Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Европейский реалистический роман



Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола — роману и фотографии — картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.

Это — обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни — и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы, которая вся — непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.

Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма; такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).

Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме — реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого — хотя бы и архинатуралистического — искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения — отсимфонии до арабески, от «Илиады» до «Шёпот, робкое дыханье», — которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».

Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма — натурализм Литература о Реализме — по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм.

РЕАЛИЗМ утверждается в 1830 — 1840-е

Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм

возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков.

Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко

критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство,

вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной

целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано

идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30— 40-е годы

создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший

95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери»,

«Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер - «Госпожа

Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл

«Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник

«Хроника времен Карла10» и др. В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс -

выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена»,

«Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в

романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри

Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки,

присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание

приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения,

норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»),

«Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от

лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших

сил», и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии»,

«Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской

среды. Новые формы искусства в европейской культуре 20 в. На рубеже 19-20 вв.

культурологи Шпенглер, Сорокин, Швейцер, Ортега и Гассет стали говорить о

кризисе культуры. На самом деле в кризисе находились экономика, политика,

социальные отношения и культура. Кризис: 1. За период с 1800-1914 гг. -

европейское население увеличилось в 2,5 раза. Ортегай и Гассет писал по этому

поводу: «Огромные толпы народу извергаются на поверхность с такой скоростью,

что не успевают пропитаться культурой». 2. Проведена четкая черта между

элитарной и массовой культурой. Элитарная культура - это глубокие

художественные произведения современности, чрезвычайно сложное современное

искусство, для воспитания которого нужна подготовка и немалые

интеллектуальные усилия. Пр: музыка Стравивского, живопись Пикассо, роман

«Уилис» Джойса. 3. «Техническая болезнь» - необходимость культуры отвечать на

вызов техники. Первые 20 лет 20 в. - «Прекрасная эпоха», вызванная успехами

науки и техники - автомобиль, аэроплан, радио, телефон, телеграф,

кинематограф... Новые формы - это попытка ответа на вызов 19 в. Бергсон

(философ того времени) в «Творческой революции» пишет: «Мы не можем понять

творчество. Разум искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум

обманывает. Нужен жизненный порыв». Сюрреализм (сюр- сверх) основывался на

интуитивизме Бегрсона, бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия)

Дильтея. Соеди-нение несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст.

Они считали, что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую реальность,

чтобы пробудить разум к сверхреальному. Кубизм - попытка выразить

художественные образы в различных кубических формах (Сезан, Пикассо). Это

форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же изображаемый предмет для них

иррационален, интросубъективен. Их не интересовал реальный мир, главное

форма. Абстракционизм - высвобождение от формы. Основатель - Кондинский 1910

г. (Мне не понравился). Экспрессионизм - выражение. Красочность,

контрастность. Бюфе, Джорж Руо «Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам (

везде очень темные краски). Сущ. течение «Синий всадник». Фовизм («дикий») -

стремление к стихийному выражению чувств. Нобизм - синтез литературного

символизма и декоративной обобщенности. Дадаизм («детский лепет») - возник в

Швейцарии, основоположник Траза. Выражает нечто наивное, первозданное. Поль

Элюар. Европейская литература 20 в.

44 Монодрама «Пигмалион» Ж.-Ж. Руссо и «интеллектуальная» драма «Пигмалион» Б.Шоу: специфика эпохи и жанра в интерпретации античного сюжета.

Миф

Пигмалион был царём острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона[2]. Этот миф, возможно, ввёл в литературу Неанф из Кизика[3]. Золотая Пигмалионова олива хранилась в Гадирах[4].

По одному из вариантов, жена родила от Пигмалиона сыновей Пафоса, КинираHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD"[5] и дочь МетармуHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD"[6]. СогласноОвидию, Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь Пигмалиона.

Имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках. Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион» (1762) назвал её Галатея. Это имя носила нереида из другого известного древнегреческого мифа, и оно часто встречалось в пасторальных произведениях XVIII века[





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...