Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Викторианский роман



Викторианский роман.
Викторианский роман. Реалистический роман в Англии представлен творчеством двух крупнейших прозаиков, Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея. Это писатели-викторианцы, воплотившие в своих произведениях характерные черты викторианской литературы. Она названа по времени правления королевы Виктории (1837–1901 гг.), при которой английская культура приобрела ряд специфических буржуазных черт. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Утилитаризм превыше всего ставит принцип полезности, отождествляет счастье с материальным богатством, выгодой; бог утилитаризма — статистика, факты, а "бесполезное" искусство утилитаризм игнорирует, относится к нему с подозрением как к предмету духовной роскоши. Здесь утилитаристы смыкаются с евангелистами, популярной ветвью англиканской церкви. Евангелизм отличает недоверие к чувственной стороне жизни и природы человека, призыв к подавлению всех естественных начал, боязнь любых наслаждений, искусства в том числе. Собственно эстетическая функция искусства в глазах викторианцев не могла служить оправданием его существования; искусство и литература могли быть приемлемы лишь постольку, поскольку были полезны для совершенствования общества, то есть воспитательная, или уже — назидательная функция литературы, выходила на первый план. Общество, основанное на односторонних и приукрашенных представлениях о человеческой натуре, закрывшее глаза на реальную сложность, неоднозначность личности, обернулось обществом ханжеским, лицемерным, фальшивым.В викторианскую эпоху процветала двойная мораль: религиозность, сентиментальность и добрые намерения прекрасно уживались с проявлениями вопиющего социального неравенства и жестокости в личных отношениях. Представления о "хороших манерах", свойственные ограниченному среднему классу, то есть большинству читающей публики, повлияли на представления о литературных приличиях, и в XIX веке вольный дух английской литературы восемнадцатого века казался англичанам "неприличным", был наложен запрет на любые упоминания о теле и сексуальности. Благопристойность — непременное условие викторианской литературы.
Викторианский роман по сравнению с французским менее ясный, композиционно более рыхлый, стилистически более небрежный, более импровизационный, намного более дидактичный. средний, заурядный человек, не сжигаемый внутренними страстями, не бросающий вызов обществу, а желающий вписаться в существующее общественное устройство как можно более безболезненно. Поэтому, описывая процессы взросления и изменения личности, викторианские романисты чаще прибегали к жанровым образцам романа воспитания — это жанр по природе оптимистический, показывающий рост человека, обретение им жизненного опыта и места в жизни. Реалистический роман не сразу нашел способы и приемы для изображения остроты детских переживаний, отличий детского мировосприятия.Целую галерею детских образов создал,например,Чарлз Диккенс.

51. Реализм в европейской литературе XIX века.
1830 — 1870-е годы — одна из наиболее ярких страниц в истории мировой литературы. Это время самой высокой классики: период творческого взлета Стендаля, Бальзака, Диккенса, Теккерея и других писателей, произведения которых приобрели мировую известность. Объединяя в один ряд имена писателей разных стран, ученые исходят как из представлений о специфике национального развития литератур, так и из признания их общности.

Определение «всемирная литература» почти одновременно прозвучало в эстетических выступлениях Гете И.В. и Пушкина А.С. в 1830-е годы и как нельзя лучше охарактеризовало те явления, который происходили в области культуры.

В 20-40-е годы XIX века критический реализм формируется в литературах Европы и России. Стендаль,Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей — в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь — в русской, Гейне — в немецкой были его наиболее ранними представителями.

К концу XIX века в творчестве Твена и Джеймса реализм станет определять лицо литературного процесса США.

К концу XIX века критический реализм развивается не только в литературах Европы и Америки, но и в масштабах литературы всего мира. Типологически сходные условия, которые определяют всемирный масштаб критического реализма, в свою очередь определяются мировым развитием капиталистических отношений и присущих им противоречий.

История литературы XIX века представляет собой динамический комплекс явлений чрезвычайно разнообразных, эстетически богатых, нерасторжимо связанных между собой узами преемственности и развивающихся в общем русле исторического движения в сложном взаимодействии с другими искусствами, философско-эстетической мыслью и социально-утопическими идеями времени. Начало и конец столетия — это не только его хронологические рубежи, но понятия, насыщенные определенным содержанием в историко-литературном аспекте.

Периодизация литературного процесса XIX века обычно производится и учетом истории становления и развития двух основных литературных направлений — романтизма и реализма:

1) 1789 — 1830- е гг. — время зарождения и расцвета романтизма;

2) 1830- конец 1848-й гг. — период, когда наряду с романтизмом существует и все более набираетсилу реализм;

3) 1850- 1870-е гг. — развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений (в частности — натурализма).

В странах Европы становление романтизма, которым в значительной степени будут предопределены многие процессы дальнейшей литературной истории, приходится на первые десятилетия XIX века. 1820-е годы становятся кульминацией романтического движения в европейских странах, периодом максимального осознания романтиками своего единства. Но едва победа романтизма становится очевидной, как единство его приверженцев заметно ослабевает, в их движении появляются симптомы кризисного характера. В недрах романтизма зарождается новое литературное направление — критический реализм.

В разных европейских странах процесс смены романтизма реализмом проходил в разных хронологических рамках, и тем не менее рубеж начала 1830- годов в большей или меньшей степени оказался значимым для целого ряда национальных литератур.

В конечном итоге заметные сдвиги в литературном процессе — смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, — определялись вступлением буржуазно — капиталистической Европы в новую стадию развития. Июльская революция во Франции, свергнувшая с трона Карла X — последнего короля старшей ветви Бурбонов — положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Именно в 20-е годы появляются первые произведения Стендаля, Бальзака и Мериме. На рубеже 20 — 30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения — романы «Шуаны» и «Красное и черное» и уже в ближайшие годы становятся ведущими представителями европейского реализма.

Французский роман (прежде всего в творчестве Бальзака) в процессе художественно — эстетического анализа социальной сущности режима Июльской монархии, опираясь на достижения романтиков, приходит к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. В своем грандиозном творении «Человеческая комедия» Бальзак ставит задачу показать историю нравов современной Франции, то есть понятие историзма им актуализируется. Чтобы понять сущность буржуазного уклада современной монархии банкиров во Франции, Бальзак вполне закономерно связывает ее возникновение с истоками власти буржуазии, которую она получила в результате революции конца XVIII века.

Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневная современность в «Люсьене Левене» и «Красном и черном» в иной манере, чем у Бальзака, но, может быть, даже еще более органично увязывается с предшествующими этапами развития послереволюционной Франции.

Европейские революции 1848 — 1849-ого годов, охватившие почти все страны континента, стали важнейшей вехой общественно-политического процесса XIX века. События конца 40-х годов знаменовали окончательное размежевание классовых интересов буржуазии и пролетариата. Помимо непосредственных откликов на революции середины века в творчестве ряда революционных поэтов, общая идеологическая атмосфера отразилась и на дальнейшем развитии реализма (Диккенс, Теккерей, Флобер, Гейне).


52. Реализм в русской литературе XIX века.

К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных

принципов изображения действительности, утвердился реализм. И литература XIX в. становится движущей реальной силой во всей русской художественной культуре. Русскую культуру этого периода назвали впоследствии «золотым веком» искусства.

Основоположником русского реализма был объявлен Пушкин (это общеустановленный факт). Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникло направление, обозначенное как «натуральная школа». Творчество Гоголя в большей степени определило содержание и направление «натуральной школы». Гоголь явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например,

приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным

событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия. Недаром один из писателей произнес знаменитую фразу: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе. Новое направление предлагало темы, которые до этого не были признаны важными. Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных

сословий. К «натуральной школе» примыкали в той или иной степени Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др. Нужен был свой сборник, включающий произведения «натуральников», и в 1845 г. вышли две части сборника «Физиология Петербурга». С 1847 г. бывший пушкинский журнал

«Современник» становится «рупором» нового направления. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности. Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию. Главным в этом методе, как утверждают теоретики реализма, является типизация. Об этом точно сказал Л. Н. Толстой: «Задача художника... извлечь из действительности типичное... собрать идеи, факты, противоречия в динамический образ. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, и главным вопросом, получившим широкое освещение, был вопрос об отношениях человека и общества. В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 4317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...