Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ведущие стили средневековой архитектуры и изобразительного искусства



.Основными стилями были готический и романский.

Романский стиль Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII веках (один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:
Увеличение высоты храма, Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
, Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны, Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Романский стиль объединяет множество творений средневекового искусства десятого – двенадцатого столетий (некоторые историки и культурологи считают, что романский стиль стал развиваться ещё в шестом веке). Романский стиль был наиболее распространён в странах Западной Европы, однако романский стиль всё же называют общеевропейским, поскольку отдельные творения, выдержанные в романском стиле, есть и на востоке Европы. Романский стиль был назван именно так, потому что стиль впитал в себя многие черты искусства Римской Империи. Особенно повлияли на средневековую романскую архитектуру идеи Аврелия Августина.

Архитектура стала той областью, в которой романский стиль нашёл своё максимальное выражение. Впервые романский стиль назвали так в девятнадцатом веке, ввиду того, что архитектура Средневековья напоминала архитектуру Древнего Рима. Европейская архитектура Средневековья от архитектуры Древнего Рима, прежде всего, взяла полуциркульные арки и своды, а также общую концепцию зодчества.

Средневековье – мрачный период истории, и архитектура, которую определял романский стиль, полностью отвечала вызовам того времени. Поскольку религия в средневековье была основополагающим фактором практически в каждой сфере человеческой жизнедеятельности, архитектура Средневековья (романский стиль) наиболее ярко выражалась в культовых сооружениях. Соответственно романский стиль (романская архитектура) ярче всего выразился именно в храмах и монастырях. Хотя архитектуру большинства средневековых замков также определял романский стиль.

Христианская церковь проповедовала аскетический образ жизни, за который человек, по мнению теологов того времени, с лихвой получит вознаграждение уже в загробной жизни. Романский стиль (романская архитектура) соответствует принципу средневекового аскетизма. Архитектура романского стиля не предполагает излишеств. Массивные каменные сооружения с маленькими оконцами и возвышающимися над строением башнями – это романский стиль, это средневековая архитектура. Кроме соответствия принципу аскезы, такая архитектура средневековых сооружений имела крайне важную для того времени практическую составляющую.

Романский стиль (романская архитектура) также отвечал этим требованиям: толстые стены, маленькие окна и высокие башни (эти башни играли роль смотровых пунктов) – всё это делало любое строение отменной крепостью. Недаром храмы и монастыри, архитектура которых выдержана в романском стиле, в военное время успешно служили крепостями. Романская архитектура не отличается особым эстетизмом, однако романский стиль впечатляет своей масштабностью.

Архитектура средневекового замка зачастую предполагала четырёхугольную форму здания и высокие башни-бельведеры. Также романская архитектура характеризуется зубчатыми галереями между башнями. Архитектура монастыря, на творцов которого повлиял романский стиль, немногим отличается от крепостей. Архитектура романских монастырей и храмов массивна, мощна и прямолинейна. Архитектура храма предполагала украшения фресками и рельефами. Романский стиль увеличивает алтарную часть храма.

Архитектура Средневековья (романский стиль) нашла своё выражение в храмах, монастырях и замках.

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному.

Рождение готического стиля - пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу - содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, постоянно к нему обращается, но все же определяющим видом скульптуры является круглая скульптура.
Портал остается главным средоточием скульптурного убранства храма. Скульптура распространяется по всему фасаду, охватывает карнизы, овладевает аркбутанами, контрфорсами. Поле тимпана над дверями заполняется большими рельефными композициями. Бесчисленные мелкие фигуры и сцены размещаются на архивольтах, косяках дверей, цоколях, постаментах, кронштейнах. Фигуры, полуфигуры, головы украшают пяты арок, карнизы. Изобразительные формы придаются концам водостоков, проведенных по склонам аркбутанов (так называемые «гаргули»). Внутри готических соборов скульптура украшает стены круговых обходов хора («деамбулатории»).
Первые памятники скульптуры чисто готического стиля приходятся лишь на начало 13 столетия. Затем развитие совершается в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении этого столетия не только достигает полноты расцвета, но в некоторых отношениях и высшей своей ступени.

Средневековый эпос: классификация, сравнительная характеристика, место в мировой литературе (Старшая Эдда, Песнь о Нибелунгах, Сказание о Беовульфе, Песнь о Роланде, Песнь о моем Сиде).

В эпоху Средневековья христианская тематика нашла воплощение в клерикальной (церковной) литературе, существовавшей в различных жанрах: житиях святых, легендах, "видениях" загробного мира и т. д.

Один из ведущих жанров средневекового искусства - героические эпосы.

Эпос - героическое повествование, содержащее целостную картину народной жизни, описание жизни и подвигов героев-богатырей. Пафосом героического эпоса явилось стремление к национальному единству, прославлялся подвиг во имя родины и короля, символизирующего родину; выражался протест против феодального эгоизма, анархии и национального предательства. Французский героический эпос - один из самых значительных в Европе. Сохранилось до ста поэм XI-XIV веков, получивших название "песен о деяниях". Эти поэмы принято делить на три цикла:

• цикл короля Франции,

• цикл верного вассала,

• баронский цикл.

К первому циклу относится замечательный памятник средневекового эпоса - "Песнь о Роланде". Сюжетное ядро песни - действительные события VIII века: битва в Ронсевальском ущелье между франками и басками. В "Жизнеописании Карла Великого" упоминается в числе погибших имя знатного франка Хроуланда, ставшего прообразом Роланда в героической поэме.

"Песня о Роланде" выражает идею единства родины, возмущение моральным падением предателя. Поэма имела значение и как воплощение символической идеи - борьбы христиан с мусульманским миром, что было связано с подготовкой к крестовым походам.

Центральный герой испанского эпоса - Родриго Диас (Рой Диаз де Бивар), прозванный за доблесть Сидом (араб, sidi - господин). Самая крупная из эпических поэм названа его именем - "Песнь о моем Сиде". Он - воплощение народного нравственно-героического идеала. Это рыцарь, который всем обязан своей доблести и храбрости. Он прост и щедр, заботлив по отношению к дружине, пользуется любовью простых людей. Сид противопоставлен высокомерной и коварной феодальной знати.

Немецкий героический эпос формируется в XII-XIII веках, в период, когда идея национального единства приобретает особое значение. Крупнейшая поэма - "Песнь о Нибелунгах" (нибелунги - мифические карлики, хранители сокровищ). В поэме две части: первая повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, вторая - о мести его жены Кримхильды и трагическом финале кровавой распри (отражение исторических преданий об уничтожении гуннами бургундского государства).

"Песнь о Нибелунгах" стала источником драматических и музыкальных произведений немецкой художественной культуры. Композитор Вагнер в 40-е - 50-е годы XIX века создал оперную тетралогию: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов".





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1728 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...