардистское точение в европейском (итальянском и русском) искусстве 10 - 20-х годов. ХХ в., Стремясь создать «искусство будущего» и новый язык, декларировал отрицание традиционной культуры (особенно ее моральных и художественных ценностей), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города). Представители - В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников и др.

Х





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 565 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.086 с)...